Судья: Бабурина И.Н. Дело № 33а – 558/2020 (2а-2949/2019)
64RS0046-01-2019-003470-55
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 февраля 2020 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Чаплыгиной Т.В.,
судей Соболевой И.В., Шмидт Т.Е.,
при секретаре Кузнецовой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области к Морозову А. Г. о взыскании задолженности по уплате налога по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 12 по Саратовской области на решение Ленинского районного суда города Саратова от 27 сентября 2019 года, которым административные исковые требования частично удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Соболевой И.В., объяснения представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области Тренбак О.Н., поддержавшей доводы жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области ( далее - МРИ ФНС России № 12 по Саратовской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Морозова А.Г. задолженности по земельному налогу в сумме 102168 руб. 78 коп., в том числе по земельному налогу за 2015 год в размере 96850 руб., за 2016 год в размере 2532 руб., за 2017 год в размере 2532 руб. и пени по земельному налогу за 2015 – 2017 годы в размере 254 руб. 78 коп. за счет имущества налогоплательщика.
Решением Ленинского районного суда города Саратова от 27 сентября 2019 года, с учетом определения об исправлении описки от 31 октября 2019 года, с Морозова А.Г. в пользу Межрайонной ИФНС России № 12 по Саратовской области взыскана задолженность по земельному налогу в сумме 42472 руб. 59 коп., в том числе по земельному налогу за 2015 год в размере 37572 руб., за 2016 год в размере 2532 руб., за 2017 год в размере 2532 руб. и пени по земельному налогу за 2015 – 2017 годы в размере 106 руб. 59 коп. В удовлетворении остальной части требований – отказано. Также с Морозова А.Г. была взыскана в доход муниципального бюджета государственная пошлина в размере 1482 руб.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 12 по Саратовской области, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании земельного налога за 2015 год в размере 59278 руб., а также пени по земельному налогу в размере 148 руб. 19 коп. Указывает, что судом нарушены права административного истца, так как не были направлены возражения административного ответчика. Полагает, что нарушены нормы материального права в части начисления земельного налога за 2015 год.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела в апелляционной инстанции не просили. Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме согласно . статье 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Морозов А.Г. является собственником двух земельных участков:
- земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> дата регистрации права 03 марта 2011 года;
- земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес><адрес><адрес>, дата регистрации права 03 марта 2011 года.
Налоговым органом в адрес Морозова А.Г. в личном кабинете налогоплательщика были направлены налоговые уведомления об уплате транспортного и земельного налогов № 16956984 от 14 июля 2018 года и № 6049847 от 04 июля 2017 года (л.д. 22, 24).
По состоянию на 14 декабря 2018 года налогоплательщику выставлялось требование № 21515, в котором Морозову А.Г. в срок до 30 января 2019 года предлагалось уплатить налоговую задолженность в общей сумме 102168 руб. 78 коп.
06 марта 2019 года по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № 5 Ленинского района города Саратова выдан судебный приказ, который в связи с поступившими возражениями налогоплательщика отменен определением мирового судьи от 09 апреля 2019 года.
В связи с отменой судебного приказа о взыскании налоговой задолженности за 2015 - 2017 годы налоговый орган обратился в районный суд с настоящим административным исковым заявлением 28 июня 2019 года, что свидетельствует о соблюдении шестимесячного срока для обращения в суд, установленного статьей 48 НК РФ.
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии со статьей 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу с пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 НК РФ.
Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определение от 8 апреля 2010 года № 468-О).
В соответствии с абзацем 4 части 4 статьи 31 НК РФ в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о необходимости взыскания задолженности по уплате Морозовым А.Г. налога на земельные участки, является правильным.
Между тем удовлетворяя заявленные административные исковые требования в части, суд первой инстанции, исходил из того, что при определении суммы налога и размера его задолженности, на земельный участок с кадастровым номером №, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 397 НК РФ, за основу должна быть принята новая кадастровая стоимость земельного участка, которая была изменена с июня 2015 года.
С таким выводом судебная коллегия не соглашается, исходя из следующего.
Согласно пункту 7.1 статьи 396 НК РФ в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 настоящей статьи.
В силу пункта 7 статьи 396 НК РФ, если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Как указано в . пункте 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено этим . пунктом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.
Как следует из сообщения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» по Саратовской области от 28 августа 2019 года, с 10 июня 2015 года в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес><адрес><адрес>, были внесены в государственный реестр недвижимости изменения относительно вида разрешенного использования данного участка. В связи с чем была переопределена его кадастровая стоимость и с 7983562 руб. снизилась до 79866 руб. 99 коп. (л.д. 59-61).
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2013 года № 17-П и Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года № 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения (пункт 1 статьи 388 НК РФ). Налоговая база по земельному налогу - это кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; она определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 390 и пункт 1 статьи 391).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2014 года № 1555-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Производственная компания «Возрождение» на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 391 НК РФ», анализируя вопросы кадастровой оценки, отметил, что для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, перед кадастровой стоимостью земельных участков, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель. Однако при этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что государственная кадастровая оценка земель не лишена экономических оснований и установление кадастровой стоимости равной рыночной не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов кадастровой оценки.
С целью дальнейшего совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости положения пункта 1 статьи 391 НК РФ, предусматривавшие учет измененной в установленных процедурах кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщиком было подано соответствующее заявление, утратили силу с 1 января 2019 года в связи с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ), устранившего действовавшие ранее ограничения для применения измененной кадастровой стоимости имущества на прошлые налоговые периоды (подпункты «а», «б» пункта 4 статьи 2, часть 6 статьи 3 данного Федерального закона).
В силу части 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ новые правила действия в прошлых периодах измененной кадастровой стоимости имущества подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Такое правовое регулирование принято законодателем в рамках его дискреции в данной сфере и обеспечивает необходимый баланс частных и публичных интересов.
Кроме того, в определении от 9 февраля 2017 года № 212-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Казакова Николая Павловича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 391 НК РФ» Конституционный Суд выявил смысл положений пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно оспоренным положениям налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено данным пунктом. Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.
Конституционный Суд указал, что изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшего в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика.
Таким образом, судом первой инстанции неправильно был применен материальный закон, что привело к неправильному определению размера задолженности по земельному налогу, подлежащего взысканию в Морозова А.Г.
По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Су учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Исходя из установленных обстоятельств и соглашаясь с расчетом, представленным истцом, размер задолженности Морозова А.Г. по платежам по земельному налогу составляет за 2015 год - 96850 руб. за 2016 год – 2532 руб., за 2017 год – 2532 руб. и пени за период с 2015 по 2017 годы – 254 руб. 78 коп., а всего 102168 руб. 78 коп.
В силу пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, части 1 статьи 114 КАС РФ также подлежит изменению размер взыскиваемой с Морозова А.Г. государственной пошлины, который составит 3243 руб. 38 коп. (102168 руб. 78 коп. – 100 000 руб. х 2% + 3200 руб.).
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Саратова от 27 сентября 2019 года отменить.
Принять по административному делу новое решение.
Взыскать с Морозова А.Г. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Саратовской области задолженность по земельному налогу за 2015 год в размере 96850 руб., за 2016 год в размере 2532 руб., за 2017 год в размере 2532 руб., пени по земельному налогу за период с 2015 по 2017 годы в размере 254 руб. 78 коп., а всего 102168 (сто две тысячи сто шестьдесят восемь) руб. 78 коп. за счет имущества налогоплательщика.
Взыскать с Морозова А.Г. в доход муниципального бюджета государственную пошлину в размере 3243 (три тысячи двести сорок три) руб. 38 коп.
Председательствующий:
Судьи: