ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-294/20 от 22.09.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11a-9711/2020 Судья: Ахлюстина Е.М.

Дело № 2а-294/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 сентября 2020 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Смолина А.А.,

судей: Магденко А.В., Абдрахмановой Э.Г.,

при секретаре Ахмировой А.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Вишневогорские коммунальные сети» на решение Каслинского городского суда Челябинской области от 05 июня 2020 года по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Вишневогорские коммунальные сети» к администрации Каслинского муниципального района о признании недействующим постановления в части,

Заслушав доклад судьи Магденко А.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, мнение участников процесса, прокурора Соколову Н.Ф.,

установила:

общество с ограниченной ответственностью «Вишневогорские коммунальные сети» (далее ООО «ВКС») обратилось с иском к администрации Каслинского муниципального района о признании недействующим пункт 1.1 постановления администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в части отмены постановления администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ с даты принятия как не соответствующее статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

В обоснование иска указано на то, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Вишневогорского городского поселения, ООО «ВКС» и Челябинской областью в лице Губернатора заключено трехсторонне концессионное соглашение о создании, реконструкции, ремонте и эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения Вишневогорского городского поселения. В силу вышеуказанного соглашения ООО «ВКС» обязалось за своей счет содержать и использовать централизованную систему холодного водоснабжения и водоотведения, администрация Вишневогорского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ передала ООО «ВКС» права владения и пользования на объекты водоснабжения. ООО «ВКС» с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность по подаче холодного водоснабжения и водоотведению суточных вод. Постановлением администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета Каслинского муниципального района ресурсоснабжающим организациям оказывающим жилищно-коммунальные услуги в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с применением регулируемых тарифов при поставке ресурсов и оказании жилищно-коммунальных услуг. Пунктом 2.1 Порядка установлено, что субсидия предоставляется организациям соответствующим следующим критериям: зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Каслинского муниципального района (подпункт 1); эксплуатирующим объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, являющихся муниципальной собственностью (подпункт 2); оказывающим жилищно-коммунальные услуги на территории Каслинского муниципального района (подпункт 3). ООО «ВКС» имело право на получение субсидии в целях возмещения недополученных доходов, как организация, эксплуатирующая объекты водоснабжения, водоотведения, являющихся муниципальной собственностью и оказывающая жилищно-коммунальные услуги на территории Каслинского муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ ООО «ВКС» обратился в администрацию Каслинского муниципального района с заявкой на получение субсидии в сумме 14 299 640 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация Каслинского муниципального района отказала в предоставлении субсидии в связи с тем, что постановлением администрации Каслинского района от ДД.ММ.ГГГГ Порядок предоставления субсидий, утвержденный Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу. Иного постановления, регулирующего порядок предоставления субсидий во исполнение статьи 78 Бюджетного кодекса РФ администрацией Каслинского района не принято. Вышеуказанное постановление опубликовано на официальном сайте администрации Каслинского муниципального района. Принятый нормативный акт – постановление от ДД.ММ.ГГГГ о признании утратившим силу постановления повлек невозможность получения административным истцом законно установленной субсидии и противоречит статье 78 Бюджетного кодекса РФ. Кроме того, повлекло нарушение прав на получение субсидии в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением регулируемых тарифов при поставке ресурсов и оказании жилищно-коммунальных услуг, привело к невозможности своевременной оплаты истцом расходов за электроэнергию, возникла задолженность по заработной плате и в дальнейшем может привести к банкротству общества.

Решением Каслинского городского суда Челябинской области от 05 июня 2020 года в удовлетворении требований ООО «ВКС» отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца ООО «ВКС» - ФИО1 просит решение Каслинского городского суда Челябинской области от 05 июня 2020 года отменить, вынести новое об удовлетворении требований.

В обоснование доводов жалобы указано на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела, нарушены нормы материального и процессуального права. Ссылаясь на подпункты 1, 3 части 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ указывает на то, что суд первой инстанции не дал оценку доводам административного истца, о нарушении оспариваемым нормативным актом его законных интересов. Суд проверил полномочия органа, издавшего нормативный акт, процедуру принятия и опубликования, и оценив материалы дела и пришел к выводу об отсутствие нарушений при издании нормативного акта. Вместе с тем, главный довод административного истца о нарушении его законных прав судом остался без оценки. В качестве возражений на доводы истца, ответчик указал на отсутствие у последнего денежных средств, необходимых на компенсацию недополученных доходов, что послужило основанием для отменены Постановления . Однако, в судебном заседании в суде первой инстанции было установлено о возможности предоставления субсидии организациям, оказывающим услуги по производству теплоэнергии, что ставит в неравное положение иные организации.

Представитель административного истца ООО «ВКС» - ФИО1 в суде апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель административного ответчика в суд апелляционной инстанции при надлежащем извещении не явился.

Прокурор Соколова Н.Ф. полагала решение законным, не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подпункту 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) за представительным органом местного самоуправления закреплена исключительная компетенция по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе бюджетными средствами.

Пунктом 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими соответствующий муниципальный правовой акт.

На основании положений статьи 47 Федеральный закон № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «ВКС» с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность по подаче холодного водоснабжения и водоотведения сточных вод на территории Вишневогорского городского поселения Каслинского муниципального района.

Постановлением администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Каслинского муниципального района ресурсоснабжающим организациям и организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги в целях возмещения недополученных доходов и(или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с применением регулируемых тарифов при поставке ресурсов и оказании жилищно-коммунальных услуг (далее Порядок). Постановление вынесено в соответствие с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 01 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 06 сентября 2016 года № 887 (редакции от 18 мая 2017 года) «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателем, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг».

Согласно пункту 1.1 Порядка, он разработан в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федерального закона от 01 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Каслинского муниципального района и определяет критерии отбора организаций, имеющих право на получение субсидии, цели, условия и порядок предоставления субсидии из бюджета Каслинского муниципального района, а также порядок возврата субсидии в бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.

Согласно пункту 1.2 Порядка, субсидия предоставляется организациям, соответствующим следующим критериям: 1) зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Каслинского муниципального района; 2) эксплуатирующим объекты тепло-, водоснабжения, водоотведения, являющихся муниципальной собственностью; 3) оказывающим жилищно-коммунальные услуги на территории Каслинского муниципального района.

Постановление администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в периодическом печатном издании Каслинского муниципального района – газете «Красное знамя» от ДД.ММ.ГГГГ (11482).

Согласно статье 34 Устава Каслинского муниципального района официальным опубликованием постановлений, изданных в пределах полномочий главы Каслинского муниципального района считается первая публикация полного текста в средстве массовой информации, в котором администрация района является учредителем (соучредителем) (изменения внесены решением Собрания депутатов Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Устав Каслинского муниципального района»). Зарегистрировано в Минюсте ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Собрания депутатов Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утверждено средство массовой информации – периодическое печатное издание «Периодический сборник «Официальный вестник Каслинского муниципального района в том числе для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальным правовых актов по вопросам местного значения и иной официальной информации, опубликовано в газете «Красное знамя» от ДД.ММ.ГГГГ (11525).

Постановлением администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения и дополнения в Порядок из бюджета Каслинского муниципального района ресурсоснабжающим организациям и организациям оказывающим жилищно-коммунальные услуги в целях возмещения недополученных доходов и(или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с применением регулируемых тарифов при поставке ресурсов и оказании жилищно-коммунальных услуг», в частности раздел 1 дополнен пунктом 1.3, предусматривающий условия предоставления субсидии: субсидии предоставляются в пределах финансовых средств, предусмотренных в бюджете Каслинского муниципального района на соответствующий год, в случае отсутствия финансовых средства в бюджете Каслинского муниципального района на указанные цели субсидии не предоставляются, субсидия предоставляется организациям, эксплуатирующим объекты тепло-, водоснабжения, водоотведения, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования «Каслинский муниципальный район», за исключением объектов, эксплуатируемых на основании Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Постановление опубликовано в «Периодическом сборнике «Официальный вестник Каслинского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ.

Пункт 1.1 Постановления администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу постановления администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ» вынесенного в целях приведения нормативных правовых администрации Каслинского муниципального района в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и органов местного самоуправления Каслинского муниципального района признано утратившим силу постановление администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Порядка. Постановление администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в «Периодическом сборнике «Официальный вестник Каслинского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ.

ООО «ВКС» ДД.ММ.ГГГГ обратилось в администрацию Каслинского муниципального района с заявкой на получение субсидии в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализации) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, финансового обеспечения их деятельности, связанной решением вопросов местного значения.

Администрацией Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ВКС» отказано в предоставлении субсидии, ввиду отмены Порядка, утвержденного постановлением администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец ООО «ВКС» считает, что принятый нормативный акт администрации Каслинского муниципального района - Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о признании утратившим силу постановления от ДД.ММ.ГГГГ противоречит положениям статьи 78 Бюджетного кодекса РФ. Нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у администрации Каслинского муниципального района на его принятия, а так же по порядку его опубликования.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативно-правовой акт был принят уполномоченным органом - администрацией Каслинского муниципального района в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением требований, предъявляемых к порядку его принятия, правил введения в действие и опубликования.

Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» обсуждать целесообразность принятия нормативного акта, об отмене которого просит административный истец, суд не вправе.

Оценив представленные в суд доказательства, соотнеся их с нормами права, регламентирующими спорные правоотношения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Утверждение в апелляционной жалобе заявителя о том, что судом перовой инстанции не проверялись доводы административного истца о нарушении его прав оспариваемым нормативным правовым актом, не влечет отмену судебного решения.

Принятие административным ответчиком Постановления от ДД.ММ.ГГГГ о признании утратившим силу постановления от ДД.ММ.ГГГГ, не может рассматриваться как нарушающее права административного истца в понимании положений статьи 78 Бюджетного кодекса РФ. При отсутствии в бюджете заложенных расходов на предоставлении вышеуказанной субсидии, возможность ее предоставления административному истцу отсутствовала. Нарушений прав и законных интересов административного истца, неопределенного круга лиц не допущено. При этом истец не лишен возможности по вопросу возмещения затрат, понесенных при исполнении им концессионного соглашения, избрать иной способ защиты права.

Установив, что постановление в оспариваемой части не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает, суд первой инстанции правомерно принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ООО «ВКС».

При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности, судебная коллегия полагает, что доводы административного истца о том, что оспариваемым нормативным актом нарушены законные права административного истца и неопределенного круга основаны на неверном толковании действующего законодательства, нормативных правовых актов, не могут служить основанием для признания нормативного правового акта в его оспариваемой части недействующим.

Ссылка в апелляционной жалобе о том, что отменяя право на обращение с заявлением о предоставлении субсидии в целях получения недополученного дохода, установленного Порядком и закрепляя право на получение аналогичной субсидии транспортными и теплоснабжающими организациями, административный ответчик поставил хозяйствующие субъекты в неравное положение, что запрещено действующим законодательством, несостоятельна, поскольку правового значения для рассмотрения настоящего административного дела не имеет, так как предметом требований являются не положения Порядка, установившие такие условия, а напротив постановление, на основании которого Порядок утратил силу.

Само по себе несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не может считаться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

При изложенных обстоятельствах, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила

Решение Каслинского городского суда Челябинской области от 05 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Вишневогорские коммунальные сети» - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи