Судья Вычегжанин Р.В. Дело № 33а-4566/2023(2а-2962/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Киров «07» сентября 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего Стексова В.И.,
судей Степановой Е.А., Моисеева К.В.
при секретаре Ермаковой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению Кировского транспортного прокурора на решение Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 06.06.2023 г., которым административное исковое заявление Кировского транспортного прокурора оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Моисеева К.В., судебная коллегия
установила:
Кировский транспортный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации к ГУ МЧС России по Кировской области о возложении обязанности исключить из реестра маломерных судов судно «<данные изъяты>» (регистрационный номер судна <данные изъяты>). В обоснование заявления указав, что при проведении проверки исполнения законодательства в сфере регистрации маломерных судов установлено, что в реестре маломерных судов числится судно «<данные изъяты>» (регистрационный номер судна <данные изъяты>) имеющее массу менее 200 кг и мощность двигателя менее 8 киловатт, которое в соответствии с п. 1 ст. 16, п. 2 ст. 17 КВВТ РФ не подлежит государственной регистрации и включению в соответствующий реестр.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционном представлении Кировский транспортный прокурор приводя доводы, аналогичные изложенным в суде первой инстанции, и оспаривая выводы суда, ставит вопрос об отмене решения суда.
В возражениях на апелляционное представление ГУ МЧС России по Кировской области указало на законность и обоснованность постановленного судом решения, отсутствие оснований для удовлетворения апелляционного представления.
Выслушав помощника транспортного прокурора О., поддержавшую доводы и требования апелляционного представления, представителя ГУ МЧС России по Кировской области – З., полагавшую апелляционное представление не подлежащим удовлетворению, изучив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в реестре маломерных судов числится судно «<данные изъяты>» (регистрационный номер судна <данные изъяты>) имеющее массу менее 200 кг и мощность двигателя 2,57 киловатт, зарегистрированное Центром государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по Кировской области 08.07.2011 г.
Собственником данного судна является Б.
09.12.2021 г. Центром государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по Кировской области в адрес Б. направлено уведомление о необходимости исключения судна из реестра маломерных судов, как не подлежащего государственной регистрации в связи с изменением законодательства в данной области.
На момент рассмотрения данного административного дела собственник судна Б. в Центр государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по Кировской области с заявлением об исключении из реестра принадлежащего ему судна «<данные изъяты>» (регистрационный номер судна <данные изъяты>) не обращался.
Указанное судно было зарегистрировано Центром государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по Кировской области на основании требований Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных приказом МЧС РФ от 29.06.2005 г. № 500, пункт 2 которых устанавливал, что государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам, в числе прочих, самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности.
Федеральным законом от 23.04.2012 г. № 36-ФЗ, вступившим в силу 25.05.2012 г., статья 16 КВВТ РФ дополнена пунктом 1.1. закрепившим, что не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно.
Согласно п. 17 Правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных приказом МЧС России от 01.06.2021 г. № 355, исключение маломерного судна из Реестра осуществляется подразделением ГИМС МЧС России по заявлению собственников либо уполномоченного ими лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень оснований исключения судна из реестра, решение о котором принимается органом, осуществляющим государственную регистрацию судна, без заявления собственника судна, закреплен ч. 1 ст. 21 КВВТ РФ и предусматривает такие основания как: гибель судна, конструктивная гибель судна или пропажа его без вести; судно перестало соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса; в отношении судна вступило в законную силу судебное решение о принудительной продаже судна; судно утратило качества судна в результате перестройки или других изменений.
Изложенное свидетельствует о том, что исключение судна из реестра по основанию на котором транспортный прокурор основывает свое требование возможно в соответствии с требованиями действующего законодательства исключительно на основании волеизъявления собственника судна, с которым он в рассматриваемом случае не обращался.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ признание незаконными решений, действий (бездействия) органа, должностного лица и возложение обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, возможно только при несоответствии обжалуемых решений, действий (бездействия) нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие со стороны административного ответчика бездействия, выраженного в неисполнении требований законодательства в области регистрации судов, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требование транспортного прокурора о возложении на административного ответчика обязанности исключить спорное судно из реестра нельзя признать обоснованным.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти
Таким образом, цели прокурорского надзора заключаются в выявлении фактов нарушения законов со стороны органов исполнительной власти.
Между тем, судебная коллегия отмечает, что обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, транспортный прокурор не обосновал в чем именно выразилось нарушение интересов Российской Федерации со стороны ГУ МЧС России по Кировской области и какие негативные последствия для Российской Федерации влечет сам по себе факт нахождения в реестре маломерных судов спорного судна.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционного представления, полагая решение суда первой инстанции основанным на правильно установленных обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, постановленном при соблюдении требований процессуального законодательства.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 06.06.2023 г. оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 08.09.2023 г.
Председательствующий:
Судьи: