ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-296/20 от 10.09.2020 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

33а-4297/2020

(2а-296/2020 ~ M-239/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород 10 сентября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Наумовой И.В.

судей Маликовой М.А., Фомина И.Н.

при секретаре Рыбцовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО16 к администрации муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области о признании незаконным решения комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства об исключении из списка участников основного мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, обязании восстановить в сводном списке участников и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты

по апелляционной жалобе администрации муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области

на решение Прохоровского районного суда Белгородской области от 9 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Наумовой И.В., объяснения представителя административного ответчика – администрации муниципального района «Прохоровский район» - ФИО3 (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, административных истцов – ФИО2, ФИО1, их представителя – ФИО4 (на основании письменного ходатайства), возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1, ФИО2, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО22 обратились в суд с административным иском, в котором просили признать незаконным решение комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства при администрации Прохоровского района об исключении семьи из списка участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; обязать администрацию Прохоровского восстановить в сводном списке молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; обязать административного ответчика выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что их семья была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы в целях получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

На основании постановления Правительства Белгородской области от 18 ноября 2019 год №487-пп после рождения третьего ребенка семья получила единовременную субсидию на улучшение жилищных условий за счёт средств областного бюджета в размере 300000 рублей, в связи с чем исключена из списка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на получение социальной платы на приобретение (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета.

Административные истцы считают, что незаконно исключены из списка, поскольку нуждаемость их семьи в жилье не отпала, получение из областного бюджета единовременной субсидии в размере 300 000 рублей предусмотрено Постановлением Правительства Белгородской области в рамках реализации регионального проекта «Большая Белгородская семья» национального проекта «Демография» в связи с рождением третьего ребенка в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года.

Решением суда административный иск удовлетворен частично.

Признано незаконным решение комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства при администрации муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области от 12 марта 2020 года об исключении из списка участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

На администрацию муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области возложена обязанность восстановить в сводном списке молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по состоянию на день принятия решения об исключении семьи Л-вых из списка комиссией по контролю за соблюдением жилищного законодательства при администрации муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области от 12 марта 2020 года под номером 21.

В удовлетворении иска ФИО1, ФИО2, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО17 к администрации муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области в части обязания выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома суд отказал.

В апелляционной жалобе администрация муниципального района «Прохоровский район» просит отменить решение суда в части возложения обязанности на административного ответчика восстановить Л-вых в сводном списке молодых семей участников основного мероприятия как постановленное при неправильном применении норм материального права.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Статья 7 Конституции Российская Федерация провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты со стороны государства (ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации).

В частности, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Нормы жилищного законодательства не должны противоречить Жилищному кодексу Российской Федерации

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы. В ее состав включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).

Одним из основных принципов реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.

Судом установлено, что молодая семья Л-вых состоит из супругов ФИО2, ФИО1 и их детей - ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-11).

По решению комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства администрации муниципального района «Прохоровский район» от 21 апреля 2017 года, на основании постановления администрации муниципального района «Прохоровский район» от 24 апреля 2017 года семья Л-вых в составе из четырех человек была признана нуждающейся в жилом помещении и включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2015-2020» как молодая семья (л.д.40-42).

ДД.ММ.ГГГГ в семье родился третий ребенок – ФИО21

Постановлением администрации муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области от 27 марта 2019 года на основании решения комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства администрации муниципального района «Прохоровский район» от 1 марта 2019 года подтверждена нуждаемость молодой семьи Л-вых из пяти человек в жилом помещении и семья включена в список молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году (л.д.34-36).

Согласно сводному списку молодых семей – участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по состоянию на 1 октября 2019 года Л-вы состояли в списке под номером 21 (л.д.12-13).

Собственного жилья Л-вы не имеют, проживают на съемной квартире, оставаясь зарегистрированными по месту жительства родителей ФИО1 <адрес>л.д.65-67).

Постановлением Правительства Белгородской области от 18 ноября 2019 года №487-пп утвержден Порядок предоставления единовременно субсидии на улучшение жилищных условий отдельных категорий семей, имеющих детей, согласно которому право на предоставление субсидии на улучшение жилищных условий имеет один из родителей, имеющий гражданство Российской Федерации, наличие регистрации на территории Белгородской области, при рождении у него третьего или последующего ребенка в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года при совместном проживании (пункт 2 названного Порядка)

Согласно информации ГУП «Белгородский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» от 10 марта 2020 года и Департамента строительства и транспорта Белгородской области от 11 марта 2020 года Л-вы получили единовременную субсидию, предусмотренную вышеуказанным Постановлением Правительства Белгородской области, в размере 300 000 рублей (л.д.29, 30).

В связи с этим решением комиссии по контролю за соблюдением жилищного законодательства администрации муниципального района «Прохоровский район» от 12 марта 2020 года семья была исключена из участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с п.41 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области №410-пп от 10 ноября 2014 года (л.д.32-33).

В письме, адресованном ФИО2, администрация муниципального района «Прохоровский район» сообщила, что в связи с получением единовременной субсидии, семья утратила право на участие в мероприятии по основанию, определенному в подпункте «г» пункта 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 (л.д.31).

Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что полученная Л-выми дополнительная социальная выплата в связи с рождением третьего ребенка в рамках реализации регионального проекта «Большая Белгородская семья» национального проекта» Демография» и социальная выплата, предусмотренная в государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», на которую претендуют административные истцы, имеют различный характер, не аналогичны по своей правовой природе. По мнению суда, получение дополнительной субсидии в связи с рождением третьего ребенка не умаляет право на предоставление социальной выплаты в рамках целевой государственной программы и не является основанием исключения семьи Л-вых из участников данной программы.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.

Согласно Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительств) жилья и их использования в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» критериями участия в ней, и соответственно, условиями получения социальной выплаты являются возраст супругов, признание семьи нуждающейся в жилом помещении и наличие у семьи определенного дохода (пункт 6 Правил).

В отличие от вышеуказанного, Порядок предоставления единовременной субсидии на улучшение жилищных условий отдельным категориям семей, имеющих детей, утвержденный постановлением Правительства Белгородской области от 18 ноября 2019 года №487-пп, устанавливает право на предоставление такой субсидии при наличии у одного из родителей гражданства Российской Федерации, регистрации на территории Белгородской области, при рождении у него третьего или последующего ребенка в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2012 года.

Таким образом, критерием участия семьи в областной программе является не нуждаемость в улучшении жилищных условий, в отличие от федеральной программы, а рождение третьего или последующего ребенка. Как следует из преамбулы, Порядок принят в рамках реализации регионального проекта «Большая Белгородская семья» национального проекта «Демография», следовательно, субсидия является дополнительной мерой поддержки многодетных семей.

Поскольку основанием для включения молодой семьи Л-вых в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 года явилось признание этой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, то и снятие семьи с данного учета предполагало отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Вопреки доводу апелляционной жалобы, основания, предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, для снятия семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствуют.

Доказательства, свидетельствующие, что в связи с получением из областного бюджета субсидии в размере 300000 рублей нуждаемость в жилье семьи Л-вых отпала, административный ответчик в соответствии с требованиями ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представил.

Получение же многодетной семьей субсидии в рамках региональной программы, обусловленной рождением третьего ребенка, не может уменьшать объем прав этой семьи на улучшение жилищных условий в рамках федеральной программы, критерием участия в которой является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.

Согласно пункту 3 Порядка предоставления единовременной субсидии на улучшение жилищных условий отдельным категориям семей, имеющих детей, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 18 ноября 2019 года №487-пп, субсидия устанавливается за рождение третьего или последующего ребенка и может быть направлена:

- на погашение полностью либо частично остатка неисполненных обязательств по договору займа (основного долга и начисленных процентов за пользование займом), заключенному с ГУП «Фонд поддержки ИЖС» в целях строительства или реконструкции жилого дома.

- на компенсацию затрат на строительство: фундамента жилого дома после его завершения в соответствии с договором купли-продажи, заключенным с АО «БИЕС» в период с 1 января 2019 года; жилого дома в соответствии с договором купли-продажи, заключенным с АО «БИК» в период с 1 января 2015 года.

Таким образом, выплата семье 300000 рублей была направлена не на цели приобретения или получения жилья, а производилась в иных целях и за счет средств другого бюджета. Следовательно, после получения субсидии, нуждаемость семьи Л-вых в улучшении жилищных условий не прекратилась.

В силу п. 2 Правил социальные выплаты используются:

а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения эконом-класса на первичном рынке жилья);

б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома (далее - договор строительного подряда);

в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив);

г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома;

д) для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения эконом-класса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации;

е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам;

ж) для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, путем внесения соответствующих средств на счет эскроу.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и вышеназванные Правила не предусматривают выплату субсидии из регионального бюджета в связи с рождением третьего ребенка взамен социальной выплаты, использование которой предусмотрено на иные цели.

Ссылка в апелляционной жалобе на пункт 9 Правил, согласно которому улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз, не имеет отношения к данной конкретной спорной ситуации.

По мнению судебной коллегии, указанная норма указывает на недопустимость неоднократного получения и использования социальных выплат на приобретение (строительство) жилья.

В данном же случае мер социальной поддержки в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, молодая многодетная семья Л-вых не получила.

Подпункт «г» пункта 22 Правил предоставления молодых семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», на основании которого семья Л-вых признана административным ответчиком утратившей право на участие в ведомственной целевой программе, предусматривает в качестве основания для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия целевой программы ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, а также мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Семья Л-вых на момент получения социальной выплаты из бюджета Белгородской области в рамках регионального проекта «Большая Белгородская семья» уже была включена в число участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050. Поэтому решение административного ответчика, основанное на применении подпункта «г» пункта 22 вышеназванного нормативного акта, неправомерно, противоречит буквальному толкованию данной нормы.

Приказом Минстроя России от 29 июня 2020 года №351/пр средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Белгородской области на Ш квартал 2020 года установлена в размере 45919 рублей.

Таким образом, полученная истцами выплата из средств областного бюджета, очевидно неравноценна по размеру социальной выплате, рассчитанной в соответствии с пунктами 10-17 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительств) жилья и их использования, а потому ее получение не является основанием для снятия семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключения из состава участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 №1050.

Выплата субсидии из регионального бюджета, размер которой ниже размера социальной выплаты в рамках федеральной целевой программы «Жилище», не обеспечивает соблюдение конституционного принципа равенства прав граждан, находящихся в одинаковых условиях. В силу такого принципа, закрепленного в ст. ст. 1, 2, 7, 15, 17 - 19, 40 Конституции Российской Федерации, не должны создаваться различия между семьями с тремя и более детьми, получившими субсидию из регионального бюджета и такими же семьями, получившими социальную выплату в большем размере из средств федерального бюджета.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в объеме прав граждан допустимы только в том случае, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления от 24 мая 2001 года №8-П, от 3 июня 2004 года №11-П, от 15 июня 2006 года №6-П, от 5 апреля 2007 года №5-П, от 10 ноября 2009 года №17-П и от 24 октября 2012 года №23-П; определения от 4 декабря 2003 года №415-О, от 27 июня 2005 года №231-О и от 1 декабря 2005 года №428-О).

Все приведенные в жалобе доводы ответчика являлись предметом исследования и оценки суда, выводов суда не опровергают, выражают несогласие с выводами и оценкой суда установленных обстоятельств. Между тем, несогласие стороны с оценкой суда не может повлечь отмены состоявшегося решения.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Прохоровского районного суда Белгородской области от 9 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через Прохоровский районный суд Белгородской области.

Председательствующий –

Судьи –