ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2980/2021 от 02.02.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции дело № 2а-2980/2021

Дело № 33а- 357/2022 (33а-8926/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 2 февраля 2022 года.

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Казариковой О.В.,

судей: Савченко Е.А., Карбовского С.Р.

при секретаре: Безуглой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Хабаровске 28 января 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Савостикова А.В. к Министерству обороны Российской Федерации, департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Росжилкомплекс», ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России об обязании установить индивидуальные приборы учета,

по апелляционной жалобе ФГАУ «Росжилкомплекс» на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 30 июня 2021 года.

Заслушав доклад судьи Савченко Е.А., объяснения представителей ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» Красинской Ю.Г., Минобороны России Ефремова Д.В., ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России Заверяева А.Н., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛ:

Савостиков А.В. обратился в Хабаровский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением об обязании установить индивидуальные приборы учета.

В обоснование своих требований указал, что проживает в служебной квартире, расположенной по адресу: <адрес> на основании договора найма служебного жилого помещения от 24 апреля 2006 года №131. Указанное жилое помещение не оборудовано приборами индивидуального учета тепловой и газовой энергии.

Определением судьи Хабаровского гарнизонного военного суда от 24 марта 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации.

Определением судьи Хабаровского гарнизонного военного суда от 5 апреля 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России.

Определением судьи Хабаровского гарнизонного военного суда от 9 апреля 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России (далее - ФГАУ «Росжилкомплекс»).

Определением Хабаровского гарнизонного военного суда от 16 апреля 2021 года вышеуказанное административное дело передано для рассмотрения по существу в Центральный районный суд г. Хабаровска.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 30 июня 2021 года административный иск Савостикова А.В. удовлетворен частично. На ФГАУ «Росжилкомплекс» возложена обязанность установить индивидуальные приборы учета в квартире по адресу: <адрес>. В удовлетворении требований Савостикова А.В. к Минобороны России, ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России, департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации отказано.

В апелляционной жалобе ФГАУ «Росжилкомплекс» ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного постановления и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование своей позиции административный ответчик указал, что спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России. Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации №583 от 6 ноября 2020 №583, ФГАУ «Росжилкомплекс» осуществляет обеспечение функционирования единой системы управления и распоряжения жилищным фондом закрепленным за ФГКУ «Росжилкомплекс». Полагают, что оснащение жилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения.

Письменных возражений на доводы апелляционной жалобы не поступало.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика ФГАУ «Росжилкомплеккс» Красинская Ю.Г. просила решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение, которым Савостикову А.В. отказать в удовлетворении требований, поскольку установка в квартире приборов учета относится к текущему ремонту помещений и обязанность их установки возлагается на нанимателей таких жилых помещений.

Представитель ответчика Минобороны России Ефремов Д.В. просил решение в части отказа в возложении обязанности по установки приборов учета в квартире <адрес> на Минобороны России оставить без изменения, вместе с тем, апелляционную жалобу ФГАУ «Росжилкомплеккс» просил удовлетворить по основаниям, аналогичным доводам представителя ФГАУ «Росжилкомплеккс».

Представитель ответчика ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России Заверяев А.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции также указал, что с решением суда первой инстанции в части отказа в возложении обязанности по установки приборов учета в квартире <адрес> на ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России согласен, поскольку ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России не занимается содержанием имущества ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России. Также указал, что установка в квартире приборов учета относится к текущему ремонту помещений и обязанность их установки возлагается на нанимателей таких жилых помещений, в связи с чем просил решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Савостикова А.В. в полном объеме.

Истец, ответчик, третье лицо, будучи заблаговременно и надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, в суд апелляционной инстанции не явились, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, о намерении лично участвовать в судебном разбирательстве не заявили, в связи с чем, в соответствии с положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, не находит оснований для отмены решение суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, жилое помещение по адресу: <адрес>, является служебным жилым помещением специализированного типа, находится в федеральной собственности, полномочия собственника осуществляет Минобороны России.

Указанное жилое помещение предоставлено истцу как военнослужащему на основании договора найма служебного помещения № 131, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации в лице Хабаровской квартирно-эксплуатационной части и Савостиковым А.В. 24 апреля 2006 года.

Согласно пп. «е» п.4 договора найма служебного жилого помещения наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения. К текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска, и оклейка стен, потолков, окраса полов, дверей, подоконников, оконных перекладин с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжение).

Таким образом, вопреки доводам ответчиков, заключенным Минобороны России с Савостиковым А.В. договором найма не возложена на последнего обязанность за свой счет производить установки приборов учета.

Из представленных документов, в частности квитанций на оплату коммунальных услуг, следует, что в квартире, где проживает Савостиков А.В. совместно со своей семьей, не установлены индивидуальные приборы учета тепловой и газовой энергии. В настоящее время расчеты с нанимателями жилых помещений проводятся по тарифам, исходя из установленных нормативов потребления.

На основании приказа директора департамента имущественных отношений Минобороны России от 5 марта 2018 года № 512 спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России.

Обратившись в суд с настоящим иском, Савостиков А.В. ссылался на то, что его обращения в ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России об оснащении служебной квартиры индивидуальными приборами учета оставлены без удовлетворения.

Как следует из содержания ответов ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России № 141/6/02-04 от 3 сентября 2020 года, Минобороны России № 141/Ди-00957/4509 от 15 декабря 2020 года ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России не является эксплуатационным органом, уполномоченным на установку индивидуальных приборов учета за счет бюджетных средств. Савостикову А.Ф. рекомендовано обратиться в департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ (ДЭСиОКУ МО РФ).

Ответом Минобороны России №370/5/207 от 29 января 2021 года со ссылкой на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее по тексту - Правила N 354), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №522-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 года № 950, Савостикову А.В. также отказано в установке индивидуальных приборов учета в квартире, занимаемой истцом. Одновременно с этим указано, что обеспечение реализации жилищных прав военнослужащих, лиц гражданского персонала ВС РФ, граждан, уволенных с военной службы, а также обеспечение функционирования единой системы управления и распоряжения жилищным фондом с января 2021 года осуществляет ФГАУ «Росжилкомплекс».

Разрешая спор по настоящему делу, и, возлагая обязанность по установке приборов индивидуального учета в квартире <адрес> на ФГАУ «Росжилкомплекс», суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 30, 157, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ), Правил N 354, исследовав представленные доказательства, исходил из того, что бремя содержания жилого помещения и обязанность по его оборудованию приборами учета коммунальных ресурсов законом возложена на собственника такого помещения. Установив, что собственником служебного жилого помещения, предоставленного в пользование истцу, является Российская Федерация, полномочия собственника осуществляет Минобороны России, который функции по техническому обслуживанию, содержанию, текущему и капитальному ремонту жилищного фонда жилых и нежилых помещений, находящихся в ведении Минобороны России, передал ФГАУ «Росжилкомплекс», последний в рамках предусмотренных Уставом полномочий несет обязанность по техническому обслуживанию и текущему ремонту зданий независимо от того, закреплено ли жилое помещение в оперативное управление за учреждением. Суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ФГАУ «Росжилкомплекс» обязанности по оснащению жилого помещения истца индивидуальными приборами учета. С учетом изложенного суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований Савостикова А.В. к ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России, Минобороны России, департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации.

Судебная коллегия не может не согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на всестороннем и полном исследовании материалов дела, всем доводам дана надлежащая правовая оценка, каких-либо доводов, оставленных судом первой инстанции без внимания, и указанных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усмотрела.

Согласно ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

В соответствие с ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.

Федеральным законом от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 4 ст. 13).

Разделом VII Правил N 354, установлено, что бремя содержания жилого помещения и обязанность по его оборудованию приборами учета коммунальных ресурсов законом возложена на собственника такого помещения.

Таким образом, в отношении МКД обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами N 354 на собственников этих помещений (п. 81).

Действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам, в том числе по договорам служебного найма. Частью 1 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 42 Правил N 354 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603, от 26 декабря 2016 года N 1498) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 года принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019).

Таким образом, законодательством обязанность по оснащению жилого помещения в МКД возлагается на его собственника. Довод апеллянта и иных ответчиков о возложении такой обязанности на пользователя жилого помещения, так как замена (поверка) счетчиков относится к текущему ремонту, не основан на нормах материального права.

Поскольку собственником служебного жилого помещения, предоставленного в пользование истцу, является Российская Федерация, полномочия собственника осуществляет Минобороны России, судебная коллегия представляет заслуживающим внимание довод ФГАУ «Росжилкомплекс» о наличии у Минобороны России обязанности по оснащению жилого помещения индивидуальными приборами учета.

Приказом директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 5 марта 2018 года №512 квартира <адрес> закреплена за ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России на праве оперативного управления, что подтверждается перечнем недвижимого имущества, указанного в приложении к Приказу (п.234).

Вместе с тем, в порядке исполнения возложенных обязанностей собственника имущества по оборудованию жилых домов приборами учета коммунальных ресурсов Минобороны России вправе поручить указанные действия компетентному органу структуры Министерства.

Как следует из материалов дела, таким компетентным органом, созданном Минобороны России для целей содержания (эксплуатации) имущества, находящегося в государственной собственности (объектов жилищного фонда, прилегающей территории), для реализации жилищных прав граждан, проживающих в жилищном фонде, закреплённом за Минобороны России, созданию условий их жизни и деятельности, является ФГАУ «Росжилкомплекс».

Как верно указано судом первой инстанции Уставом ФГАУ «Росжилкомплекс» закреплена обязанность данного учреждения осуществлять техническое обслуживание, содержание, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда (п.20.5), технологическое обслуживание внутренних инженерных коммуникаций (п.20.10).

При этом, довод ФГАУ «Росжилкомплекс» о том, что согласно Устава учреждения в обязанности ФГАУ «Росжилкомплекс» входит только обслуживание и содержание имущества, переданного в оперативное управление, а спорная квартира в оперативное управления ФГАУ «Росжилкомплекс» не передавалась, суд первой инстанции правильно отклонил как необоснованный, поскольку согласно изменениям в Устав ФГАУ «Росжилкомплекс», утвержденным приказом директора Департамента военного имущества Минобороны России от 29 декабря 2020 года № 3941, слова «и закрепленных на праве оперативного управления за Учреждением» исключены, а к основным видам деятельности ФГАУ «Росжилкомплекс» добавлено содержание (эксплуатация) имущества, находящегося в государственной собственности (объектов жилищного фонда, прилегающей территории), для обеспечения реализации жилищных прав граждан, проживающих в жилищном фонде, закреплённом за Министерством обороны».

При таких обстоятельствах, при разрешении спора районным судом правильно определены и применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, которые в решении изложены в соответствии с требованиями ст. 198 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не влияют на правильность принятого судом решения, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, ответчиком в апелляционной жалобе не приведено.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 320, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 30 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГАУ «Росжилкомплекс» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: