ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2994/2021 от 30.11.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11а-13446/2021 Судья: Соколова Д.Е.

Дело № 2а-2994/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 ноября 2021 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Смолина А.А.,

судей Жукова А.А., Абдрахмановой Э.Г.,

при секретаре Ахмировой А.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска на решение Советского районного суда г. Челябинска от 09 июля 2021 года по административному исковому заявлению Туровой Анны Юрьевны к <данные изъяты> Управления жилищной политики Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска Исмагиловой Юлии Яковлевне, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании действий незаконными и их отмене, возложении обязанности,

заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия

Установила:

Турова А.Ю. обратилась в суд с административным иском к <данные изъяты> Управления жилищной политики КУИиЗО г. Челябинска Исмагиловой Ю.Я., Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, с учетом уточнений, о признании незаконными действий по отказу в признании ее семьи нуждающимися в жилом помещении в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства и принятии заявления о постановке семьи на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, как многодетной семье, и их отмене; возложении обязанности на КУИиЗО г. Челябинска признать административного истца и членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а также поставить семью административного истца на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно.

Требования мотивированы тем, что семья истца является многодетной семьей. 10 февраля 2021 года истец обратилась в КУИиЗО г. Челябинска с заявлением о признании ее семьи нуждающимися в жилом помещении в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а также с просьбой принять заявление о постановке семьи административного истца на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, как многодетной семье, в соответствии с пп. 6 ст. 39.5, п. 5 ст. 19 Земельного кодекса РФ, и оказать содействие в улучшении жилищных условий. Ответом КУИиЗО г. Челябинска от 25.03.2021 года, полученным 30.03.2021 года, в постановке семьи истца на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, отказано по основанию обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена многодетной семьи заявителя более учетной нормы, установленной в г. Челябинске и отсутствии нуждаемости у семьи заявителя в жилом помещении. Данный вывод основан на полученных КУИиЗО г. Челябинска документах о различных местах регистрации и проживания членов семьи заявителя. Данный факт опровергается актами о совместном проживании, которые подтверждают факт проживания административного истца и всех членов ее семьи: супруга и троих детей, совместно в принадлежащем ей жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 47,6 кв.м.. Истец, ее супруг и дети членами семьи собственников жилых помещений по месту их регистрации, не являются, право пользования указанными жилыми помещениями не имеют.

Административный истец Турова А.Ю. в судебном заседании заявленные уточненные требования поддержала.

Административный ответчик <данные изъяты> Управления жилищной политики КУИиЗО г. Челябинска Исмагилова Ю.Я., представитель административного ответчика КУИиЗО г. Челябинска в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заинтересованные лица Туров О.В., Турова Ю.О. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования.

Судом постановлено решение о частичном удовлетворении административного искового заявления. Действия <данные изъяты> Управления жилищной политики КУИиЗО г. Челябинска Исмагиловой Ю.Я. об отказе в признании семьи Туровой А.Ю. нуждающимися в жилом помещении в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства и принятии заявления о постановки семьи ФИО2 на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, как многодетной семьи, признаны незаконными. На КУИиЗО г. Челябинска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Туровой А.Ю. о признании ее семьи нуждающимися в жилом помещении в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства и заявление Туровой А.Ю. о постановке ее семьи на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно. В удовлетворении остальной части требований Туровой А.Ю. отказано.

Не согласившись с решением суда, КУИиЗО г. Челябинска обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на то, действия <данные изъяты> Управления жилищной политики КУИиЗО г. Челябинска сводятся к рассмотрению по существу обращений заявителя в рамках предоставления муниципальной услуги. При подготовке результата предоставления муниципальной услуги ответственным специалистом КУИиЗО г. Челябинска были исполнены все обязанности, предусмотренные Административным регламентом -<адрес>, свидетельствующих о неисполнении должностным лицом обязанностей, возложенных на него при предоставлении соответствующей муниципальной услуги, либо совершения неправомерных действий, в материалы дела не представлено. Уведомления КУИиЗО г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, , являющиеся результатом предоставления муниципальной услуги, об отказе Туровой А.Ю. в признании нуждающимися в жилом помещении в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность и об отказе в постановке на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность, в установленном законом порядке не оспорены и незаконными не признаны. Вывод суда о том, что такое основание для отказа в постановке на учет и признании нуждающимися, как непредставление копий всех страниц паспорта и согласия на обработку персональных данных, является недостаточным, полагает незаконным. Предоставление неполного комплекта документов, является достаточным основанием для отказа. Считает, что решение суда первой инстанции не соответствует фактическим обстоятельствам дела, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.

Административный истец Турова А.Ю. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Представитель административного ответчика КУИиЗО г. Челябинска, административный ответчик <данные изъяты> Управления жилищной политики КУИиЗО г. Челябинска Исмагилова Ю.Я., заинтересованные лица Турова Ю.О., Туров О.В. в суд апелляционной инстанции не явились, о дате и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

Изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, исследовав материалы дела в полном объеме, выслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, что Турова А.Ю. и Туров О.В. с 19 января 2017 года состоят в зарегистрированном браке (л.д. 30), имеют совместного ребенка ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также детей от первых браков: ФИО8 (сын Туровой А.Ю.), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Турову Ю.О. (дочь Турова О.В.), ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 31, 32, 33).

Семья Туровых является многодетной семьей, о чем выдано удостоверение серии МС (л.д. 29).

Судом установлено и административным истцом не оспаривалось, что Турова А.Ю. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, с 17 августа 2001 года (л.д. 34); Туров О.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> 11 февраля 2020 года (л.д. 11).

Несовершеннолетняя Турова Ю.О. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, с 09 марта 2005 года (л.д. 35). Наблюдается в <данные изъяты> и по настоящее время (л.д. 25).

Несовершеннолетний ФИО8 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, с 29 июня 2020 года (л.д. 23). В период с 26 июня 2010 года по 08 сентября 2016 года был зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 24). Наблюдается в <данные изъяты> и по настоящее время (л.д. 25).

Несовершеннолетняя ФИО7 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> 29 апреля 2020 года (л.д. 22). Наблюдается в <данные изъяты> и по настоящее время (л.д. 26).

Семья Туровых в составе 5 человек проживают по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес> 01 января 2015 года, о чем представлен акт о совместном проживании, заверенный директором ООО «ЖЭУ № 15» от 25 июля 2020 года (л.д. 28).

Административный истец Турова А.Ю. на основании договора безвозмездной передачи квартир в совместную собственность граждан № 2363 от 06 октября 1992 года является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 9-10).

10 февраля 2021 года Турова А.Ю. обратилась в КУИиЗО г. Челябинска с заявлениями о признании ее и членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства и о постановке ее семьи на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно (, ).

25 марта 2021 года Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска в лице <данные изъяты> Управления жилищной политики Исмагиловой Ю.Я. приняты решения № 11717, № 11718 об отказе Туровой А.Ю. в признании нуждающимися в жилом помещении в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность и об отказе в постановке граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно (л.д. 12-17, 18-21).

Основанием для отказа послужили те обстоятельства, что в настоящее время обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека семьи Туровых составляет 27,4 кв.м., что более учетной нормы, установленной в г. Челябинске решением Челябинской городской Думы от 25 октября 2005 года № 7/9 (10 кв.м. на одного человека). В связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена многодетной семьи более учетной нормы, установленной в г. Челябинске, в настоящее время нуждаемость в жилом помещении в соответствии со ст. 51 ЖК РФ у семьи Туровой А.Ю. отсутствует. При этом, при расчете обеспеченности семьи общей жилой площадью, административным органом была учтена жилая площадь жилых помещений, принадлежащих на праве собственности ФИО9 (отцу истца), ФИО13 (матери Турова О.В.) и ФИО10 (матери несовершеннолетней ФИО18.), поскольку члены семьи Туровых зарегистрированы по месту жительства в данных жилых помещениях, следовательно, являются членами семьи их собственников и имеют право проживания в этих жилых помещениях.

Кроме того указано, что в нарушение пп. 3 п. 10.1 Регламента предоставления муниципальной услуги «Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства», утвержденного постановлением Администрации г. Челябинска от 10 ноября 2011 года № 261-п, к заявлению не представлены следующие документы:

- копии всех страниц паспорта административного истца, паспортов Турова О.В., Туровой Ю.О. и ФИО13 – собственника жилого помещения по адресу: <адрес>, и иных граждан (при наличии), зарегистрированных в жилых помещениях по адресам: <адрес>;

- согласие на обработку персональных данных ФИО10 и иных граждан, зарегистрированных в вышеуказанных жилых помещениях.

Также указано, что ФИО9 (отцу Туровой А.Ю.) с 21 октября 2004 года по настоящее время на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 2 160 кв.м. для строительства жилого дома с кадастровым номером 74:, расположенный по адресу: <адрес>, что является препятствием в предоставлении земельного участка семье административного истца.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку семья Туровых не проживает совместно с ФИО12 (отец Туровой А.Ю.) и с ФИО13 (мать Турова О.В.), в принадлежащих им квартирах, и не ведут с ними совместного хозяйства, они не являются членами семьи ФИО12 и ФИО13 в понимании ст. 31 ЖК РФ, в связи с чем, при определении уровня нуждаемости семьи Туровых в жилом помещении, не может учитываться принадлежащие на праве собственности ФИО12 и ФИО13 жилые помещения. Учитывая размер доли в квартире, принадлежащей административному истцу Туровой А.Ю. (1/3 доля в квартире) и долю в квартире, принадлежащей ФИО10 (родной матери Туровой Ю.О., которая является членом ее семьи и имеет право пользования квартирой), суд пришел к выводу, что на каждого члена семьи Туровых приходится 8,64 кв.м., что менее учетной нормы жилого помещения, соответственно, имеются основания для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и удовлетворения требования о признании незаконными действий администрации по вынесенным отказам.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.

В порядке пункта 6 ст. 1-1 Закона Челябинской области от 28.04.2011 года № 121-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области» и пунктов 27, 28 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства», утвержденного Постановлением Администрации города Челябинска от 10.11.2011 года № 261-п решение о принятии и постановке гражданина на учет либо об отказе в принятии и постановке его на учет, оформляется в виде правового акта Администрации города о постановке на учет, либо в форме уведомления об отказе в постановке на учет.

КАС РФ разделяет между собой такие понятия, как оспариваемое решение и оспариваемое действие (бездействие).

Так, по смыслу главы 22 КАС РФ к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению (например, выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль).

Из материалов настоящего административного дела усматривается, что <данные изъяты> Управления жилищной политики КУИиЗО г. Челябинска Исмагилова Ю.Я. властное волеизъявление об отказе Туровой А.Ю. в признании нуждающимися в жилом помещении в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность и об отказе в постановке граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, приняла в установленной законом процессуальной форме решения – уведомлений об отказе. Следовательно, действия <данные изъяты> Управления жилищной политики КУИиЗО г. Челябинска Исмагиловой Ю.Я., как и КУИиЗО г. Челябинска по отказу семье Туровых в признании нуждающимися в жилом помещении и постановке на учет, входят в объем понятия решения (постановления) и не могут быть оспорены отдельно от него, поскольку обличены в его форму.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, а также предоставление земельных участков в собственность бесплатно регламентирован Законом Челябинской области от 28 апреля 2011 года № 121-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области».

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 указанного Закона Челябинской области, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке предоставляются гражданам Российской Федерации, постоянным местом жительства которых является Челябинская область, в собственность бесплатно. Указанные земельные участки предоставляются, в том числе многодетным семьям, в том числе неполным семьям, воспитывающим трех и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), пасынков, падчериц), а также детей старше 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, постоянно проживающим на территории Челябинской области не менее пяти лет на дату подачи ими заявления о принятии на учет в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно и нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с данным Законом приняты Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства», утвержденный постановлением Администрации г. Челябинска от 10 ноября 2011 года № 261-п, и Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно», утвержденный постановлением Администрации г. Челябинска от 09 ноября 2011 года № 256-п.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При этом согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с данной правовой нормой жилищная обеспеченность административного истца должна быть определена с учетом прав всех проживающих с ней членов семьи на все имеющиеся у них в собственности объекты, поскольку иное толкование указанной правой нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.

Также, как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, положения указанной нормы, рассматриваемые в системной связи с иными нормами, устанавливающими условия предоставления жилых помещений по договору социального найма, направлены на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам (определения от 29 мая 2018 года № 1210-О, от 23 ноября 2017 года № 2604-О).

В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.

Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учётом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.

Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства, в том числе и внуки, при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Членом семьи собственника могут быть признаны также и иные граждане, не являющиеся родственниками собственника жилого помещения в случае, если собственник вселил их в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи. При этом не имеет правового значения факт совместного или раздельного проживания с собственником при условии вселения родственников и других лиц в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи.

Данная правовая позиция сформулирована в ряде судебных постановлений Верховного Суда РФ, в частности определениях от 01 августа 2016 года № 29-КГ16-8, 25 сентября 2017 года № 58-КГ17-9, 11 декабря 2017 года № 14-КГ17-27, 05 февраля 2018 года № 67-КГ17-23.

Из материалов дела, административного искового заявления и оспариваемых отказов административного органа следует, что на момент подачи 10 февраля 2021 года заявления о признании нуждающейся многодетной семьи в жилом помещении и постановки на учет граждан, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, административный истец Турова А.Ю. с 17.08.2001 года и по настоящее время зарегистрирована по месту жительства в принадлежащей ее отцу ФИО12 на праве собственности квартире площадью 80,1 кв.м; член ее семьи (сын ФИО8) также зарегистрирован по месту жительства в данном жилом помещении с 29.06.2020 года с согласия собственника жилого помещения, как внук.

Супруг административного истца Туровой А.Ю. – Туров О.В. с 11.02.2020 года и по настоящее время зарегистрирован по месту жительства в принадлежащей его матери ФИО13 на праве собственности квартире площадью 81,2 кв.м; совместная дочь ФИО17ФИО7 также зарегистрирована по месту жительства в данном жилом помещении с 29.04.2020 года с согласия собственника жилого помещения, как внучка.

Член семьи Туровых и проживающая совместно с ними дочь ФИО7 от первого брака – Турова Ю.О., с 09.03.2005 года и по настоящее время зарегистрирована по месту жительства с согласия собственника жилого помещения, в принадлежащей ее родной матери ФИО10 на праве собственности квартире, площадью 53, 2 кв.м.

При этом Турова А.Ю. и члены ее семьи проживают без регистрации в квартире, площадью 48,4 кв.м., в которой 1/3 доли принадлежит на праве собственности административному истцу Туровой А.Ю., а остальные 2/3 доли принадлежат ФИО12 и ФИО11, то есть родителям административного истца. Семья Туровых проживает в этой квартире с согласия родителей Туровой А.Ю. (как следует из ее пояснений) и без заключения какого-либо соглашения с остальными совместными собственниками, определяющего их права иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ, что с учётом положений ч. 1 ст. 31 названного кодекса свидетельствует о том, что они вселены в принадлежащую ФИО20 и ФИО19 (отцу и матери Туровой А.Ю.) квартиру, как члены семьи собственников жилого помещения, и как вселенные собственниками жилого помещения члены их семьи в силу ч. 2 ст. 31 ЖК РФ имеют право пользования данным жилым помещением наравне с собственниками.

Как следует из положений пункта 3 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Согласно пункту 16 указанных Правил, гражданин, при регистрации по месту жительства обязан предоставить документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение.

Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета на основании заявления этого гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа), в случае отсутствия согласия гражданин на снятие его с учета по месту жительства – на основании вступившего в законную силу решения суда о выселении из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением.

Таким образом, Турова А.Ю. и Туров О.В., будучи зарегистрированными по месту жительства совместно со своими несовершеннолетними детьми в жилых помещениях своих родителей с их согласия, фактически были вселены собственниками данных жилых помещений как члены их семьи и приобрели право пользования данными жилыми помещениями наравне с их собственниками. При этом, факт отсутствия совместного проживания Туровых со своими родителями в указанных жилых помещениях, не имеет правового значения.

Что касается ссылки суда на то, что семья Туровых проживает отдельно от собственников квартир ФИО12 и ФИО13, где они зарегистрированы по месту жительства, и представленными доказательствами подтверждено их раздельное проживание, то это обстоятельство само по себе не опровергает факт вселения собственниками ФИО12 и ФИО13 в принадлежащие им жилые помещения в качестве членов своих детей (Турову А.Ю. и Турова О.В.) и внуков (ФИО8 и ФИО7), учитывая, что гражданину на праве собственности или на праве пользования может принадлежать несколько жилых помещений, и проживать он может в любом из них, а не только в том жилом помещении, которое принадлежит ему на праве собственности или в котором проживают вселенные им в качестве членов семьи другие лица.

Судом первой инстанции положения ст. 31 ЖК РФ были процитированы в решении суда, однако к отношениям по пользованию семьей Туровых занимаемых жилых помещений, находящихся в собственности ФИО12 и ФИО13, применены не были, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по их применению судом не учтены.

При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что административный истец и члены ее семьи не являются членами семьи собственников жилых помещений, в которых они зарегистрированы по месту жительства, в связи с чем, при определении уровня нуждаемости административного истца и членов ее семьи в жилом помещении, не могут учитываться не принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, сделан без учета норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и при недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Частями 4, 5 ст. 50 ЖК РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В соответствии с решением Челябинской городской Думы от 25.10.2005 года № 7/9 (ред. от 25.12.2018 года) «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования «Город Челябинск» учетная норма площади жилого помещения составляет 10 кв.м общей площади на одного человека.

Учитывая площади квартир, где зарегистрированы и проживает семья Туровых в количестве 5 человек (80,1 кв.м + 81,2 кв.м. + 53,2 кв.м. + 16,13 кв.м.), площадь жилого помещения на одного члена семьи Туровых составит 27,4 кв.м, что превышает установленную учетную норму площади жилого помещения.

При указанных обстоятельствах у Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска отсутствовали правовые основания для признания семьи Туровых нуждающейся в улучшении жилищных условий, соответственно, оспариваемое решение соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, что в силу ст. 227 КАС РФ исключает возможность признания его незаконным.

Непредставление административным истцом к заявлению полного пакета документов, в соответствии с пп. 3 п. 10.1 Регламента, в данном случае решающего правового значения не имеет, и отражено в оспариваемом отказе в совокупности, поскольку основанием для отказа административному истцу в предоставлении муниципальной услуге послужило превышение установленной учетной нормы площади жилого помещения на одного члена семьи заявителя.

Принимая во внимание изложенное, обжалуемое решение суда первой инстанции нельзя признать правильным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Руководствуясь статьями 306 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

Решение Советского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Туровой Анны Юрьевны к <данные изъяты> Управления жилищной политики Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска Исмагиловой Юлии Яковлевне, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании действий незаконными и их отмене, возложении обязанности, отказать в полном объеме.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи