ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-299/2021 от 06.07.2021 Суда Ненецкого автономного округа (Ненецкий автономного округ)

Судья Распопин В.В. Строка - 22, госпошлина 150 руб.

Докладчик Рожин Н.Н. Дело № 2а-299/2021, 33а-109/2021 г.

УИД 83RS0001-01-2020-001732-17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нарьян-Мар 6 июля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам суда Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Гомола С.Н.,

судей Рожина Н.Н., Бородина А.С.,

при секретаре судебного заседания Чепахине К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО2 на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 12 апреля 2021 года, в соответствии с которым

административное исковое заявление ФИО2 к администрации муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» о признании постановления незаконным, восстановлении на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Рожина Н.Н., объяснения административного истца ФИО2, заинтересованного лица ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика ФИО4, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» (далее по тексту – администрация п. Искателей) о признании незаконным постановления от 20 октября 2020 г. № 506 «О снятии ФИО2 с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», возложении обязанности по устранению допущенного нарушения – восстановлении на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что с 27 ноября 1996 года состоял вместе с членами своей семьи на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В 2013 году административному истцу ФИО2 с учетом членов его семьи (супруги ФИО8, дочерей ФИО9 и ФИО10) была предоставлена социальная выплата в размере 1050000 рублей на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита, выданного банком для покупки квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Данная квартира в этом же году перешла в его собственность. Других жилых помещений у него и членов его семьи в собственности не имеется.

Постановлением администрации п. Искателей от 20 октября 2020 г. № 506 он и члены его семьи были сняты с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (в связи с получением бюджетных средств на приобретение жилого помещения).

Данное постановление считает незаконным, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ году у него родилась дочь ФИО11, вследствие чего обеспеченность его семьи жилыми помещениями вновь стала меньше учетной нормы, кроме того, в 2016 году он прошел перерегистрацию в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

При этом, по его мнению, факт получения им в связи с рождением дочери социальной выплаты в размере 350000 рублей в целях погашения части ипотечного кредита, предоставленного ранее на приобретение указанной выше квартиры, о законности постановления органа местного самоуправления не свидетельствует.

Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился административный истец ФИО1 и в своей апелляционной жалобе просит его отменить с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы жилищного законодательства.

Ссылается на то, что администрация п. Искателей приняла решение о снятии его и его семьи с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях в нарушение ч. 2 ст. 56 ЖК РФ, поскольку такое решение принято через два года со дня выявления обстоятельств, свидетельствующих о получении заявителем социальной выплаты для приобретения жилья.

Указывает на то, что ФИО3 доведена информация до суда, что в 2013 году все документы, подтверждающие получение субсидии, были предоставлены в администрацию п. Искателей; в 2016 году им была пройдена очередная перерегистрация, как гражданина, состоящего на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлены все необходимые документы.

Обращает внимание на то, что недостатки в организации работы органа местного самоуправления не могут нарушать его жилищные права, поскольку в течение более пяти лет он и его семья были лишены права встать на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Ссылается на то, что оснований для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имелось, поскольку по состоянию на дату вынесения оспариваемого постановления его семья состояла из пяти человек, в связи с чем была обеспечена жилыми помещениями, находящимися в собственности, в размере, составляющим менее учетной нормы.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация п. Искателей просит оставить без изменения решение суда.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО2 с 27 ноября 1996 года состоял на учет граждан, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.

В последующем на данный учет приняты в качестве членов его семьи ФИО3 (супруга), ФИО10 (дочь), ФИО11 (дочь).

16 июня 2011 года ФИО2 обратился в Управление строительства и жилищного коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа с заявлением о постановке его и вышеуказанных членов его семьи на учет и включении в состав участников подпрограммы «Меры социальной поддержки населения при кредитовании или заимствовании на приобретение (строительство) жилья» долгосрочной целевой программы Ненецкого автономного округа «Жилище» на 2011-2022 годы».

Распоряжением Управления строительства и жилищного коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа от 29 июня 2011 г. № 194-р ФИО1 и члены его семьи поставлены на учет и признаны участниками данной программы.

24 апреля 2013 года между Управлением строительства и жилищного коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа и ФИО2 заключено соглашение о предоставлении и порядке использования социальных выплат, по условиям которого административному истцу предоставлены:

- социальная выплата на полную или частичную оплату первоначального взноса при кредитовании или заимствовании на приобретение (строительство) жилья (30% от расчетной стоимости жилья) в размере 1050000 рублей;

- социальная выплата на компенсацию части процентов, начисленных банком (иным юридическим лицом) за пользование кредитом (займом) (80% от размера процентов);

- единовременная социальная выплата на погашение части кредита или займа на каждого ребенка, родившегося (усыновленного) у участника программы в течение 10 лет с начала гашения кредита или займа на приобретение (строительство) жилья, но не более суммы остатка по кредиту или займу.

По условиям кредитного договора от 13 апреля 2013 года кредитором ОАО «Сбербанк России» предоставлен созаемщикам ФИО2 и ФИО3 кредит на приобретение <адрес> в <адрес> в размере 2020000 рублей.

На основании договора купли – продажи квартиры от 30 апреля 2013 г. административный истец приобрел в собственность <адрес><адрес> в <адрес> за 3500000 рублей, из которых 430000 рублей за счет собственных средств, 1050000 рублей социальная выплата, 2020000 рублей средства кредитного договора.

Административному истцу компенсировалась часть процентов, начисленных банком за пользование кредитом (до 80% от размера процентов).

В связи с рождением у ФИО2 дочери ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., распоряжением ГКУ НАО Ненецкого автономного округа «Отделение социальной защиты населения» от 24 августа ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО2 предоставлена единовременная социальная выплата для погашения части ипотечного кредита при рождении ребенка в размере 350000 рублей.

Постановлением администрации п. Искателей от 20 октября 2020 г. № 506 истец и члены его семьи сняты с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти средств на приобретение жилого помещения.

Не согласившись с данным постановлением, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 1, 55, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», исходил из того, что ФИО2, будучи принятым до 1 марта 2005 года на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, добровольно вместе с семьей являлся участником подпрограммы «Меры социальной поддержки населения при кредитовании или заимствовании на приобретение (строительство) жилья», по которой он с учетом всех членов семьи, в том числе дочери, родившейся в ДД.ММ.ГГГГ году, получил бюджетные средства в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, то есть воспользовался правом на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки, вследствие чего ФИО2 и члены его семьи обоснованно сняты администрацией п. Искателей с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на оценке представленных суду доказательств, правильном применении норм материального права.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в ст. 40 право каждого на жилище, возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (ч. 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).

Реализуя полномочия по определению категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем, федеральный законодатель в ЖК РФ, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений.

По общему правилу, установленному ст. 49 ЖК РФ, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина из числа малоимущих нуждающимся в жилом помещении.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ).

Кроме этого, в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения жилых помещений по договорам социального найма.

Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях при получении в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

Из содержания ст. ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 5 ЖК РФ следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В целях решения жилищной проблемы населения Ненецкого автономного округа и поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, платежеспособных, имеющих постоянный источник доходов, уровень которых не позволяет им самостоятельно улучшить свои жилищные условия, постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 9 сентября 2010 г. № 172-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Ненецкого автономного округа «Жилище» на 2011 - 2022 годы» утверждена подпрограмма «Меры социальной поддержки населения при кредитовании или заимствовании на приобретение (строительство) жилья».

Предоставление социальной поддержки участникам подпрограммы осуществляется в виде социальных выплат:

- на оплату первоначального взноса при кредитовании или заимствовании на приобретение жилых помещений, строительстве жилых помещений;

- на компенсацию части процентов, начисленных банком или иным юридическим лицом за пользование кредитом или займом;

- на предоставление единовременной социальной выплаты для погашения части кредита или займа на каждого ребенка, родившегося (усыновленного) у участника подпрограммы, но не более суммы остатка по кредиту или займу.

Право на получение социальной поддержки предоставляется только один раз. Участие в подпрограмме является добровольным.

Таким образом, указанная Программа предусматривает выплату гражданам органом государственной власти Ненецкого автономного округа бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, то есть является способом реализации социальной функции государства в жилищной сфере, направленным на обеспечения жилыми помещениями лиц в них нуждающихся.

Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе, распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Право выбора оснований, по которым законом предоставлена возможность улучшить свои жилищные условия, принадлежит самим гражданам и они свободны в выборе способа реализации своих жилищных прав. Гражданин вправе избрать для себя один из возможных способов улучшения жилищных условий.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), закрепляющее право выбрать наиболее выгодное основание пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан.

Учитывая, что ФИО2 и члены его семьи добровольно выбрали способ реализации своих жилищных прав путем получения в установленном порядке от органа государственной власти Ненецкого автономного округа бюджетных средств на приобретение жилого помещения площадью 61 кв.м., учетная норма которого в соответствии с решением Искательского поселкового совета от 30 июня 2005 г. № 45 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения» превышала размер 14 квадратных метров на одного члена семьи, а в последующем органом государственной власти Ненецкого автономного округа вновь предоставлена административному истцу единовременная социальная выплата для погашения кредита на ребенка, родившегося у ФИО2, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО2 воспользовался правом на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки, поэтому у администрации п. Искателей имелись законные основания для снятия административного истца и членов его семьи с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Нарушение администрацией п. Искателей предусмотренного ч. 2 ст. 56 ЖК РФ тридцатидневного срока принятия решения о снятии административного истца и его семьи с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, не влечет за собой право данных граждан в соответствии с действующим законодательством в дальнейшем состоять на данном учете в целях получения жилья, поскольку административный истец и его семья добровольно реализовали свое право на улучшение жилищных условий путем получения бюджетных средств на приобретение жилья.

Доводы жалобы о том, на момент принятия оспариваемого постановления заявитель и его семья были обеспечены жилыми помещениями, находящимися в собственности, в размере, составляющим менее учетной нормы, не являются основаниями для предоставления заявителю и его семьи другого жилого помещения по договору социального найма, поскольку получив социальную выплату на приобретение жилья, заявитель и его семья были обеспечены жильем с превышением учетной нормы, а в последующем при рождении ребенка заявитель получил дополнительную социальную выплату на жилье, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ давало право администрации п. Искателей законные основания для снятия административного истца его и его семьи с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию заявителя по спору и не опровергают выводы суда, основанные на правильном применении норм права и установленных обстоятельствах дела.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное применение к ним положений закона не свидетельствуют о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не являются основаниями для отмены судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 12 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 КАС РФ, в судебную коллегию по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции.

Председательствующий Гомола С.Н.

Судьи Рожин Н.Н.

Бородин А.С.