ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3007/2021 от 24.08.2022 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0021-01-2021-003760-51

Дело № 33а-4063/2022

В суде первой инстанции № 2а-3007/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

24 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Глушко А.Р.,

судей

Галяутдиновой Е.Р., Ревякина А.В.,

при секретаре

Семенец Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Слинкиной Светланы Викторовны на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 19 октября 2021 года, которым постановлено:

«Административный иск Межрайонной ИФНС России № 6 по Тюменской области удовлетворить.

Взыскать со Слинкиной Светланы Викторовны в пользу Межрайонной ИФНС России №6 по Тюменской области задолженность по уплате транспортного налога за 2019 год в размере 14 990 рублей, пени по транспортному налогу в размере 142,11 рублей».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Тюменской области (далее по тексту также - Межрайонная ИФНС № 6 по Тюменской области, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Слинкиной С.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 14 990 рублей, пени по транспортному налогу в размере 142,11 рублей. Требования мотивированы тем, что административный ответчик состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 6 по Тюменской области. Согласно сведениям, представленным в налоговый из МОГТО АМТС и РЭР ГИБДД УМВД России по Тюменской области, органами Гостехнадзора и другими органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, на имя Слинкиной С.В. зарегистрированы следующие транспортные средства: автомобиль легковой Nissan Teana, <.......> (дата возникновения права собственности – 13.08.2013); автобус Ssang Yong Transstar SB85, <.......> (дата возникновения права собственности – 30.08.2013); автомобиль легковой Daewoo Matiz MX, <.......> (дата возникновения права собственности - 26.04.2011; дата отчуждения – 06.11.2018); автобус Ssang Yong Transstar SB85, <.......> (дата возникновения права собственности – 31.07.2013; дата отчуждения – 15.03.2018); автобус Ssang Yong Transstar, <.......> (дата возникновения права собственности – 31.07.2013; дата отчуждения – 15.03.2018); автобус ГАЗ-32213, <.......> (дата возникновения права собственности – 13.02.2014; дата отчуждения – 29.04.2019); автобус ГАЗ-32213, <.......> (дата возникновения права собственности – 02.10.2013). Административному ответчику исчислен транспортный налог за 2019 год в размере 111 460 рублей. Впоследствии был произведен перерасчет налога, в результате которого сумма налога составила 14 990 рублей (транспортное средство Nissan Teana, <.......>: исчисленная сумма налога 9 100 рублей; транспортное средство автобус ГАЗ-32213, <.......>: исчисленная сумма налога 4 910 рублей; транспортное средство ГАЗ-32213, <.......>: исчисленная сумма налога – 4 910 рублей). Налоговым органом выставлено требование № 53634 об уплате налога и пени по транспортному налогу по состоянию на 11.12.2020, где налогоплательщику было предложено добровольно уплатить указанные суммы в срок до 12.01.2021. До подачи административного искового заявления должником транспортный налог и пени не уплачены. Межрайонная ИФНС России № 6 в 2021 году обратилась к мировому судьей судебного участка № 6 Тюменского судебного района Тюменской области с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Слинкиной С.В. о взыскании обязательных платежей. Двадцать шестого февраля 2021 года мировым судьей судебного участка № 6 Тюменского судебного района Тюменской области был вынесен судебный приказ № 2а-582-2021/6м о взыскании со Слинкиной С.В. задолженности по обязательным платежам. Определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 6 Тюменского судебного района Тюменской области мировым судьей судебного участка № 5 Тюменского судебного района Тюменской области от 19 марта 2021 года судебный приказ № 2а-582-2021/6м был отменен.

В судебное заседание представитель административного истца, административный ответчик Слинкина С.В., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна Слинкина С.В., которая в апелляционной жалобе просит решение Тюменского районного суда Тюменской области от 19.10.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что транспортное средство автобус ГАЗ-32213, г.р.з. Т044КО45 выбыло из владения Слинкиной С.В. в 2014 году, также, как и транспортное средство Nissan Teana, г.р.з. М532КС45. В настоящее время она ожидает возбуждения уголовного дела по факту кражи транспортных средств неустановленными лицами. Полагает начисление транспортного налога в отношении указанных объектов, а также пени необоснованным.

На апелляционную жалобу поступили возражения налогового органа, в лице представителя Михайловой Н.В., в которых она полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы основанием к отмене или изменению решения суда не являющимися.

Лица, участвующие в деле и их представители в судебное заседание не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц и их представителей.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ) в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.

Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (далее по тексту также – НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1 ст. 357 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 360 НК РФ). Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 363 НК РФ).

В силу статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законом Тюменской области от 19.11.2002 г. № 93 «О транспортном налоге» (далее по тексту также – Закон Тюменской области) в действующей во время спорного правоотношения редакции определено, что ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства: для автобусов с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно налоговая ставка составляет 30 рублей; свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно налоговая ставка составляет 38 рублей.

В свою очередь, постановлением Курганской областной думы от 26.11.2002 № 1783 принят Закон о транспортном налоге на территории Курганской области, согласно которому, для автобусов с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно, с года выпуска которых прошло более 15 лет налоговая ставка составляет 50 рублей; для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно налоговая ставка составляет 50 рублей.

Из материалов дела усматривается, что Слинкиной С.В. в 2019 году на праве собственности принадлежали следующие транспортные средства: легковой автомобиль Nissan Teana <.......> с мощностью двигателя 182 л.с.; автобус ГАЗ-32213 <.......> с мощностью двигателя 98,2 л.с.; автобус ГАЗ-32213 <.......> с мощностью двигателя 98 л.с.

Из адресных сведений, полученных судом апелляционной инстанции 03.08.2022, следует, что по данным АСР УМВД России по Тюменской области, Слинкина С.В. с 09.06.2020 зарегистрирована по адресу: Тюменский район, д. Чёрная речка, <.......>. Прибыла из Курганской области.

Налоговым органом по состоянию на 03.08.2020 было сформировано налоговое уведомление № 651044 об уплате транспортного налога за 2019 год в размере 111 460 рублей в отношении семи транспортных средств, в том числе: в отношении легкового автомобиля Nissan Teana <.......> с мощностью двигателя 182 л.с. с количеством месяцев владения в году – 12, исчислен транспортный налог в размере 9 100 рублей (182*50:12*12); в отношении автобуса ГАЗ-32213 <.......> с мощностью двигателя 98,20 л.с. с количеством месяцев владения в году – 12, исчислен транспортный налог в размере 4 910 рублей (98,2*50:12*12); в отношении автобуса ГАЗ-32213 <.......> с мощностью двигателя 98 л.с. с количеством месяцев владения в году – 12, исчислен транспортный налог в размере 2 940 рублей (98*30:12*12). Срок исполнения установлен согласно налогового законодательства, то есть, не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 363 НК РФ).

Налоговое уведомление № 651044 от 03.08.2020 было доведено до сведения налогоплательщика посредством размещения в личном кабинете 26.09.2020, получение административным ответчиком доступа к которому подтверждается представленной по запросу суда апелляционной инстанции копией сведений о регистрации Слинкиной С.В. в личном кабинете налогоплательщика от 05.03.2014, выгруженных из программного комплекса АИС-налог 3, а также скриншотом окна личного кабинета Слинкиной С.В.

В связи с неуплатой транспортного налога в установленный срок, налоговым органом были исчислены пени на сумму задолженности 111 460 рублей за период с 02.12.2022 по 10.12.2020 в размере 142,11 рублей и сформировано требование об уплате налога и пени № 53634 по состоянию на 11.12.2020 со сроком исполнения до 12.01.2021. Согласно информации, представленной МИФНС № 6 по Тюменской области, указанное требование было доведено до сведения Слинкиной С.В. посредством размещения в личном кабинете 13.12.2020, что подтверждается имеющимся в материалах дела скриншотом окна программного обеспечения, а также представленным по запросу суда апелляционной инстанции скриншотом окна личного кабинета налогоплательщика Слинкиной С.В.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу требований части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Межрайонная ИФНС № 6 по Тюменской области 18.02.2021, то есть в установленный пунктом 2 ст. 48 НК РФ, частью 2 ст. 386 КАС РФ срок, обратилась к мировому судье судебного участка № 6 Тюменского судебного района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании со Слинкиной С.В. транспортного налога за 2019 год в размере 111 460 рублей и пени за просрочку платежа по транспортному налогу в размере 142,11 рублей.

Двадцать шестого февраля 2021 мировым судьей судебного участка № 6 Тюменского судебного района Тюменской области был вынесен судебный приказ о взыскании со Слинкиной С.В. задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 111 460 рублей и пени по указанному налогу в размере 142,11 рублей.

Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 6 Тюменского судебного района, мировым судьей судебного участка № 5 Тюменского судебного района Тюменской области от 19.03.2021 судебный приказ о взыскании со Слинкиной С.В. задолженности по уплате налога и пени отменен.

С настоящим административным иском Инспекция обратилась в Тюменский районный суд г. Тюмени 28.07.2021, то есть, в установленный пунктом 3 ст. 48 НК РФ срок. Из текста административного искового заявления усматривается, что Межрайонной ИФНС № 6 по Тюменской области был произведен перерасчет транспортного налога в размере 14 990 рублей. Налогоплательщику исчислен транспортный налог за 2019 год в отношении легкового автомобиля Nissan Teana <.......> в размере 9 100 рублей, в отношении автобуса ГАЗ-32213 <.......> в размере 4 910 рублей, а также в отношении автобуса ГАЗ-32213 <.......> с мощностью двигателя 98 л.с. с количеством месяцев владения в году – 4, исчислен транспортный налог в размере 980 рублей (98*30:12*4).

Также, в названном административном исковом заявлении, налоговый орган просил взыскать со Слинкиной С.В. пени в сумме 142,11 рублей, в связи с неуплатой суммы транспортного налога за 2019 год в размере 111 460 рублей за период с 02.12.2020 по 10.12.2020.

В соответствии с пунктом 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются одним из способов исполнения обязанности по оплате, в частности, налогов.

Статьёй 75 НК РФ предусмотрено, что, пеня начисляется, если иное не предусмотрено названной статьей и главами 25 и 26.1 названного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, а также в определении от 17.02.2015 г. № 422-О, следует, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, вследствие чего законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для взыскания с административного ответчика пени в сумме 142,11 рублей у суда первой инстанции не имелось, поскольку из материалов дела и вышеизложенного следует, что административным истцом был произведён перерасчёт размера транспортного налога, подлежащего взысканию со Слинкиной С.В. за 2019 год, в результате которого размер налога, подлежащего уплате Слинкиной С.В. за 2019 год снижен с 111 460 рублей до 14 990 рублей, вследствие чего взыскание с административного ответчика пени, исчисленных исходя из суммы налога, составляющей 111 460 рублей, является неправомерным. При этом, размер пени, исчисленный в связи с неуплатой Слинкиной С.В. транспортного налога за 2019 год, составляющего 14 990 рублей за период с 02.12.2020 по 10.12.2020 составляет 19,11 рублей.

Административным ответчиком с апелляционной жалобой представлена копия постановления прокурора Катайского района Прокуратуры Курганской области от 04.10.2021, из которого усматривается, что 23.06.2016 в ОМВД России по Катайскому району было зарегистрировано сообщение Слинкиной С.В., которая просила установить местонахождение принадлежащих ей автомобилей. По результатам проверки 01.07.2016 оперуполномоченным ГЭБ ПК ОМВД России по Катайскому району принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления. Постановлением от 14.04.2017 в удовлетворении жалобы Слинкиной С.В. отказано, в свою очередь постановлением прокурора Катайского района Прокуратуры Курганской области от 04.10.2021 жалоба Слинкиной С.В. от 30.09.2021 удовлетворена, с указанием на то, что в ходе доследственной проверки не установлено местонахождение С., без объяснений которого невозможно принять законное и обоснованное решение.

В то же время из сведений, поступивших по запросу суда апелляционной инстанции из УМВД России по Тюменской области следует, что все транспортные средства, явившиеся объектами налогообложения Слинкиной С.В. транспортным налогом за 2019 год, в течение указанного налогового периода были зарегистрированы на имя Слинкиной С.В., в розыске не значились.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы административного ответчика о необоснованном исчислении ей транспортного налога за 2019 год, основанием к отмене оспариваемого решения суда первой инстанции не являются, вследствие чего апелляционная жалоба Слинкиной С.В. удовлетворению не подлежит.

В то же время, поскольку выводы суда первой инстанции относительно размера пени, подлежащих взысканию с административного ответчика за 2019 год, не соответствуют обстоятельствам дела, оспариваемое решение на основании пункта 3 части 2 ст. 310 КАС РФ подлежит изменению, в части размера пени, подлежащих взысканию со Слинкиной С.В., поскольку размер пени, подлежащих взысканию с административного ответчика, составляет 19,11 рублей.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Тюменского районного суда Тюменской области от 19 октября 2022 года в части размера пени, подлежащей взысканию со Слинкиной Светланы Викторовны по транспортному налогу за 2019 год изменить, взыскав со Слинкиной Светланы Викторовны в пользу Межрайонной ИФНС России № 6 по Тюменской области задолженность по уплате пени по транспортному налогу за 2019 год в сумме 19,11 рублей.

В остальной части решение Тюменского районного суда Тюменской области от 19 октября 2022 года оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи коллегии