ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3024/2022 от 22.08.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело №33а-9103/2022;2а-3024/2022 ~ М-2555/2022

59RS0008-01-2022-003334-31

Судья Казаков М.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 августа 2022 года город Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Никитиной Т.А.

Судей Титовца А.А., Овчинниковой Н.А.

При ведении протокола помощником судьи Батуевым А.О.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального округа Пермского края и апелляционной жалобе Галяева Виталия Викторовича на решение Пермского районного суда Пермского края от 16 августа 2022 года, которым постановлено:

«Административные исковые требования Галяева Виталия Викторовича удовлетворить.

Решение Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального округа от 03 августа 2022 года № 429/04 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Пермского муниципального округа Пермского края по одномандатному избирательному округу № 7 Галяева Виталия Викторовича, выдвинутого в порядке самовыдвижения, признать незаконным и отменить.

Возложить на Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального округа обязанность зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Думы Пермского муниципального округа Пермского края по одномандатному избирательному округу № 7 Галяева Виталия Викторовича, выдвинутого в порядке самовыдвижения».

Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., изучив материалы административного дела, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Административный истец Галяев В.В. обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального округа о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального округа № 429/04 от 03.08.2022 об отказе в регистрации Галяеву В.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Думы Пермского муниципального округа Пермского края по одномандатному избирательному округу № 7 на выборах депутатов Думы Пермского муниципального округа, назначенных на 11 сентября 2022 года. Возложить обязанность на Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального округа зарегистрировать Галяева В.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Думы Пермского муниципального округа по одномандатному избирательному округу № 7 на выборах Думы Пермского муниципального округа, назначенных на 11 сентября 2022 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального округа №403/02 от 21.06.2022 «О назначении выборов депутатов Думы Пермского муниципального округа Пермского края» были назначены выборы депутатов Думы Пермского муниципального округа Пермского края.

12.07.2022 в Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального округа Пермского края административным истцом Галяевым В.В. было подано заявление в письменной форме о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения в депутаты Думы Пермского муниципального округа Пермского края по одномандатному избирательному округу № 7 с обязательством, в случае его избрания, прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.

Вместе с заявлением административный истец Галяев В.В. представил копию паспорта, копию диплома, копию трудовой книжки, согласие на получение документов и извещений с использованием электронной почты, было выдано подтверждение приема указанных документов.

25.07.2022 административный истец Галяев В.В. представил в территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального округа подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку своего выдвижения, которые содержали 21 подпись избирателя.

28.07.2022 рабочей группой проведена проверка подписных листов с участием специалиста экспертно – криминалистического отдела ОМВД России по Пермскому району, по окончанию которой составлен и подписан итоговый протокол проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидатов Галяева В.В. от 28.07.2022.

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов, представленных административным истцом Галяевым В.В. рабочей группой установлено: количество заявленных подписей – 21; количество проверенных подписей – 21; количество недействительных подписей из числа проверенных – 21, что составило 100%; количество достоверных подписей – 0 (ноль).

Административный истец не согласен с результатом проверки подписных листов в его поддержку, как кандидата в депутаты Думы Пермского муниципального округа Пермского края, в связи с чем обратился с настоящим административным иском в суд.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Территориальная избирательная комиссия Пермского муниципального округа /л.д.159 - 164/, считает его незаконным, поскольку вынесено с нарушением норма материального и процессуального права.

Судом первой инстанции не учтено, что указание сведений о наименовании субъекта Российской Федерации в адресе места жительства избирателей и лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, является обязательным.

Также автор жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что в подписном листе № 4 в дате выдачи паспорта сборщика подписей «05.08.2003» написание цифры «3» действительно отличается от написания аналогичных цифр, однако это не свидетельствует о наличии в написании данной цифры «3» исправлений, является ошибочным.

Не согласен автор жалобы с выводом суда о том, что в подписи 2 лист 2 в написании имени «Дмитрий» не допущено каких–либо исправлений, которые должны быть оговорены в соответствии с требованиями закона. Вопреки мнению суда в имени «Дмитрий», а именно в букве «и» и цифре «7» подписи 3 лист 6 номер паспорта избирателя «**» имеются неоговоренные исправления.

Выводы суда первой инстанции о том, что в подписи 2 лист 5 в адресе места жительства избирателя улица «****» не имеется исправлений является необоснованным, так как в букве «о» при написании наименования улицы допущено исправление, которое не оговорено.

Кроме этого, в оспариваемом решении судом первой инстанции сделан вывод об обоснованном заключении прокурора в части обязательного указания в адресе места жительства лица, осуществляющего сбор подписей наименование субъекта РФ, но вместе с тем признал решение ТИК Пермского муниципального округа незаконным.

Административный истец Галяев В.В. в апелляционной жалобе просит изменить описательно-мотивировочную часть решения суда, полагает, что вывод суда о невозможности однозначно установить наименование улицы в подписном листе 4 строка 1, в подписном листе 5 строка 4, в подписном листе 7 строка 1, а также серию паспорта избирателя в подписном листе 6 строке 2, основан на неверном толковании норм права, поскольку в данном случае индивидуальные особенности почерка избирателя, вносившего собственноручно свои реквизиты в подписной лист, не препятствуют однозначному восприятию этих сведений и не могут быть признаны недействительными либо недостоверными.

В судебном заседании административный истец Галяев В.В. доводы своей апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального округа Трясцина Л.А. решение суда просила отменить, доводы апелляционной жалобы Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального округа поддержала.

Прокурор прокуратуры Пермского края Меньтина А.С. решение суда просила оставить без изменения.

Изучив материалы административного дела в соответствии с положением статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1). Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12.02.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12.02.2002 № 67-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12.02.2002 № 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

Согласно пункту 1 статьи 37 указанного Федерального закона от 12.02.2002 № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.

По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Федерального закона от 12.02.2002 № 67-ФЗ).

В силу пункта «г» части 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.02.2002 № 67-ФЗ признаются недействительными подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.

В силу положений пункта «ж» части 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.02.2002 № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума.

В соответствии с пунктом «з» части 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.02.2002 № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, в частности, в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.

Основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (пункт «д» части 24 статьи 38 Федерального закона от 12.02.2002 № 67-ФЗ).

Частью 11 статьи 37 указанного Федерального закона установлено, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 указанного Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Если избиратель является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов.

Согласно части 12 статьи 37 указанного Федерального закона каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 данного Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.

На территории Пермского края применяется Закон Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».

В соответствии с пунктами «г» и «ж» части 11 статьи 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (пункт «г»); подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (пункт «ж»).

В соответствии с пунктом «з» части 11 статьи 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.

При этом в силу части 6 статьи 35 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, единых списков кандидатов, но только один раз - в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, единого списка кандидатов. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, единого списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Если избиратель является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись.

Согласно части 6.1 статьи 35 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, решением Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального округа № 403/16 от 21.06.2022 образована Рабочая группа по проверке порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей в поддержку выдвижения кандидатов в период подготовки и проведения выборов представительного органа на территории Пермского муниципального округа /л.д. 89-102/.

Решением ТИК Пермского муниципального округа № 404/08 от 23.06.2022 утвержден образец заполнения подписного листа /л.д. 17-19, 87/. В примечании № 2 подписного листа указано, что адрес места жительства может не содержать каких-либо указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» реквизитов в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства.

Решением ТИК Пермского муниципального округа № 404/06 от 23.06.2022 определено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Думы Пермского муниципального округа Пермского края, в том числе по одномандатному избирательному округу № 7 необходимое количество подписей 17, максимальное – 21 /л.д. 84-86/.

12.07.2022 Галяев В.В. направил в ТИК Пермского муниципального округа Пермского края заявление о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Думы Пермского муниципального округа Пермского края по одномандатному избирательному округу № 7 с обязательством, в случае его избрания, прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, предоставив копии необходимых документов (копию паспорта, копию диплома, копию трудовой книжки, согласие на получение документов и извещений с использованием электронной почты) /л.д. 31-58/.

25.07.2022 кандидат Галяев В.В. представил 8 подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, всего представлена 21 подпись /л.д. 75-82/.

Решением ТИК Пермского муниципального округа № 425/14 от 27.07.2022 кандидат Галяев В.В. извещен о выявленных недостатках в документах, представленных кандидатом.

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата Галяева В.В. от 28.07.2022 признана недостоверной (недействительной) 21 подпись /л.д. 15-16/, согласно протоколу об итогах сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Думы Пермского муниципального округа/л.д.73/.

Из ведомости проверки подписных листов, представленных кандидатом по одномандатному избирательному округу № 7 Галяевым В.В., следует, что на листе 1 строки 2,5 имеются неполные данные о месте жительства сборщика; в листе 2 строка 2 - неоговоренные исправления в ФИО избирателя; в листе 2 строки 1-2 - неполные данные о месте жительства сборщика; в листе 3 строка 1 - неполные данные о месте жительства сборщика; в листе 4 строка 1 - неполные данные о месте жительства избирателя; в листе 4 строки 1-2 - неполные данные о месте жительства сборщика; в листе 4 строки 1-2 - неоговоренные исправления в паспортных данных сборщика; в листе 5 строка 2 - неоговоренные исправления в адресе места жительства избирателя; в листе 5 строка 4 - неполные данные о месте жительства избирателя; в листе 5 строки 1-2, 4 неполные данные о месте жительства сборщика; в листе 6 строка 2 - неверные данные документа избирателя; в листе 6 строка 3 - неоговоренные исправления в документе избирателя; в листе 6 строки 1-5 - неполные данные о месте жительства сборщика; в листе 7 строка 1 - неоговоренные исправления, неполный адрес места жительства избирателя; в листе 7 строки 1-3 - неполные данные о месте жительства сборщика; в листе 8 строки 1-3 - неполные данные о месте жительства сборщика /л.д. 110/.

Согласно служебной записке за подписью руководителя рабочей группы по проверке порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей от 25.07.2022 (представлена в судебное заседание), в результате проверки подписных листов выявлена неполнота сведений об избирателях:

- 4 лист 1 подпись в части наименования улицы;

- 5 лист 4 подпись в части наименования улицы;

- 6 лист 2 подпись в части указания серии паспорта;

- 7 лист 1 подпись в части наименования улицы.

Согласно служебной записке за подписью руководителя рабочей группы по проверке порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей от 02.08.2022 (представлена в судебное заседание), в ведомости проверки подписных листов в 3 столбе 11 строки допущена техническая ошибка, а именно: обозначенный код нарушения 46 с примечанием «неполный адрес места жительства избирателя» относится к 4 подписи на 5 листе подписных листов кандидата.

03.08.2022 ТИК Пермского муниципального округа принято решение № 429/04 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Пермского муниципального округа Пермского края по одномандатному избирательному округу № 7 Галяева В.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения» /л.д. 11-14/. Подписи избирателей признаны недействительными по следующим основаниям: 5 подписей, собранных с нарушением требований, предусмотренных пунктом «ж» части 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом «ж» части 11 статьи 36 Закона № 525-ПК; 2 подписи, собранные с нарушением пунктом «г» части 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом «г» части 11 статьи 36 Закона № 525-ПК; все подписи избирателей, собранные с нарушением пункта «з» части 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом «з» части 11 статьи 36 Закона № 525-ПК. Таким образом, результаты проверки подписных листов свидетельствуют о том, что кандидатом Галяевым В.В. представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации его кандидатом в депутаты Думы Пермского муниципального круга Пермского края по одномандатному избирательному округу № 7.

Рассматривая настоящее административное дело, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 32 Конституции Российской Федерации, ст.ст.34,37,38 Федерального закона от 12.02.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Пермского края от 09.11.2009 № 525 – ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермскому крае» и, удовлетворяя требования административного истца исходил из того, что вывод о недействительности всех подписей избирателей в связи с неполнотой данных о месте жительства сборщика (не указано наименование субъекта Российской Федерации - «Пермский край») является необоснованным, так как не указание данной информации не препятствует однозначному восприятию адреса места жительства сборщика подписей. Также суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительными подписей избирателей в подписном листе №4 в паспортных данных сборщика подписей, в подписном листе №2, в подписном листе № 6.

При этом суд согласился с выводом административного ответчика о неполноте адреса места жительства избирателей в подписном листе № 4 строка 1 (наименование улицы); в подписном листе № 5 строка 4 (наименование улицы); в подписном листе № 7 строка 1 (наименование улицы), а также в изложении документа избирателя в подписном листе № 6 строка 2.

Названные суждения суда признаются судебной коллегией по существу правильными, основанными на положениях закона, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и материалах дела; соответствующими фактическим обстоятельствам и подтвержденными доказательствами, правильно оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности.

Согласно пункту 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 данного Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.

Как следует из подписных листов, административный истец Галяев В.В. выдвинул свою кандидатуру в депутаты Думы Пермского муниципального округа Пермского края, самостоятельно собирал подписи избирателей, в графе «Подписной лист удостоверяю» указал адрес места жительства в соответствии с данными своего паспорта (л.д. 36): Российская Федерация, ****.

В соответствии с положениями пункта 5 части 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Разъясняя приведенные законоположения, в пункте 2.3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года № 1483-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина П. на нарушение его конституционных прав положениями подпункта «з» пункта 6.4 и подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано следующее.

Согласно подпункту 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» адрес места жительства - это тот адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; таким образом, исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства, а именно в паспорте гражданина Российской Федерации или свидетельстве о регистрации по месту жительства. Закрепленный в подпункте 5 статьи 2 указанного Федерального закона общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Следовательно, содержащееся в нем законоположение означает, что избирательные комиссии, на которые данным Федеральным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан на основе демократических принципов и норм избирательного права (пункт 3 статьи 20), не должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства). Иное понимание данного законоположения допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя, тем самым приводя к нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования.

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что отсутствие в подписных листах наименования субъекта Российской Федерации в адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства Галяева В.В., осуществлявшего сбор подписей избирателей, и не может служить основанием для признания подписей избирателей по этому основанию недействительными.

Указанные в подписных листах сведения о месте жительства сборщика подписей исключают какие-либо сомнения по данному вопросу, в том числе относительно субъекта Российской Федерации, где находится место жительства лица; г. Пермь является краевым центром Пермского края (статья 65 Конституции РФ); данные обстоятельства не препятствуют однозначному восприятию указанной в подписном листе информации с учетом фактических особенностей места жительства кандидата, и, по убеждению судебной коллегии, не влекут нарушения принципов объективности, достоверности и равенства кандидатов на выборах.

Выводы суда первой инстанции о том, что подписи избирателей в подписном листе 2 строка 2, а именно, в написании имени «Дмитрий» /л.д. 76/; в подписном листе 4: в написании цифры «3» в дате выдачи паспорта сборщика подписей Галяева В.В. – «**» /л.д.78/; в подписном листе 5 строка 2: в написании наименовании улицы «****» /л.д. 79/; в подписном листе 6 строка 3: в написании цифры «7» номера паспорта «**» /л.д. 80/, не содержат неоговоренных исправлений сведений об избирателях, равным образом, как и то, что нет оснований полагать, что избиратели указали в подписных листах сведения, не соответствующие действительности, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства, и согласуются с нормами материального права, подлежащими применению по настоящему делу.

Судебная коллегия полагает, что правильно не признаны судом недействительными подписи избирателей, где имеются помарки, которые не относятся к исправлениям и не препятствуют однозначному толкованию сведений, что согласуется с пунктом 3.2.3.8. Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 года № 9/75-8, согласно которому не могут считаться исправлениями помарки, не препятствующие однозначному толкованию сведений. Иное толкование символов в данном случае исключается.

В материалах дела отсутствуют доказательства, которые могли бы поставить под сомнение правильность указанных выводов, не приведены они и в апелляционной жалобе Территориальной избирательной комиссии.

Исследовав подписные лист, суд первой инстанции обоснованно согласился с выводами административного ответчика о неполноте адреса места жительства избирателей в подписном листе 4 строка 1 (наименование улицы) /л.д. 78/, в подписном листе 5 строка 4 (наименование улицы) /л.д. 79/, в подписном листе 7 строка 1 (наименование улицы) /л.д. 81/, а также в изложении документа избирателя в подписном листе 6 строка 2 (серия паспорта избирателя) /л.д. 80/.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что указанные сведения избирателями написаны настолько неразборчиво/ неполно, что не позволили административному ответчику однозначно установить наименование улиц и серию паспорта. Указанные данные были установлены в ходе судебного заседания благодаря сведениям из информационной системы ГАС «Выборы» (представлены представителем ответчика) /л.д. 119-120/, а также из ответов о регистрации избирателей с указанием их паспортных данных по запросу суда /л.д. 111-114/.

Вопреки доводам апелляционной жалобы административного истца, судебная коллегия полагает, что неправильное написание сведений избирателя не может расцениваться как допущенное вследствие особенности почерка лица или в качестве орфографической ошибки, не влекущей признание подписи избирателя недействительной, поскольку данные информации относятся к сведениям об избирателе и должны отражаться в подписных листах в строгом соответствии с документом, удостоверяющим личность избирателя.

Обобщая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что общее количество действительных (достоверных) подписей составит 17 (21 - 4), что соответствует установленному количеству необходимых подписей избирателей для выдвижения кандидата по данному округу - 17, ввиду чего, оснований для отказа в регистрации по подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ не имелось.

Следовательно, при наличии указанных обстоятельств, избирательная комиссия не вправе была отказывать по приведенным основаниям в регистрации Галяева В.В. в качестве кандидата в депутаты Думы Пермского муниципального округа по одномандатному избирательному округу № 7 в порядке самовыдвижения.

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 названного Закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38, иных требований указанного Закона, а также иных требований, предусмотренных другим законом.

Кроме того, учитывая, что заключение прокурора для суда не является обязательным и не может предопределять позицию суда по конкретному делу, судебная коллегия полагает, что ошибочное указание судом первой инстанции на обоснованность заключения прокурора в части необходимости указания в адресе наименование субъекта РФ, отмену судебного акта не влечет.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, выводы суда подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующим рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств.

В целом, доводы апелляционных жалоб правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.

С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены нет.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Пермского районного суда Пермского края от 16 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального округа и апелляционную жалобу Галяева Виталия Викторовича – без удовлетворения.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий /подпись/

Судьи /подписи/.