ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3036/2022 от 14.12.2023 Псковского областного суда (Псковская область)

№ 33а-2196/2023

1 инст. дело № 2а-3036/2022

Судья <данные изъяты>

УИД 60RS0001-01-2022-006176-96

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2023 г. город Псков

Судебная коллегия по административным делам

Псковского областного суда

в составе:

председательствующего Панова И.М.,

судей Качнова Д.Ю., Анашкиной М.М.,

при помощнике судьи Шиловой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Санкт-Петербургской таможни к Иванову А.А. о взыскании таможенных платежей, пени, по апелляционной жалобе административного ответчика Иванова А.А. на решение Псковского городского суда Псковской области от 15 июля 2022 г., которым административный иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Псковского областного суда Анашкиной М.М., объяснения Иванова А.А. и его представителя Звягина А.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Санкт-Петербургской таможни Рытовой О.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Санкт-Петербургская таможня обратилась в суд с административным иском к Иванову А.А. о взыскании таможенных платежей и пени.

В обоснование заявленных требований указано, что Мурманской таможней в период с 25 января 2022 г. по 11 марта 2022 г. в соответствии со статьей 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) проведен таможенный контроль в форме проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств в отношении Иванова А.А. по вопросам соблюдения иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов Евразийского экономического союза.

В ходе таможенного контроля было установлено, что под видом кровельной черепицы на таможенную территорию ЕАЭС 10 марта 2019 г. на транспортном средстве (****) под управлением водителя Иванова А.А. были ввезены товары - «одежда и обувь б/у». При этом перевозчиком товаров в лице Иванова А.А. при прибытии на таможенную территорию таможенному органу представлялась международная транспортная накладная (CMR) № 1110-1 от 07 марта 2019 г., являющаяся недействительным документом, то есть документом, содержащим недостоверные сведения о товарах.

В рамках уголовного дела в ходе допроса Иванов А.А. указал, что ему заранее было известно о схеме с подменой документов, и что под видом строительных материалов он ввез на территорию ЕАЭС товары народного потребления (одежду, обувь и прочее).

По результатам таможенного контроля в форме проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств Мурманской таможней в соответствии со статьей 218 ТК ЕАЭС 14 марта 2022 г. принято решение по результатам таможенного контроля № 10207000/140322/Т000009/001 о признании Иванова А.А. лицом, участвовавшем в незаконном перемещении товаров.

Копии Акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 11 марта 2022 г. № 10207000/210/110322/А0009 и решения по результатам таможенного контроля от 14 марта 2022 г. № 10207000/140322/Т000009/001 направлены Мурманской таможней в адрес Иванова А.А. письмом от 14 марта 2022 г. № 19-27/03589, получены адресатом 22 марта 2022 г. согласно отметке на почтовом извещении.

Административный истец указывает, что лицами, ответственными за уплату таможенных платежей, в рассматриваемом случае будут являться лица, незаконно переместившие товары, - ООО «СДК-Логистик», и лица, участвующие в незаконном перемещении, знавшие о незаконности такого перемещения, - водитель транспортного средства Иванов А.А.

Факт задолженности по уплате таможенных платежей за ввоз товаров «одежда и обувь б/у» установлен Мурманской таможней по результатам таможенного контроля.

В соответствии с положениями статьи 73 Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ № 289-ФЗ) письмом от 17 марта 2022 г. № 12-30/07020 Санкт-Петербургская таможня в адрес Иванова А.А. направила уведомление от 16 марта 2022 г. № 10210000/У2022/0003744 об уплате таможенных платежей в размере 3 631 226, 34 руб. (включая ввозную таможенную пошлину в размере 1 433 378,82 руб. и НДС в размере 2 197 847, 52 руб.) и пени, рассчитанные на дату направления уведомления, то есть на 16 марта 2022 г., в сумме 699 364, 11 руб., а всего - 4 330 590, 45 руб.

По состоянию на 24 мая 2022 г. подлежат уплате: таможенные платежи в размере 3 631 226, 34 руб. (включая ввозную таможенную пошлину в размере 1 433 378,82 руб. и НДС в размере 2 197 847, 52 руб.), пени, рассчитанные на дату направления заявления в суд 24 мая 2022 г., - 1 262 433,54 руб., всего: 4 893 659,88 руб.

На основании изложенного, административный истец просил суд взыскать с Иванова А.А. неуплаченные таможенные платежи в размере 3 631 226, 34 руб., взыскать с Иванова А.А. пени за просрочку платежа за период с 11 марта 2019 г. по 24 мая 2022 г. в размере 1 262 433,54 руб., взыскать с Иванова А.А. пени за просрочку платежа за период 25 мая 2022 г. по дату вынесения решения суда.

В судебном заседании представитель административного истца Санкт- Петербургской таможни Большакова О.С. поддержала административный иск по изложенным в нем доводам.

Административный ответчик Иванов А.А. административный иск не признал, указал, что он являлся экспедитором транспортного средства, доказательств его причастности к незаконному ввозу товара и подачи им недостоверных сведений таможенному органу при декларировании не имеется, поскольку им документы не заполнялись.

Решением Псковского городского суда Псковской области от 15 июля 2022 г. административный иск Санкт-Петербургской таможни удовлетворен, с Иванова А.А. в пользу Санкт Петербургской таможни взыскана задолженность по таможенным платежам в размере 3 631226, 34 руб., пени за просрочку платежа за период с 11 марта 2019 г. по 15 июля 2022 г. включительно в размере 1 322119, 43 руб., а всего 4 953345, 77 руб.

В апелляционной жалобе административный ответчик Иванов А.А. выражает несогласие с судебным решением, считает его незаконным и подлежащим отмене в связи с грубыми нарушениями норм процессуального и материального права, просит отменить судебное решение.

Указывает на пропуск срока исковой давности применения мер взыскания таможенных платежей, который, по мнению апеллянта, истек 10 марта 2022 г., поскольку обязанность по уплате таможенных платежей возникла 10 марта 2019 г., а в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 71 ФЗ № 289-ФЗ меры взыскания не производятся, если уведомление о не уплаченных в установленный срок таможенных платежей и пени не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей.

Уведомление датировано 17 марта 2022 г., т.е. за пределами срока давности.

Ссылка на положения статьи 73 ФЗ № 289-ФЗ о допустимости направления уведомления после истечения сроков, установленных данной статьей, несостоятельна, поскольку законом установлен пресекательный срок давности.

Водитель Иванов А.А., по мнению апеллянта, не может рассматриваться как самостоятельное лицо, совершившее незаконное перемещение товара через границу, по сговору с ООО «СДК-Логистик», это противоречит обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Ответчик является работником (агентом) международного перевозчика - иностранной компании «JTK OU», выполнял распоряжение (пусть и незаконное) работодателя, оперировал документами, полученными от своего руководства и грузоотправителя. Ответственность за уплату таможенных платежей при незаконном пересечении товара должна нести фирма-перевозчик, а не водитель фирмы, в связи с этим Иванов А.А. не является субъектом применяемых мер взыскания.

Считает, что показания Иванова А.А., данные в ходе предварительного следствия по уголовному делу, не могут быть признаны достоверными доказательствами. Вина Иванова А.А. не установлена ни в рамках уголовного, ни в рамках административного дела.

В то же время международный перевозчик «JTK OU» признан виновным в незаконном перемещении товара решением Первомайского районного суда г. Мурманска.

Полагает, что имеется явная необъективность и предвзятость позиции суда в вопросе определения круга солидарных ответчиков, незаконно переместивших товар. Например, не попали непосредственные организаторы и исполнители выявленного преступления, - эстонские отправитель и таможенный склад.

Оставлен без внимания вопрос о судьбе незаконно ввезенного товара, который должен быть обнаружен и конфискован в счет уплаты таможенных платежей.

Вызывает сомнение обоснованность самого объекта правонарушения, поскольку доказательств существования партии «стоковой одежды» не имеется.

На апелляционную жалобу Санкт-Петербургской таможней поданы письменные возражения.

Проверив материалы административного дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, возражений на нее, пояснений лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 25 января 2022 г. по 11 марта 2022 г. Мурманской таможней в соответствии со статьей 326 ТК ЕАЭС проведен таможенный контроль в форме проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств в отношении Иванова А.А. по вопросам соблюдения иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС).

По результатам таможенного контроля составлен Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 11 марта 2022 г. № 10207000/210/110322/А0009.

Согласно данному Акту 10 марта 2019 г. с территории Финляндии на территорию ЕАЭС на транспортном средстве (****) под управлением водителя Иванова А.А. был вывезен товар: одежда и обувь б/у.

Согласно представленной в таможенный орган Финляндии таможенной декларации № MRN 19ЕЕ1210ЕЕ70675909 вес товара – одежда и обувь б/у составил 20 234 кг нетто, стоимость 128 141,00 евро, получатель товара - ООО «Техсервис», г. Санкт-Петербург (согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Техсервис» прекратило свою деятельность в 2016 г.), отправитель товара - «UAB SIDERITAS».

В этот же день 10 марта 2019 г. указанное транспортное средство под управлением водителя Иванова А.А. прибыло на таможенный пост МАПП «Салла» Мурманской таможни. Таможенному органу была представлена международная транспортная накладная (CMR) от 07 марта 2019 г. № 1110-1, свидетельствующая о перемещении на таможенную ЕАЭС в адрес ООО «Техресурс» товара - «Неогнеупорные строительные растворы и бетоны общим весом 20 740 кг брутто».

В целях доставки товаров в место декларирования - на таможенный пост «Мурманский» Мурманской таможни таможенным представителем ООО «Техресурс» - ООО «Агент Арсенал», действующим в рамках заключенного Договора таможенного представителя с декларантом, на таможенный пост МАПП «Салла» в электронном виде была подана транзитная декларация (далее - ТД) № 10207090/100319/0000069, согласно которой под таможенную процедуру таможенного транзита помещался товар - «Неогнеупорные строительные растворы и бетоны общим весом 20 740 кг брутто».

В числе прочих сведений в ТД № 10207090/100319/0000069 были указаны сведения о перевозчике товара - иностранная компания «JTK OU» (ЕЕ, 40232, Sillamae, Paviovi tn. 9-59).

На прицеп с г(****) должностным лицом таможенного поста было наложено средство таможенной идентификации (пломба с номером 7128538), ТД № 10207090/100319/0000069 выпущена таможенным постом 10 марта 2019 г.

В тот же день 10 марта 2019 г. указанное транспортное средство прибыло на склад ООО «ТрансСервис», по адресу: г. Мурманск, ул. Домостроительная, д.18Б, где были нарушены средства таможенной идентификации и находившийся в транспортном средстве товар - одежда и обувь б/у был перегружен в другое транспортное средство, которое уже находилось на складе.

Вместо выгруженного товара в транспортное средство (****) под управлением Иванова А.А. были загружены строительные смеси, на транспортное средство навешено то же средство таможенной идентификации.

После этого транспортное средство под управлением Иванова А.А. с загруженными в них строительными смесями проследовало на склад временного хранения ООО «ТЛТ» по адресу: <****>, для таможенного оформления.

14 марта 2019 г. на таможенный пост «Мурманский» Мурманской таможни подана таможенная декларация № 10207110/140319/0000366 в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара - «Неогнеупорные строительные растворы и бетоны, вес 20 400 кг брутто/нетто, стоимость на условиях поставки СРТ Мурманск 5 916 евро».

При этом было заявлено, что товар поставлялся в рамках исполнения внешнеэкономического контракта от 01 марта 2019 г. № 356034, заключённого ООО «Техресурс» с иностранной компанией «Tango Trading LLC».

Между тем, транспортное средство с товаром - одежда и обувь б/у без таможенного оформления проследовало в Санкт-Петербург на склад ООО «Логарифм» в рамках заключенного с ООО «СДК-Логистик» договора ответственного хранения от 04 мая 2018 г. № ОХ/38/18.

Таким образом, под видом кровельной черепицы на таможенную территорию ЕАЭС 10 марта 2019 г. на транспортном средстве (****) под управлением водителя Иванова А.А. были ввезены товары - «одежда и обувь б/у». При этом перевозчиком товаров в лице Иванова А.А. при прибытии на таможенную территорию таможенному органу представлялась международная транспортная накладная (CMR) № 1110-1 от 07 марта 2019 г., являющаяся недействительным документом, то есть документом, содержащим недостоверные сведения о товарах.

Согласно Акту проверки в рамках уголовного дела допрошенный в качестве обвиняемого Иванов А.А. показал, что он знал о том, что под видом строительных материалов везет товары народного потребления (одежду, обувь и прочее), для незаконного перемещения товара ему были переданы два комплекта документов, один на товар – «одежда и обувь б/у», другой – «строительные смеси», первый комплект документов он представил на финской таможне, второй – на российской таможне, кем были изготовлены документы он не знал. После оформления транзитной декларации он доставил товар на склад ООО «ТрансСервис», по адресу: г. Мурманск, ул. Домостроительная, д.18Б, где были нарушены средства таможенной идентификации и находившийся в его транспортном средстве товар - одежда и обувь б/у был перегружен в другое транспортное средство. В управляемое им транспортное средство были загружены строительные смеси, после чего он поехал на СВХ г. Мурманска для таможенного оформления, где предъявил таможенному органу поддельный пакет документов.

Указанные сведения отражены в Акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 11 марта 2022 г. № 10207000/210/110322/А0009.

11 марта 2022 г. Мурманской таможней произведен расчет таможенных платежей № 10207000/110322/0000001 в отношении товара – одежда и обувь б/у.

14 марта 2022 г. Мурманской таможней принято решение по результатам таможенного контроля № 10207000/140322/Т000009/001 о признании Иванова А.А. лицом, участвовавшем в незаконном перемещении товаров.

14 марта 2022 г. таможня направила в адрес Иванова А.А. Акт проверки от 11 марта 2022 г. № 10207000/210/110322/А0009 и решение от 14 марта 2022 г.

Данные документы получены Ивановым А.А. 22 марта 2022 г., согласно имеющемуся в деле почтовому уведомлению.

16 марта 2022 г. Санкт-Петербургской таможней в отношении Иванова А.А. составлено Уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пени № 10210000/У2022/0003744, согласно которому подлежат уплате таможенные платежи (ввозная таможенная пошлина в размере 1433378,82 руб. и НДС в размере 2197847,52 руб.) и пени (по состоянию на 16 марта 2022 г. в размере 699394,11 руб.), всего 4330590,45 руб.

Согласно отчету об отслеживании отправления письмо с трек-номером 80095970435781, содержащее Уведомление, получено Ивановым А.А. 23 марта 2022 г.

Учитывая, что в установленный частями 19, 20 ФЗ № 289-ФЗ срок исполнения уведомлений (пятнадцать рабочих дней со дня получения уведомления) Иванов А.А. начисленные таможенные платежи и пени не погасил (не позднее 13 апреля 2022 г.), то таможенный орган обратился с настоящим административным иском в суд, просит взыскать таможенные платежи в размере 3 631 226, 34 руб. (включая ввозную таможенную пошлину в размере 1 433 378,82 руб. и НДС в размере 2 197 847, 52 руб.), пени, рассчитанные на дату направления заявления в суд 24 мая 2022 г. - 1 262 433,54 руб., всего: 4 893 659,88 руб.

В ходе рассмотрения административного дела представитель административного истца представил расчет пени на дату рассмотрения дела – 15 июля 2022 г., задолженность составляет 4 953345, 77 руб., из них: 3 631 226,24 руб. - таможенные платежи, пени -1 322119, 43 руб.

Удовлетворяя заявленные исковые требования о взыскании с Иванова А.А. неуплаченных таможенных платежей и пени, суд первой инстанции исходил из того, что Иванов А.А. знал о незаконности ввоза товара на таможенную территорию ЕАЭС, принимал непосредственное участие в его незаконном перемещении, в связи с этим на основании положений статей 54, 56 ТК ЕАЭС он несет солидарную ответственность по уплате таможенных пошлин, налогов и пени с лицами, незаконно перемещающими товар; таможенный орган уполномочен на проведение таможенного контроля в отношении ввезенного на территорию ЕАЭС товара; принятые по результатам контроля акты направлены в адрес административного ответчика и получены последним; расчет таможенных платежей и пени произведен в соответствии с требованиями законодательства; срок обращения с административным иском в суд не нарушен.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства и обстоятельствах дела.

В ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами (часть 1 статьи 1 ТК ЕАЭС).

Главами 44 и 45 ТК ЕАЭС предусмотрены положения о проведении таможенного контроля, согласно которым в целях выявления товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, таможенный контроль может проводиться таможенными органами в отношении физических лиц, пересекающих таможенную границу Союза (часть 2 статьи 310 ТК ЕАЭС); объектами таможенного контроля являются, в том числе деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможенную границу Союза (статья 311 ТК ЕАЭС); таможенная проверка может быть камеральной или выездной (часть 7 статьи 331 ТК ЕАЭС); камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств- членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица (часть 1 статьи 332 ТК ЕАЭС); результаты проведения камеральной таможенной проверки оформляются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (часть 4 статьи 332 ТК ЕАЭС).

Учитывая приведенные выше положения закона, у Мурманской таможни имелись законные основания для проведения таможенного контроля в форме проверки документов и сведений после выпуска товаров в отношении Иванова А.А. по вопросам соблюдения им требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, при перемещении товаров на территорию ЕАЭС.

По результатам проведения камеральной и выездной таможенной проверки оформляются соответственно акт камеральной таможенной проверки и акт выездной таможенной проверки (часть 1 статьи 237 ФЗ № 289-ФЗ).

Согласно части 28 статьи 237 ФЗ № 289-ФЗ на основании акта таможенной проверки и с учетом заключения (если такое заключение составлялось) начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, либо лицо, им уполномоченное, принимает решение (решения) в сфере таможенного дела при наличии оснований его (их) принятия, предусмотренных Кодексом Союза и (или) статьей 218 настоящего Федерального закона.

По результатам проведения таможенного контроля принимается решение в случае выявления нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании (часть 1 статьи 218 ФЗ № 289-ФЗ).

Форма решения по результатам таможенного контроля, порядок ее заполнения, внесения изменений (дополнений) в такое решение, а также структура и формат решения по результатам таможенного контроля в виде электронного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела (часть 2 статьи 218 ФЗ).

Приказом ФТС России от 08 февраля 2019 г. № 226 утверждены формы решения по результатам таможенного контроля, порядка ее заполнения и внесения изменений (дополнений) в указанное решение, в том числе решение о признании в соответствии с пунктом 2 статьи 56 ТК ЕАЭС и частью 14 статьи 73 ФЗ № 289-ФЗ лица, участвовавшего в незаконном перемещении товара (товаров).

Частью 2 статьи 56 ТК ЕАЭС предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары.

В случае принятия таможенным органом решения по результатам таможенного контроля в соответствии со статьей 218 настоящего Федерального закона о признании лица, участвовавшего в незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза, лица, которое приобрело в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, несущим солидарную с лицом, незаконно перемещающим товары через таможенную границу Союза, обязанность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, таможенный орган направляет такому лицу уведомление (уточнение к уведомлению) не позднее десяти рабочих дней после принятия такого решения (часть 14 статьи 73 ФЗ № 289-ФЗ).

Уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок (часть 15 статьи 73 ФЗ № 289-ФЗ).

Направление уведомления (уточнения к уведомлению) после истечения сроков, установленных настоящей статьей, не является основанием для признания такого уведомления (уточнения к уведомлению) незаконным (часть 16 статьи 73 ФЗ № 289-ФЗ).

Уведомление направляется плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности (часть 18 статьи 73 ФЗ № 289-ФЗ).

Согласно части 19 статьи 73 ФЗ № 289-ФЗ срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность).

При неисполнении уведомления (уточнения к уведомлению) в сроки, указанные в части 19 настоящей статьи, таможенный орган применяет меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в соответствии с настоящей главой (часть 20 статьи 72 ФЗ № 289-ФЗ).

В силу пункта 3 части 2 статьи 74 ФЗ № 289-ФЗ днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок признается день регистрации таможенным органом расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, который заполняется не позднее десяти рабочих дней со дня принятия таможенным органом решения по результатам таможенного контроля и (или) иного решения в сфере таможенного дела, фиксирующего факт нарушения норм международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, который влечет за собой наступление срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, если иной срок заполнения не установлен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования (часть 4 статьи 74 ФЗ № 289-ФЗ).

Согласно части 15 статьи 80 ФЗ № 289-ФЗ решение таможенного органа о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет имущества плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) принимается не позднее одного года после истечения срока, указанного в частях 19 и 19.1 статьи 73 настоящего Федерального закона. По истечении указанного срока таможенный орган может обратиться в суд в течение шести месяцев с заявлением о взыскании с плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) причитающейся к уплате суммы таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.

Исходя из приведенных правовых норм, днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей и пеней признается день регистрации таможенным органом расчета таможенных пошлин, который заполняется не позднее десяти рабочих дней со дня принятия таможенным органом решения по результатам таможенного контроля, фиксирующего факт нарушения норм международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

В рассматриваемом случае Актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 11 марта 2022 г. № 10207000/210/110322/А0009 зафиксирован факт нарушения требований таможенного законодательства, в тот же день зарегистрирован расчет таможенных платежей № 10207000/110322/0000001, который в соответствии с положениями пункта 3 части 2 статьи 74 ФЗ № 289-ФЗ является днем обнаружения факта неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей в отношении товара – одежда и обувь б/у.

Уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пени № 10210000/У2022/0003744 от 16 марта 2022 г. направлено в адрес Иванова А.А. в установленные частью 15 статьи 73 ФЗ № 289-ФЗ сроки, т.е не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей и пени.

В связи с тем, что уведомление не было исполнено административным ответчиком в установленный законом срок (пятнадцать рабочих дней со дня его получения), то таможенным органом обоснованно приняты меры по взысканию задолженности.

Доводы административного ответчика о пропуске срока исковой давности применения мер взыскания таможенных платежей, который, по мнению апеллянта, истек 10 марта 2022 г., поскольку обязанность по уплате таможенных платежей возникла 10 марта 2019 г., судебная коллегия находит несостоятельными.

В соответствии с частью 15 статьи 73 ФЗ № 289-ФЗ уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей и пеней, при этом днем обнаружения факта неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей и пеней признается день регистрации таможенным органом расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (пункт 3 части 2 статьи 74 ФЗ № 289-ФЗ).

Учитывая, что в рассматриваемом случае расчет таможенных платежей № 10207000/110322/0000001 произведен 11 марта 2022 г., уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пени № 10210000/У2022/0003744 составлено 16 марта 2022 г., данное уведомление получено Ивановым А.А. 23 марта 2022 г. и не исполнено в течение пятнадцати рабочих дней, то обращение в июне 2022 г. таможенного органа в суд с административным иском о взыскании с административного ответчика не уплаченных таможенных платежей и пени является законным и обоснованным.

Таможенный орган правомерно принял в отношении Иванова А.А. решение от 14 марта 2022 г. № 10207000/140322/Т000009/001 о признании его лицом, участвовавшем в незаконном перемещении товаров, поскольку из материалов административного дела и показаний Иванова А.А., данных в суде первой и апелляционной инстанций, следует, что он знал о незаконности перемещения товара, принимал непосредственное участие в незаконном перемещении товара, имел при въезде на территорию ЕАЭС два пакета документов на товары – «одежда и обувь, б/у» и «неогнеупорные строительные растворы и бетоны», один представил на финской таможне, другой, содержащий недостоверные сведения о перемещаемом товаре, предоставил на российской таможне; обеспечил до проведения таможенного оформления доставку незаконно ввезенного товара на склад для его перегрузки в другую автомашину; загруженный товар, под видом ввезенного на территорию ЕАЭС, представил в таможню для таможенного оформления.

Учитывая данные обстоятельства, административный ответчик Иванов А.А. в соответствии с частью 2 статьи 56 ТК ЕАЭС и частью 14 статьи 73 ФЗ № 289-ФЗ обязан нести солидарную обязанность по уплате таможенных платежей и пеней с лицами, незаконно перемещающими товары.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит оспариваемое судебное решение законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными, повлиять на судьбу оспариваемого судебного решения не могут.

Необоснованны доводы жалобы в части пропуска административным истцом срока на подачу настоящего административного иска.

В соответствии с частью 15 статьи 80 ФЗ № 289-ФЗ решение таможенного органа о взыскании таможенных платежей и пеней за счет имущества плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) принимается не позднее одного года после истечения срока исполнения уведомления, по истечении указанного срока таможенный орган может обратиться в суд в течение шести месяцев с заявлением о взыскании с плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) причитающейся к уплате суммы таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.

Согласно части 5 статьи 71 ФЗ № 289-ФЗ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке.

Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (часть 6 статьи 71 ФЗ № 289-ФЗ).

Учитывая данные правовые нормы, а также то, что срок исполнения уведомления, направленного в адрес административного ответчика, истек 13 апреля 2022 г., а обращение Санкт-Петербургской таможни в суд с настоящим иском последовало в июне 2022 г., то доводы о пропуске срока обращения в суд являются ошибочными.

Апеллянт, ссылаясь на пункт 1 части 8 статьи 71 ФЗ № 289-ФЗ, не учитывает положения данной нормы в полном объеме, предусматривающей, что меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются, если уведомление не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров.

Как указано выше, днем обнаружения факта неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей является 11 марта 2022 г., с которого и следует исчислять трехлетний срок, по истечении которого не применяются меры взыскания таможенных платежей и пени.

В связи с этим доводы апеллянта о нарушении сроков направления уведомления, обращения в суд с иском являются ошибочными.

Административный ответчик обоснованно признан лицом, совершившим незаконное перемещение товара через границу ЕАЭС. Каких-либо противоречий обстоятельствам дела и действующему законодательству не установлено.

Доводы апеллянта о том, что он являлся работником (агентом) международного перевозчика - иностранной компании «JTK OU», выполнял распоряжение (пусть и незаконное) работодателя, оперировал документами, полученными от своего руководства и грузоотправителя, по мнению судебной коллегии, правового значения для рассматриваемого спора не имеют, поскольку законодатель возложил ответственность по уплате таможенных платежей и пени в солидарном порядке на всех лиц, незаконно переместившие товары, которые знали или должны были знать о незаконности перемещения.

Не может согласиться судебная коллегия с доводами о невозможности использования показаний Иванова А.А., данных в ходе предварительного следствия по уголовному делу, их недостоверности, не установлении вины Иванова А.А. рамках уголовного или административного дела.

Иванов А.А., допрошенный в качестве обвиняемого по уголовному делу, дал признательные показания, которые согласуются с показаниями других лиц, и иными доказательствами, что нашло отражение в Акте таможенной проверки. Оснований сомневаться в их объективности и достоверности не имеется. Доказательств, опровергающих показания Иванова А.А., не представлено. По сообщению Иванова А.А., материалы уголовного дела в настоящее время направлены в суд. В соответствии с частью 18 статьи 73 ФЗ № 289-ФЗ уведомление направляется плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности.

В связи с изложенным, таможенный орган правомерно использовал в ходе проведения таможенного контроля показания Иванова А.А., данные последним в рамках уголовного дела.

Судебная коллегия не принимает во внимание доводы о необъективности и предвзятости позиции суда, поскольку требования к иным участникам незаконного перемещения товара в рамках настоящего спора не заявлялись.

Сведения о местонахождении и судьбе незаконно ввезенного товара для суда правового значения не имеют.

Таким образом, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, тем более что доводы жалобы уже были проверены судом и обоснованно не приняты во внимание.

Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Псковского городского суда Псковской области от 15 июля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Иванова А.А. - без удовлетворения.

На состоявшиеся судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев.

Мотивированное определение изготовлено 20 декабря 2023 г.

Председательствующий

/подпись/

Панов И.М.

Судьи

/подпись/

Качнов Д.Ю.

/подпись/

Анашкина М.М.

Копия верна:

Судья Псковского областного суда Анашкина М.М.