ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3041/19 от 07.10.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья - Подгайная Н.В.

Дело № 2а-3041/2019; 33а-8979/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Поповой Н.В.,

судей Котельниковой Е.Р., Шалагиновой Е.В.,

при секретаре Греховой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании 07 октября 2020 года дело по апелляционной жалобе Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» на решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 июля 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования и науки Пермского края о признании бездействий незаконными, отказать».

Заслушав доклад судьи Котельниковой Е.Р., изучив материалы дела, судебная коллегия

У с т а н о в и л а :

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с административным иском к Министерству образования и науки Пермского края, с учетом уточненных требований просило признать незаконным бездействие в осуществлении взаимодействия с организатором добровольческой деятельности по проведению патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия «Военный Заем 1942-1945» с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи и защите государства, по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.

Требования мотивированы тем, что истцом было направлено в адрес административного ответчика обращение об определении форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия «Военный Заем 1942-1945». Отказ от межсекторного взаимодействия, предусмотренного распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 года №2039-р, нарушает права, свободы и законные интересы детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи и защите государства.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит административный истец. Указывает, что судом допущено неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильное применение норм материального права, которые привели к принятию неправильного решения. Судом не проанализирована юридическая сила профильного федерального законодательства и подзаконных правовых актов.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 18 января 2020 года Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось к Министерству образования и науки Пермского края с письмом № 05918 в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в котором просило в целях подготовки к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне определить дату и время проведения мероприятия по финансовой грамотности на цифровой платформе, которое проводится каждое воскресенье на безвозмездной и анонимной основе, минимальное количестве участников 100 человек (возраст 14+), минимальное количество учреждений – 10; определить ответственное должностное лицо за регистрацию участников и межсекторное взаимодействие, предусмотренное Распоряжениями Правительства РФ и поручениями Президента Российской Федерации.

10 марта 2020 года Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в адрес Министерства образования и науки Пермского края с письмом № 05931 в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» об обеспечении участия не менее 100 человек следующих групп населения: обучающихся образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, граждан с низким и средним уровнем доходов, граждан пенсионного и предпенсионного возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья в интерактивном мероприятии «Военный Заем 1942-1975» согласно расписанию, указанному в приложении.

17 марта 2020 года Министерством образования и науки Пермского края дан ответ на письмо Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» № 05931 от 10 марта 2020 года, из содержания которого следует, что в соответствии с Положением об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденным Приказом № 226, в компетенцию экспертного совета не входит утверждение научного обоснования платформы УРФИНГРАМ, о которой упоминается в обращении от 10 марта 2020 года. Фонд президентских грантов не предоставляет методических поддержек в реализации мероприятий, в том числе онлайн – мероприятия «Военный заем 1942-1945» на платформе УРФИНГРАМ. По имеющейся информации на официальном сайте Фонда платформа УРФИНГРАМ имеет статус проекта, не получившего поддержку. Кроме того, с 2006 года федеральными органами государственной власти Российской Федерации осуществляется целенаправленная деятельность, связанная с ограничением в образовательных организациях доступа обучающихся к негативной информации, распространяемой посредством сети «Интернет».

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом в нарушение требований, предусмотренных положениями ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –КАС РФ), не представлено суду бесспорных доказательств, свидетельствующих о нарушении административным ответчиком требований законодательства, а также прав и законных интересов неопределенного круга лиц оспариваемым бездействием Министерства образования и науки Пермского края

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.

Из положений ст. 227 КАС РФ следует, что для признания действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов гражданина или организации.

Президентом Российской Федерации 16.01.2019 утвержден «Перечень поручений по итогам заседания Государственного Совета», состоявшегося 27.12.2018, которым Правительству Российской Федерации поручено в срок до 01.07.2019 рассмотреть предложения добровольческих (волонтерских) организаций, представленные по итогам Международного форума добровольцев (волонтеров) в г.Москве 3-5 декабря 2018 года (пункт «к» раздела 1 Перечня).

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено:

а) обеспечить разработку межведомственных программ (подпрограмм) развития добровольчества (волонтерства), включающих в себя мероприятия, направленные на ресурсную поддержку, обучение, нематериальное стимулирование участников добровольческих (волонтерских) инициатив, проведение конкурсов на получение этими участниками различных форм поддержки и вовлечение в добровольческую (волонтерскую) деятельность граждан всех возрастов;

б) при участии Федерального агентства по делам молодежи сформировать в субъектах Российской Федерации систему ресурсных центров по поддержке добровольчества (волонтерства) и осуществлять их методическое сопровождение;

в) внедрить в субъектах Российской Федерации стандарт поддержки добровольчества (волонтерства), разработанный автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", а также обеспечить мониторинг его применения;

г) на основе региональных организационных комитетов по проведению в Российской Федерации Года добровольца (волонтера) сформировать межведомственные советы по развитию добровольчества (волонтерства) и социально ориентированных некоммерческих организаций;

д) проводить конкурсы на предоставление грантов социально ориентированным некоммерческим организациям, исходя из принципов и подходов, содержащихся в положении о порядке выделения грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, утверждаемом Фондом - оператором президентских грантов по развитию гражданского общества по согласованию с Координационным комитетом по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества;

е) обеспечить разработку с учетом лучших российских практик региональных программ, направленных на развитие паллиативной помощи, а также реализацию этих программ.

В соответствии с Предложениями добровольческих (волонтерских) организаций, представленных по итогам Международного форума добровольцев (волонтеров) в городе Москве 3-5 декабря 2018 года, в сфере социального обслуживания предложено организовать с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций в воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а так же ля детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечить реализацию специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков (пункт 25 Предложений).

Поскольку приведенными актами на орган исполнительной власти субъекта не возложена обязанность по принятию предложений добровольческих организаций, следовательно, у него не возникает безусловной обязанности по исполнению поступивших от указанных организаций предложений по проведению конкретных мероприятий.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, обращение благотворительной организации подлежало рассмотрению Министерством образования и науки Пермского края в соответствии с требованиями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поскольку именно в таком порядке административный истец обращался в Министерство.

Министерством образования и науки Пермского края обращение административного истца рассмотрено в пределах полномочий и компетенции данного органа, дан мотивированный ответ. Направление истцом предложения по проведению мероприятия не влечет безусловного его удовлетворения, в связи с чем неполучение административным истцом ожидаемого результата по рассмотрению его обращения не свидетельствует о бездействии Министерства образования и науки Пермского края.

В данном случае требования административного истца фактически направлены на принятие решения об удовлетворении направленного в адрес Министерства предложения. Однако вмешательство в деятельность органов власти по рассмотрению вопросов, отнесенных к их компетенции, не допускается.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к выражению административным истцом несогласия с постановленным судом решением, однако, не содержат оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены правильного по существу судебного акта.

Довод апелляционной жалобы о том, что обращение организатора добровольческой деятельности подлежит рассмотрению в порядке, установленном федеральным законом от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве» не может быть принят во внимание, поскольку основан на неверном толковании законодательства, фактически направлен на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела.

Ссылка в жалобе на то, что судом не проанализирована юридическая сила профильного федерального законодательства и подзаконных актов, с учетом характера и предмета заявленных требований правового значения не имеет.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.

Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не являлись предметом оценки суда первой инстанции.

Оснований, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и

юридической грамотности» - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -