ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-304/19 от 26.01.2019 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Микрюков О. В. Дело № 2а-304/2019 (1 инстанция)

18RS0026-01-2019-000454-61

№ 33а-5154/2019 (2 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Захарчука О. В.,

судей Бурова А. И.,

Машкиной Н.Ф.,

при секретаре Пенькиной Н. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 18 ноября 2019 года дело по апелляционной жалобе административного ответчика Управления финансов Администрации муниципального образования «Сюмсинский район» на решение Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 20 сентября 2019 года, которым постановлено:

признать незаконным бездействие Управления финансов администрации муниципального образования «Сюмсинский район», выразившийся в не приостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника – муниципального образования «Васькинское» до момента устранения нарушения, то есть до исполнения исполнительного документа серии ФС № 022426075 от 25 марта 2019 года.

Обязать Управление финансов Администрации муниципального образования «Сюмсинский район» приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника – муниципального образования «Васькинское» до момента устранения нарушений, то есть до исполнения исполнительного документа серии ФС № 022426075 от 25 марта 2019 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Машкиной Н. Ф., объяснения административного истца П.Т.А., полагавшей доводы апелляционной жалобы необоснованными, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

П.Т.А., действующая за себя лично и своего несовершеннолетнего ребенка – инвалида З.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению финансов Администрации муниципального образования «Сюмсинский район» (далее по тексту – Управление), в котором просит:

признать незаконным бездействие Управления финансов администрации муниципального образования «Сюмсинский район», выразившийся в не приостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника – муниципального образования «Васькинское» до момента устранения нарушения, то есть до исполнения исполнительного документа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ.

обязать Управление финансов Администрации муниципального образования «Сюмсинский район» приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника – муниципального образования «Васькинское» до момента устранения нарушений, то есть до исполнения исполнительного документа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ею направлен в Управление исполнительный документ серии ФС , выданный на основании решения Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Администрации муниципального образование «Васькинское» 1 049 132 рублей в пользу П.Т.А., З.А.А. Согласно письменного ответа Управления от ДД.ММ.ГГГГ исполнительный документ должником не исполнен в виду отсутствия денежных средств. Однако в нарушение положений пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации Управлением не приостановлены операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, что нарушает права и законные интересы административных истцов на исполнение решения суда в разумный срок.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация муниципального образования «Васькинское».

В судебном заседании административный истец П.Т.А. заявленные требования и доводы, изложенные в административном иске поддержала.

В судебном заседании представитель административного ответчика Г.А.Р. требования не признал.

В судебное заседании представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Васькинское» не явился, дело рассмотрено по существу в отсутствие указанного лица.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить, полагает, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах муниципального образование «Васькинское» приведет к прекращению абсолютно всех расходных операций по исполнению обязанностей по выполнению функций и задач социально-значимых для муниципального образование, а также нарушению баланса публичных интересов, ущемлению прав иных лиц, и органов местного самоуправления, не являющихся должниками по исполнительному листу.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГП.Т.А. в Управление финансов Администрации муниципального образования «Сюмсинский район» предъявлен для исполнения исполнительный лист серии ФС , выданный Сюмсинский районным судом Удмуртской Республики о взыскании с Администрации муниципального образования «Васкинское» 1 049 132,00 руб.

Письменным ответом от ДД.ММ.ГГГГ Управление сообщило заявителю о невозможности исполнения требований исполнительного документа в виду отсутствия денежных средств в бюджете.

Поскольку требования направленного исполнительного листа в установленный бюджетным законодательством срок исполнены не были, административный истец, полагая, что бездействие ответчика противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что не приостановление расходных операций по лицевым счетам должника противоречит статье 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и нарушает права взыскателя, заявленные требования удовлетворил.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решений суда в виду следующего.

Согласно статье 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 1 вышеприведенного Федерального закона условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Частью 10 статьи 35 этого же Федерального закона предусмотрено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию предусмотрен статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Из пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Пунктом 5 этой же статьи установлено, что действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений закреплен в статье 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (пункт 1).

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (пункт 2).

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года (абзац первый пункт 3).Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации (абзац третьи пункт 3).

При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (абзац первый пункт 7).

Из анализа приведенных норм следует, что приостановлению подлежат операции по тем лицевым счетам, которые открыты должнику как получателю средств местного бюджета для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

Материалами дела подвержено, что 25 декабря 2018 года Советом депутатов муниципального образования «Васькинское» принято решение «О бюджете муниципального образования «Васьскинское» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Пунктом 17 данного решения предусмотрено, что ведение лицевых счетов главных распорядителей, получателей средств бюджета муниципального образования «Васькинское» и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования «Васькинское», а также санкционирование расходов бюджета муниципального образования «Васькинское» и оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетный ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета муниципального образования, осуществляется Управлением финансов администрации муниципального образования «Сюмсинский район» и Управлением Федерального казначейства по Удмуртской Республике.

Статьей 4 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Васькинское», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Васькинское» от 24 октября 2018 года № 20 определено, что участником бюджетного процесса в поселении является в том числе Управление финансов Администрации муниципального образования «Сюмсинский район» (далее – финансовый орган).

В статье 8 предусмотрены бюджетные полномочия финансового органа, которые включают в себя в том, числе: установление порядка открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению бюджета поселения (пункт 16); установление порядка ведения учета и осуществления хранения исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением (пункт 17).

Следовательно, Управление является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципального образования «Васькинское», и на него возложена обязанность по соблюдению порядка исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципального образования, регламентированного статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что должником – Администрацией муниципального образования «Васькиснкое» не исполнены требования исполнительного документа в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в Управление, что в соответствии с требованиями абзаца первого части 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации у административного ответчика возникла обязанность приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах должника – муниципального образования «Васькинское» (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами) до момента устранения нарушений, с уведомлением должника.

Поскольку исполнительный лист не был исполнен в установленные сроки и порядке, следовательно, оспариваемое бездействие в поведении финансового органа усматривается.

Административным ответчиком предусмотренные частью 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязанности не исполнены, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя.

Доказательств исполнения исполнительного документа в установленном размере, отсрочки, рассрочки или отложения исполнения судебного акта либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, административным ответчиком суду первой инстанции не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника приведет к прекращению всех расходных операций по исполнению обязанностей по выполнению функций и задач социально-значимых для муниципального образование, а также нарушению баланса публичных интересов, ущемлению прав иных лиц, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание в виду следующего.

Приостановление операций является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств. Применение данной меры является прямо установленной законом обязанностью финансовых органов, вводится ими независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования и действует до момента устранения должником допущенных им нарушений.

Бюджетный кодекс Российской Федерации наделяет орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных образований, не только общими бюджетными полномочиями, но и возлагает на него особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам. В данных отношениях Управление выступает именно в качестве специального органа, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых счетах. В этой сфере действия административного ответчика предопределены отношениями, связывающими взыскателя и должника, а не взаимоотношениями должника с третьими лицами.

При этом законодателем в Бюджетном кодексе Российской Федераций прописана процедура действий участников бюджетного процесса при недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа.

В связи с чем, доводы апелляционной жалобы не подтверждают существенных нарушений судом первой инстанции норм материального права.

Однако судебная коллегия полагает необходимым привести резолютивную часть решения суда в соответствии с положениями части 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исключающими приостановление лицевых счетов по операциям по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 20 сентября 2019 года по существу оставить без изменения, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:

признать незаконным бездействие Управления финансов администрации муниципального образования «Сюмсинский район», выразившийся в не приостановлении операций по расходованию средств лицевых счетах должника – Администрации муниципального образования «Васькинское» (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами) до момента устранения нарушения, то есть до исполнения исполнительного документа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление финансов Администрации муниципального образования «Сюмсинский район» приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах должника – Администрации муниципального образования «Васькинское» (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами) до момента устранения нарушений, то есть до исполнения исполнительного документа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий О. В. Захарчук

Судьи А. И. Буров

Н. Ф. Машкина

Копия верна: председательствующий судья