Судья Перченко Н.Л. | Дело № 2а-3061/2023 |
Докладчик Седых Н.А. | Дело № 33а-2381/2023 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 октября 2023 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего | Седых Н.А., |
судей | Лавровой О.В., ФИО1, |
при помощнике судьи | ФИО2, |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к департаменту землепользования города Южно-Сахалинска о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, возложении обязанности повторно рассмотреть ее заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, признании незаконным и отмене распоряжения «О включении в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления бесплатно в собственность граждан, имеющих трех и более детей» от 16 января 2023 года № 8-р в части включения спорного земельного участка,
по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Южно-Сахалинского городского суда от 14 июня 2023 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Седых Н.А., судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением к департаменту землепользования города Южно-Сахалинска, в котором просила признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, возложить обязанность повторно рассмотреть ее заявление № от ДД.ММ.ГГГГ и признать распоряжение департамента землепользования <адрес> «О включении в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления бесплатно в собственность граждан, имеющих трех и более детей» от ДД.ММ.ГГГГ№-р в части включения в него земельного участка с кадастровым номером № незаконным и отменить его.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в департамент землепользования <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства, который предстояло образовать посредством перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с землями, собственность на которые не разграничена. Однако решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано в связи с принятием решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №153 в собственность иным лицам в соответствии с Законом Сахалинской области от 24 ноября 2011 года № 124-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей». Не согласившись с указанным решением, 12 января 2023 года она направила административному ответчику жалобу, по результатам рассмотрения которой департаментом землепользования города Южно-Сахалинска сообщено, что распоряжением от 16 января 2023 года №8-р вышеуказанный земельный участок включен в перечень земельных участков, подлежащих передаче в собственность лицам в рамках Закона Сахалинской области от 24 ноября 2011 года № 124-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей». Полагает данный отказ незаконным, поскольку приведенное в нем основание не предусмотрено пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Отмечает, что на дату подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и на дату вынесения оспариваемого решения отсутствовали решения, закрепляющие предоставление данного участка гражданам в соответствии с Законом Сахалинской области от 24 ноября 2011 года № 124-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей».
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 заявленные требования поддержал, представитель административного ответчика ФИО5 с заявленными требованиями не согласился.
ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Относительно доводов апелляционной жалобы поступили письменные возражения департамента землепользования города Южно-Сахалинска.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле и представленные в суд апелляционной инстанции доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, в том числе для индивидуального жилищного строительства.
Согласно подпунктам 1, 2 и 3 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов путем подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Пунктом 8 этой же статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 18 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в администрацию города Южно-Сахалинска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 1 557 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО3 отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №, в отношении которого принято решение о его предоставлении семьям, имеющим трех и более детей, для индивидуальной жилой застройки во исполнение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей».
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№-р земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 1516 кв.м., включен в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления бесплатно в собственность граждан, имеющих трех и более детей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №, который предназначен для предоставления семьям, имеющим трех и более детей, в связи с чем он не может быть предоставлен заявителю.
Оснований не согласиться с данными выводами суда судебная коллегия не усматривает.
В силу пункта 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты местного значения это в том числе, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Согласно пункту 4 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, стимулируют жилищное строительство.
Пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с бесплатным предоставлением в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной собственности Сахалинской области или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Сахалинской области урегулированы Законом Сахалинской области от 24 ноября 2011 года № 124-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей» (далее – Закон Сахалинской области от 24 ноября 2011 года № 124-ЗО).
В соответствии с частью 1 статьи 3-1 Закона Сахалинской области от 24 ноября 2011 года № 124-ЗО предоставление гражданам земельных участков осуществляется в соответствии с перечнями земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства, утверждаемыми органами, уполномоченными на распоряжение земельными участками.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № департаментом землепользования города Южно-Сахалинска включен в список земельных участков, свободных от прав третьих лиц, для рассмотрения возможности вовлечения их в хозяйственный оборот, в связи с чем рекомендовано произвести их осмотр.
23 декабря 2022 года сотрудником отдела муниципального земельного контроля департамента землепользования города Южно-Сахалинска произведен осмотр вышеуказанного земельного участка, по результатам которого установлено наличие к нему подъездных путей, линий электропередач.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 06 августа 2013 года № 428 утверждена государственная программа Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем» на 2014-2025 годы.
В соответствии с подпрограммой «Стимулирование жилищного строительства» в целях решения основных задач Программы осуществляется реализация мер, направленных на развитие жилищного строительства и предусматривающих обеспечение жильем различных категорий граждан.
В результате реализации указанной подпрограммы планируется предоставить до конца 2025 года более 1200 единиц земельных участков, обустроенных инженерной и транспортной инфраструктурой, предназначенных для бесплатного предоставления семьям, имеющим трех и более детей (комплексное обустройство земельных участков).
Согласно представленной в суд апелляционной инстанции информации департамента землепользования города Южно-Сахалинска от 27 сентября 2023 года о реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» в части бесплатного предоставления семьям, имеющим трех и более детей, земельных участков под строительство жилья экономического класса и обеспечения данных участков необходимой инфраструктурой», количество многодетных семей, состоящих в реестре граждан для бесплатного предоставления земельных участков в собственность и не обеспеченных земельными участками составляет 399, а количество земельных участков, планируемых к предоставлению на 2023 год составляет 30.
Принимая во внимание, что на момент подачи ФИО3 заявления о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка, органом местного самоуправления производились действия для принятия решения об отнесении испрашиваемого земельного участка к объектам местного значения в целях реализации полномочий по вопросам местного значения в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с Законом Сахалинской области от 24 ноября 2011 года № 124-ЗО с целью предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с подпрограммой «Стимулирование жилищного строительства» государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем» на 2014-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06 августа 2013 года № 428, оснований полагать ошибочным вывод суда о том, что оспариваемый отказ является правомерным, не имеется.
При этом отсутствие в ответе административного ответчика от 11 января 2023 года правового основания отказа в согласовании предоставления земельного участка о его незаконности не свидетельствует.
Доводы жалобы о том, что проведение проверочных мероприятий в отношении земельного участка с кадастровым номером № не подтверждает наличие препятствий в предоставлении административному истцу испрашиваемого земельного участка ввиду отсутствия на дату ее обращения решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № семьям, имеющим трех и более детей, не могут быть приняты во внимание, поскольку проведение таких мероприятий именно с целью принятия такого решения нашло свою реализацию в дальнейшем. Оспариваемым распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № включен в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления бесплатно в собственность граждан, имеющих трех и более детей, перечень которых с указанным земельным участком впоследствии утвержден постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 13 июня 2023 года № 1675-па, копия которого представлена в суд апелляционной инстанции.
Также судом обоснованно отказано в признании незаконным и отмене распоряжения департамента землепользования города Южно-Сахалинска от 16 января 2023 года № 8-р, оно издано директором департамента в пределах своей компетенции в целях реализации полномочий администрации города Южно-Сахалинска в области земельных отношений с соблюдением критериев отбора земельных участков для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей.
Отказ в согласовании предоставления спорного земельного участка при приведенных выше обстоятельствах, прав административного истца не нарушает, поскольку не препятствует ей в реализации права на получение другого земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 14 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Н.А. Седых
Судьи О.В. Лаврова
ФИО1