ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-306/2022 от 20.05.2022 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33а-3666/2022 № 2а-306/2022Строка 3.176

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Воронеж 20 мая 2022 года.

Судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Меремьянина Р.В.,

судей Калугиной С.В., Кобзевой И.В.

при секретаре Батуркиной О.О.

с участием прокурора Гарина В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ГУ МВД России по Воронежской области к ФИО2 о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан,

по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Семилукского районного суда Воронежской области от 07 февраля 2022 года,

(судья районного суда Воробьева С.В.)

Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Меремьянина Р.В., объяснения представителя ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности ФИО1, заключение прокурора Воронежской областной прокуратуры Гарина В.Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда

УСТАНОВИЛА :

ГУ МВД России по Воронежской области обратилось в суд с административным иском к ФИО2 о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Воронежской области.

В обоснование иска указало, что в соответствии со статей 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ГУ МВД России по Воронежской области в отношении ФИО2, гражданина Республики Туркменистан, принято решение о депортации из Российской Федерации с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Воронежской области, находящегося по адресу: <адрес>. Помещение в специальное учреждение необходимо для организации процедуры депортации (согласование состава группы сопровождения) вышеуказанного гражданина за пределы РФ. В связи с чем, административный истец просит суд поместить ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ в Центр временного содержания до 04 мая 2022 г.

Решением Семилукского районного суда Воронежской области от 07 февраля 2022 года требования ГУ МВД России по Воронежской области к ФИО2 удовлетворены. ФИО2 помещен в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Воронежской области, на срок до 04 мая 2022 года.

В апелляционной жалобе ФИО2 просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, при этом указывает на то, что обжалуемое решение вынесено без учета наличия у него родственных связей на территории Российской Федерации.

ФИО2 находится в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Воронежской области, о слушании дела извещен надлежащим образом, что подтверждается поступившей в адрес областного суда распиской. Ходатайств по существу дела не заявил. В связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель ГУ МВД России по Воронежской области ФИО1, возражала против доводов жалобы, решение судьи районного суда просил оставить без изменения.

Прокурор Воронежской областной прокуратуры Гарин В.Н., в заключении полагал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

Согласно статье 1 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ) выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства.

Согласно абзацу 18 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» решение о депортации из Российской Федерации принимается в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

В силу частей 5, 6 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

В силу пункта 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.

В частности, в пункте 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах и пунктом 3 статьи 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> ССР, является гражданином <данные изъяты>, документирован национальным паспортом гражданина Туркменистана серии <данные изъяты>, гражданства Российской Федерации не имеет.

ФИО2 был осужден 21 декабря 2016 г. Люберецким городским судом Московской области по ст.228.1 ч.1, ст.228 ч.2 УК РФ на основании ст.69 ч.3 УК РФ к 5 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима, освободился из мест лишения свободы 02 февраля 2022 г.

28 сентября 2020 г. в отношении ФИО2 вынесено распоряжение №2329-рн Минюста России о признании его пребывания в Российской Федерации нежелательным сроком на 8 лет.

28 января 2022 г. ГУ МВД России по Воронежской области принято решение о депортации ФИО2 из Российской Федерации. С принятым решением ответчик ознакомлен и не обжаловал его.

Таким образом, законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации ФИО2, не имеется, в связи с чем он подлежит депортации за пределы Российской Федерации.

02 февраля 2022 г. ФИО2 помещен на сорок восемь часов в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Воронежской области, определением суда от 04 февраля 2022 г. срок пребывания в Центре продлен до рассмотрения дела.

При разрешении заявленных требований, суд первой инстанции правильно определил все обстоятельства имеющие значение для дела, исследовал доводы и возражения сторон, принял во внимание, что ответчик не является гражданином Российской Федерации, не имеет законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации и документов, действительных для пересечения государственной границы Российской Федерации, распоряжение № 2329-рн Минюста России о признании его пребывания в Российской Федерации нежелательным, а также то обстоятельство, что в отношении ФИО2 принято решение о депортации за пределы Российской Федерации, которое не отменено и не оспорено.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии достаточных оснований для помещения подлежащего депортации иностранного гражданина в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Воронежской области.

Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ и принял законное и обоснованное решение.

В соответствии с частью 1 статьи 35.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в него иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с данным Федеральным законом, в том числе решения о депортации.

Частью 4 статьи 35.1 названного Федерального закона предусмотрено, что содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его депортации.

Таким образом, помещение иностранного гражданина в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого иностранного гражданина и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав иностранного гражданина, подлежащего депортации.

Учитывая необходимость обеспечения исполнения принятого решения о депортации, у суда первой инстанции имелись достаточные основания для принятия решения о помещении и содержании ФИО2 в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Воронежской области, на срок до 04 мая 2022 года.

С учетом изложенного, сам факт несогласия административного ответчика с указанными обстоятельствами, при наличии неотмененного и непризнанного незаконным решения о нежелательности его пребывания и его о депортации, не может свидетельствовать о незаконности решения суда первой инстанции.

При этом, решением Семилукского районного суда Воронежской области от 28 апреля 2022 года срок пребывания ФИО2 в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Воронежской области продлен на срок до 06 июня 2022 года.

Доводы жалобы о том, что в силу принятых мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции решение о депортации исполнено быть не может, не могут быть приняты во внимание, поскольку в настоящее время правовых ограничений для осуществления депортации ФИО2 за пределы Российской Федерации, не имеется.

Напротив, материалами дела подтверждено, что ГУ МВД России по Воронежской области направлен запрос от 02 марта 2021 года № 23/3046 в посольство Туркменистана в Российской Федерации об оформлении свидетельства на возвращение в государство гражданской принадлежности - Республику Туркменистан - ФИО2

Согласно поступившему ответу от 30 апреля 2021 года, отделом полиции шахера (города) Мары Марыйского велаята (области) Туркменистана, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, 05 февраля 1999 года был оформлен национальный паспорт гражданина Туркменистана серии <данные изъяты>

В соответствии с установленным порядком свидетельство для возвращения в Туркменистан на запрашиваемое лицо может быть оформлено и выдано лично этому гражданину или уполномоченному сотруднику органов МВД РФ по предъявлении служебного удостоверения и копии ранее направленного соответствующего письменного обращения в Консульский отдел Посольства Туркменистана в Российской Федерации.

При этом, согласно нормативным правовым актам Туркменистана для снижения или освобождения от уплаты консульских сборов при получении свидетельства на возвращение в Туркменистан Консульский отдел Посольства Туркменистана просит направить постановление о депортации ФИО2

Ссылка административного ответчика на наличие близких родственников, проживающих на территории Российской Федерации, не может служить основанием для отмены вынесенного по делу решения, поскольку данные обстоятельства не являются юридически значимыми для разрешения административного искового заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан.

Вопреки доводам заявителя жалобы, выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих отмену принятого решения по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Семилукского районного суда Воронежской области от 07 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: