ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Власова И.К. поступило 13.01.2022
Номер дела суда 1 инст. 2а-3076/2021 33а-449/2022
УИД 04RS0021-01-2021-006592-45
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 февраля 2022 года г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Ихисеевой М.В.,
судей коллегии Назимовой П.С., Матвеевой Н.А.,
при секретаре Долонове Ц.-Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чэнь Маолун к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия, Комиссии при Министерстве внутренних дел по Республике Бурятия по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ о признании незаконным решения и возложении обязанности повторно рассмотреть заявку-анкету о выделении квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации,
по апелляционной жалобе представителя МВД по Республике Бурятия по доверенности Шатоновой М.В.
на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 7 декабря 2021 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Чэнь Маолун удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии при МВД по Республике Бурятия по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ от 20.09.2021 №47/8902 (п.81 протокола заседания комиссии от 20.09.2021 №47/8902).
Обязать Комиссию при МВД по Республике Бурятия по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ повторно рассмотреть анкету – заявку Чэнь Маолун от 03.09.2021 о выделении квоты на выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в РФ в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Матвеевой Н.А., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобой, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
обращаясь в суд, Чэнь Маолун просил признать незаконным решение Комиссии от 20.09.2021 №47/8902 в части отказа ему в выделении квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации (п.81 протокола заседания комиссии от 20.09.2021); обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявку - анкету Чэнь Маолун на выделение квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что обжалуемым решением в части отказа в выделении квоты нарушено его право на проживание в РФ, в выделении квоты ему отказано при наличии на 20.09.2021 неисчерпанных квотных 144 мест. Обжалуемое решение административного ответчика не мотивировано, не указаны причины и основания отказа в удовлетворении его заявки-анкеты и выделении квоты, не указано какому из критериев, предусмотренных пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2345 не соответствует его заявка - анкета. Указанное нарушает права административного истца и препятствует реализовать право на повторное обращение с заявкой-анкетой с учетом имеющихся вопросов, возникших при принятии решения по его обращению.
В судебное заседание административный истец ЧэньМаолун не явился. Его представитель Шаракшанэ Б.В. требования поддержал, просил административный иск удовлетворить, ссылаясь на изложенные в нем доводы.
Представитель административного ответчика МВД по Республике Бурятия Шатонова М.В., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать.
В судебное заседание представитель административного ответчика Комиссии МВД по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ не явился, извещены надлежаще.
Районным судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель МВД по Республике Бурятия Шатонова М.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что оспариваемое решение принято Комиссией с учетом предоставленных полномочий, установленных ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», порядок принятия решения Комиссией, установленный Правилами распределения квоты па выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2345 соблюден, решение принято в правомочном составе, все члены Комиссии принимавшие участие в заседании проголосовали против.
При рассмотрении заявки-анкеты Чэнь Маолуна Комиссия руководствовалась критериями оценки, предусмотренными в пункте 4 Правил распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями. формируемыми в субъектах Российской Федерации. утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от29.12.2020 №2345 и приняла решение большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
Суд не указал каким именно положениям Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2345 противоречит оспариваемое решение, а также не указаны каким образом принятое решение нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
В данном случае решение Комиссии в полной мере соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующим спорные отношения. Суд при рассмотрении настоящего дела не установил нарушений порядка принятия решения, доводы административного истца фактически сводятся к оспариванию решения членов Комиссии, оценивших заявителя с точки зрения требований, предъявляемых п.4 Правил распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации и говорят о его несогласии с принятым решением, что не свидетельствует о незаконности действий Комиссии. Довод административного истца о наличии квотных мест также не может свидетельствовать о незаконности принятого Комиссией решения.
В заседании судебной коллегии представитель МВД по Республике Бурятия Шатонова М.В. доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Представитель административного истца Шаракшанэ Б.В. возражал против отмены судебного решения.
Административный истец Чэнь Маолун, представитель Комиссии МВД по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 115-ФЗ) разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Согласно статье 6 Федерального закона № 115-ФЗ разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункт 1).
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан (абзац 1 пункта 2).
Абзац 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ предусматривает, что Правила определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва, порядок распределения указанной квоты соответствующими комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года № 2345 утверждены Правила определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва; а также Правила распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации (далее также – Правила распределения квоты).
Указанными Правилами установлен порядок распределения квот комиссиями по распределению квоты, формируемыми в субъектах Российской Федерации (пункт 1).
В пункте 4 Правил распределения квоты указано, что Комиссия при принятии решения руководствуется следующими критериями оценки иностранного гражданина:
а) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовой деятельности на территории субъекта Российской Федерации не менее 6 месяцев в совокупности в каждом году в течение 3 лет, предшествующих году, на который Правительством Российской Федерации утверждена квота. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах страховые взносы не уплачиваются;
б) обучение не менее одного года по очной или очно-заочной форме в государственной образовательной организации высшего образования, государственной профессиональной образовательной организации или государственной научной организации, расположенных на территории Российской Федерации, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам;
в) наличие (отсутствие) специальности (профессии), востребованной на рынке труда в субъекте Российской Федерации, и опыта работы по такой специальности (профессии);
г) наличие (отсутствие) законного источника средств к существованию;
д) наличие (отсутствие) образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве и признанных в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности указанных образования и (или) квалификации, и законодательством Российской Федерации;
е) наличие (отсутствие) родственников из числа граждан Российской Федерации или иностранных граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации (полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, двоюродные братья и сестры, дяди, тети);
ж) наличие (отсутствие) жилого помещения на праве собственности в субъекте Российской Федерации;
з) наличие (отсутствие) непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
и) привлечение (непривлечение) в течение года к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом МВД по Республике Бурятия от 23.07.2021 № 485 создана Комиссия при МВД по Республике Бурятия по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации и утверждено Положение о Комиссии при МВД по Республике Бурятия по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации (далее – Положение), утвержден её состав в количестве 13 членов – представителей заинтересованных органов исполнительной власти Республики Бурятия, МВД по Республике Бурятия, иных территориальных органов исполнительной власти на территории Республики Бурятия.
Комиссия рассматривает вопросы, связанные с распределением квоты на выдачу иностранному гражданину и лицам без гражданства разрешения на временное проживание (далее - заявка-анкета) в Российской Федерации (п.2 Положения).
При принятии решения Комиссия руководствуется критериями оценки, предусмотренными в пункте 4 Правил распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2345 (п.20 Положения).
Критерии, которыми руководствуется Комиссия при принятии решений, предусмотрены п.п.20.1 – 20.9 Положения:
осуществление в соответствии с законодательством РФ трудовой деятельности на территории Республики Бурятия не менее шести месяцев в совокупности в каждом году в течение трех предшествующих лет, начисление в указанные периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах взносы не уплачиваются;
обучение не менее одного года по очной или очно - заочной форме обучения в государственной образовательной организации высшего образования, государственной профессиональной организации или научной организации, на территории Республики Бурятия;
наличие (отсутствие) специальности ( профессии), опыт работы;
наличие (отсутствие) законного источника средств к существованию;
наличие (отсутствие) образования, квалификации, полученных в иностранном государстве и признанных в РФ в соответствии с международными договорами РФ, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности указанных образования/квалификации, и законодательством РФ;
наличие (отсутствие) родственников из числа граждан РФ или иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Республики Бурятия;
наличие (отсутствие) жилого помещения на праве собственности в Республике Бурятия;
наличие (отсутствие) непогашенной судимости за совершение преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
привлечение (непривлечение) в течение года к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Заседания Комиссии проводятся по мере поступления заявок-анкет в УВМ МВД по Республике Бурятия. Комиссия рассматривает заявку-анкету в течение 30 рабочих дней со дня ее регистрации в УВМ МВД по Республике Бурятия (п.п.13-16 Положения)
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец гражданин Китая Чэнь Маолун 03.09.2021 обратился в Комиссию с заявкой – анкетой о выделении квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
03.09.2021 старшим инспектором ОВМ ОП№1 УМВД России по г.Улан-Удэ Бальжинимаевой Е.А. заявка-анкета и приложенные документы приняты к рассмотрению, присвоен регистрационный номер 763/2021/03.
23.09.2021 в адрес административного истца заместителем председателя Комиссии – начальником УВМ МВД по Республике Бурятия Прилепским В.В. направлено уведомление №47/8993/81 об отказе в выделении ему квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Как следует из представленной суду выписки из протокола заседания Комиссии по распределению квоты от 20.09.2021 №47/8902 решение принято на заседании Комиссии в составе 13 членов. По результатам голосования по обращению административного истца о выделении квоты (вопрос 81) проголосовало «за» - 0 голосов, «против» - 13 голосов, «воздержались» - 0 голосов. Постановили - в выделении квоты Чэнь Маолун на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации отказать.
Разрешая возникший между сторонами спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение Комиссии МВД по распределению квоты не содержит мотивов отказа и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
Такой вывод следует признать правильным.
Из дела видно, что содержание протокола № 47/8902 от 20 сентября 2021 года и направленный Чэнь Маолун ответ от 23.09.2021 года являются взаимосвязанными.
В ответе и протоколе заседания Комиссии не имеется обоснования отказа Чэнь Маолун в выделении квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации, со ссылками на правовые нормы, на установленные комиссией фактические обстоятельства.
Протокол заседания комиссии содержит по существу ничем не мотивированный вывод об отказе Чэнь Маолун в выделении квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а уведомление (ответ) от 23.09.2021 не имеет иного обоснования, кроме как ссылки на принятое решение об отказе в выделении квоты.
Согласно подпункту «в» пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
В силу части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при проверке законности решений, действия (бездействия) публичных органов суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 указанной статьи, в полном объеме.
Как следует из материалов дела, административным истцом с заявкой - анкетой были представлены ряд документов.
Вместе с тем, из протокола заседания Комиссии и уведомления следует, что оценка представленных к заявке-анкете документов и сведений, указанных в анкете на нашла своего отражения.
Доказательств того, что при рассмотрении заявки-анкеты административного истца Комиссией проверены и учтены обстоятельства, касающиеся длительности его проживания в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессия, поведение и применены иные критерии, предусмотренные п.п.20.1 -20.9 Положения, утв. Приказом МВД по Республике Бурятия от 23.07.2021 № 485, п.4 Правил распределения квоты не представлено.
Из оспариваемого административным истцом решения неясно, какими именно критериями руководствовалась Комиссия отказывая Чэнь Маолун в выделении квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Отсутствие в оспариваемом решении комиссии ссылки на конкретное основание для отказа Чэнь Маолун в выделении квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации создает правовую неопределенность, допускает возможность произвольного принятия решения, широту дискреционных полномочий публичного органа, от усмотрения которого зависит принятие того или иного решения, которое имеет для иностранного гражданина соответствующие последствия.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения административного иска следует признать правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не установил нарушений порядка принятия решения и не указал каким именно положениям Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2345 противоречит оспариваемое решение не могут быть приняты во внимание, поскольку из оспариваемого решения не следует, каким именно критериям оценки не соответствовал заявитель.
Проверка сведений изложенных в заявке- анкете и их оценка является полномочием Комиссии, которая по результатам рассмотрения заявки-анкеты иностранного гражданина с приложенными к ней документами обязана принять то или иное мотивированное решение, соответствующее принципу правовой определенности и не допускающее произвольного усмотрения со стороны членов публичного органа.
При этом судебный контроль законности оспариваемых действий (бездействия) административного органа не сводится только к формальной проверке наличия повода для принятия решения в отношении конкретного заявителя; суд обязан проверить административный акт с точки зрения наличия или отсутствия нарушения, ограничения прав и свобод гражданина, правильности применения правовой нормы к конкретным обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы МВД по Республике Бурятия об отсутствии нарушения законных интересов Чэнь Маолун оспариваемым решением несостоятельны, поскольку в любом случае заявитель имеет право быть осведомленным о мотивах принятого решения при отклонении его заявления о выдаче квоты.
То обстоятельство, что Чэнь Маолун не лишен возможности повторно обратиться с заявлением о получении квоты, само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении его административного иска, поскольку право выбора способа защиты прав принадлежит исключительно заявителю.
Таким образом, поскольку оспариваемое Чэнь Маолун решение Комиссии требованиям закона не соответствовало, непосредственно затрагивало его законные интересы, судом сделан правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения иска и возложения на административный орган обязанности повторно рассмотреть заявление Чэнь Маолун.
Оснований для отмены судебного решения не установлено.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 7 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий: М.В.Ихисеева
Судьи: П.С.Назимова
Н.А. Матвеева