ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3085/20 от 07.09.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

№ 33а-2435/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Соляникова Р.В.

судей Щепалова С.В., Галашевой И.Н.

при секретаре Сафоновой М.В.

рассмотрена, в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца па решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 июня 2020 г. по административному исковому заявлению Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия об оспаривании решения.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» обратилось с требованием о признании незаконным решения Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия (далее — Управление) выраженного в письме от 10 января 2020 г. № 10/К-544 об отказе в предоставлении за плату копий документов, связанных с проведением НКВД СССР в 1937-1938 гг. массовых репрессивных операций, а именно: 46 протоколов тройки НКВД КАССР за период с 07 августа 1937 г. по 10 ноября 1938 г. и 32 протоколов особой тройки НКВД КАССР за период с 20 сентября 1938 г по 10 октября 1938 г. либо предоставления возможности их фотокопирования, понуждении административного ответчика предоставить возможность их самостоятельного копирования или получения копий за плату.

Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.

С указанным решением суда не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований а полном объеме. Ссылается на неправильное применение норм материального права, полагая, что обязанность по обеспечению возможности копирования спорных документов следует из ч. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее – Закон № 1761-1), ст.ст. 24-26 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Закон № 125-ФЗ), п. 5.7 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденных приказом Минкультуры России от 31 марта 2015 г. № 526 (далее - Правила № 526), пп. 1, 8, 11, 34, 42, 44. Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче архивных справок или
копий архивных документов, утвержденного приказом ФСБ России от 28 августа 2013 г. №459 (далее - Регламент № 459).

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 доводы жалобы поддержал.

Представитель административного ответчика ФИО2 просил оставить решение суда без изменения.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражении на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что административный истец обратился к административному ответчику с заявлением, и котором просил в целях проведения исследовательской работы, согласующейся с целями и предметом деятельности заявителя (пи. 2.1 и 2,2 устава), предоставить за плату копии документов, связанных с проведением НКВД СССР в 1937-1938 гг. массовых репрессивных операций, а именно: 46 протоколов тройки НКВД КАCCP за период с 07 августа 1937 г. но 10 ноября 1938 г. и 32 протокола особой тройки НКВД КАССР за период с 20 сентября 1938 г. по 10 октября 1938 г. либо разрешить их фото копирование.

Оспариваемым решением, принятым со ссылкой на п. 19 ст. 3, ч. 1, п. 2 ч. 1.1 ст. 24, ч. 3 ст. 26 Закона № 125-ФЗ, ч. 3 ст. 11 Закона № 1761-1, заявителю сообщено, что оснований для предоставления конин спорных документов и с имеется, самостоятельная их съемка невозможна, при этом разъяснено право на ознакомление с ними.

Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующее законодательство не предоставляет лицам, к категории которых относится административный истец, получать копии с испрашиваемых документов.

Судебная коллегия с таким выводом соглашается.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г, № 149-ФЗ «Об информации,, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон №149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений и может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Частями 1 и 3 ст. 8 Закона № 149-ФЗ установлено, что организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами: организация имеет право на получение от государственных органон информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации (ч. 3 ст. 4 Закона № 149-ФЗ).

В силу взаимосвязанных положений п. 19 ст. 3, ч. 1 ст. 24 Закона № 125-ФЗ пользователь архивными документами (включал юридическое лицо, обращающееся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации) имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы.

Доступ к архивным документам обеспечивается, в том числе, путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и необходимой информации) имеет право свободно искать и получать дли изучения архивные документы.

Доступ к архивным документам обеспечивается, в том числе, путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, в том числе в форме электронного документа (п. 1 ч. 1.1 ст. 24 Закона № 125-ФЗ); предоставления подлинников и (или) копий необходимых ему документов, в том числе в форме электронный документов (п. 2 ч. 1.1 ст. 24Закона № 125-ФЗ).

Административный истец, имея ввиду цели и предмет его деятельности, а также приведенные нормативные предписания, вправе искать и получать для изучения архивные документы по вопросам, связанным с реабилитацией жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации (преамбула Закона № 1761-1, пп. 2.1-2.3 устава).

Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 25 Закона № 125-ФЗ доступ к указанным документам может быть ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законодателем ч. 3 ст. 11 Закона № 1761-1 разграничено то, каким именно образом осуществляется доступ (применительно к положениям пп. 1 и 2 ч. 1.1 ст. 24 Закона №°125-ФЗ) к материалам прекращенных уголовных и административных дел, в зависимости от категории пользователя указанных архивных документов: реабилитированные лица, а с их согласия или в случае их смерти – родственники имеют право на ознакомлений с материалами прекращенных уголовных и административных дел и получение копий документов; другие лица вправе лишь ознакамливаться с указанными материалами в порядке, установленном для ознакомления с материалами государственных архивов.

Право на получение копий из материалов прекращенных уголовных и административных дел (как за плату, так и бесплатно), а равно на совершение иных действий, в том числе, по их копированию, ч. 3 ст. 11 Закона № 1761-1 не предоставляет. При этом данное законодательное ограничение, имея ввиду больший объем прав, предоставленный реабилитированным и их родственникам, а также запрет на использование полученных сведений в ущерб правам и заданным интересам проходящих по делу лиц и их родственников (не ограниченный давностью), является очевидным.

Во исполнение требований ч. 3 ст. 11 Закона № 1761-1 утверждено положение № 375/584/352, специальным образом регламентирующее порядок доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в огне тени и лиц, подвергшихся политическим репрессиям.

Пунктом 15 положения № 375/584/352 также установлено право на копирование документов, содержащихся в прекращенных уголовных и административных делах, фильтрационно-проверочных делах, лишь по запросам реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, их родственников и наследников.

Таким образом, действующее правовое регулирование правоотношений, связанных с ознакомлением лиц. не являющимися реабилитированными и их родственниками (наследниками), не предоставляет в настоящее время возможность копирования документов, содержащихся в прекращенных уголовных и административных делах, фильтрационно-проверочным делам, их родственников и наследников.

Приводимые в апелляционной жалобе иные нормативные правовые акты, регулирующие сходные правоотношения, не подлежат применению в настоящем деле, поскольку они не имеют большую юридическую силу и носят общий характер,

Ссылки суда в решении на акт ФСБ России, не исследованный в судебном заседании, не имеет правового значения, поскольку спорные правоотношения исчерпывающе урегулированы обозначенными выше положениями федерального законодательства и принятых в его развитие подзаконных актов, и не требуют обращений к иным актам ведомственного характера.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ. судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 июня 2020 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.