Судья Тагильцев Р.В. Дело № 33а-606/2024 (33а-11724/2023)
УИД 22RS0066-01-2023-002850-29
№ 2а-3090/2023 (1 инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 января 2024 года г.Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новиковой Н.В.,
судей Скляр А.А., Пасынковой О.М.,
при секретаре Бейч Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Т.А.А. на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 27 октября 2023 года
по административному делу по административному иску Т.А.А. к военному комиссариату Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г.Барнаула, военному комиссару Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г.Барнаула ФИО1, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Алтайского края» о признании незаконным отказа в снятии с воинского учета, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Скляр А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Т.А.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, ДД.ММ.ГГ поставлен на воинский учет в качестве призывника в военном комиссариате Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г.Барнаула.
Решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГ ему присвоена категория годности к военной службе «В» (ограниченно годен к военной службе).
ДД.ММ.ГГТ.А.А. выехал из Российской Федерации в <адрес> для временного проживания и работы.
ДД.ММ.ГГТ.А.А., действуя через своего представителя – Т.Н.И., обратился в Военный комиссариат Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов <адрес> с заявлением о снятии с воинского учета в связи с выездом в Республику Казахстан на срок более 6 месяцев (для временного проживания и работы).
Ответом Военного комиссара Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г.Барнаула *** от 19 июля 2023 года документы возвращены Т.Н.И., поскольку действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности исполнения обязанности граждан по воинскому учету их представителями без личной явки в военный комиссариат самого гражданина.
Не согласившись с указанным ответом, Т.А.А. 15 августа 2023 года обратился в суд к военному комиссару Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г.Барнаула ФИО1 о признании незаконным отказа в снятии с воинского учета, возложении обязанности, поскольку оспариваемый ответ противоречит положениям статей 2, 8, 8.2, 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», нарушает его права на снятие с воинского учета, а также на свободу передвижения (статья 27 Конституции Российской Федерации).
Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 27 октября 2023 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Т.А.А. просит отменить решение суда с принятием нового об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на прежние доводы, дополнительно указывая, что снятие с воинского учета может осуществляться без личной явки граждан в военный комиссариат. Такая возможность введена Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Выводы суда о том, что до введения в действие реестра воинского учета заявитель должен лично явиться в военкомат для снятия с воинского учета, противоречит пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 14 апреля 2023 № 127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым установлены правила снятия с воинского учета без использования информационных систем и ресурсов. Отсутствие реестра не отменяет институт представительства. При этом судом неправильно истолкована указанная норма закона, институт представительства не зависит от реестра воинского учета. Суд в решении ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2023 года № 1211, которым с 5 августа 2023 года признан утратившим силу пункт 53 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719, при этом ошибочно указал, что данное обстоятельство не отменяет обязанность гражданина лично явиться в военный комиссариат при подаче заявления о снятии с воинского учета при отсутствии о нем сведений в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах. Необоснованна ссылка суда на ответ директора Департамента развития инфраструктуры электронного правительства Минцифры от 11 октября 2023 года № П13-1-08-109-231140, поскольку данный орган не наделен полномочиями отменять федеральный закон или его отдельные положения. В рамках спорных правоотношений следует применять общие нормы о представительстве.
В возражениях административный ответчик просит об оставлении решения суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Т.А.А. – Ш.А.В. доводы апелляционной жалобы подержал.
Представитель административных ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края», военного комиссариата Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г.Барнаула – М.Н.В. просила оставить решение районного суда в силе.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы не явились, об отложении заседания не ходатайствовали, согласно телефонограмме истец просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие данных лиц.
Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия находит решение районного суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
Разрешая административный спор по существу, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводам о том, что заявление Т.А.А. рассмотрено уполномоченным должностным лицом в установленные законом сроки, оспариваемый ответ не нарушает право административного истца на свободу передвижения, гарантированное частью 2 статьи 27 Конституции Российской Федерации, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Такие выводя являются правильными.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1). Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»).
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации (пункт 1).
Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляются путем внесения сведений о них в Реестр воинского учета.
Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, могут осуществляться без личной явки граждан в военный комиссариат.
Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, без личной явки указанных граждан осуществляются на основании сведений о гражданах (за исключением сведений о гражданах, проходящих военную службу, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации), содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных на основании их запросов, без проведения мероприятий, которые предусмотрены статьями 5.1 и 5.2 настоящего Федерального закона и проводятся при последующей явке гражданина.
При наличии у военных комиссариатов соответствующих оснований зачисление в запас граждан, обязанных состоять на воинском учете, может осуществляться без личной явки на основании сведений о гражданах (за исключением сведений о гражданах, проходящих военную службу, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации), содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных на основании их запросов, без проведения мероприятий, которые предусмотрены статьями 5.1 и 5.2 настоящего Федерального закона и проводятся при последующей явке гражданина.
При постановке на воинский учет, снятии с воинского учета и внесении изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, без личной явки таких граждан их оповещение об этом осуществляется автоматически через Реестр воинского учета в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций). При этом таким гражданам должна быть обеспечена возможность представления необходимых для осуществления воинского учета документов при личной явке гражданина в военный комиссариат либо с использованием личного кабинета гражданина на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) (пункт 1.2).
Согласно статье 8.2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» реестр воинского учета формируется военными комиссариатами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в автоматизированном режиме на основании сведений государственного информационного ресурса, а также сведений, полученных военными комиссариатами из государственных информационных систем и ресурсов, от органов власти, организаций и граждан в письменной и (или) электронной форме.
Министерство обороны Российской Федерации является оператором Реестра воинского учета. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации создает Реестр воинского учета в интересах Министерства обороны Российской Федерации. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок, сроки и особенности создания, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, функционирования и ведения Реестра воинского учета, а также содержание и сроки реализации этапов мероприятий по созданию, вводу в эксплуатацию и эксплуатации Реестра воинского учета. Постановка граждан на воинский учет, снятие с воинского учета, актуализация сведений воинского учета осуществляются путем включения соответствующих сведений в Реестр воинского учета. Включение в Реестр воинского учета сведений из государственного информационного ресурса происходит автоматически (пункты 5, 6 указанной статьи).
Согласно пункту 8 статьи 8.2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» сведения, содержащиеся в записи Реестра воинского учета, могут быть изменены по обращениям граждан, в отношении которых они составлены, или их представителей. Направление таких обращений и информирование о ходе и результатах их обработки обеспечиваются в том числе с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций). По итогам рассмотрения обращений принимаются решения о внесении изменений в сведения, содержащиеся в записи Реестра воинского учета, либо об отказе во внесении таких изменений, которые направляются заявителям.
Данный пункт о возможности через представителя изменить сведения не применяется к спорным правоотношениям, поскольку в Реестр воинского учета еще не были внесены сведения о снятии Т.А.А. с учета в связи с выездом за пределы Российской Федерации, следовательно, речь идет о включении в реестр новых сведений, а не их изменении.
Фактически вся позиция административного истца заключается в том, что Федеральным законом от 14.04.2023 N 127-ФЗ в статью 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» были внесены изменения, исключающие, по мнению истца, необходимость личной явки в военный комиссариат для снятия с воинского учета.
Однако такие доводы основаны на неправильном толковании закона.
Действительно, абзац 6 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в ранее действовавшей редакции об обязанности, в частности, явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для снятия с воинского учета при выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев утратил силу.
Однако абзац 5 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции Федерального закона от 14.04.2023 N 127-ФЗ) предусматривает, что гражданин обязан сообщить в письменной или электронной форме через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) в военный комиссариат о выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев либо явиться в военный комиссариат в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий (при отсутствии уведомления от военного комиссариата об изменении сведений в автоматизированном режиме с учетом требований статьи 8.1 настоящего Федерального закона).
Буквальное толкование данной нормы свидетельствует о том, что обязанность личной явки гражданина в военный комиссариат сохранилась при отсутствии возможности совершения указанных действий в автоматизированном режиме.
Таким образом, ни ранее действующая норма, ни в редакции Федерального закона от 14 апреля 2023 года № 127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не предусматривает возможности снятия гражданина с воинского учета по доверенности.
Данный вывод также подтверждается положениями Приказа Министра обороны Российской Федерации от 22 ноября 2021 года № 700, которым утверждена «Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета» (далее – Инструкция № 700).
Согласно пункту 22 названной Инструкции при снятии граждан с воинского учета в военном комиссариате заполнение документов воинского учета осуществляется на основании следующих документов: для граждан, убывающих на постоянное проживание за пределы Российской Федерации или приобретших иностранное гражданство, - паспорт гражданина Российской Федерации; военный билет офицера запаса (военный билет; справка взамен военного билета; временное удостоверение, выданное взамен военного билета офицера запаса; временное удостоверение, выданное взамен военного билета); персональная электронная карта (при наличии соответствующей отметки в особых отметках военного билета о ее выдаче); жетон с личным номером Вооруженных Сил (при наличии в документах воинского учета соответствующей отметки о его присвоении); заявление о снятии с воинского учета; отрывная часть уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, паспорт иностранного государства либо иной документ, подтверждающий наличие иного гражданства, и (или) документ на право постоянного проживания в иностранном государстве.
Военные билеты офицеров запаса (военные билеты, справки взамен военного билета, персональные электронные карты), жетоны с личными номерами граждан, снимаемых с воинского учета по основаниям, изложенным в подпунктах 5, 6 и 7 настоящего пункта, подлежат хранению в военном комиссариате до достижения гражданами 65-летнего возраста, если они ранее не были затребованы для возвращения владельцам, после чего уничтожаются, кроме документов воинского учета граждан, имеющих право на получение пенсии от Министерства обороны (подпункт 8 пункта 22 Инструкции № 700).
В пункте 23 Инструкции № 700 предусмотрено положение о том, что в обязательном порядке сотрудниками военного комиссариата сведения о принятом документе записываются в книгу учета военных билетов, поступивших в военный комиссариат (форма книги приведена в приложении N 16 к настоящей Инструкции), и выдается расписка о приеме военного билета (форма расписки приведена в приложении N 17 к настоящей Инструкции).
Книга учета военных билетов, поступивших в военный комиссариат, ведется должностным лицом военного комиссариата по указанию военного комиссара.
Данной инструкцией не предусмотрена возможность заполнения заявления о снятии с воинского учета по доверенности. Более того, требуется личная подпись гражданина в книге учета военных билетов.
В силу подпункта «д» пункта 50 Положения о воинском учете, граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или возвращении в Российскую Федерацию.
Как верно установлено судом первой инстанции, требования о личной явке в военный комиссариат для подачи заявления о снятии с воинского учета в связи с выездом за пределы Российской Федерации Т.А.А. А.А. не исполнил.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что пункт 53 Положения, устанавливающий обязанность граждан личной явки для снятия с воинского учета утратил силу 25 июля 2023 года, не заслуживает внимания, поскольку на момент вынесения спорного ответа (19 июля 2023 года) данный пункт действовал.
Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о том, что отмена пункта 53 Положения о воинском учете, устанавливающее обязанность для граждан явиться в военный комиссариат для снятия с воинского учета, не отменяет обязанность гражданина лично явиться в военный комиссариат при подаче заявления о снятии с воинского учета при отсутствии о нем сведений в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах.
Не основаны на законе доводы стороны истца, которые были озвучены в суде апелляционной инстанции, о том, что действующее законодательство о воинской обязанности не исключает возможности применения института представительства при снятии с воинской обязанности.
Возможность применения норм частного (гражданского) права к административным правоотношениям, связанным с прохождением воинской обязанности, не предусмотрена статьей 3 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Таким образом, подача заявления о снятии с воинского учета возможна путем личного обращения с предъявлением паспорта и воинского билета, в автоматизированном режиме с учетом требований статьи 81 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и через Портал государственных и муниципальных услуг.
Установлено, что представитель Т.А.А. – Т.Н.И. к заявлению о снятии с воинского учета приложила военный билет серии АН ***, нотариально заверенную копию заграничного паспорта, копию разрешения на временное проживание в <адрес> от ДД.ММ.ГГ, уведомление о прибытии в <адрес> от ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ, копии справки с места работы о трудовой занятости Т.А.А. в частной компании «<данные изъяты>» в качестве менеджера программистов проекта дистанционно.
В нарушение вышеприведенных норм, к заявлению Т.А.А. паспорт гражданина Российской Федерации не был приложен.
В результате рассмотрения заявления с приложенными к нему документами, ответом Военного комиссара Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г.Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ документы возвращены Т.А.А.
Ссылка районного суда на ответ директора Департамента развития инфраструктуры электронного правительства Минцифры от 11 октября 2023 года № П13-1-08-109-231140 не указывает на незаконность и необоснованность принятого районным судом решения, вопреки доводам апелляционной жалобы. Не заслуживают внимания и не полежат оценке также доводы апелляционной жалобы о том, что Минцифры России не наделено полномочиями отменять федеральный закон или его отдельные положения, не отменяет институт представительства.
Несогласие административного истца с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм материального или процессуального права.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного оснований к отмене либо изменению решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 27 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т.А.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 января 2024 года.