УИД 34RS0011-01-2022-003673-62 Административное дело 2а-3099/2022
Судья Лиманская В.А. Дело № 33а-11245/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Волгоград 5 октября 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Гоношиловой О.А., Еромасова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козиной М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Волжскому Волгоградской области к Грушевскому А. Н. о взыскании задолженности по налогу, пени,
по апелляционной жалобе представителя административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Волжскому Волгоградской области
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 15 июня 2022г., которым постановлено следующее.
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Волжскому Волгоградской области к Грушевскому А. Н. о взыскании задолженности по налогу, пени удовлетворить частично.
Взыскать с Грушевского А. Н., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Волжскому Волгоградской области задолженность по налогу, пени в размере <.......>,63 рублей, в том числе:
по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2020 г. в размере <.......> рублей, пени в размере <.......>,51 рублей;
пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2019г., 2020г. в размере 06,54 рублей;
по транспортному налогу физических лиц за 2020 г. в размере <.......> рублей и пени в размере 08,78 рублей;
пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2019г., 2020г. в размере 05,80 рублей.
Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Волжскому Волгоградской области в удовлетворении иска к Грушевскому А. Н. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за 2019 г. в сумме <.......> рублей и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5,22 рублей – отказать.
Взыскать с Грушевского А. Н. государственную пошлину в доход бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области в размере <.......>,87 рублей.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гоношиловой О.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Волжскому обратилась в суд с административным иском к Грушевскому А.Н. о взыскании задолженности по налогам, пени, мотивируя требования тем, что в рамках мероприятий налогового контроля, проведенных на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, а также полученной от налогового агента ПАО Банк ВТБ справки установлено, что в 2020 г. Грушевским А.Н. получен доход в размере <.......>,08 рублей от ПАО Банк ВТБ, с которого налог на доходы физических лиц в сумме <.......> рублей налоговым агентом не удержан. Кроме того, административный ответчик является собственником имущества, подлежащего налогообложению, в связи с чем налоговым органом за налоговый период 2019 г. исчислен налог на имущество физических лиц в сумме <.......> рублей, транспортный налог в сумме <.......> рублей, земельный налог в сумме <.......> рублей; за налоговый период 2020 г. исчислен налог на имущество физических лиц в сумме <.......> рублей, транспортный налог в сумме <.......> рублей, земельный налог в сумме <.......> рублей. Налогоплательщику налоговым органом направлялись налоговые уведомления и требования об уплате налогов и пени, которые исполнены Грушевским А.Н. не были. ДД.ММ.ГГГГг. мировым судьей по заявлению налогового органа выдан судебный приказ № 2а-64-464/2022, который был отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, и указывая на частичное погашение налоговой задолженности, административный истец просил взыскать с Грушевского А.Н. в пользу ИФНС России по городу <адрес> задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2020 г. в размере <.......> рублей, пени в размере <.......> рублей; пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в граница городских округов, за 2019г., 2020г. в размере 06,54 рублей; по транспортному налогу физических лиц за 2019г., 2020г. в размере <.......> рублей и пени в размере <.......> рублей; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2019г., 2020г. в размере 05,80 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о взыскании задолженности по транспортному налогу физических лиц за 2020 г. в размере <.......>,00 рублей, пени в размере 5,22 рублей отменить, принять в этой части новое решение об удовлетворении требований. Ссылается на неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы возражения не поданы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителя административного истца Максименко О.А., поддержавшую апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если оно привело к принятию неправильного решения (части 2,4 статьи 310 КАС РФ).
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции такого рода нарушения не допущены.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии у налогоплательщика Грушевского А.Н. задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ за 2020 г. в размере <.......>, пени в размере <.......>,51 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2019г., 2020г. в размере 06,54 рублей; по транспортному налогу физических лиц за 2020 г. в размере <.......> рублей и пени в размере 08,78 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2019г., 2020 г. в размере 05,80 рублей. При этом исходил из соблюдения налоговым органом порядка и срока обращения в суд за взысканием данной задолженности.
Относительно недоимки по транспортному налогу за 2019 г. в сумме 2457 рублей и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5,22 рублей суд пришёл к выводу об утрате налоговым органом права на её принудительное взыскание с Грушевского А.Н., в связи с чем в удовлетворении данной части административного иска налоговому органу отказал.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении судом норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
На основании пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
По смыслу пунктов 1, 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Статья 357 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено указанной статьей.
Согласно статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
На основании пункта 2 указанной статьи сумма транспортного налога, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно Закону Волгоградской области «О транспортном налоге» от 11 ноября 2002г. № 750-ОД определяются налоговые ставки в пределах, установленных частью второй Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты транспортного налога, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата.
На основании пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты земельного налога для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
На основании статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.
В силу пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
По смыслу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место.
Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
По правилам статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами учитываются доходы, полученные по следующим операциям:
1) с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
2) с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 7 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.
В целях настоящей статьи расходами по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с производными финансовыми инструментами, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам (пункт 10 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
В целях настоящей статьи финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 настоящей статьи.
Финансовый результат, полученный в налоговом периоде по отдельным операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, которые на момент их приобретения относились к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, может быть уменьшен на сумму отрицательного финансового результата, полученного в налоговом периоде по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (пункт 12 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении размера налоговых баз в соответствии с пунктом 2.3 или 3 статьи 210, со статьями 214.1 и 214.9 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих инвестиционных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей: в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 3 статьи 214.1 настоящего Кодекса и находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013г. №420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5.3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», право на предоставление инвестиционных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется к доходам, полученным при реализации (погашении) ценных бумаг, приобретенных после 1 января 2014 г.
Как следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, исходя из сумм таких доходов, а также в соответствии со статьей 229 Налогового кодекса Российской Федерации, обязаны предоставить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Налоговая декларация предоставляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят также налогоплательщики, уплачивающие налог на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, уплата налога осуществляется не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога налогоплательщиками.
В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы (в том числе фиксированную прибыль), налоговые вычеты, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники выплаты таких доходов, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или зачету (возврату) по итогам налогового периода (пункт 4 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации).
Материалами дела подтверждено, что Грушевский А.Н. состоит на налоговом учёте в ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области, является плательщиком налогов на доходы и на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога.
Налоговым агентом ПАО Банк ВТБ в адрес налогового органа представлена справка № <...> от ДД.ММ.ГГГГг. о полученном Грушевским А.Н. в 2020г. доходе в размере <.......>,08 рублей (код дохода 1530). Налог на доходы физических лиц исчислен в размере 13 % от суммы указанного выше дохода и составляет <.......> рублей. Налоговым агентом сумма данного налога не удержана.
Грушевскому А.Н. посредством личного кабинета направлено налоговое уведомление № <...> от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на доходы физических лиц за 2020 г. в сумме <.......> рублей в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Налог на доходы физических лиц за 2020 г. в сумме <.......> рублей в установленный срок Грушевским А.Н. не оплачен, в связи с чем ему начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <.......>,51 рублей и выставлено требование № <...> от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГг. задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2020 г. в размере <.......> рублей.
Также судом установлено, что Грушевский А.Н. в 2019г., 2020г. являлся собственником имущества, подлежащего налогообложению: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, гаража и земельного участка по <адрес>Д, <адрес>; автомобиля Ниссан, государственный регистрационный номер <.......>, мотоцикла <.......>, государственный регистрационный № <...>ам34.
В адрес Грушевского А.Н. направлено налоговое уведомление № <...> от ДД.ММ.ГГГГг. с расчётом налогов за 2019г.: транспортного налога в размере <.......> рублей, земельного налога в размере <.......> рублей, налог на имущество физических лиц в размере <.......> рублей. Срок уплаты налогов установлен – не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку обязанность по уплате указанных налогов Грушевским А.Н. не исполнена, то налоговым органом ему было выставлено требование № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, которым в срок до ДД.ММ.ГГГГ предлагалось погасить недоимку по транспортному налогу в размере <.......> рублей и пени в размере 5,22 рублей, недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере <.......>,01 рублей и пени в размере 03,94 рублей, недоимку по земельному налогу в размере <.......>,57 рублей и пени в размере 01,82 рубля. Пени начислены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В адрес Грушевского А.Н. направлено налоговое № <...> от ДД.ММ.ГГГГ с расчётом налогов за 2020г.: транспортного налога в размере <.......> рублей, земельного налога в размере <.......> рублей, налог на имущество физических лиц в размере <.......> рублей. Срок уплаты налогов установлен – не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку обязанность по уплате данных налогов исполнена Грушевским А.Н. не была, то налоговым органом выставлено требование № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, которым в срок до ДД.ММ.ГГГГ предлагалось погасить недоимку по уплате транспортного налога в размере <.......> рублей и пени в размере 8,78 рублей, недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере <.......> рублей и пени в размере 6,84 рублей, по земельному налогу в размере <.......> рублей и пени в размере 3,98 рублей. Пени исчислены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Налоговые уведомления и требования направлены налогоплательщику посредством личного кабинета.
При расчете суммы налогов налоговым органом учтены периоды владения собственностью в спорные налоговые периоды, налоговая ставка и налоговая база, доля в собственности, стоимость объектов недвижимости.
За взысканием образовавшейся недоимки за налоговый период 2019г, 2020г. налоговый орган 10 февраля 2022 г. обратился к мировому судье судебного участка № 64 Волгоградской области с заявлением о выдаче судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-64-464/2022 о взыскании с Грушевского А.Н. задолженности, который отменен определением мирового судьи того же судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ по поступившим от должника возражениям относительно его исполнения.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ
Из карточки расчетов с бюджетом следует, что Грушевским А.Н. в период после отмены судебного приказа частично произведена оплата налоговой недоимки и пени, в связи с чем непогашенной остается следующая задолженность: пени в размере 6,84 рублей по налогу на имущество физических лиц, пени в размере 5,80 рублей по земельному налогу, недоимка по налогу на доходы физических лиц в размере <.......> рублей, пени в размере <.......>,51 рублей, недоимка по транспортному налогу за 2019г, 2020г. в общем размере <.......> рублей и пени в размере 14 рублей.
До настоящего времени сумма задолженности административным ответчиком не погашена.
Доказательств обратного административный ответчик не представил ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.
Проверяя установленный законом процессуальный срок на обращение за принудительным взысканием недоимки, пени, по мнению судебной коллегии, суд обоснованно исходил из того, что взыскание задолженности за налоговый период 2020 г. произведено с соблюдением требований статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020г. №374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты», срок исполнения требования об уплате налога и пени за 2020 г. истекал для Грушевского А.Н. 25 января 2022 г., к мировому судье за взысканием недоимки, пени налоговый орган обратился 10 февраля 2022 г.
К моменту рассмотрения настоящего дела задолженность по уплате налога на имущество и земельного налога как за 2019 г., так и за 2020 г. налогоплательщиком погашены добровольно, поэтому с Грушевского А.Н. суд первой инстанции правомерно взыскал пени, начисленные за нарушение сроков уплаты приведенных налогов, в указанном в административном иске размере 6,54 рублей и 5,80 рублей соответственно, а также налог на доходы физических лиц за 2020 г. в размере <.......> рублей и пени в размере <.......>,51 рублей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для взыскания с Грушевского А.Н. недоимки по транспортному налогу за 2019 г. в сумме <.......> рублей и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5,22 рублей по мотиву утраты налоговым органом права на её принудительное взыскание в виду пропуска срока обращения в суд без уважительных причин.
Из положений статей 45, 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что с момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора.
Процедура принудительного взыскания налога, пеней, связанная с направлением налогоплательщику Грушевскому А.Н. требования № <...> от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по налогу, пени, налоговым органом была начата до внесения изменений в статью 48 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 23 ноября 2020г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Статьей 9 Федерального закона от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" прямо предусмотрено, что пункт 9 указанного Федерального закона, которым внесены изменения в статью 48 Налогового кодекса Российской Федерации, вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Федеральный закон N 374-ФЗ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 23 ноября 2020 г., а 26 ноября 2020 г. - в издании "Российская газета" N 267.
Каких-либо указаний на распространение внесенных изменений к правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования, Федеральным законом N 374-ФЗ не предусмотрено, следовательно, он не имеет обратной силы.
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы, наряду с нормами главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацем 4 пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ) было предусмотрено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Абзацем 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ) было установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, с учетом указанных норм права и фактических обстоятельств дела, правильным является вывод суда о том, что к спорным правоотношениям применимы положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ), в силу чего налоговый орган был вправе обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа по требованию №54971 до 26 июля 2021 г.
Фактически обращение по данному требованию с заявлением о вынесении судебного приказа состоялось 10 февраля 2022 г., то есть за пределами шестимесячного срока.
Доводы апелляционной жалобы об обратном, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, поскольку изложенного в нем не опровергают, основаны на неверном толковании автором апелляционной жалобы приведенных выше норм права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
Процессуальных нарушений, являющихся правовыми основаниями к безусловной отмене судебного акта, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д ЕЛ И Л А:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 15 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Волжскому Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи