ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-309/2022 от 20.07.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-12461/2022 (2а-309/2022)

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Сафина Ф.Ф.

судей Зиновой У.В.

Ситник И.А.

при ведении протокола помощником судьи Искужиной Г.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Витим» к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан об оспаривании приказа Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Витим» на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Ситник И.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

общество с ограниченной ответственностью «Витим» (далее по тексту также – ООО «Витим», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан о признании приказа Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 29 мая 2019 года № 1283-ОД «Об утверждении материалов лесоустройства Туймазинского лесничества Республики Башкортостан» в части запроектирования в отношении лесного участка с учетным номером №... (кадастровый №...), находящегося в составе лесного участка №..., местоположение: адрес, выдел №..., категории защитности «Леса, расположенные в водоохранных зонах»; об обязании устранить допущенные нарушения путем установления для лесного участка с учетным номером №... (кадастровый №...), находящегося в составе лесного участка №..., местоположение: №..., выдел №..., категории защитности «Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях».

В обоснование заявленных требований указано на то, что согласно договору аренды лесного участка от 03 августа 2009 года № 11800146-09-08-64, а также дополнительному соглашению к нему от 01 июня 2012 года ООО «Витим» является арендатором лесного участка площадью 1,6084 га, которое имеет местоположение: адрес (далее по тексту также - лесной участок).

Из содержания договора аренды следует, что лесной участок передан ООО «Витим» сроком до 02 августа 2058 года для осуществления рекреационной деятельности, в целях реализации которой по заказу ООО «Витим» проектной организацией «Гринландия» был разработан проект освоения лесов на лесном участке и направлен в Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан для проведения государственной экспертизы.

31 декабря 2019 года Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан приказом утвердило отрицательное заключение проекта освоения лесов, мотивированное наличием следующих замечаний.

В соответствии с материалами лесоустройства, проведенного в 2018 году и утвержденных приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 29 мая 2019 года № 1283-ОД, на арендованной территории изменилась категория защищенности лесов, то есть изменились существенные условия договора аренды от 03 августа 2009 года № 11800146-09-08-64 и дополнительного соглашения.

ООО «Витим», ссылаясь на то, что данное замечание является необоснованным, поскольку из экспертного заключения не было понятно, какая новая категория защищенности лесов установлена для лесного участка, что влечет изменение существенных условий договора, направило в адрес Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан обращение от 27 февраля 2020 года (вх. № 2872 от 10 марта 2020 года) с просьбой заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка, по результатам рассмотрения которого в ответе от 09 апреля 2020 года № 04/2758 Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан указало о поручении в срок до 15 апреля 2020 года внести изменения в договоры аренды лесных участков в части местоположения и схемы расположения лесного участка (при наличии произошедших изменений по результатам лесоустройства).

28 апреля 2020 года арендатору (ООО «Витим») Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан направило соглашение о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 03 августа 2009 года № 11800146-09-08-64, согласно которому изменены характеристики земельного участка, в частности земельному участку присвоен кадастровый №... и данный земельный участок имеет категорию защитности: «защитные леса, водоохранная зона».

11 июня 2020 года ООО «Витим» обратилось в адрес Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан с просьбой предоставить информацию о правовых основаниях присвоения арендуемому земельному участку категории защитности «защитные леса, водоохранная зона» с приложением копии документа-основания и материалов лесоустройства Туймазинского лесничества, утвержденных приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан № 128З-ОД в части, касающейся арендуемого земельного участка.

Согласно ответу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 16 июля 2020 года № 02/5507 категории защитности «Леса, расположенные в водоохранных зонах» на территории Туймазинского лесничества, в том числе на используемом лесном участке, запроектированы в соответствии с требованиями приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2018 года № 122 «Об утверждении лесоустроительной инструкции» и утверждены приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 29 мая 2019 года № 128З-ОД «Об утверждении материалов лесоустройства Туймазинского лесничества Республики Башкортостан».

ООО «Витим» не согласно с приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 29 мая 2019 года № 1283-ОД в части, касающейся присвоения лесному участку с учетным номером 1800146-09-08-64, находящемуся в составе лесного участка адрес№... (кадастровый №...), местоположение: адрес, категории защитности «Леса, расположенные в водоохранных зонах», так как оно нарушает права н законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не соответствует решению государственного органа (Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 29 марта 2018 года № 122) и действующему законодательству.

Так, приводя довод о нарушении прав и законных интересов ООО «Витим» принятием названного нормативно-правового акта, Общество в административном исковом заявлении указывает на то, что согласно пункту 1 договора аренды лесного участка от 03 августа 2009 года № 11800146-09-08-64 лесной участок предоставлен ООО «Витим» в аренду для изменения рекреационной деятельности.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 10 названного договора арендатор имеет право осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты) лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации.

На основании вышеуказанных условий договора, на лесном участке расположены следующие объекты капитального строительства, принадлежащие обществу на праве собственности:

- жилой дом, пансионат, санаторий «Алмаз», общей площадью 928,1 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 30 марта 2020 года, запись регистрации: 02-04-18/014/2012-569);

- здание лечебного корпуса санатория «Алмаз», общей площадью 496,4 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 30 марта 2020 года, запись регистрации: 02-04-18/014/2012-571);

- здание кафе на 72 посадочных места санатория «Алмаз», общей площадью 201,l кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 30 марта 2020 года, запись регистрации: 02-04-18/014/2012-570).

Из вышеизложенного следует, что, устанавливая категорию защитности для лесного участка «Защитные леса, водоохранная зона», ООО «Витим» лишается права эксплуатации вышеуказанных объектов капитального строительства, то есть нарушаются законные права и интересы Общества.

Ссылаясь на несоответствие оспариваемого приказа Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 29 мая 2019 года № 1283-ОД действующему законодательству, ООО «Витим» приводит довод о том, что согласно пункту 9 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 29 марта 2018 года № 122 (в редакции от 29 марта 2018 года), для обеспечения выполнения работ, оказания услуг по лесоустройству проводятся лесоустроительные совещания перед началом (далее первое лесоустроительное совещание) и по окончанию (далее второе лесоустроительное совещание) работ.

В состав участников лесоустроительных совещаний включаются, в том числе лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование, если не являются заказчиками работ.

На первом лесоустроительном совещании рассматриваются основные технические и организационные вопросы, в том числе: наличие сведений об изменениях границ объекта работ, произошедших за истекший период с момента проведения предыдущего лесоустройства; наличие схемы транспортного освоения лесов, схем размещения и очередности создания, эксплуатации и реконструкции объектов существующей и проектируемой лесной инфраструктуры, и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

На втором лесоустроительном совещании рассматриваются результаты работ по таксации лесов, обследованию лесных участков (лесных культур, молодняков естественного происхождения), проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и результаты анализа выполненых за период с момента проведения предыдущего лесоустройства мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов, отражающие динамику состояния лесов (распределение площадей и запасов покрытых лесной растительностью земель по древесным породам и группам возраста, классам бонитетов, полнотам).

Решения, принятые на совещаниях, фиксируются в протоколах лесоустроительных совещаний.

В нарушение пункта 9 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 29 марта 2018 года № 122, представители ООО «Витим» в состав участников лесоустроительных совещаний не включались.

Также в соответствии с пунктом 16 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 29 марта 2018 года № 122 (в редакции от 29 марта 2018 года), проектирование эксплуатационных, защитных и резервных лесов осуществляется в пределах лесничества, лесопарка на основании анализа состояния и использования лесов, перспектив их освоения, развития особо охраняемых природных территорий с учетом документов территориального планирования (схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана поселения, генерального плана городского округа).

Согласно предыдущему проекту освоения лесов на лесной участок, арендуемый ООО «Витим» в Кандринском участковом лесничестве ГБУ Республики Башкортостан «Туймазинское лесничество», утвержденному приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 19 сентября 2013 года № 1007-ОД, на территории арендуемого участка имеется капитальное строение - двухэтажный корпус базы отдыха, который возведен согласно распоряжению Совета Министров Башкирской АССР от 01 апреля 1968 года № 8-112-p, все остальные существующие объекты возведены в период нахождения лесного участка в постоянном (бессрочном) пользовании Государственного учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям». После прекращения права постоянного бессрочного пользования согласно постановлению от 18 июня 2009 года № 224 Правительства Республики Башкортостан использование лесного участка приведено в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, выставлен на аукцион по продаже права на заключение договора аренды и дальнейшее строительство сооружений были произведены после утверждения на основании приказа Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 16 мая 2012 года № 358-ОД проекта освоения лесов. Использование территории для отдыха в целом соответствует целевому назначению лесов. Использование арендованного участка оценивается как наиболее целесообразное, поскольку при грамотном ведении хозяйства может обеспечить экологическое, экономическое и социально сбалансированное развитие» (стр. 31 проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 19 сентября 2013 года № 1007-ОД).

Согласно пункту 3.5 Лесного плана Республики Башкортостан, утвержденного Указом Главы Республики Башкортостан от 27 декабря 2018 года № УГ-З40 (таблица 3.4) лесной участок (Туймазинское лесничество, Кандринское участковое лесничество, квартал 73, выдел № 5) входит в зону планируемого освоения лесов, в границах которого предусматривается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности.

Таким образом, решение Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан о присвоении лесному участку категории защитности «леса, расположенные в водоохранных зонах», согласно которому запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, противоречит ранее утвержденному им проекту освоения лесов, а также Лесному плану Республики Башкортостан, утвержденному Указом Главы Республики Башкортостан от 27 декабря 2018 года № УГ-З40.

Кроме того, ООО «Витим» указывает на то, что в силу пункта 19 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 29 марта 2018 года № 122 и части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации определены следующие категории защитных лесов:

- леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, к которым относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях (проектирование границ данной категории защитных лесов осуществляется в границах особо охраняемых природных территорий, созданных в соответствии с Федеральным законом от 15 февраля 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»);

- леса, расположенные в водоохранных зонах, то есть леса, расположенные в границах водоохранных зон, установленных в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Согласно таблице 1.1.8.l Лесохозяйственного регламента Туймазинского лесничества, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 02 июля 2019 года № 1558-ОД, лесной участок располагается на территории природного парка «Кандры-Куль».

В соответствии с частью 6 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Средняя площадь зеркала (акватория) озера Кандры-Куль составляет 15,6 кв.км. Соответственно, ширина водоохранной зоны должна составлять 50 м.

Расстояние от лесного участка до береговой линии озера Кандры-Куль составляет примерно 120-125 м, следовательно, лесной участок находится за пределами водоохранной зоны.

Согласно п. 5 (1) Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17 (в редакции от 24 апреля 2016 года, действовавшей в период проведения лесоустройства) границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

Согласно выписке из ЕГРН от 02 ноября 2019 года № 99/2019/292908163, а также информации из публичной кадастровой карты сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером ... полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, отсутствуют.

Из вышеуказанного следует, что присвоение лесному участку категории защитности «леса, расположенные в водоохранных зонах» осуществлено в нарушение норм действующего законодательства.

На основании изложенного, ООО «Витим» в административном исковом заявлении просило признать приказ Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 29 мая 2019 года № 1283-ОД в части, касающейся присвоения лесному участку с учетным номером 1800146-09-08-64, находящемуся в составе лесного участка Туймазинский район №... (кадастровый номер №...), местоположение: Республика адрес, категории защитности «Леса, расположенные в водоохранных зонах», незаконным; обязать Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения путем установления для лесного участка с учетным номером 11800146-09-08-64 (кадастровый номер №...), находящегося в составе лесного участка №..., местоположение: адрес, категории защитности «Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях».

Решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 марта 2022 года в удовлетворении административных исковых требований ООО «Витим» об оспаривании приказа Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 29 мая 2019 года № 1283-ОД в части, касающейся присвоения лесному участку с учетным номером 1800146-09-08-64, находящемуся в составе лесного участка адрес№... (кадастровый №...), местоположение: адрес, категории защитности «Леса, расположенные в водоохранных зонах» отказано.

При этом необходимо отметить, что данное дело поступило в суд общей юрисдикции из арбитражного суда.

В частности, первоначально при обращении ООО «Витим» с соответствующими требованиями в Арбитражный Суд Республики Башкортостан решением последнего от 09 июля 2021 года (дело № А07-17362/2020) заявленные требования Общества оставлены без удовлетворения.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2021 года решение Арбитражного Суда Республики Башкортостан от 09 июля 2021 года отменено в связи с нарушением правил подсудности и отнесением рассматриваемого дела к подсудности суда общей юрисдикции.

Не согласившись с решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 марта 2022 года, ООО «Витим» обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Административный истец ссылается на нарушение процессуальных норм, выразившихся в несоблюдении правил родовой подсудности, поскольку рассматриваемое дело подлежало рассмотрению судом уровня субъекта Российской Федерации. Помимо изложенного в качестве нарушения процессуальных норм, заявитель указывает на неправомерное рассмотрение дела без привлечения к участию в нем прокурора в порядке части 4 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также приведен довод о необоснованном допуске к участию в деле представителя административного ответчика, не предъявившего документа о высшем юридическом образовании.

По существу спора ООО «Витим» указывает на то, что в подтверждение доводов административного иска о незаконности приказа Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 29 мая 2019 года № 1283-ОД в части, касающейся присвоения лесному участку с учетным номером 1800146-09-08-64, находящемуся в составе лесного участка адрес№... (кадастровый №...), местоположение: адрес, категории защитности «Леса, расположенные в водоохранных зонах», им были представлены: письмо Росрыболовства от 19 января 2022 года №49-Ш7У02, согласно которому рыбоохраняые зоны для водных объектов Республики Башкортостан Росрыболовством не установлены; письмо Камского БВУ от 26 января 2022 года №02/87, из которого следует, что границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос на территории Республики Башкортостан не определены. Вместе с тем, согласно статье 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохраной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока, нирина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

При этом административным истцом был представлен скриншот публичной карты, из которого усматривается, что спорный лесной участок находится на расстоянии 113 м от береговой зоны, соответственно, оснований для присвоения лесному участку категории защитности «леса, расположенные в водоохраной зоне» у административного органа не было.

Более того, административным истцом было представлено письмо Отдела государственного контроля надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Башкортостан от 11 января 2022 года №1Б/78 в качестве доказательства, подтверждающего то, что озеро Кандры-Куль не является местом воспроизводства, нереста, нагула и путями миграции особо ценных видов рыб, соответственно, подтверждающего отсутствие правового основания запроектирования в отношении лесного участка с учетным номером №... (кадастровый №...) категории защитности «Леса, расположенные в водоохранных зонах».

Однако выводов об опровержении данной позиции административного истца суд в обжалуемом решении не привел.

Также ООО «Витим» в апелляционной жалобе указывает на то, что суд первой инстанции неправомерно руководствовался выпиской из лесного государственного реестра, составленного по материалам лесоустройства 1994 года, так как постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 18 января 1995 года № 17 «О создании природного парка «Кандры Куль». По мнению заявителя, данный парк был создан в 1995 году, то есть после того, как были проведены последние работы по лесоустройству в отношении спорного лесного участка. Более того, с 1994 года дважды поменялось как лесное, так и водное законодательства, изменились критерии и требования у установлению тех или иных зон. Однако данные обстоятельства не были учтены судом при вынесении решения.

Кроме того, автор апелляционной жалобы приводит доводы о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативно-правового акта, поскольку к участию в лесоустроительных совещаниях, на которых были приняты решения, ООО «Витим» не привлекалось, вопреки требованиям пункта 9 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 29 марта 2018 года № 122.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Витим» ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан ФИО2 на стадии апелляционного рассмотрения с позицией заявителя апелляционной жалобы не согласилась, настаивала на законности и обоснованности обжалуемого решения суда.

Принимая во внимание, что иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ООО «Витим ФИО1, представителя Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан ФИО2, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения, выразившиеся в неправильном применении норм процессуального права, были допущены судом первой инстанции.

Из материалов дела следует, что ООО «Витим» на основании договора аренды лесного участка от 03 августа 2009 года №11800146-09-08-64 и дополнительного соглашения к договору аренды от 01 июня 2012 года ООО «Витим» владеет на праве аренды лесным участком площадью 1,6084га, с местом расположения: адрес (учетный номер лесного участка 11800146-09-08-64; участок находится в составе лесного участка адрес№...). Согласно Приложению №5 к договору лесной участок расположен на особо охраняемых территориях.

Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 29 мая 2019 года № 1283-ОД вышеуказанному лесному участку присвоена категория защитности «леса, расположенные в водоохранных зонах».

На основании данного приказа ООО «Витим» направлено соглашение от 28 апреля 2020 года о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 03 августа 2009 года №11800146-09-08-64, из которого следует, что изменены характеристики земельного участка, в частности, земельному участку присвоен кадастровый №... и данный земельный участок имеет категорию защитности: «защитные леса, водоохранная зона».

Полагая приказ Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 29 мая 2019 года № 1283-ОД «Об утверждении материалов лесоустройства Туймазинского лесничества Республики Башкортостан» незаконным в части запроектирования в отношении арендуемого обществом лесного участка категории защитности «Леса, расположенные в водоохранных зонах», ООО «Витим» инициировано настоящее производство.

Настоящий административный иск ООО «Витим» разрешен судом первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Частью 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации установлено право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в пределах предоставленных им полномочий.

Содержание лесоустройства раскрыто в статье 68 Лесного кодекса Российской Федерации, в силу части 1 которой, лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Принимаемые органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации акты в сфере лесоустройства относятся к нормативным правовым актам, регулирующим лесные отношения, поскольку издаются в установленном законом порядке управомоченным органом государственной власти, содержат правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц в пределах границ лесоустройства, рассчитаны на неоднократное применение и направлены на урегулирование общественных отношений в соответствующей сфере.

То есть в силу прямого указания закона оспариваемый приказ Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 29 мая 2019 года №1283-ОД «Об утверждении материалов лесоустройства Туймазинского лесничества Республики Башкортостан» относится к нормативно-правовым актам.

Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, к которым относятся и дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, является одним из видов судопроизводства, регламентированных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В целях реализации указанного права пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена подсудность вышеуказанной категории дел верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, а также приведен перечень категорий административных дел, рассмотрение которых относится к подсудности названных судов Российской Федерации.

Согласно статье 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к подсудности районных судов относятся административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 данного Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам.

Таким образом, указанное правовое регулирование разграничивает компетенцию верховного суда республики и районного суда в зависимости от предмета административного спора, отнесения его к нормативному правовому акту, акту, содержащему разъяснения законодательства и обладающему нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

Вместе с тем, судом первой инстанции предмет спора был определен неправильно, что привело к нарушению правил родовой подсудности, а именно рассмотрению Туймазинским межрайонным судом Республики Башкортостан по первой инстанции административного дела, которое подсудно Верховному Суду Республики Башкортостан.

Кроме того, требования в отношении названного предмета спора подлежат рассмотрению с участием в деле для дачи заключения прокурора на всех стадиях судебного производства (часть 4 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

С учетом приведенных обстоятельств, принимая во внимание, что нарушение правил родовой подсудности рассматриваемого дела является безусловным основанием отмены судебного решения, поскольку нарушается конституционный принцип, закрепленный в пункте 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации: никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 марта 2022 года и передаче административного дела в Верховный Суд Республики Башкортостан для рассмотрения в качестве суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 марта 2022 года отменить.

Настоящее административное дело направить в Верховный Суд Республики Башкортостан для рассмотрения по правилам суда первой инстанции.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Сафин Ф.Ф.

Судьи Зинова У.В.

Ситник И.А.

Справка: судья Липатова Г.И.

Мотивированное апелляционное определение составлено 02 августа 2022 года