ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-309/2023 от 29.08.2023 Псковского областного суда (Псковская область)

№ 33а-1701/2023

Судья Богданова Е.В.

УИД 60RS0025-01-2023-000486-02

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 августа 2023 г. город Псков

Судебная коллегия по административным делам

Псковского областного суда

в составе:

председательствующего Панова И.М.,

судей Анашкиной М.М., Русаковой О.С.,

при секретаре судебного заседания Богдановой О.Е.,

рассмотрела в открытом заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица Псковского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» Исакова В.М. на решение Стругокрасненского районного суда Псковской области от 17 августа 2023 г. по административному исковому заявлению Регионального отделения Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» в Псковской области к Территориальной избирательной комиссии Струго-Красненского района о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Струго-Красненского района от 05 августа 2023 г. № 51/201 «О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва, выдвинутого избирательным объединением Псковское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».

Заслушав доклад судьи Псковского областного суда Анашкиной М.М., представителя Территориальной избирательной комиссии Струго-Красненского района Соколова Б.А., представителя Регионального отделения в Псковской области Всероссийской политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» в Псковской области Липатова К.В., заключение прокурора Петровой Н.М., полагавших оспариваемое судебное решение законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» в Псковской области (далее Региональное отделение «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ») обратилось в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Струго-Красненского района (далее ТИК Струго-Красненского района) о признании незаконным и отмене постановления ТИК Струго-Красненского района от 05 августа 2023 г. № 51/201 «О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва, выдвинутого избирательным объединением Псковское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».

В обоснование требований указано, что 19 июня 2023 г. постановлением ТИК Струго-Красненского района №42/127 «О назначении выборов депутатов Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва» на 10 сентября 2023 г. назначены выборы депутатов Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва.

Постановлением ТИК Струго-Красненского района от 05 августа 2023 г. №51/202 зарегистрирован единый список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ».

Постановлением ТИК Красногородского района от 05 августа 2023 г. №51/201 зарегистрирован единый список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва, выдвинутый Псковским региональным отделением партии «ЯБЛОКО».

Данное решение, в числе прочих документов, подписанных председателем Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО» Г, было представлено в ТИК Струго-Красненского района для заверения и регистрации единого списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва.

В соответствии с пунктом 18.6.12 Устава Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» (далее Устав партии «ЯБЛОКО») председатель регионального отделения подписывает документы в связи с выдвижением списка кандидатов, кандидатов в соответствии с законодательством о выборах, списки кандидатов.

Между тем, представленные Псковским региональным отделением партии «ЯБЛОКО» в ТИК Струго-Красненского района документы подписаны неуполномоченным на это лицом, поскольку Г, который был избран новым председателем Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО» 24 июня 2023 г., согласно данным, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее ЕГРЮЛ), приобрел статус лица, имеющего право без доверенности действовать от имени Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО», только 18 июля 2023 г. (государственный регистрационный номер внесенных изменений - 2236000070062).

При указанных обстоятельствах, представленные избирательным объединением Псковское региональное отделение партии «ЯБЛОКО» в ТИК Струго-Красненского района для уведомления о выдвижении и регистрации единого списка кандидатов документы, подписанные Г. как председателем регионального отделения, до 18 июля 2023 г. не имеют юридической силы, то есть фактически необходимые для регистрации единого списка депутатов документы не представлены, что является основанием для отказа в регистрации единого списка кандидатов в соответствии с подпунктом «б» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее ФЗ №67-ФЗ), а также подпунктом «б» пункта 9 статьи 36 Закона Псковской области от 01 августа 2003 г. № 295-оз «Избирательный кодекс Псковской области» (далее Избирательный кодекс Псковской области).

В связи с чем, постановление ТИК Струго-Красненского района от 05 августа 2023 г. № 51/201 «О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва, выдвинутого избирательным объединением Псковское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» является незаконным и подлежит отмене.

В судебном заседании представитель административного истца - Регионального отделения партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» Липатов К.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, пояснив, что Г. полномочия председателя Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО», то есть лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации, приобрел с 18 июля 2023 г., что подтверждается ответами Управления Министерства юстиции РФ по Псковской области от 07 августа 2023 г. и УФНС России по Псковской области от 07 августа 2023 г.

Представитель административного ответчика ТИК Струго-Красненского района Мусиенко В.С. в судебном заседании иск признал в полном объеме, указав, что ТИК Струго-Красненского района допущены нарушения, отраженные административным истцом в иске.

Избирательная комиссия Псковской области надлежаще уведомлена о заявленных административных требованиях.

Представитель заинтересованного лица - Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО» Копытов М.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, поддержал письменную позицию.

Пояснил, что действующее законодательство наделяет вновь избранного председателя регионального отделения полномочиями на подписание документов о выдвижении списков кандидатов, списков кандидатов, а также иных документов, представляемых в избирательную комиссию, с момента избрания и независимо от даты внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Кроме того, обратил внимание на наличие выданной Г. председателем Партии «ЯБЛОКО» доверенности от 05 июля 2023 г. на представление интересов Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО».

Заинтересованные лица Г., Г., И., К., Я., надлежаще извещенные о дате, месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Прокурор в заключении указал на обоснованность доводов административного истца и наличие оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Решением Стругокрасненского районного суда Псковской области от 17 августа 2023 г. административное исковое заявление Регионального отделения партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление ТИК Красногородского района от 05 августа 2023 г. № 51/201 «О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва, выдвинутого избирательным объединением Псковское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».

В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО» Исаков В.М. просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Полагает, что вынесенное судом решение направлено на создание не предусмотренной законом практики правоприменения, блокирование работы политических партий.

По мнению апеллянта, суд не применил закон, подлежащий применению; применил закон, который не подлежал применению; неправильно истолковал закон, в том числе без учета правовых позиций, содержащихся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Верховного Суда Российской Федерации; неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; сделал выводы, которые не соответствуют обстоятельствам административного дела, и не подкрепленные доказательствами; нарушены нормы процессуального права.

Считает, что суд пришел к неверному выводу о том, что полномочия Г. на заверение (подписание) документов в связи с выдвижением единых списков кандидатов возникает не с момента его избрания, а с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности.

Обращает внимание, что согласно пунктам 18.2, 18.2.4 Устава партии «ЯБЛОКО» председатель регионального отделения избирается Конференцией (общим собранием) регионального отделения. Иные юридические процедуры для наделения лица статусом председателя регионального отделения Уставом не предусмотрены; отсутствуют в Уставе положения о том, что статус председателя возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности. Ни одно из положений действующего законодательства не предусматривает, что документы, предоставляемые в ТИК, должны быть заверены (подписаны) лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Полагает, что Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателе» (далее ФЗ № 129-ФЗ) не регулирует отношения, связанные с определением момента возникновения полномочий у руководителя регионального отделения партии. Неверен вывод суда о том, что избирательное объединение не представило список кандидатов, тогда как имеется письменное подтверждение ТИК о приеме документов.

В действующем избирательном законодательстве отсутствует такое основание для отказа в регистрации единого списка кандидатов как подписание документов на выдвижение лицом, сведения о котором не внесены в ЕГРЮЛ.

Ссылаясь на правовые позиции, изложенные в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2005 г. № 58-ГО5-34 и Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02 сентября 2013 г. № 86-АПГ13-8, апеллянт считает, что в избирательных правоотношениях изменения являются состоявшимися независимо от внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Выражает несогласие с выводами суда в части нарушения прав административного истца и наличия у заинтересованно лица преимущества.

Приводит доводы о том, что ТИК обязана была проинформировать Псковское региональное отделение партии «ЯБЛОКО» о существующей проблеме с подписанием представленных документов, чего сделано не было.

Апеллянт усматривает существенное нарушение процессуального закона в связи с тем, что суд не дал оценку доводам относительно недопустимости применения гражданского законодательства к избирательным правоотношениям.

Считает, что суд не применил правовые позиции, изложенные в актах Конституционного Суда Российской Федерации и пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 г. № 24.

В суд апелляционной инстанции не явились заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Судебная коллегия, с учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), а также, учитывая сокращенные сроки рассмотрения данной категории дел, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заинтересованных лиц.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении апелляционной жалобы, заключение прокурора, проверив материалы административного дела, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее ФЗ № 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы (часть 2 статьи 239 КАС РФ).

В соответствии с частью 11 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации списка кандидатов в суд может обратиться избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Аналогичная норма содержится в пункте 6 статьи 76 ФЗ №67-ФЗ.

Порядок организации и проведения выборов депутатов Псковского областного Собрания депутатов, Губернатора Псковской области, депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, проводимых на территории Псковской области, определяется Законом Псковской области от 01.08.2003 года №295-оз «Избирательный кодекс Псковской области» (далее - Избирательный кодекс Псковской области).

Согласно пункту 3 статьи 28 и пункту 3 статьи 32 ФЗ №67-ФЗ выдвижение кандидатов в составе единого списка кандидатов при выборах депутатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, единые списки кандидатов (пункт 1 статьи 31 Избирательного кодекса Псковской области).

Согласно пункту 2 статьи 31 Избирательного кодекса Псковской области выдвижение кандидатов, единых списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

Решение о выдвижении кандидата, единого списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам заверяется подписью руководителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом) (пункт 7 статьи 31 Избирательного кодекса Псковской области).

Единый список кандидатов и список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, при выборах представительного органа муниципального образования представляется в избирательную комиссию, организующую подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, в порядке, установленном настоящей статьей (пункт 1 статьи 32 Избирательного кодекса Псковской области).

При выборах представительного органа муниципального образования одновременно с единым списком кандидатов в избирательную комиссию, организующую подготовку и проведение выборов, представляются документы, предусмотренные статьей 32 Избирательного кодекса Псковской области, в том числе:

- решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», - соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения) о выдвижении единого списка кандидатов;

- список уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием сведений о них, перечисленных в пункте 9 статьи 29 Избирательного кодекса Псковской области (в случае предоставления права назначения уполномоченных представителей избирательного объединения соответствующему органу (должностному лицу) избирательного объединения - также решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения);

- официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии;

- в случае указания в заявлении о согласии баллотироваться сведения о принадлежности к политической партии предоставляется документ, подтверждающий указанные сведения. Данный документ подписывается уполномоченным лицом политической партии либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии.

Пунктом 2.1 статьи 32 Избирательного кодекса Псковской области предусмотрено, что единый список кандидатов представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией; должен быть прошит, пронумерован, за исключением списка, составленного на одном листе; должен быть заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).

Единые списки кандидатов и прилагаемые к ним документы подаются в избирательную комиссию вместе с заверенными уполномоченным представителем избирательного объединения копиями паспорта, а также копиями документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Заверенные копии указанных документов представляются в отношении каждого кандидата. Если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, то предоставляются копии соответствующих документов (пункт 6 статьи 32 Избирательного кодекса Псковской области).

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением ТИК Красногородского района от 19 июня 2023 г. №42/127 «О назначении выборов депутатов Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва» на 10 сентября 2023 г. назначены выборы депутатов Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва.

Постановлениями ТИК Струго-Красненского района от 05 августа № 51/202 и от 05 августа 2023 г. № 51/201 зарегистрированы единые списки кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва, выдвинутые избирательным объединением Регионального отделения партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» и Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО» соответственно.

Решение о выдвижении единого списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва принято избирательным объединением Псковское региональное отделение партии «ЯБЛОКО» 16 июля 2023 г. на XXVI Конференции.

20 июля 2023 г. ТИК Красногородского района принял от Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО» комплект документов для заверения единого списка кандидатов, в том числе:

единый список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва (приложение к решению Конференции от 16 июля 2023 г.), подписанный председателем Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО» Г.;

список членов Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО», включенных в единый список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа первого созыва, подписанный председателем Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО» Г., дата составления и подписания - 16 июля 2023 г.;

выписку из Протокола четвертого заседания XXVI Конференции от 16 июля 2023 г., содержащую решение о назначении уполномоченного представителя избирательного по финансовым вопросам;

список назначенных уполномоченных по финансовым вопросам, представителей избирательного объединения (приложение к решению Конференции от 16 июля 2023 г.), подписанный председателем Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО» Г.;

выписку из протокола заседания Псковское региональное отделение партии «ЯБЛОКО» от 17 июля 2023 г., на котором были назначены уполномоченные представители избирательного объединения;

список назначенных уполномоченных представителей избирательного объединения (приложение к выписке из протокола заседания Бюро Псковское региональное отделение партии «ЯБЛОКО» от 17 июля 2023 г.), подписанный председателем Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО» Гайдуком А.М.;

эмблему избирательного объединения «Псковское региональное отделение Политической партии «ЯБЛОКО» (приложение к протоколу Конференции от 16 июля 2023 г.) с подписью председателя Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО» Г.;

справки от 16 июля 2023 г. за подписью председателя Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО» Г. о том, что Г., И., Я., К., Г. являются членами партии.

Указанные выше документы, датированные 16 и 17 июля 2023 г., заверены Г. в качестве председателя Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО».

Из материалов дела следует, что Г. был избран председателем Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО» 24 июня 2023 г. на третьем внеочередном заседании XXVI Конференции Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО».

Между тем, сведения о председателе регионального отделения партии Г., как о лице, действующем без доверенности от имени регионального отделения партии, внесены в ЕГРЮЛ 18 июля 2023 г., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 08 августа 2023 г.

Судебная коллегия соглашается с доводами административного истца и выводами суда первой инстанции об отсутствии у Г. до 18 июля 2023 г. полномочий на подписание указанных документов в качестве председателя Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО» по следующим основаниям.

Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее ФЗ №95-ФЗ) (пункт 2 статьи 35 ФЗ № 67-ФЗ).

ФЗ № 95-ФЗ регулирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации.

Согласно статье 4 ФЗ № 95-ФЗ деятельность политических партий основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Особенности гражданско-правового положения политической партии как вида общественной организации (пункт 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации) определяются настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ № 95-ФЗ политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц.

Часть 2 статьи 15 ФЗ № 95-ФЗ предусматривает, что решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами (далее - уполномоченные органы). Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

В соответствии с частью 5 статьи 27 ФЗ № 95-ФЗ политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения обязаны информировать федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение семи рабочих дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений.

Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений предусмотрено также статьей 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее ФЗ № 82-ФЗ).

Общественное объединение, к которому относится политическая партия, обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (статья 29 ФЗ № 82-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ФЗ № 7-ФЗ) внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, к которым относятся политические партии, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.

Исходя из приведенных правовых норм федеральных законов (ФЗ № 95-ФЗ, № 82-ФЗ, 7-ФЗ) региональные отделения политических партий обязаны информировать уполномоченный орган об изменениях сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Из положений пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее ФЗ № 129-ФЗ) следует, что в ЕГРЮЛ, помимо иных сведений о юридическом лице, содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

В силу пункта 4 статьи 23 ФЗ № 7-ФЗ изменения, вносимые в сведения, указанные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», приобретают юридическую силу со дня их внесения в ЕГРЮЛ.

Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним (часть 1 статьи 21 ФЗ № 95-ФЗ).

Согласно пунктам 18.6.1-18.6.2 Устава партии «ЯБЛОКО» председатель регионального отделения является официальным политическим представителем регионального отделения и представляет без доверенности региональное отделение в отношении с органами государственной власти и органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями и иными организациями, действующими на территории субъекта Российской Федерации.

Из чего следует, что председатель регионального отделения, являясь в тоже время лицом, действующим без доверенности от имени регионального отделения, в соответствии с пунктом 4 статьи 23 ФЗ № 7-ФЗ приобретает соответствующий статус и полномочия со дня внесения о нем сведений в ЕГРЮЛ.

При таких обстоятельствах, до внесения сведений в ЕГРЮЛ о председателе регионального отделения как о лице, который вправе представлять без доверенности региональное отделение, он не вправе осуществлять предусмотренные пунктом 18.6.12 Устава Партии «ЯБЛОКО» полномочия, а именно: подписывать решения и заявления, принятые руководящими органами регионального отделения, и иные документы регионального отделения; подписывать документы в связи с выдвижением списка кандидатов, кандидатов в соответствии с законодательством о выборах, списки кандидатов.

Исключение составляют полномочия, предусмотренные в пункте 18.6.2.1 Устава партии «ЯБЛОКО», согласно которому избранный председатель регионального отделения на период до внесения изменения в ЕГРЮЛ о лице, действующим без доверенности, осуществляет полномочия, предусмотренные пунктами 24.10-24.10.8 Устава, по доверенности Председателя партии, то есть полномочия связанные с ведением финансово-хозяйственной деятельности регионального отделения.

Таким образом, судебная коллегия считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что в силу прямого указания закона полномочия вновь избранного руководителя регионального отделения политической партии полноценно возникают с момента внесения таких сведений в ЕГРЮЛ; до 18 июля 2023 г. Г. не имел полномочий подписывать документы в связи с выдвижением списка кандидатов в качестве председателя Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО» для предоставления их в ТИК Струго-Красненского района.

Вывод о возникновении у Г. полномочий председателя регионального отделения партии с 18 июля 2023 г. подтверждается также ответами Управления Министерства юстиции РФ по Псковской области от 07 августа 2023 г. № 60/02-1799 и Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области от 07 августа 2023 г. № 08-13/19757.

Согласно подпункту «б» пункта 25 статьи 38 ФЗ № 67-ФЗ, подпункту «б» пункта 9 статьи 36 Избирательного кодекса Псковской области основанием отказа в регистрации единого списка кандидатов является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 ФЗ № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Поскольку представленные в ТИК Струго-Красненского района Псковским региональным отделением партии «ЯБЛОКО» для заверения и регистрации единого списка кандидатов документы заверены 16 и 17 июля 2023 г. неуполномоченным на то лицом, то они, как не отвечающие требованиям закона, являются недействительными, соответственно, отсутствие документов, необходимых для заверения и регистрации единого списка кандидатов, влечет на основании подпункта «б» пункта 25 статьи 38 Федерального закона ФЗ № 67-ФЗ, подпункта «б» пункта 9 статьи 36 Избирательного кодекса Псковской области отказ в регистрации единого списка кандидатов.

В связи с этим, оспариваемое решение ТИК Струго-Красненского района о регистрации единого списка кандидатов нельзя признать законным и обоснованным.

Суд первой правомерно обоснованно отнесся критически к доводам заинтересованного лица о том, что все спорные документы подписаны председателем Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО» 19 июля 2023 г.

Данные доводы противоречат фактическим обстоятельствам дела. На приведенных выше документах стоят даты их изготовления – 16 и 17 июля 2023 г., часть документов является приложением к документам от этих дат, соответственно, они не могли быть изготовлены в иные даты.

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 г. № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что суд может отменить решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), если при рассмотрении дела будет установлено, что оно принято избирательной комиссией в нарушение требований закона, в том числе при наличии оснований для отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов) либо оснований для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов (пункты 24 - 26 статьи 38, пункт 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 3 статьи 50, часть 7 статьи 51 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, пункт 2 статьи 39 Закона о выборах Президента Российской Федерации).

Суд может отменить регистрацию кандидата (списка кандидатов) за нарушения законодательства о выборах, допущенные после принятия решения о регистрации кандидата (списка кандидатов), либо за существенные нарушения законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствовали принятию решения о регистрации кандидата (списка кандидатов), но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости (пункты 7 - 9 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

По мнению судебной коллегии, допущенные Псковским региональным отделением партии «ЯБЛОКО» нарушения законодательства являются существенными, поскольку представленные в ТИК Струго-Красненского района документы за подписью председателя регионального отделения от 16 и 17 июля 2023 г., являющиеся основаниями для заверения и регистрации единого списка кандидатов в депутаты, не отвечают требованиям закона, подписаны неуполномоченным лицом, данные нарушения препятствовали принятию решения о регистрации.

При этом, каких-либо доказательств, что избирательной комиссии было известно о допущенных Псковским региональным отделением партии «ЯБЛОКО» нарушениях, в материалах дела не имеется.

Кроме того, судебная коллегия считает, что допущенные нарушения не являлись очевидными и не были выявлены ТИК Струго-Красненского района в ходе проверки представленных документов.

Как разъяснено в пункте 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 г. № 24, избирательная комиссия должна равным образом по отношению ко всем кандидатам осуществлять в установленный законом срок проверку представленных ими документов и извещать кандидатов о выявленных недостатках.

С учетом этого суд, рассматривающий дело об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов в связи с представлением ими в избирательную комиссию документов для уведомления об их выдвижении и регистрации, содержащих неполные сведения о кандидате или не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, должен учесть факт неизвещения (несвоевременного извещения) избирательной комиссией кандидата, избирательного объединения об этих нарушениях как обстоятельство, исключающее отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов, если эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не были известны или не могли быть известны кандидату, избирательному объединению (пункт 1.1 статьи 38, пункт 1 статьи 39 Закона об основных гарантиях избирательных прав, статьи 77, 84 КАС РФ).

Очевидными являются недостатки, которые можно обнаружить в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах при непосредственном ознакомлении с их содержанием, в том числе при сравнении различных документов, представленных одним и тем же кандидатом, избирательным объединением (пункты 1, 2, 2.2, 3.1 статьи 33, пункт 6.1 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

К таким нарушениям, например, относятся несоответствие паспортных данных, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, представленной в избирательную комиссию копии такого документа, неуказание в названном заявлении сведений об образовании при наличии в представленных в избирательную комиссию документах копии диплома об образовании.

Непосредственное ознакомление с представленными Псковским региональным отделением партии «ЯБЛОКО» для заверения и регистрации списка кандидатов документами не дает возможность установить допущенное нарушение и сделать однозначный вывод, что часть документов подписана неуполномоченным лицом.

Решение избирательной комиссии о регистрации списка принималось коллегиальным органом путем открытого голосования большинством членов комиссии с правом решающего голоса.

Факт допущенного нарушения следует из выписки из ЕГРЮЛ от 08 августа 2023 г., согласно которой 18 июля 2023 г. внесены сведения в отношении председателя регионального отделения Г., как о лице, имеющим право действовать без доверенности.

Наличие судебного спора по данному вопросу опровергает доводы об очевидности допущенного нарушения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции имелись законные основания для признания незаконным и отмене решения о регистрации списка кандидатов за нарушения законодательства о выборах.

Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что полномочия Г. на заверение (подписание) документов в связи с выдвижением единых списков кандидатов для предоставления в ТИК возникают не с момента его избрания председателем регионального отделения, а с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем как о лице, имеющем право действовать без доверенности.

Доводы апеллянта о возникновении у председателя регионального отделения партии полномочий на подписание указанных выше документов с момента его избрания противоречат указанным выше нормам ФЗ № 95-ФЗ, ФЗ № 82-ФЗ и ФЗ № 7-ФЗ.

В силу названных выше положений закона с момента внесения сведений в ЕГРЮЛ о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, председатель регионального отделения вправе осуществлять предусмотренные пунктом 18.6.12 Устава Партии «ЯБЛОКО» полномочия.

Судебная коллегия отмечает, что в настоящем деле судом дается оценка только полномочиям председателя регионального отделения партии на заверение (подписание) документов, представляемых в ТИК для заверения и регистрации единого списка кандидатов. Иные полномочия председателя не относятся к предмету настоящего спора, поэтому не подлежат оценке.

Письменное подтверждение ТИК о приеме документов не является доказательством соблюдения региональным отделением партии требований действующего законодательства при подготовке необходимых документов.

Судом первой инстанции приведены основания, на основании которых оспариваемое решение ТИК Струго-Красненского района судом признано незаконным, поэтому доводы апеллянта об отсутствии в законе такого основания для отказа в регистрации единого списка кандидатов как подписание документов лицом, сведения о котором не внесены в ЕГРЮЛ, необоснованны.

Судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для применения правовых позиций, изложенных в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2005 г. № 58-ГО5-34, поскольку положения пункта 4 статьи 23 ФЗ № 7-ФЗ о том, что сведения приобретают юридическую силу со дня их внесения в ЕГРЮЛ, вступили в законную силу после вынесения указанного судебного акта.

Ссылка на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 02 сентября 2013 г. № 86-АПГ13-8 необоснованна в связи с неотносимостью изложенной в нем правовой позиции к предмету рассматриваемого спора.

Что касается несогласия апеллянта в части выводов суда первой инстанции о нарушении прав административного истца и наличии у заинтересованного лица преимущества, то судебная коллегия данные выводы суда считает обоснованными исходя из законных интересов административного истца, принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 статьи 39 ФЗ № 67-ФЗ, соблюдения избирательными объединениями требований действующего законодательства при выдвижении единых списков кандидатов в депутаты.

Нельзя признать обоснованными доводы апеллянта в части неправомерного не уведомления ТИК Струго-Красненского района о существующей проблеме с подписанием документов.

Следует отметить, что ТИК Струго-Красненского района зарегистрировало единый список кандидатов в депутаты, сведений о том, что она знала и не уведомила избирательное объединение о недостатках, не имеется.

Не может судебная коллегия согласиться с доводами апеллянта о существенном нарушении судом процессуального закона в связи тем, что суд не дал оценки всем доводам заинтересованного лица, в том числе недопустимости применения гражданского законодательства к избирательным правоотношениям.

Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для его рассмотрения. Судебное решение соответствует требованиям статьи 180 КАС РФ. Судом при разрешении спора нормы гражданского законодательства не применялись.

Судебное решение соответствует разъяснениям, содержащимся в пунктах 17 и 58 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 г. № 24.

Фактов того, что избирательная комиссия выявила недостатки в документах и не информировала избирательное объединение об этом, судом не установлено. Допущенные Псковским региональным отделением политической партии «ЯБЛОКО» нарушения являются существенными, в связи с чем повлекли принятие судом решения об отмене регистрации списка кандидатов.

Ссылки апеллянта на постановления Конституционного Суда Российской Федерации судебная коллегия оставляет без внимания, поскольку изложенные в них правовые позиции не опровергают выводы оспариваемого судебного решения.

Суд правомерно не принял во внимание доверенность, выданную 05 июля 2023 г. председателем Политической партии «ЯБЛОКО» Р. Г., на представление последним интересов Псковского регионального отделения партии «ЯБЛОКО», а также подписание решений и заявлений, принятых руководящими органами регионального отделения, и иных документов в связи с выдвижением списка кандидатов, поскольку действующее законодательство, а также Устав партии «ЯБЛОКО», не содержат положений, позволяющих на основании доверенности передать указанные полномочия (за исключением полномочий, предусмотренных в пункте 18.6.2.1 Устава, связанных с ведением финансово-хозяйственной деятельности регионального отделения).

Более того, указанные выше документы подписаны Г. как председателем регионального отделения партии, тогда как таким статусом председатель партии не может наделить на основании доверенности.

Апеллянт ссылается на положения статьи 18 ФЗ № 82-ФЗ, согласно которым решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Однако данные положения о моменте создания общественного объединения не противоречат изложенной выше позиции, связанной с возникновением у председателя регионального отделения партии полномочий по подписанию документов с даты внесения о нем сведений в ЕГРЮЛ.

Судебная коллегия считает, что отмена постановления о регистрации единого списка кандидатов является соразмерной санкцией за допущенное региональным отделением партии нарушение, поскольку избирательным объединением допущены существенные нарушения избирательного законодательства. При отсутствии надлежащим образом оформленных документов, необходимых в силу приведенных выше положений законодательства для регистрации единого списка кандидатов в депутаты, решение избирательной комиссии о регистрации такого списка является незаконным.

Иные доводы апеллянта судебная коллегия считает не имеющими правового значения для рассматриваемого спора, повлиять на судьбу оспариваемого судебного решения они не могут.

Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, тем более что доводы жалобы уже были проверены судом и обоснованно не приняты во внимание.

Руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Стругокрасненского районного суда Псковской области от 17 августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заинтересованного лица Псковского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» Исакова В.М. – без удовлетворения.

На состоявшиеся судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев.

Мотивированное определение изготовлено 30 августа 2023 г.

Председательствующий

Панов И.М.

Судьи

Анашкина М.М.

Русакова О.С.