ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-30/2021 от 31.05.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 33а-8747/2021

по делу № 2а-30/2021

31 мая 2021 года г.Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Куловой Г.Р.

судей Багаутдиновой А.Р.

Портновой Л.В.

при секретаре Муртазиной Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №30 по Республике Башкортостан к Минигулову Б. С. о взыскании задолженности и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование

по апелляционной жалобе Минигулова Б. С. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 21 января 2021 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Административный истец Межрайонная ИФНС России № 30 по Республике Башкортостан обратился в суд с исковым заявлением к Минигулову Б. С. о взыскании недоимки по налогу, мотивируя тем, что за должником Минигуловым Б. С. ИНН №..., дата г.р., адрес, числится задолженность по уплате страховых взносов в сумме 92385.24руб., пени - 8479,73 руб. за 2017, 2018, 2019 годы: а именно:

страховые взносы на ОПС - налог 75874,37 руб., пени по страховым взносам на ОПС - 7030,59 руб.,

страховые взносы на ОМС - налог 16510,87 руб., пени по страховым взносам на ОМС - 1449,14 руб.

Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от
21 января 2021 года постановлено:

Взыскать с налогоплательщика ФИО1, ИНН №... недоимку по:

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды начиная с января 2017 г. налог в размере 16510,87 руб., пеня в размере 1449,14 руб.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) налог в размере 75874,37 руб., пеня в размере 7030,59 руб., всего на общую сумму 100864,97 руб.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3217,30 рублей.

В апелляционной жалобе ФИО2 просит отменить решение в части удовлетворения исковых требований о взыскании задолженности по страховым взносам за 2017, 2018 годы, в удовлетворении исковых требований в указанной части отказать, указывая в обосновании доводов жалобы о том, что налоговым органом пропущен срок на обращение в суд.

Податель жалобы также указал, что доказательств того, что налоговому органу стало известно о том, что ответчик является арбитражным управляющим только
03 декабря 2019 года, в материалах дела не имеются.

Пунктом 4.1 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган но месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

Из вышеизложенного следует, что Росреестр ежемесячно (не позднее 10-го числа каждого месяца) представляет в налоговые органы для целей учета налогоплательщиков и осуществления в отношении них налогового контроля сведения об арбитражных управляющих - членах саморегулируемых организаций, как в отношении внесенных в сводные реестры членов, саморегулируемых организаций, так и в отношении арбитражных управляющих, исключенных из таких реестров.

Соответственно довод Инспекции о том, что о неуплаченных ответчиком суммах страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017, 2018, 2019 годы стало известно лишь из сведений о членах саморегулируемой организации арбитражных управляющих, поступивших в инспекцию 03.12.2019, не соответствует действительности.

Согласно п. 4.1 ст. 85 НК РФ Росреестр ежемесячно представляет в налоговые органы сведения об арбитражных управляющих. А как следует из Выписки с сайта ЕФРСБ (л.д. 92), приобщенной в материалы дела истцом, ФИО1 зарегистрирован в Росреестре с 14.09.2006 года, рег.№....

Налоговый орган не представил доказательств, какого содержания поступили сведения 03.12.2019 из Росреестра - о внесении ФИО2 в сводные реестры членов СРО «Эксперт» или об исключении из сводного реестра членов CPО «Эксперт», а суд первой инстанции не проверил, какие сведения представлены из Росреестра, и не установил, что ранее, до 03.12.2019, Росреестр сведения об ответчике не представлял в налоговый орган.

Из сведений, представленных Инспекцией в подтверждение правомерности выставления по состоянию на 28.01.2020 требования №... об уплате задолженности по страховым взносам за 2017, 2018, 2019 года не видно содержание сведений, поступивших 03.12.2019 в Межрайонную ИФПС России
№... по Республике Башкортостан (л.д. 20). Напротив, из распечатки из базы данных налогового органа АИС Налог-3 ПРОМ, представленной истцом (оборотная сторона л.д. 20), следует, что налоговый орган располагал сведениями об ответчике как - арбитражном управляющем:

Уникальный реестровый номер, присваиваемый при внесении в сводный государственный реестр арбитражных управляющих первой записи 3245, дата внесения сведений в сводный государственный реестр арбитражных управляющих - 8 апреля 2015г.,

Дата исключения сведений из сводного государственного реестра арбитражных управляющих - 18 ноября 2019 года.

Таким образом, если 29.10.2019 членами Совета саморегулируемой организации арбитражных управляющих - Крымский Союз профессиональных арбитражных управляющих «ЭКСПЕРТ» было удовлетворено заявление ФИО2 о выходе из членов Крымского Союза профессиональных управляющих «ЭКСПЕРТ», информация, поступившая 03.12.2019 в Инспекцию из Росреестра, содержит сведения об исключении ответчика из сводного реестра членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих - Крымский Союз профессиональных арбитражных управляющих «ЭКСПЕРТ».

В апелляционной жалобе также указано, что положения ст. 432 НК РФ не предусматривают порядка определения налоговых обязательств по страховым взносам отличного от порядка, установленного статьями 82, 88, 89, 100, 101 НК РФ.

В материалах дела отсутствует акт налоговой проверки, в котором должен быть отражен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговый (расчетный) период, к которому нарушение законодательства о налогах и сборах относится, ссылки на информацию, полученную из Росреестра, ссылки на иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения (ст. 100 НК РФ).

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав
ФИО2 и его представителя ФИО3, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Судом первой инстанции установлено, что в период осуществления деятельности в качестве индивидуально предпринимателя (оценщика, адвоката, арбитражного управляющего) ФИО2 начислены взносы за 2017, 2018, 2019 годы, которые им не уплачены.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 г.: исчисленная (установленная) сумма страховых взносов за период 01.01.2019г. – 18.11.2019 г. – 6 080,87 руб.,

Исчисленная (установленная) сумма страховых взносов за 2018 год –
5840 руб.

Исчисленная (установленная) сумма страховых взносов за 2017 год –
4 590 руб.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г.: исчисленная (установленная) сумма страховых взносов за период 01.01.2019г. – 18.11.2019 г. - 25929,37 руб.

Исчисленная (установленная) сумма страховых взносов за 2018 год –
26 545 руб.

Исчисленная (установленная) сумма страховых взносов за 2017 год –
23 400 руб.

За 2019 год страховые взносы начислены за период с 01.01.2019 по 18.11.2019.

Расчет страховых взносов на ОПС за 2019 год: 29534 руб. / 12 мес. =2446,166 руб. в месяц. 2446,166/30дней в ноябре =81,538 в день. 2446,166 * 10 мес. = 161,66 руб. (за 10 месяцев 2019 года). 81,538* 18 дней ноября = 1467,648. ИТОГО: 24461,66+1467,65 = 25929,31 руб.

Расчет страховых взносов на ОМС за 2019 год: 6884 руб. /12 мес. =573,66 в месяц. 573,66/30 дней в ноябре =19,122 в день. 573,66 * 10 мес. = 5736,6 руб. 10 месяцев 2019 года). 19,122* 18 дней ноября = 344,199 руб. ИТОГО: 5736,6 + 344,2 =6080,87

Начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в порядке положений ст.432 НК РФ были произведены инспекцией ФИО2 за период с 08.04.2015 по 18.11.2019 как физическому лицу, имеющему статус арбитражного управляющего и признаваемому на основании пп.2 п.1 ст.419 НК РФ плательщиком страховых взносов.

Разрешая требования, суд первой инстанции исходил из того, что 03.12.2019 в Межрайонную ИФНС России №30 по Республике Башкортостан в порядке п.4.1 ст.85 НК РФ поступили сведения об арбитражных управляющих - членах соответствующих саморегулируемых организаций.

В рассматриваемой ситуации учетные действия в целях проведения налогового контроля осуществлены инспекцией на основании сведений, поступающих в порядке ст.85 НК РФ, первоисточником которых налоговый орган не является.

После получения данных, необходимых для установления налоговых обязательств, налоговым органом на основании ст. 432 НК РФ определены суммы страховых взносов, подлежащие уплате ФИО2 за расчетные периоды 2017, 2018, 2019 гг., что повлекло по состоянию на 28.01.2020 формирование задолженности.

В связи с наличием недоимки, в порядке п. 2 ст. 69 НК РФ налогоплательщику направлено требование №... об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 28.01.2020, согласно которому ФИО2 предложено в срок до 24.03.2020 уплатить следующие суммы страховых взносов:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ в сумме 23 400 руб. по сроку уплаты 09.01.2018;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 4 590 руб. по сроку уплаты 09.01.2018;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ в сумме 26 545 руб. по сроку уплаты 09.01.2019.

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 5 840 руб. по сроку уплаты 09.01.2019;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ в сумме 25 929,37 руб. по сроку уплаты 03.12.2019;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 6 080 руб. по сроку уплаты 03.12.2019;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в общем размере 8 479,73 руб.

Как следует из п.3 ст.420 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.

Действующее законодательство не ставит возникновение обязанности уплаты страховых взносов арбитражным управляющим в зависимость от фактического осуществления деятельности арбитражного управляющего, в том числе назначения арбитражным судом для проведения процедуры банкротства несостоятельных физического или юридического лица, наличия заключенного и действующего договора страхования ответственности, получения прибыли от осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего.

Напротив, такая обязанность возникает на основании факта регистрации физического лица в качестве арбитражного управляющего, которая осуществляется в добровольном заявительном порядке (определения Конституционного Суда Российской Федерации от дата№... и от дата№..., Определение Верховного Суда Российской Федерации от дата№...б-КП4-1437).

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что налоговым органом срок на обращение в суд не пропущен, и удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме.

Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.

Согласно положениям статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 этого же Кодекса, производится индивидуально в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

При этом, как правильно было принято во внимание судом первой инстанции, недоимка выявлена лишь 3 декабря 2019 года в связи с поступлением информации об исключении арбитражного управляющего ФИО2 из сводного государственного реестра арбитражных управляющих с 18.11.2019 года.

С учетом того, что требование об уплате налога №... сформировано
28 января 2020 года, срок направления требования налоговым органом соблюден.

Ссылка подателя жалобы на пункт 4.1 ст. 85 НК РФ является несостоятельной.

В ответе от 27 мая 2021 года на запрос судебной коллегии Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии пояснила, что согласно пункту 4.1 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2017 уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой, членах соответствующих саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, внесенных в сводный государственный реестр арбитражных управляющих, исключенных из такого реестра, о прекращении арбитражным управляющим занятия частной практикой.

Во исполнение требований Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2017 указанные сведения ежемесячно направляются в Федеральную налоговую службу по формам и форматам, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы от 10.10.2017 № ММВ-7-14/79 «Об утверждении форм и форматов представления сведений о членах саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов саморегулируемых организаций, патентных поверенных, зарегистрированных в Реестре патентных поверенных Российской Федерации, регистрации (снятия с регистрационного учета) застрахованных лиц в органах Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме».

Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» в Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» внесены изменения в части регистрации в качестве страхователей в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации арбитражных управляющих, осуществляющих регулируемую Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Согласно статьям 6 и 11 Федерального закона от 15.12.2001 №. 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в редакции, действующей с 01.01.2015, страхователем по обязательному пенсионному страхованию являются непосредственно сами арбитражные управляющие, при этом регистрация страхователей является обязательной.

Таким образом, на арбитражных управляющих с 01.01.2015 по 01.01.2017 распространялись обязанности по самостоятельной регистрации в соответствующих территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации.

Направление Росреестром в ФНС России сведений об арбитражных управляющих, членах соответствующих саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, внесенных в сводный государственный реестр арбитражных управляющих до 01.01.2017, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Информация о ФИО2 направлялась Росреестром в ФНС России 28.03.2019 (не принята ФНС России), 18.04.2019 (не принята ФНС России), 03.12.2019 (об исключении из состава членов Крымского союза профессиональных арбитражных управляющих «ЭКСПЕРТ», принята ФНС России), 23.09.2020 (не принята ФНС России) и 25.09.2020 (не принята ФНС России).

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что налоговым органом пропущен срок на обращение в суд с требованиями о взыскании страховых взносов за 2017 г. и 2018 г., являются несостоятельными.

Доводы о том, что судом первой инстанции не отражен в решении факт признания ответчиком иска в части взыскания задолженности по страховым взносам за 2019 год, не является основанием для отмены решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

Если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон (ч.2).

В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований (ч.3).

Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от
21 января 2021 года административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 30 по Республике Башкортостан к ФИО2 о взыскании задолженности и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2019 год удовлетворены.

Судебной коллегией к материалам дела приобщено письменное заявление ответчика о признании иска в части взыскания задолженности по страховым взносам за 2019 год, о чем имеется отметка в протоколе судебного заседания, а также административному ответчику и его представителю разъяснены последствии частичного признания административным ответчиком иска в соответствии с п.2 ст.157 КАС РФ.

Заявление о фальсификации и исключении из административного дела подложного доказательства, а именно решение ФНС России по жалобе
(т.1 л.д.231-233), приложенного к возражению на апелляционную жалобу, и ответа на запрос судебной коллегии (т.2 л.д.222-225) не свидетельствует о незаконности оспариваемого судебного акта, учитывая, что административным ответчиком не представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о фальсификации доказательств со стороны должностных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 30 по Республике Башкортостан.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при определении налоговых обязательств по страховым взносам налоговым органом нарушен порядок, установленный статьями 82, 88, 89, 100, 101 НК РФ, судебной коллегией отклоняется как основанные на неправильном толковании норма материального права.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию административного ответчика с изложенными выводами суда первой инстанции, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку доказательств.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и потому не могут служить основанием к отмене решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 21 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Кулова Г.Р.

Судьи Багаутдинова А.Р.

ФИО4

Справка: судья: Кузнецов А.В.