ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-310/2021 от 11.05.2021 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело № 2а-310/2021 (33а-1420/2021) судья Илларионова А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 мая 2021 г. город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного судав составе:

председательствующего Епихиной О.М.,

судей Голомидовой И.В., Исаковской И.Э.,

при секретаре Алешиной А.И.,

рассматривала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Тулы от 10 февраля 2021 г. по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области о признании действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения.

Заслушав доклад судьи Голомидовой И.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области о признании незаконным требование о предоставлении дополнительных документов в части, касающейся получения копий архивных документов, не содержащих государственную тайну и созданных ранее 12.11.1945, и обязании предоставить архивные документы из личного дела ".....", которые не содержат государственную тайну и со дня создания которых прошло более 75 лет.

В обоснование заявленных требований указал на то, что 22.10.2020 посредством электронной почты он обратился с просьбой проверить сведения о месте рождения ".....", "....." года рождения, архивное личное дело которого хранится в Управлении Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области, и, если местом рождения окажется указанный им населенный пункт, предоставить ему архивную справку в отношении "....."

В ответе Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области № 10/9/Д-1834 от 09.11.2020 сообщалось, что в Управлении на хранении имеется архивное личное дело ".....", но данных о месте рождения в нем нет.

12.11.2020 ФИО1 направил новое обращение, запросив копии тех архивных документов из личного дела ".....", которые созданы ранее 12.11.1945, приложив к обращению копии страниц своего паспорта.

04.12.2020 он получил ответ № 10/9/Д-1975 от 01.12.2020, в котором необходимым условием выполнения его запроса указано приложение дополнительных документов (копий документов, подтверждающих родственную связь с ".....").

Полагал, что указанное требование административного ответчика ограничивает его доступ к архивным документам, не соответствует основаниям, изложенным в ст. 25 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», а также ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», предусматривающей, что действие последнего не распространяется на отношения, возникающие при организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

Кроме того, по мнению административного истца, запрошены копии только тех документов, в отношении которых истек ограничительный 75-летний срок, установленный ч. 3 ст. 25 Федерального закона № 125-ФЗ, а требование от него в рамках исполнения запроса каких бы то ни было дополнительных документов нарушает его право на свободный доступ к архивным документам, гарантированное ч.ч. 1 и 1.1 ст. 24 Федерального закона № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

Решением Центрального районного суда г. Тулы от 10 февраля 2021 г. ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам, нарушении норм материального права.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения административного истца ФИО1, возражения представителя административного ответчика по доверенности ФИО2, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 22.10.2020 ФИО1 обратился в УФСБ России по Омской области с просьбой проверить точное место рождения "....." и если им окажется деревня ".....", просил предоставить ему архивную справку с основными биографическими данными (место и дата рождения, социальное происхождение, образование, семейное положение и состав семьи, прочие анкетные сведения), а также сведения о прохождении службы в органах безопасности.

При этом ФИО1 указал, что справку запрашивает в связи с изучением семейной истории.

На данное обращение 09.11.2020 административным ответчиком дан ответ № 10/9/Д-1834 за подписью начальника подразделения УФСБ России по Омской области ".....", в котором указано на то, что в УФСБ России по Омской области на хранении имеется архивное личное дело бывшего сотрудника органов безопасности "....." Сведения о дате и месте рождения "....." в деле не имеется. Также разъяснено со ссылкой на пункт 16 Административного регламента ФСБ России по предоставлению государственной услуги по выдаче архивных справок или копий архивных документов, утвержденного приказом ФСБ России от 28.08.2013 № 459, о необходимости при направлении запроса для получения интересующих сведений приложить к запросу копии документов, подтверждающих родственную связь ФИО1 с ".....", либо копии документов, подтверждающих родственную связь иных родственников ".....", а также соответствующим образом оформленную ими доверенность, дающую право запрашивать и получать в архивах органов безопасности РФ необходимые сведения.

12.11.2020 ФИО1 вновь обратился в УФСБ России по Омской области с заявлением, в котором просил представить копии архивных документов из личного дела бывшего сотрудника органов безопасности ".....", "....." года рождения, созданных ранее 12.11.1945. К заявлению ФИО1 приложил копию страниц своего паспорта.

Данное обращение административным ответчиком было рассмотрено и 01.12.2020 дан ответ № 10/9/Д-1975 за подписью начальника подразделения УФСБ России по Омской области ".....", в котором со ссылкой на статью 7 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», часть 3 статьи 26 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ», пункты 16 и 22 Административного регламента, повторно сообщалось, что для получения сведений необходимо приложить к запросу копии документов, подтверждающих родственную связь ФИО1 с ".....", либо копии документов, подтверждающих родственную связь иных родственников ".....", а также соответствующим образом оформленную ими доверенность, дающую право ФИО1 запрашивать и получать в архивах органов безопасности РФ необходимые сведения.

Не согласившись с данным отказом, ФИО1 обратился в суд за признанием его незаконным.

Разрешая заявленные требования суд первой инстанции не нашел оснований для их удовлетворения, поскольку каких-либо незаконных действий, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов административного истца со стороны Управления ФСБ России по Омской области, не допущено. Обращения рассмотрены уполномоченными должностными лицами, в установленном законом порядке, на обращения даны соответствующие письменные ответы со ссылкой на нормы действующего законодательства. Несогласие с содержанием ответов не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя.

С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.

Пунктом 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации гражданину гарантируется право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Согласно частям 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Таким образом, реализация права на доступ к информации возможна только на законном основании без нарушения прав и законных интересов других лиц; каждый гражданин имеет закрепленное в Конституции Российской Федерации и целом ряде законодательных актов РФ право на получение информации (доступ к информации), реализация которого возможна только на законном основании, т.е. в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При этом вопросы доступа к информации определенного вида (категории) могут быть регламентированы различными нормативными актами.

Предусматривая право граждан и организаций осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ определяет, что порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации (пункт 3 статьи 4).

Пункты 1, 2 статьи 9 указанного федерального закона определяют, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.

При этом в силу части 1 статьи 25 указанного закона доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.

Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ предусматривается ограничение на доступ к архивным документам, независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну. Отмена ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 7 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» доступ к информации о деятельности органов федеральной службы безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом и актами Президента Российской Федерации.

Физические лица допускаются к сведениям об органах федеральной службы безопасности, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Физическим лицам может быть отказано в доступе к сведениям об органах федеральной службы безопасности, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, либо по соображениям собственной безопасности органов федеральной службы безопасности.

Таким образом, копии архивных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, могут быть предоставлены для ознакомления и копирования только при рассмотрении в установленном порядке вопроса об их рассекречивании и снятия ограничений на ознакомление с ними.

В соответствии с пунктом 85 Указа Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» сведения, содержащиеся секретном архивном фонде, сформированном из личных дел бывших сотрудников органов безопасности, составляют государственную тайну.

Согласно архивной справке Управления ФСБ России по Омской области от ".....""....." дело бывшего сотрудника органов безопасности "....." входит в состав секретного архивного фонда. Вопрос о рассекречивании материалов дела не рассматривался.

Федеральной службой безопасности Российской Федерации приказом от 28.08.2013 № 459 утвержден Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче архивных справок или копий архивных документов, действующий на момент возникших правоотношений до 19.12.2020 года.

Данный Административный регламент определяет стандарт предоставления в органах Федеральной службы безопасности государственной услуги по выдаче архивных справок или копий архивных документов, состав, последовательность, сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, формы контроля за предоставлением государственной услуги, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов безопасности, а также их должностных лиц.

В соответствии с пунктами 16, 17 названного Административного регламента при представлении (направлении) запроса к нему прилагаются: физическими лицами - копии документов, удостоверяющих личность заявителя. Для истребования сведений, содержащих персональные данные о третьих лицах, дополнительно представляются документы, подтверждающие полномочия заявителя, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Заявитель по своему усмотрению вправе приложить к запросу иные документы и материалы или их копии.

Согласно пункту 22 данного Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются, в том числе, отсутствие в запросе необходимых сведений для его исполнения; отсутствие у заявителя, истребующего сведения, содержащие персональные данные о третьих лицах документов, подтверждающих его полномочия; если ответ по существу поставленного в нем вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

В письме административного ответчика от 01.12.2020 указано, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» сведения о военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, работниках органов федеральной службы безопасности, лицах, уволенных из органов федеральной службы безопасности, могут передаваться гражданам только в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также приведено содержание п. 22 Административного регламента о том, что в предоставлении государственной услуги может быть отказано, в том числе, если ответ по существу поставленного в нем вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

При таких обстоятельствах довод жалобы о том, что суд первой инстанции не применил закон подлежащий применению, а именно п. 3 ст. 25 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», не опровергает выводов суда, поскольку само по себе истечение 75-летнего срока со дня создания архивных документов не является основанием для предоставления доступа к архивным документам, содержащих государственную тайну.

При этом судебная коллегия принимает во внимание, что решение о признании действий (бездействий) незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, что следует из императивного предписания процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Системное толкование приведенных положений закона позволяет суду сделать вывод, что в случае, когда в ходе рассмотрения административного иска отсутствуют основания для восстановления нарушенного права, не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска.

Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании решения, действии (бездействия) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.

Содержащиеся же в оспариваемых письмах административного ответчика ссылки на часть 3 статьи 26 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», пункт 16 Административного регламента также не могут повлечь признания незаконными оспариваемых действий Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области, поскольку в ответах на обращения ФИО1 административный ответчик был вправе разъяснить законодательно установленный общий порядок доступа к архивным материалам личных дел сотрудников органов безопасности.

Кроме того, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» в пункте 1 части 1 статьи 6, пункте 7 статьи 9 предусматривает, что обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных; а в случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.

Гражданин (физическое лицо) в силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Учитывая вышеизложенные нормы права, а также положения ст. 15 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», принимая во внимание, что в обращении от ноября 2020 года ФИО1 запрошены копии всех архивных документов из личного дела бывшего сотрудника органов безопасности, 75-летний срок создания которых истек, а от октября 2020 года – архивные справки с основными автобиографическими данными последнего «для изучения семейной истории», указание в оспариваемых письмах на предоставление документов, подтверждающих полномочия заявителя при получении сведений, содержащих персональные данные о третьих лицах, не противоречит приведенным положениям федерального законодательства, направлено на установление личности заявителя и его права на подачу заявления и получение сведений в отношении третьего лица. Непредставление документов, приведенных в пункте 16 Административного регламента, делает невозможным рассмотрение заявления лица, личность которого и полномочия на обращение в органы безопасности не установлены.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, повторяют позицию административного истца, изложенную в административном исковом заявлении, получившую надлежащую оценку суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает.

Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Тулы от 10 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Дондуковского "....." - без удовлетворения.

В соответствии с частью 2 статьи 318, частью 1 статьи 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий