ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-311/2021 от 17.11.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД 34RS0010-01-2020-000122-66 Административное дело 2а-311/2021

Судья Романова Ю.А. Дело № 33а-12319/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Волгоград 17 ноября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Камышниковой Н.М., Сергеева С.С.,

при ведении протокола помощником судьи Сологубовой Н.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора Быковского района Волгоградской области, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области Худякова Р.А.

на решение Быковского районного суда Волгоградской области от 26 августа 2021 года, которым постановлено:

административное исковое заявление и.о. прокурора Быковского района Волгоградской области, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер по обустройству мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения по адресам: <.......>

Обязать администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обустройству мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно оборудовать их бетонным или асфальтовым покрытием по адресам: <.......>

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Камышниковой Н.М., судебная коллегия,

установила:

Прокурор Быковского района Волгоградской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском указав в обоснование, что прокуратурой района проведена проверка деятельности администрации Приморского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области в ходе которой установлено, что в нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения места накопления твердых коммунальных отходов расположенные по адресам: <.......>

Просил суд признать незаконным бездействие администрации Приморского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области выразившееся в непринятии мер по обустройству мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, возложить на административного ответчика обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обустройству этих мест в соответствии с требованиями законодательства, а именно оборудовать их бетонным или асфальтовым покрытием.

Решением Быковского районного суда Волгоградской области от 26 июня 2020 года административное исковое заявление прокурора Быковского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Приморского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности было удовлетворено.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 30 сентября 2020 года решение Быковского районного суда Волгоградской области от 26 июня 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба административного ответчика администрации Приморского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области без удовлетворения.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 5 апреля 2021 года решение Быковского районного суда Волгоградской области от 26 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 30 сентября 2020 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в Быковский районный суд Волгоградской области.

Определением Быковского районного суда Волгоградской области от 17 июня 2021 г. административное исковое заявление прокурора Быковского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Приморского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности было принято к производству.

13 июля 2021 года и.о. прокурора Быковского района Волгоградской области подал заявление об уточнении исковых требований, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер по обустройству мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения по ряду адресов в Быковском районе Волгоградской области, а именно: места накопления ТКО по адресам: <.......> не оборудованы бетонным или асфальтовым покрытием и просил обязать административного ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обустройству этих мест в соответствии с требованиями законодательства, а именно оборудовать их бетонным или асфальтовым покрытием.

Определением Быковского районного суда Волгоградской области от 28 июля 2021 года произведена замена ненадлежащего административного ответчика – администрация Приморского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области на надлежащего административного ответчика – администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации Быковского муниципального района Волгоградской области Худяков Р.А. ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

В письменных возражениях административный истец и.о. прокурора Быковского района Волгоградской области указывает на законность принятого судом решения. Просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), выслушав прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Скуратову И.А., оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Конституцией Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

Законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления.

Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.

Статьей 13.4 Закона об отходах производства и потребления установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).

В соответствии с ч. 4 приведенной нормы Закона иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Согласно ст. 1 Закона Волгоградской области от 28.11.2014 г. № 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области» за сельскими поселениями в Волгоградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные п. 5, 6, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 24, 26, 31, 33.1, 33.2 и 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Из анализа приведенных правовых норм федерального и регионального законодательства в их совокупности, следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов законом субъекта относится к компетенции органов местного самоуправления муниципального района и не относятся к компетенции органов местного самоуправления сельских поселений в Волгоградской области.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ установлено, что накопление отходов представляет собой складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. N 1156, определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.

Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19, утвержденному постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами <5> должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО <6>, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В соответствии с п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 г. № 64 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, 12.02.2020 г. прокуратурой Быковского района проведена проверка деятельности администрации Приморского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области, в ходе которой установлено, что в нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения места накопления твердых коммунальных отходов расположенные по адресам: <.......> не оборудованы бетонным или асфальтовым покрытием.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки, письмом и постановлением администрации Приморского сельского поселения от 16.12.2019 г. №194 о том, что оборудование всех площадок твердым покрытием запланировано провести в 2020-2021 г.

Установив данные обстоятельства, проанализировав подлежащие применению нормы права, суд пришел к верному выводу о том, что в нарушение действующего законодательства, в том числе п. 2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований"; п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» на территории Приморского сельского поселения места накопления ТКО (контейнерные площадки) должным образом не обустроены бетонным или асфальтовым покрытием.

Следствием нарушения законодательства является угроза загрязнения отходами окружающей среды.

Непринятие администрацией мер по обустройству контейнерных площадок - мест накопления твердых коммунальных отходов приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей Приморского сельского поселения.

При таких данных, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного иска, признав бездействие административного ответчика незаконным и возложив обязанность на администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области принять меры по обустройству мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом, судом установлен административному ответчику в порядке ст. 187 КАС РФ разумный срок для исполнения решения суда - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом верно установлены юридически значимые обстоятельства дела, нормы материального и процессуального права не нарушены.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных по существу выводов суда и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Быковского районного суда Волгоградской области от 26 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика администрации Быковского муниципального района Волгоградской области Худякова Р.А. – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи