ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-312/20 от 11.11.2020 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УИД 04RS0020-01-2020-000337-29

судья Рабдаева Н.Г., № 2а-312/2020

дело № 33а-3072 пост. ...

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Улан-Удэ 11 ноября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего Булгытовой СВ.,

судей коллегии Ихисеевой М.В., Назимовой П.С.,

при секретаре Эрдынеевой Е.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Воробьевой Е.Н. к Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Северо-Байкальского района» о признании незаконным отказа в принятии документов, назначения пособия по безработице в минимальном размере по апелляционной жалобе Воробьевой Е.Н. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 9 июля 2020 года, которым административный иск оставлен без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

обращаясь в суд и оспаривая действия ГКУ «Центр занятости населения Северо-Байкальского района» (далее также - Центр занятости), Воробьева Е.Н. просила; 1) признать незаконным отказ Центра занятости в принятии представленных Воробьевой Е.Н. документов, подтверждающих периоды ее работы и размер среднего заработка (договоры возмездного оказания услуг, акты выполненных работ, сведения о доходе); 2) признать незаконным назначение пособия по безработице в минимальном размере; 3) обязать административного ответчика принять приведенные выше документы в качестве подтверждающих период деятельности и размер среднего дохода заявителя; 4) обязать Центр занятости произвести перерасчет и начислить пособие по безработице в соответствии со статьей 33 Закона о занятости населения с учетом районного коэффициента для граждан предпенсионного возраста.

Требования основаны на том, что 13 марта 2020 года Центром занятости населения принято решение о признании Воробьевой Е.Н. в качестве безработной и назначении пособия по безработице в размере 1 950 руб. При этом сотрудниками Центра занятости не были приняты и учтены представленные Воробьевой Е.Н. документы, подтверждающие периоды ее работы и размер среднего заработка - договоры возмездного оказания услуг, заключенные с ООО «<...>»; акты выполненных работ с указанием суммы оплаты, сведения о соответствующем доходе. Воробьевой Е.Н. было разъяснено, что в связи с отсутствием справки о средней заработной плате за период, предшествующий обращению в Центр занятости, ей будет назначен минимальный размер пособия. По мнению административного истца, отказ Центра занятости в принятии указанных документов и назначение минимального размера пособия по безработице противоречат требованиям законодательства о занятости населения, о пенсионном обеспечении, налогового законодательства, согласно которым период деятельности по гражданско-правовым договорам входит в трудовой стаж, по нему осуществляются налоговые отчисления. Следовательно, такой период подлежит учету при регистрации в центре занятости и сумма дохода, полученная по таким договорам, должна учитываться при начислении пособия по безработице. Согласно справке ООО «<...>», с которым Воробьевой Е.Н. заключены договоры гражданско-правового характера, за период с июля 2019 года по январь 2020 года среднемесячный доход истца составил 44 285,71 руб. Воробьева Е.Н. относится к лицам предпенсионного возраста, в связи с чем пособие подлежит установлению в размере не менее 13 536 руб.

В суде первой инстанции Воробьева Е.Н. требования поддержала.

Представитель административного ответчика - директор ГКУ «Центр занятости населения Северобайкальского района» Нефедьева В.А. возражала против удовлетворения требований.

Городской суд постановил решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе Воробьева Е.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что подтверждением деятельности являются не только трудовые книжки, но и документы, их заменяющие, в том числе договоры возмездного оказания услуг.

На заседание судебной коллегии стороны, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены судебного решения.

В силу части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения) занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона о занятости населения.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 3 названного Закона решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абзац третий пункта 2 статьи 3 Закона о занятости населения).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 31 Закона о занятости населения пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

По смыслу статьей 3 и 31 Закона о занятости населения началом безработицы (для целей названного Закона) считается дата, с которой гражданин в установленном порядке признан безработным.

Судом установлено, что Воробьева Е.Н. ранее состояла в трудовых отношениях с МП «<...>», откуда 28 февраля 2019 года была уволена по соглашению сторон на основании пункта 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.

4 марта 2020 года Воробьева Е.Н. обратилась в ГКУ «Центр занятости населения Северо-Байкальского района» с заявлением о постановке на учет в качестве безработной, приложив к нему следующие документы: трудовую книжку, документы об образовании, банковские реквизиты, договоры возмездного оказании услуг от 8 июля 2019 года, 1 октября 2019 года, 1 ноября 2019 года, 9 января 2020 года, заключенные с ООО «Регистр», акты выполненных работ по указанным гражданско-правовым договорам.

Согласно выписке из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц, составленной ГКУ «Центр занятости населения Северо-Байкальского района», с 4 марта 2020 года Воробьева Е.Н. зарегистрирована в качестве безработной на основании приказа № ... от 13 марта 2020 года. Ей назначено пособие по безработице в размере 1 950 руб. с 4 февраля по 3 июня 2020 года (л.д. 9).

Кроме того, Воробьева Е.Н. отнесена Центром занятости к гражданам предпенсионного возраста, что подтверждается справкой на л.д. 13.

Не согласившись с размером назначенного в минимальном размере пособия по безработице, Воробьева Е.Н. обратилась в суд с настоящим иском, сославшись на необходимость учета при назначении данного пособия ее деятельность по договорам возмездного оказания услуг, заключенным с ООО «<...>».

Вместе с тем указанные доводы административного истца основаны на верном толковании норм права, регулирующих спорные отношения, а потому оснований для удовлетворения административного иска у городского суда не имелось.

В силу пункта 1 статьи 30 Закона о занятости населения пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом (пункт 2 статьи 30 Закона).

Согласно пункту 1 статьи 34 Закона о занятости населения пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице (увеличенной в необходимых случаях на размер районного коэффициента) в том числе гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также гражданам, не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1375 от 15 ноября 2018 года, действовавшим на момент определения Центром занятости пособия по безработице, для граждан предпенсионного возраста минимальная величина пособия по безработице на 2019 год установлена в размере 1 500 рублей, максимальная величина пособия по безработице в размере 11 280 рублей.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12 апреля 2011 года № 550-О-О, пособие по безработице, устанавливаемое в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца работы, то есть в размере, который может превышать минимальную величину этого пособия, безработные вправе получить при одновременном наличии следующих условий:

если они перед увольнением состояли в трудовых (служебных) отношениях и имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей),

если увольнение было осуществлено в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы,

и если увольнение не связано с их виновными действиями.

Соответственно, во всех случаях, когда эти условия не выполняются, пособие назначается в минимальном размере.

Таким образом, для граждан, осуществлявших трудовую и иную общественно-полезную деятельность и признанных в установленном порядке безработными, законодателем установлены различные правила определения размера пособия по безработице в зависимости от того, к какой категории занятых граждан они относились до постановки их на учет в качестве безработных в органах службы занятости - к работавшим по трудовому договору (проходившим службу) либо к иным категориям.

Из дела следует, что началом безработицы Воробьевой Е.Н. является дата, с которой она в установленном порядке признана безработной, то есть 4 марта 2020 года.

Поскольку увольнение Воробьевой Е.Н. из МП «<...>», которое состоялось 28 февраля 2019 года, осуществлено свыше 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, оснований для начисления пособия в порядке, установленном пунктом 1 статьи 30 и пунктом 1 статьи 33 Закона о занятости населения, у административного ответчика не имелось.

Мнение административного истца о том, что положения пункта 1 статьи 30 Закона о занятости населения могут применяться и к безработным гражданам, ранее выполнявшим работу по гражданско-правовым договорам, является неверным.

Так, под увольнением с работы понимается прекращение трудового договора (контракта) по основаниям, предусмотренным законом. В трудовом законодательстве различаются увольнения по инициативе работника, по инициативе администрации и по иным основаниям.

В отличие от трудового законодательства в гражданском законодательстве не используется понятие «увольнение» работника, выполняющего работу по гражданско-правовому договору или осуществляющего предпринимательскую деятельность, а используются понятия «расторжение» либо «прекращение действия договора», «прекращение предпринимательской деятельности».

Таким образом, понятие «увольнение» применимо только в отношении работников, выполняющих работу по трудовому договору (контракту), заключенному в рамках трудового законодательства.

Поскольку безработные граждане, выполнявшие работы по гражданско-правовым договорам либо осуществлявшие предпринимательскую деятельность, не могут быть отнесены к категории граждан, уволенных по любым основаниям и имевших средний заработок, о которых идет речь в пункте 1 статьи 30 Закона о занятости населения, размер пособия по безработице для Воробьевой Е.Н. не может быть определен на основании указанной нормы закона.

В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены судебного решения.

Руководствуясь ст.ст. 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 9 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий: С.В. Булгытова

Судьи: М.В. Ихисеева

П.С. Назимова