ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3150/19 от 23.10.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Дульцева Л.Ю.

N 33а-11139/2019

№ 2а-3150/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Поповой Н.В.,

судей Овчинниковой Н.А., Коротаевой О.А.,

при секретаре Рогатневой А.Н.,

с участием прокурора Кузнецовой С.Н.

рассмотрела 23 октября 2019 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Япаева Петра Аркадьевича на решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 июля 2019 г., которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления Япаева Петра Аркадьевича к Главе г. Перми, администрации г. Перми о признании недействующим Постановления Главы г. Перми от 13.02.2019 N 11"Об отмене Постановления Главы города Перми от 23.01.2019 N 4 "О назначении публичных слушаний по обсуждению вопроса предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 59:01:4415031:2370 - "объекты благотворительного назначения религиозных организаций" в территориальной зоне обслуживания и деловой активности местного значения (Ц-2) по ул. Энгельса, 25 в Дзержинском районе города Перми" – отказать.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Япаев П.А. обратился в суд с административным иском к главе г.Перми Самойлову Д.И. о признании недействующим Постановления Главы г. Перми от 13.02.2019 N 11"Об отмене Постановления Главы города Перми от 23.01.2019 N 4 "О назначении публичных слушаний по обсуждению вопроса предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером ** - "объекты благотворительного назначения религиозных организаций" в территориальной зоне обслуживания и деловой активности местного значения (Ц-2) по ул. **** в Дзержинском районе города Перми".

В обоснование заявленных требований указал, что Постановлением Главы г.Перми от 23.01.2019 №4 назначены публичные слушания по обсуждению вопроса предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по ул. **** в Дзержинском районе города Перми, расположенном в территориальной зоне Ц-2. Публичные слушания проходили в полном соответствии с постановлением – материалы размещены на сайте Пермского городского округа, в общественном центре «***» развернута экспозиция, на 14.02.2019 назначено собрание участников публичных слушаний. Поскольку он проживает в доме по адресу: г.Пермь, ул.****, расположенном в территориальной зоне Ц-2, готовил письменные предложения и замечания, которые планировал подать на собрании 14 февраля. Однако собрание не состоялось, 19 февраля было опубликовано Постановление Главы г. Перми от 13.02.2019 N 11 об отмене публичных слушаний, основанием для отмены явилось заявление инициатора публичных слушаний. Считает данное постановление незаконным, поскольку возможность отмены начавшихся публичных слушаний, тем более по инициативе частного лица, Градостроительным кодексом РФ не предусмотрена. Отмена публичных слушаний аннулирует все высказанные или подготовленные к подаче замечания, в данном случае произошла фактическая передача контроля над публичными процедурами частному лицу – заявитель по своему желанию смог отменить подведение итогов уже идущих публичных слушаний. Отмена публичных слушаний нарушила его права, поскольку он не смог подать подготовленные предложения и они не были рассмотрены, оспариваемое постановление противоречит ст.5.1 ГрК РФ, не предусматривающей отмену идущих публичных слушаний.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе административный истец.

Указывает, что не реализовал свое право на местное самоуправление путем высказывания замечаний и предложений на публичных слушаниях. Указывает, что потратил много времени на изучение вопроса, вынесенного на публичные слушания. Градостроительный кодекс РФ не содержит положений, разрешающих отменить назначенные публичные слушания. Ссылается, что оспариваемым постановлением отменены публичные слушания после их завершения.

В суде апелляционной инстанции прокурор прокуратуры Пермского края Кузнецова С.Н. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, дала заключение об оставлении решения суда без изменения.

Административный истец в судебное заседание не явился, представителя не направил, извещен заказным письмом, которое доставлялось 20.09.2019 г., не было получено, вернулось в суд за истечением срока хранения, что подтверждается штемпелями на конверте и информацией с сайта почты России, является надлежащим извещением согласно ст. 100 КАС РФ.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились (представителей не направили), о его времени и месте извещены надлежащим образом, что следует из почтовых уведомлений. Каких-либо ходатайств не заявляли.

Прокуратура г. Перми, глава города Перми, администрация города Перми, Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми представили письменные возражения на апелляционную жалобу.

Проверив дело, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 13 ГК РФ, ст.ст. 208, 213 КАС РФ, ст.ст. 37, 39, 5.1 ГрК РФ, ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Суд верно исходил из того, что положения градостроительного законодательства административным ответчиком не нарушены, законные права и интересы административного истца оспариваемым постановлением не нарушены.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда.

Из материалов дела следует, что 16.11.2018г. в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми поступило заявление МИРО «Еврейская община г.Перми» о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером **, расположенный по адресу: г.Пермь, Дзержинский район, ул.**** – объекты благотворительного назначения религиозных организаций.

07.12.2018г. Комиссией по землепользованию и застройке г.Перми, по результатам рассмотрения заявления МИРО «Еврейская община г.Перми», Главе г.Перми рекомендовано назначить публичные слушания по заявлению МИРО «Еврейская община г.Перми».

Постановление Главы г. Перми от 23.01.2019 N 4 "О назначении публичных слушаний по обсуждению вопроса предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером ** - "объекты благотворительного назначения религиозных организаций" в территориальной зоне обслуживания и деловой активности местного значения (Ц-2) по ул. **** в Дзержинском районе города Перми" Назначить публичные слушания по обсуждению вопроса предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером ** - "объекты благотворительного назначения религиозных организаций" в территориальной зоне обслуживания и деловой активности местного значения (Ц-2) по ул. **** в Дзержинском районе города Перми.

Постановление опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь» № 5 от 29.01.2019.

Собрание участников публичных слушаний назначено на 14 февраля 2019 г. в 18.00 час. по адресу: 614087, г. Пермь, ул. ****, общественном центре "***" Дзержинского района города Перми.

13.02.2019 в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми поступило заявление МИРО «Еврейская община г.Перми» о переносе даты публичных слушаний, в связи с необходимостью дополнительной подготовки обосновывающих материалов для проведения публичных слушаний.

Постановлением Главы г. Перми от 13.02.2019 N 11"Об отмене Постановления Главы города Перми от 23.01.2019 N 4 "О назначении публичных слушаний по обсуждению вопроса предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером ** - "объекты благотворительного назначения религиозных организаций" в территориальной зоне обслуживания и деловой активности местного значения (Ц-2) по ул. **** в Дзержинском районе города Перми" отменено Постановление Главы города Перми от 23 января 2019 г. N 4

Оспариваемое Постановление опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь» № 11 от 19.02.2019 и является нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Из положений части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ следует, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Согласно ч. 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Частью 2 данной нормы предусмотрено, что Правила землепользования и застройки включают в себя, в частности, карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

В соответствии с п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в частности виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; (п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 33 Кодекса изменение градостроительного регламента является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки.

Пунктами 4 и 5 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки регулируется статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктами 11 и 13 которой установлено, что глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее одного и не более трех месяцев со дня опубликования такого проекта.

Согласно п. 15, п. 16 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации после завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.

Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Оспаривая постановление Главы города Перми от 13.02.2019 N 11 об отмене публичных слушаний, автор жалобы считает, что правовые нормы, регулирующие порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, не содержат каких-либо оснований для отмены принятого постановления о проведении публичных слушаний и что их проведение является обязанностью органа местного самоуправления, иначе заинтересованные лица лишаются права на участие в местном самоуправлении.

Вместе с тем, как указано выше, в соответствии с ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Смысл приведенной нормы права в том, что муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт в случаях их принятия с нарушениями действующего законодательства.

При этом положения названной нормы не исключают и иные случаи отмены муниципальных правовых актов, например, если они субъективно ограничивают права граждан и юридических лиц, в любом случае отмена не должна носить произвольный характер.

Как следует из материалов дела, основанием для вынесения Главой города Перми постановления от 13.02.2019 N 11 об отмене публичных слушаний послужило заявление инициатора проведения публичных слушаний о переносе или назначении новой даты публичных слушаний со ссылкой на необходимость дополнительной подготовки обосновывающих материалов по вопросу публичных слушаний.

Таким образом, основания для вынесения Главой города Перми постановления от 13.02.2019 N 11 имелись, отмена Постановления Главы города Перми от 23.01.2019 N 4 не была произвольной.

Судебная коллегия отмечает, что инициирование процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка для правообладателя земельного участка является правом, а не обязанностью, соответственно, действия органа местного самоуправления по подготовке проекта правил землепользования и застройки являются следствием волеизъявления заинтересованного лица.

В отсутствие такого волеизъявления орган местного самоуправления не может быть понужден к продолжению публичной процедуры, в которой правообладатель земельного участка не заинтересован.

Наряду со сказанным, из материалов дела следует, что 11.06.2019г. в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми вновь поступило заявление МИРО «Еврейская община г.Перми» о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером **, расположенный по адресу: г.Пермь, Дзержинский район, ул.**** – объекты благотворительного назначения религиозных организаций.

Данное заявление 04.07.2019г. рассмотрено Комиссией по землепользованию и застройке г.Перми, по результатам рассмотрения Главе г.Перми рекомендовано назначить публичные слушания по заявлению МИРО «Еврейская община г.Перми».

Таким образом, процедура публичных слушаний проводится, в рамках процедуры автор жалобы не лишен возможности высказать свои замечания и предложения.

При таких обстоятельствах тот факт, что оспариваемое постановление опубликовано 19.02.2019 г. – после истечения срока внесения участниками публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, не затрагивает прав автора жалобы, с учетом того, что с истечением срока подачи замечаний и предложений публичные слушания, как часть процедуры изменения градостроительного регламента, не были завершены.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 84 КАС РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, а доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании закона и ином понимании обстоятельств дела, они не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения судебного решения.

Руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Япаева Петра Аркадьевича - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -