КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33а-17734/2022 (№ 2а-315/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июня 2022 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Иваненко Е.С.
судей Кривцова А.С., Золотова Д.В.
по докладу судьи Иваненко Е.С.
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Поцепуновой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Попова Геннадия Ксенофонтовича к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар, администрации МО г. Краснодар о признании решений должностных лиц незаконными, с апелляционной жалобой представителя администрации МО г. Краснодар на основании доверенности - Рашиваловой А.В. на решение Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 14 февраля 2022 года,
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Попов Геннадий Ксенофонтович обратился в суд с административным исковым заявлением и просит признать незаконным проставление муниципального образования г. Краснодар в лице Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар решения в виде письма от 03.12.2021 года №27208/26 об отказе в приобретении в собственность Поповым Геннадием Ксенофонтовичем земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения) общей площадью 450000 кв.м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: Краснодарский край, Тихорецкий район, ); обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар в лице Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения) общей ладью 450000 кв.м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: Краснодарский край, в трех экземплярах и его подписание, а также направление проектов указанного договора для подписания Попову Геннадию Ксенофонтовичу.
В обосновании иска указано, что на основании договора аренды земельного участка №4300023609 от 17.07.2018 года Попов Геннадий Ксенофонтович является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения) общей площадью 450000 кв.м, с кадастровым «ром , расположенный по адресу: ) сроком до 17.07.2021 года. Согласно п. 6 вышеуказанного Договора Арендатор обязан направить не менее чем за 90 календарных дней до окончания срока письменное предложение Арендодателю о заключении нового вора.
29.03.2021 года, было подано заявление о передаче вышеуказанного земельного участка в аренду без ведения торгов. Ответа на поданное заявление не поступило. В соответствии с п.3.2.3. Договора аренды Арендодатель имеет право отказаться от исполнения Договора в случае возобновления Договора на неопределенный срок, предупредив Арендатора за один месяц о прекращении Договора о необходимости освободить и возвратить земельный участок. Предупреждение об отказе от Договора производится заказным письмом с уведомлением о вручении по всем известным Арендодателю адресам Арендатора. До настоящего времени никаких уведомлений со стороны Арендодателя в адрес Арендатора не поступало.
Свои обязанности по оплате арендной платы Арендатором выполняются в полном объеме по настоящее время, что подтверждается актом сверки.
Ввиду чего, договор аренды земельного участка №4300023609 от 17.07.2018 года сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения) общей площадью кв.м, с кадастровым номером 37, расположенный по адресу: краснодарский край, Тихорецкий район, считается возобновленным на неопределенный срок. 19.11.2021 года в соответствии с п.п.9 2 ст. 39.3 ЗК РФ административным истцом административному ответчику было подано заявление о приобретении в собственность спорного земельного участка, входящий №11857. Считает, что ответчиком неправомерно было отказано Попову Геннадию Ксенофонтовичу в приобретении в соответствии с п.п.9 п.2 ст.39.3 ЗК РФ земельного участка собственность.
Обжалуемым решением Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 14 февраля 2022 года административное исковое заявление Попова Г.К. удовлетворено.
Суд признал незаконным принятие Администрацией муниципального образования г. Краснодар в лице Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар решения в виде письма от 03.12.2021г. № 27208/26 об отказе в приобретении в собственность Поповым Геннадием Ксенофонтовичем земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения) общей площадью кв.м., с кадастровым номером расположенного по адресу:
Обязать Администрацию муниципального образования г. Краснодар в лице Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения) кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: Краснодарский край, Тихорецкий район. ), в трех экземплярах и его подписание, а также направление проектов указанного договора для подписания Попову Геннадию Ксенофонтовичу.
С указанным решением суда не согласилась представитель администрации МО г. Краснодар – Расшивалова А.В. и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Попова Г.К.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что законные основания для предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов в данном случае отсутствуют.
В возражениях на апелляционную жалобу Попов Г.К. полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, доводы жалобы несостоятельными.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений, обсудив их, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Положением части 1 статьи 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Приходя к выводу об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Попов Г.К. имеет право на получение в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером :37.
Однако, судебная коллегия полагает, что данные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела при неправильном применении норм материального права.
Из материалов дела следует, что Попов Т.К. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка.
Письмом департамента от 03.12.2021 № 27208/26 сообщено, что испрашиваемый земельный участок предоставить не представляется возможным.
Указанное письмо носит информационный характер, поскольку рассмотрение обращения Попова Г.К. осуществлялось в рамках Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 1 Закона № 59-ФЗ установлено, что Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ).
Исходя из пункта 1 статьи 2 Закона № 210-ФЗ, государственная (муниципальная) услуга - это деятельность органа власти по реализации функции государственного органа или органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей. Исчерпывающий перечень таких услуг нормативно не определен. Порядок предоставления государственной (муниципальной) услуги устанавливается административным регламентом. Являясь подзаконными актами, административные регламенты устанавливаю состав, последовательность, сроки выполнения административных процедур и иные вопросы, связанные с предоставлением услуги, но не подменяют собой регулирование, установленное федеральными законами для каждой государственной или муниципальной услуги.
Постановлением администрации от 12.07.2012 № 5883 «Об утверждены административного регламента предоставления администрацией муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов» (далее - регламент) утверждён порядок предоставления муниципальной услуги, в соответствии с которой и должен обращаться Попов Г.К.
Административным регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень документов и соответствующая форма заявления для оказания муниципальной услуги, а также в процессе предоставления муниципальной услуги уполномоченный орган взаимодействует с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; Федеральной налоговой службой Российской Федерации; управлением муниципального контроля администрации; управлением инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства администрации; департаментом архитектуры и градостроительства администрации; администрацией Краснодарского края: Федеральным агентством по рыболовству.
По результатам ответов, полученных на основании межведомственных запросов и запросов, направленных в порядке, указанном в подпункте 42.5 пункта 42 регламента, при наличии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных Регламентом, подготавливает проект решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги в форме письма администрации.
Таким образом, письмо департамента от 03.12.2021 № 27208/26 содержит позицию департамента без учёта требований, установленных регламентом при рассмотрении аналогичных обращений в рамках муниципальной услуги.
В обосновании иска Попов Г.К. ссылался на то обстоятельство, что он является арендатором испрашиваемого земельного участка сроком до 17.07.2021 (договор аренды земельного участка от 17
При этом Поповым Г.К. 29.03.2021 в соответствии с подпунктом 32 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса (далее - ЗК РФ) в администрацию подано заявление о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
Письмом департамента от 21.07.2021 № 15640/26 Попову Г.К. отказано в предоставлении земельного участка по следующим основаниям.
Подпунктом 32 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков указанных в подпункте 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 39.6 ЗК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 39.6 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 статьи 39.6 ЗК РФ в числе прочего в случае, если на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населённого пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
В целях обеспечения государственного регулирования земельных отношений, сохранения особо ценных земель, земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых природных территорий регионального значения Законодательным Собранием Краснодарского края принят Закон Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» (далее - Закон № 532-K3).
По смыслу ст. 9 Закона № 532-K3 установлены условия предоставления земельных участков гражданам для выпаса скота и сенокошения, одним из которых является предоставление земельных участков гражданам при наличии у них скота, учтённого в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления, городских, сельских поселений и органами местного самоуправления городских округов.
Вместе с тем сведения, подтверждающие наличие скота, учтённого в похозяйственных книгах, не представлены.
Согласно пункту 1 статьи 621 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ), если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» (далее Закон № 135-Ф3), которая введена Федеральным законом от 30.06.2008 № 108 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17.1 Закона № 135-Ф3 заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.
Таким образом, с момента вступления в силу статьи 17,1 Закона № 135- ФЗ заключение договоров аренды на новый срок без проведения торгов, в том числе заключение дополнительных соглашений, увеличивающих срок действия данных договоров, является нарушением требований, предусмотренных Законом о защите конкуре.
Положения части 9 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ, позволяющей арендатору преодолеть публичные процедуры торгов, в данном случае не должны учитываться.
Частью 9 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ предусмотрено, что по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 данной статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации; минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года.
Арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 данной статьи, за исключением следующих случаев: принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом; наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды (часть 10 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ).
Из приведенных положений следует, что части 9 и 10 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ предоставляют преимущество арендатору на заключение договора аренды государственного и муниципального имущества на новый срок пере а другими лицами (наряду с иными, указанными в ней условиями) только в том случае, если предшествующий договор аренды был заключён в порядке предусмотренном частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ, то есть по результатам конкурса или аукциона.
В соответствии с частью 4 статьи 53 Закона № 135-ФЗ (в редакции Федерального закона, действовавшего до 01.07.2013) до 01.07.2015 разрешалось заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ и заключённых до 01.07.2008 с субъектами малого или среднего предпринимательства при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством.
Таким образом, с момента вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды на новый срок без проведения торгов, в том числе заключение дополнительных соглашений, увеличивающих срок действия данных договоров, является нарушением требований, предусмотренных названной нормой Закона N 135-ФЗ.
Судебная коллегия обращает внимание, что на всех остальных арендаторов данная преференция не распространялась и заключение на новый срок договоров аренды, заключенных до 01.07.2008 вне процедуры торгов, было возможно только по правилам частей 1 и 3 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ.
При рассмотрении данного дела судебной коллегией установлено, согласно договору аренды земельного участка от 17.07.2018 № 4300023610 следует, что договор заключён Поповым Г.К. во исполнение решения Тихорецкого районного суда от 26.07.2017 по делу № 24-831/2017 без соблюдения публичных процедур. После истечения срока действия договора аренды земельный участок не возвращён администрации, договор аренды земельного участка возобновлён на неопределённый срок.
Между тем продление договора аренды муниципального имущества с организацией на новый срок было возможно только по результатам торгов, поскольку законодатель установил условия перезаключения на новый срок таких договоров аренды, ограничив возможность их заключения без проведения публичных процедур для определенной категории субъектов предпринимательской деятельности. В результате нарушений требований Закона № 135-ФЗ учреждением были предоставлены конкурентные преимущества путём представления в пользование муниципального имущества по окончании срока действия договора аренды.
Исходя из правового смысла вышеприведенных норм, следует, что предоставление испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером площадью .м. в обход установленной законом процедуры не допустим.
На основании вышеизложенного администрацией в лице департамента заявление административного истца рассмотрено по существу в установленном законом порядке и с учетом фактических обстоятельств заявителю направлен письменный мотивированны: ответ, который соответствует требованиям действующего законодательства или как следствие не может нарушать его права и законные интересы.
Согласно части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу об удовлетворении заявленных требований Попова Г.К. к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар, администрации МО г. Краснодар о признании решений должностных лиц незаконным, в связи с чем, обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит апелляционную жалобу представителя администрации МО город Краснодар – Расшиваловой А.В. подлежащей удовлетворению, а решение районного суда подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 14 февраля 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Попова Геннадия Ксенофонтовича к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар, администрации МО г. Краснодар о признании решений должностных лиц незаконными отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано через суд первой инстанции в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.
Председательствующий Е.С. Иваненко
Судья А.С. Кривцов
Судья Д.В. Золотов