Дело № 11a-12080/2020 Судья: Сержантов Д.Е.
Дело № 2а-3165/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 ноября 2020 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего Аганиной Т.А.,
судей Знамеровского Р.В., Ишимова И.А.,
при секретаре Ахмировой А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Костромина Сергея Владимировича на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 07 октября 2020 года по административному иску кандидата в депутаты Собрания депутатов Златоустовского городского округа шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 25 Костромина Сергея Владимировича к участковой избирательной комиссии № 128 о признании действий незаконными, бюллетеней недействительными, отмене решения об итогах голосования.
Заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, доводах возражений на апелляционную жалобу, выслушав мнение представителя административного истца Михайлова И.А., представителя Избирательной комиссии Челябинской области Кашновой В.В., заключение прокурора Рыскиной О.Я., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кандидат в депутаты Собрания депутатов Златоустовского городского округа шестого созыва по одномандатному избирательному округу №25 Костромин С.В. обратился в суд с административным иском о признании несоответствующими закону действий участковой избирательной комиссии №128, выразившихся в ненадлежащем опечатывании сейф–пакетов, с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения, в которые были помещены избирательные бюллетени с дней досрочного голосования 11 и 12 сентября 2020 года; о признании недействительными бюллетеней, извлеченных из ненадлежащим образом опечатанных сейф–пакетов на избирательном участке №128; об отмене решения участковой избирательной комиссии № 128 об итогах голосования на выборах депутатов Собрания депутатов Златоустовского городского округа шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 25.
В обоснование заявленных требований указал, что он был зарегистрирован кандидатом на выборах в депутаты Собрания депутатов Златоустовского городского округа шестого созыва по одномандатному избирательному округу №25. При проведении досрочного голосования 11 и 12 сентября 2020 года, а также 13 сентября 2020 года при подведении итогов голосования участковой избирательной комиссией № 128 были допущены многочисленные существенные нарушения избирательного законодательства, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей, и которые тем самым привели к недостоверному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. Так, при подсчете голосов членами комиссии были обнаружены повреждения в месте опечатывания сейф–пакетов, в которых хранились заполненные избирателями бюллетени с дней досрочного голосования от 11 и 12 сентября 2020 года, а именно: в месте склейки отсутствовала специальная лента красного цвета, встроенная в сейф – пакет, которой фиксируется место склейки, что свидетельствует о нарушении пункта 6.2 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования и вызывает сомнения в достоверности бюллетеней, которые содержались в этих сейф–пакетах. Кроме того, в промежуток времени, отведенного для выхода состава комиссии для надомного голосования, невозможно обойти 283 человека, в то время как часть комиссии продолжает работать в помещении избирательного участка, при этом, необходимо добраться от адреса до адреса, заполнить заявление у избирателей, внеся в него данные избирателей, а также и иные сведения. Физически осуществить эти трудоемкие процессы среди 48 избирателей в день голосования и 236 избирателей в дни досрочного голосования, считает, затруднительным.
Определением суда от 29 сентября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Избирательная комиссия Челябинской области.
Административный истец Костромин С.В. и его представитель Михайлов И.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии № 128 Краснова А.Д., а также представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии г. Златоуста Логвиненко Е.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Челябинской области в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Прокурор Козлова С.Г. в заключении пояснила, что оснований для удовлетворения требований не имеется.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, Костромин Е.В. обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указал на несогласие с выводом суда, что сейф-пакеты были опломбированы, поскольку данный вывод опровергается материалами дела, из которых следует, что сейф-пакет был запечатан обыкновенным скотчем, который легко снимался, не повреждая сейф-пакет, что свидетельствует о нарушении пункта 6.2 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования. При этом порядок запечатывания сейф–пакетов был определен в разъяснениях ЦИК РФ, а также в ролике, размещенном на сайте ЦИК РФ, и на самом сейф - пакете. Ссылается на то, что суд не исследовал сами спорные сейф-пакеты, местонахождение которых неизвестно, так как в Территориальную избирательную комиссию г. Златоуста они сданы не были, а также вопрос о количестве сейф-пакетов, переданных в участковую избирательную комиссию. Обращает внимание, что в сейф при наблюдателях и членах комиссии сейф-пакеты не помещались; время опечатывания сейфа неизвестно; причины наличия 5 использованных для опечатывания сейфа пломб, вместо необходимых 2 пломб, судом не выяснялись. К показаниям свидетеля ФИО10, в том числе о времени опечатывания сейфа, следует отнестись критически, учитывая, что его показания в части обстоятельств помещения сейф–пакетов в сейф опровергаются показаниями председателя участковой избирательной комиссии. Суд также не дал оценки показаниям свидетеля в части того, что сейф 12 сентября 2020 года вскрывался до начала работы комиссии в отсутствие членов комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей. Считает, что к показаниям свидетеля ФИО11 также следует отнестись критически, поскольку она является коллегой председателя участковой избирательной комиссии (работают вместе в школе). Не согласен с выводом суда о том, что отсутствие жалоб во время самих выборов, является основанием для отказа в удовлетворении иска, указывая на то, что он узнал об указанных нарушениях после выборов, просмотрев видеозапись. Считает, что указанные нарушения вызывают сомнения в достоверности бюллетеней, которые содержались в спорных сейф-пакетах, при этом доводы административного ответчика о том, что он никаких незаконных действий со спорными сейф–пакетами не совершал, какими–либо доказательствами не подтверждены. Суд надлежащей и беспристрастной оценки всех обстоятельств дела не дал, отказал в удовлетворении его ходатайств, из которых можно было бы установить нарушения при проведении выборов на участке № 128.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии № 128, представители заинтересованных лиц Территориальной избирательной комиссии г. Златоуста, Избирательной комиссии Челябинской области, прокурор г. Златоуста просят решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы считают необоснованными.
Административный истец Костромин С.В. в суд апелляционной инстанции не явился, был извещен надлежащим образом, ходатайств суду не направил.
Представитель административного истца Михайлов И.А. просил дело слушанием отложить ввиду нахождения Костромина С.В. за пределами Российской Федерации. Доказательств в обоснование ходатайства не представил.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Челябинской области Кашнова В.В. просила решение суда оставить без изменения, по доводам, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу.
Прокурор Рыскина О.Я. полагала решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению, поддержала возражения прокурора г. Златоуста.
Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии № 128, представитель Территориальной избирательной комиссии г. Златоуста в суд апелляционной инстанции не явились, были извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Ходатайство об отложении судебного заседания отклонено, поскольку являлось необоснованным.
Выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, доводы возражений участковой избирательной комиссии № 128, Территориальной Избирательной комиссии г. Златоуста, Избирательной комиссии Челябинской области, прокурора г. Златоуста на апелляционную жалобу, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации как демократическом правовом государстве с республиканской формой правления является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 1, часть 1; статья 3, части 1, 2 и 3); граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (статья 32, часть 1), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2).
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
В силу положений части 2 статьи 239 КАС РФ, пункта 1 статьи 75 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты вправе оспаривать в суде решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, общественных объединений и их должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Решением председателя Собрания депутатов Златоустовского городского округа № 412 от 18 июня 2020 года было назначено проведение выборов депутатов Собрания депутатов Златоустовского городского округа на 13 сентября 2020 года.
24 июля 2020 года Костромин С.В. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Златоустовского городского округа шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 25.
Постановлениями Избирательной комиссии Челябинской области от 22 декабря 2015 года № 170/1476-5 и от 30 декабря 2016 года № 3/15-6 соответственно сформирована Территориальная избирательная комиссия г. Златоуста, ее председателем назначена Логвиненко Е.Р.
Решением председателя Территориальной избирательной комиссии г. Златоуста от 19 июня 2020 года № 98/938-4 на указанную территориальную избирательную комиссию были возложены полномочия окружной избирательной комиссии по организации и проведению выборов депутатов Собрания депутатов Златоустовского городского округа шестого созыва в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Решениями Территориальной избирательной комиссии г. Златоуста от 06 июня 2018 года № 55/608-4 и от 16 марта 2020 года № 92/877-4 сформирована Участковая избирательная комиссия избирательного участка № 128, ее председателем назначена ФИО15 Данный избирательный участок был расположен по адресу: <адрес>, <адрес>».
В силу статьи 65 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» допускается досрочное голосование.
Из материалов дела следует, что 11 и 12 сентября 2020 года на избирательном участке № 128 проводилось досрочное голосование с использованием стационарных и переносных ящиков.
При этом по завершении голосования 11 сентября 2020 года с использованием переносных ящиков № 1 и № 2 бюллетени из них были переложены соответственно в сейф-пакеты № 66277718 и № 66277719; по завершении голосования с использованием стационарного ящика № 1 бюллетени из него были переложены в сейф-пакет № 66277720, что подтверждается актами о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф–пакета и видеозаписью.
По завершении голосования 12 сентября 2020 года с использованием переносных ящиков № 1 и № 2 бюллетени из них были переложены соответственно в сейф-пакеты № 66277721 и 66277722; по завершении голосования с использованием стационарного ящика № 1 бюллетени из него были переложены в сейф-пакет № 66277723, что подтверждается актами о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф–пакета и видеозаписью.
Согласно протоколу №1 участковой избирательной комиссии №128 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №25 данная избирательная комиссия установила, что число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования, составило 1 447 человек, число полученных участковой комиссией бюллетеней составило 1 165, число бюллетеней выданных избирателям, проголосовавшим досрочно составило 236, в том числе в помещении территориальной (окружной) комиссии, комиссии муниципального образования – 1; число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования 158, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования – 48, число погашенных бюллетеней составило 724, число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 159, число недействительных бюллетеней – 33, число действительных бюллетеней – 409, число утраченных бюллетеней – 0, число бюллетеней, не учтённых при получении – 0. Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата, составило: за ФИО16 – 217, за ФИО17 – 52, за ФИО1 – 130, за ФИО18 – 10.
В соответствии с решением № 22/2 Участковой избирательной комиссии № 128 от 13 сентября 2020 года вышеуказанный протокол об итогах голосования был подписан 10 членами комиссии с правом решающего голоса.
Решением Территориальной избирательной комиссии г. Златоуста №168/1195-4 от 15 сентября 2020 года выборы депутата Собрания депутатов Златоустовского городского округа шестого созыва по одномандатному избирательному округу №25 признаны состоявшимися и действительными. Депутатом Собрания депутатов Златоустовского городского округа шестого созыва по одномандатному избирательному округу №25 была избрана ФИО16
Обращаясь в суд с настоящим иском, Костромин С.В. указал, что происходящее 11 и 12 сентября 2020 года на избирательном участке г. Златоуста № 128 досрочное голосование осуществлялось с использованием неправильно опечатанных сейф–пакетов, а количество избирателей, голосовавших на дому, превысило количество избирателей, голосовавших на избирательном участке; времени, затраченного для голосования на дому, было недостаточно для обхода 283 человек.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции, исследовав в судебном заседании представленную видеозапись, заслушав административного истца и председателя Участковой избирательной комиссии № 128 ФИО15, установил, что на сейф-пакетах, в которые были помещены бюллетени с дней досрочного голосования 11 и 12 сентября 2020 года лента красного цвета не применялась (она была удалена), на месте склейки были поставлены подписи двух членов комиссии с правом решающего голоса, наблюдателей и печать участковой избирательной комиссии № 128, дополнительно пакет проклеен скотчем.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, изучив представленную видеозапись, заслушав стороны, показания свидетелей, исходил из того, что досрочное голосование при проведении выборов в депутаты Собрания депутатов Златоустовского городского округа шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 25 осуществлялось в полном соответствии с Порядком досрочного голосования избирателей, утвержденным Центральной избирательной комиссией РФ от 24 июля 2020 года, а членами Участковой избирательной комиссии №128 принимались должные меры по обеспечению сохранности бюллетеней для голосования, полученных в ходе процедуры досрочного голосования. Суд также пришел к выводу, что все перечисленные административным истцом обстоятельства не относятся к существенным нарушениям избирательного законодательства, поскольку не помешали определить действительную волю избирателей.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции в виду следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года.
В силу статьи 63.1, пункта 16 статьи 65 указанного Федерального закона предусмотрено, что в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме досрочное голосование избирателей, участников референдума на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, до дня голосования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования, то есть проводится досрочное голосование.
Согласно пунктам 2, 10 статьи 61 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
В день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов - при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии (пломбируются) (пункт 3 статьи 64 ФЗ № 67).
Голосование проводится путем внесения избирателем, участником референдума в избирательный бюллетень любого знака в квадрат (квадраты), относящийся (относящиеся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо (на выборах в органы местного самоуправления) к позиции «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»), а в бюллетень для голосования на референдуме или в бюллетень для голосования по одной кандидатуре в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона - любого знака в квадрат, относящийся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор (пункт 7, 8 указанной статьи)
Заполненные бюллетени опускаются избирателями, участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании (пункт 11 статьи 64 ФЗ № 67).
Согласно статье 65 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» помещения, в которых осуществляется досрочное голосование, должны быть оборудованы и оснащены в соответствии с пунктом 2 статьи 61 настоящего Федерального закона. Оборудование помещений для досрочного голосования должно предусматривать возможность присутствия при проведении досрочного голосования всех членов соответствующей комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 64 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Организация досрочного голосования должна обеспечивать тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума, обеспечивать сохранность бюллетеня и учет голоса избирателя, участника референдума при установлении итогов голосования.
Кроме того, постановлением ЦИК России от 24 июля 2020 года № 260/1916-7 утвержден Порядок досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года (далее – Порядок).
Так, согласно пунктам 1.2, 1.3 Порядка могут применяться следующие дополнительные формы организации голосования: досрочное голосование в помещении для голосования (далее - досрочное голосование в помещении); досрочное голосование вне помещения для голосования (далее - досрочное голосование на дому). Досрочное голосование в этих случаях проводится в течение двух дней, предшествующих дню голосования, с 8 до 20 часов по местному времени.
Досрочное голосование проводится с использованием переносных ящиков для голосования, которые нумеруются. При проведении досрочного голосования в помещении по решению комиссии, непосредственно вышестоящей по отношению к участковой комиссии, голосование может проводиться с использованием стационарного ящика для голосования. Для организации голосования в каждой из форм, указанных в пункте 1.2 Порядка, используется отдельный ящик (ящики) для голосования (пункт 1.8 Порядка).
Досрочное голосование в помещении проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 64 Федерального закона № 67-ФЗ, статьей 81 Федерального закона № 20-ФЗ, с учетом особенностей, установленных Порядком (пункт 2.2 Порядка).
Согласно пунктам 6.1, 6.2 Порядка до проведения досрочного голосования в соответствии с Порядком пустые переносные (стационарные) ящики для голосования предъявляются лицам, присутствующим в помещении участковой комиссии, после чего опечатываются (пломбируются).
По истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещаются в отдельный сейф-пакет, который опечатывается с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения. На месте опечатывания ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Сейф-пакет помещается в сейф участковой комиссии либо иное специально приспособленное для хранения документов место и не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей, участников референдума. В отношении каждого сейф-пакета составляется акт, который хранится вместе с сейф-пакетом.
Кроме того, из Разъяснений вопросов обеспечения сохранности бюллетеней при проведении досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, данных 02 сентября 2020 года Центральной избирательной комиссией РФ, следует, что при опечатывании сейф-пакета могут использоваться печати (средства), имеющие свойства, гарантирующие невозможность их снятия без повреждения, в том числе может использоваться клейкая лента, которая является неотъемлемым элементом сейф-пакета. Наличие на месте опечатывания (запечатывания) сейф-пакета подписей двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, а также отсутствие на сейф– пакете повреждений, свидетельствующих о нарушении его целостности, наличие составленного в отношении сейф–пакета акта являются гарантией сохранности находящихся в сейф–пакете бюллетеней.
В целях контроля за целостностью сейф–пакетов, целостностью печатей (в случае их применения) при установлении итогов голосования участковой комиссией перед вскрытием сейф–пакетов наблюдатели, иные лица, указанные в пунктах 1 и 12 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частями 1 и 12 статьи 32 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», вправе осмотреть сейф– пакеты, опечатанные (запечатанные) в предыдущие дни, и составленные в отношении них акты. После осмотра под контролем председателя участковой комиссии сейф– пакетов и (или) актов к ним сейф–пакеты вскрываются в соответствии с Порядком.
С учетом изложенного, действующее законодательство не устанавливает конкретных требований к опечатыванию сейф-пакета, однако по смыслу закона опечатывание сейф-пакета должно производиться способом, исключающим возможность его вскрытия без видимого повреждения. Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы опечатывание сейф-пакета могло производиться и без использования красной ленты (предусмотрена самой конструкцией сейф-пакета), иным способом, исключающим возможность его (сейф-пакета) вскрытия без повреждения средства запечатывания (пломбы, печати и др.).
Согласно пунктам 1, 8, 12, 13 статье 68 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом.
Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, участников референдума, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней.
Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
Пунктами 6.5- 6.11 Порядка также предусмотрено, что подсчет голосов избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно в соответствии с Порядком, в том числе отражение результатов подсчета в протоколе участковой комиссии об итогах голосования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, Федеральным законом № 20-ФЗ с учетом особенностей, установленных Порядком.
При осуществлении непосредственного подсчета голосов избирателей, участников референдума в первую очередь, до начала работы с бюллетенями, содержащимися в переносных ящиках для голосования, производится подсчет бюллетеней, находившихся в сейф-пакетах, использованных при проведении досрочного голосования в соответствии с Порядком. Вскрытию каждого сейф-пакета предшествует проверка неповрежденности печати (средства), исключающего возможность ее (его) снятия без повреждения (сохранности сейф-пакета).
Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, участников референдума, получивших бюллетени, указанного в соответствующем акте, проводится проверка по списку избирателей, участников референдума, письменным заявлениям о голосовании на дому. В случае если после проведенной проверки подтвердится, что число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, участников референдума, получивших бюллетени при проведении голосования с использованием соответствующего ящика для голосования в конкретный день досрочного голосования, указанного в соответствующем акте, все бюллетени по соответствующим выборам, референдуму, находившиеся в данном сейф-пакете, решением участковой комиссии признаются недействительными, что указывается в соответствующем, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
Согласно пункту 1.2 статьи 77 ФЗ № 67 суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае, в том числе в случае нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при проведении голосования и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлениях от 15 января 2002 года № 1-П, от 22 апреля 2013 года № 8-П, согласно которой при рассмотрении соответствующих обращений суды обязаны исходить из того, что результаты выборов призваны адекватно отражать действительную волю избирателей, а их отмена возможна лишь в случаях, когда не были обеспечены необходимые условия организации и проведения выборов, существенно влияющие на свободное волеизъявление избирателей. Судебная защита избирательных прав не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории. Данный вывод имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Кроме того, как разъяснено в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 31 марта 2011 года «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов являются нарушения, перечисленные в статье 77 ФЗ № 67 при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при проведении голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом. Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.
Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
Костромин С.В., ссылаясь на допущенные, по его мнению, нарушения при проведении голосования, таких доказательств вопреки требованиям статьи 62 КАС РФ не представил; из материалов дела они также не усматриваются.
Запечатывание применяемых в ходе выборов 13 сентября 2020 года сейф–пакетов (с учетом из конструкции) должно было осуществляться следующим образом: лента серебристого цвета отрывается, после чего сейф-лента (встроенная лента красного цвета) прижимается к прорези сейф - пакета, которая при попытке ее отклеить оставляет видимый след в виде сигнальной надписи о несанкционированном вскрытии.
Вместе с тем из материалов дела следует и не оспаривается стороной ответчика, что на сейф–пакетах, в которые были помещены бюллетени с дней досрочного голосования 11 и 12 сентября 2020 года, лента красного цвета (сейф-лента) не применялась (она была удалена вместе с лентой серебристого цвета), на место отрыва красной ленты была приложена верхняя часть сейф –пакета, на месте склейки поставлены подписи членов комиссии и наблюдателей и печать участковой избирательной комиссии № 128, дополнительно место склеивания проклеено скотчем.
Кроме того, из имеющейся в материалах дела видеозаписи, пояснений представителя Участковой избирательной комиссии № 128 ФИО15, показаний свидетелей ФИО10 (сотрудник полиции, дежуривший на избирательном участке 11 сентября (сутки – до утра 12 сентября) и 13 сентября 2020 года), ФИО11 (секретарь участковой избирательной комиссии), следует, что из ящиков для голосования бюллетени помещались в присутствии наблюдателей, в том числе со стороны истца - ФИО19, ФИО20, в сейф–пакеты. В металлический сейф сейф-пакеты были помещены без участия наблюдателей в присутствии членов комиссии (в том числе секретаря). Сейф был опечатан специальной пломбой, при попытке вскрытия которой появляется надпись «вскрыто». Утром 12 и 13 сентября 2020 года сейф вскрывался в присутствии членов комиссии, без участия наблюдателей, пломба на сейфе повреждена не была. 13 сентября 2020 года после 20 часов 00 мин. сейф-пакеты после проверки их целостности были вскрыты в присутствии членов комиссии с правом решающего голоса, наблюдателей. Каких- либо замечаний, жалоб по опечатыванию сейф-пакетов и на нарушение их целостности не поступало. Количество бюллетеней в сейф- пакетах совпало с количеством бюллетеней, указанным в актах о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф–пакета, и количеством бюллетеней, выданном избирателям.
Таким образом, каких- либо нарушений порядка голосования 11 и 12 сентября 2020 года на избирательном участке № 128, а также нарушений порядка подсчета голосов, в том числе факта «вброса», подмены бюллетеней, зафиксировано не было, жалоб со стороны наблюдателей и членов комиссии не поступало; сейф–пакеты были опечатаны без применения специальной красной ленты способом, предусмотренным действующим законодательством, также исключающим возможность его вскрытия без видимого повреждения; при этом сейф-пакеты признаков несанкционированного вскрытия при подсчете голосов не имели; при составлении протокола Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 128 особого мнения кого-либо из членов комиссии, наблюдателей также не поступало.
С учетом изложенного, судебная коллегия, исходя из принципа недопустимости отмены итогов голосования (результатов выборов) только по формальным основаниям, из правовых позиций Конституционного Суда РФ, приведенных выше, находит выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований правильными, поскольку, несмотря на допущенные отступления от порядка опечатывания сейф–пакетов, предусмотренного самим сейф-пакетом, сомнений в достоверности бюллетеней с дней досрочного голосования 11 и 12 сентября 2020 года, находившихся в этих сейф–пакетах, не имеется, условий невозможности установления действительной воли избирателей не создано, искажения волеизъявления избирателей не допущено (доказательств иного не представлено) и оснований ставить ее под сомнение не выявлено.
В связи с чем, доводы жалобы о том, что основанием для отказа в удовлетворении иска явилось отсутствие жалоб во время самих выборов, несостоятельны. Отсутствие жалоб в период проведения голосования расценено судом как одно из доказательств соблюдения всех предусмотренных законом процедур при проведении голосования и достоверности бюллетеней с дней досрочного голосования 11 и 12 сентября 2020 года, находившихся в этих сейф– пакетах, а основанием для отказа в иске явилось то, что указанные Костроминым С.В. нарушения к искажению воли избирателей не привели.
Ссылка истца на то, что количество избирателей, голосовавших на дому, превысило количество избирателей, голосовавших на избирательном участке, также не свидетельствует о наличии обстоятельств, повлиявших на свободное волеизъявление избирателей.
Так, из актов о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф–пакета, протокола № 1 участковой избирательной комиссии №128 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 25 следует, что 11 сентября 2020 года на дому проголосовало 62 избирателя, на избирательном участке – 49 избирателей, 12 сентября 2020 года - 63 избирателя на дому, на избирательном участке – 61 избиратель, 13 сентября 2020 года - 48 избирателей на дому, 158 – на участке, общее число избирателей проголосовавших на дому за три дня -173 (в протоколе №1 строка «число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках» заполнена неверно: в ней указано 283 избирателя, вместо подлежащих указанию 173 избирателей). При этом из пояснений ФИО15 данное обстоятельство вызвано тем, что на данном участке много избирателей преклонного возраста.
Довод истца о том, что времени, затраченного для голосования на дому, было недостаточно для обхода 283 человек, несостоятелен, поскольку их количество фактически составляет 173 человека, а кроме того, данный довод является голословным и опровергается фактическими обстоятельствами дела.
Также судебная коллегия учитывает, что ФЗ № 67 и Порядок устанавливают возможность признания бюллетеней недействительными только в случае, если число бюллетеней, обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, получивших бюллетени при проведении голосования в конкретный день досрочного голосования, указанного в соответствующем акте. Таких фактов зафиксировано не было. Напротив, из материалов дела (актов о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета) следует, что число бюллетеней, находившихся 11 и 12 сентября 2020 года в ящиках для голосования и в сейф-пакетах, соответствовало числу бюллетеней, выданных избирателям.
Доводы жалобы о том, что сейф-пакеты были запечатаны обыкновенным скотчем, который легко снимался, не повреждая сейф-пакет, опровергаются материалами дела и направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется.
Так, на сейф-пакетах в которые были помещены бюллетени с дней досрочного голосования 11 и 12 сентября 2020 года, лента красного цвета не применялась (она была удалена вместе с лентой серебристого цвета), на место отрыва красной ленты была приложена верхняя часть сейф –пакета, на месте (верхней и нижней частей сейф- пакета) поставлены подписи членов комиссии, наблюдателей и печать Участковой избирательной комиссии № 128, дополнительно место склеивания проклеено скотчем. Указанный способ запечатывания сейф-пакета согласуется с нормами Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденного постановлением ЦИК России от 24 июля 2020 года № 260/1916-7, и Разъяснениями вопросов обеспечения сохранности бюллетеней при проведении досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, а также исключал возможность его вскрытия без видимого повреждения. Кроме того, сейф-пакеты хранились в опечатанном сейфе, а при вскрытии сейф–пакетов целостность их нарушена не была, каких–либо замечаний, жалоб при проведении голосования и подсчете голосов, в том числе при опечатывании и вскрытий сейф-пакетов, не поступало, что подтверждается решением Участковой избирательной комиссии № 128 от 13 сентября 2020 года № 22/1.
По указанным мотивам не принимаются во внимание и доводы жалобы о том, что в сейф при наблюдателях и членах комиссии сейф–пакеты не помещались, время опечатывания сейфа неизвестно.
Ссылка Костромина С.В. на то, что суд не исследовал сами спорные сейф-пакеты, местонахождение которых неизвестно, а также вопрос о количестве сейф-пакетов, переданных в участковую избирательную комиссию, на правильность выводов суда не влияет. Так, обстоятельства, касающиеся порядка помещения бюллетеней из ящиков для голосования в сейф-пакеты, их запечатывания, хранения, достоверно установлены из имеющейся в деле видеозаписи, пояснений сторон и показаний свидетелей, в связи чем необходимости исследования самих сейф-пакетов не имелось. Количество сейф-пакетов, переданных в участковую избирательную комиссию, исходя из обоснования поданного иска, юридически значимым обстоятельством не является.
Доводы жалобы о том, что судом не выяснялись причины наличия 5 использованных пломб для опечатывания сейфа, вместо необходимых 2 пломб, несостоятельны, поскольку председатель Участковой избирательной комиссии № 128 ФИО15 в судебном заседании пояснила, что сейф опечатывался с 08 по 12 сентября 2020 года включительно, что согласуется с режимом работы участковых избирательных комиссий, утвержденным постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 19 августа 2020 года № 174/1467-6, согласно которому участковые избирательные комиссии должны приступить к работе с 01 сентября 2020 года (по выборам депутатов Законодательного Собрания Челябинской области).
Доводы Костромина С.В. о том, что к показаниям свидетелей ФИО10 и ФИО11 следует отнестись критически поскольку показания первого в части обстоятельств помещения сейф–пакетов в сейф опровергаются показаниями председателя участковой избирательной комиссии, а второй свидетель является коллегой председателя участковой избирательной комиссии, во внимание не принимаются, поскольку показания свидетелей получены после их предупреждения об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом РФ, за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Оснований не доверять показаниям свидетелей по мотивам, указанным истцом, не имеется. Показания свидетелей получили оценку суда в совокупности с иными материалами дела в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия автора апелляционной жалобы с произведенной судом оценкой обстоятельств дела. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 07 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Костромина Сергея Владимировича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи