ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3165/20 от 10.12.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 33а-7842/2020

№2а-3165/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 10 декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей областного суда Трифоновой О.М., Дорохиной Т.С.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Симоновой Е.А. к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - ТУ Росимущества в Оренбургской области) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, возложении обязанности заключить договор купли - продажи земельного участка

по апелляционной жалобе Симоновой Е.А.

на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 09 сентября 2020 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Трифоновой О.М., пояснения представителя административного истца Градской Н.Н., поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Симонова Е.А. обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указав, что является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым по адресу: (адрес). Названный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, предоставлен ей в безвозмездное пользование ФКУ «Центр инженерно-технического обеспечения» УФСИН России по Оренбургской области. 24 апреля 2020 года она обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. 12 мая 2020 года в предоставлении спорного земельного участка в собственность без проведения торгов ей ответчиком отказано. Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной собственности, имеет исключительное право на приобретение этого земельного участка в собственность, административный истец просит суд:

признать отказ в предоставлении земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: (адрес), в собственность без проведения торгов незаконным;

обязать ТУ Росимущества в Оренбургской области заключить с ней договор купли - продажи названного земельного участка.

В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Симонова Е.А., ее представитель Градская Н.Н., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержали, ссылаясь на то, собственник недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке, обладает исключительным правом на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов.

Представитель административного ответчика ТУ Росимущества в Оренбургской области Хабибуллин Р.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражал, пояснил, что спорный земельный участок с кадастровым находящийся в государственной собственности, предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФКУ «Центр инженерно-технического обеспечения» УФСИН России по Оренбургской области в марте 2014 года. Названное учреждение не вправе было распоряжаться данным земельным участком, в том числе предоставлять его в безвозмездное пользование.

Представитель заинтересованного лица ФКУ «Центр инженерно-технического обеспечения» УФСИН России по Оренбургской области Клевцова А.Х., действующая на основании доверенности, пояснила, что спорный земельный участок был сформирован путем раздела земельного участка с кадастровым , предоставленного ФКУ «Центр инженерно-технического обеспечения» УФСИН России по Оренбургской области на основании постановления главы г. Оренбурга от 18 июля 2006 года на условиях договора аренды, а после внесения изменений в данное постановление – в постоянное (бессрочное) пользование. 20 марта 2015 года земельный участок с кадастровым был предоставлен в безвозмездное пользование Симоновой Е.А. на основании договора без согласования с ФСИН России и ТУ Росимущества в Оренбургской области.

Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 09 сентября 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Симоновой Е.А. отказано.

В апелляционной жалобе Симонова Е.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Административный истец Симонова Е.А., представитель административного ответчика ТУ Росимущества в Оренбургской области, представитель заинтересованного лица ФКУ «Центр инженерно-технического обеспечения» УФСИН России по Оренбургской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Предметом настоящего спора является земельный участок с кадастровым , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – размещение одноэтажного жилого дома с кадастровым , местоположением: (адрес).

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что названный земельный участок в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона №137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» является собственностью Российской Федерации, о чем в ЕРГН (дата) внесены соответствующие сведения, с (дата) предоставлен в установленном законом порядке ФКУ «Центр инженерно-технического обеспечения» УФСИН России по Оренбургской области на праве постоянного (бессрочного) пользования.

(дата) 2015 года ФКУ «Центр инженерно-технического обеспечения» УФСИН России по Оренбургской области без согласования с ФСИН России и ТУ Росимущества в Оренбургской области предоставило указанный участок в безвозмездное пользование административному истцу Симоновой Е.А., заключив с ней договор , сроком действия с (дата).

Согласно указанному договору ссудополучатель Симонова Е.А. имеет право возводить на предоставляемом ей участке жилое строение. Зданий, строений, сооружений на земельном участке на дату заключения договора не имеется.

Дополнительное соглашение к этому договору от (дата) предусматривает возобновление договора на новый срок на тех же условиях, в случае если ссудополучатель продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока, указанного в пункте 4.1 договора, при отсутствии возражений со стороны ссудодателя.

При этом из договора безвозмездного пользования земельным участком от (дата) и дополнительного соглашения к нему не следует, что земельный участок Симоновой Е.А. предоставляется ФКУ «Центр инженерно-технического обеспечения» УФСИН России по Оренбургской области в качестве служебного надела. В качестве основания заключения договора указаны Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации.

(дата) 2015 года Управлением градостроительства и архитектуры департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга Симоновой Е.А. выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым , местоположением: (адрес).

С (дата) 2015 года Симонова Е.А. является собственником жилого дома с кадастровым , расположенного на земельном участке с кадастровым по адресу: (адрес). Основание возникновения права собственности – договор безвозмездного пользования земельным участком от (дата) 2015 года (л. д. ). Год завершения строительства дома – 2015.

24 апреля 2020 года Симонова Е.А. обратилась в ТУ Росимущества в Оренбургской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым в собственность без проведения торгов.

Рассмотрев данное заявление, ТУ Росимущества в Оренбургской области 12 мая 2020 года принято решение об отказе Симоновой Е.А. в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым на основании пункта 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

С решением административного ответчика от 12 мая 2020 года об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов Симонова Е.А. не согласилась, в связи с чем, обратилась в суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка в собственность, при этом исходил из того, что требуемый Симоновой Е.А. земельный участок находится в государственной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФКУ «Центр инженерно-технического обеспечения» УФСИН России по Оренбургской области, а потому в силу действующего законодательства не может быть ей предоставлен в собственность без проведения торгов.

Также суд в обоснование своего вывода указал на отсутствие доказательств, подтверждающих предоставление ФКУ «Центр инженерно-технического обеспечения» УФСИН России по Оренбургской области Симоновой Е.А. спорного земельного участка в безвозмездное пользование в качестве служебного надела, и на то, что собственник земельного участка свое согласие на возведение объекта недвижимости на земельном участке не давал.

В апелляционной жалобе Симонова Е.А. повторно приводит доводы о незаконности отказа административного ответчика от 12 мая 2020 года в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов. В обоснование указанных доводов ссылается на то, что право собственности на жилой дом, возведенный на земельном участке с кадастровым за счет собственных средств административного истца, не оспорено, договор безвозмездного пользования земельным участком от (дата) 2015 года до настоящего времени сторонами не расторгнут, недействительным не признан; ФКУ «Центр инженерно-технического обеспечения» УФСИН России по Оренбургской области какого - либо интереса в пользовании спорным земельным участком не имеет. Кроме того, право собственности на жилой дом у Симоновой Е.А. возникло ранее, чем зарегистрировано право собственности на земельный участок под этим домом за Российской Федерацией, а согласием собственника земельного участка на возведение на этом участке жилого строения является разрешение Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга на строительство, выданное Симоновой Е.А.

Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Нормами действующего законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Собственники зданий, строений и сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут приобрести такие земельные участки в собственность или в аренду.

Порядок и особенности приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, до 01 марта 2015 года регулировались статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в настоящее время – статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Данными нормами закреплено исключительное право собственников указанных объектов недвижимости на приобретение публичного земельного участка, занятого объектом недвижимости, в собственность либо в аренду в соответствии с процедурой, установленной этим же Кодексом.

Исключительность указанного права означает, что никто кроме собственника здания, строения, сооружения не вправе приватизировать или приобрести в аренду земельный участок, занятый этим объектов и необходимый для его использования.

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав.

Из материалов дела следует, что (дата) 2003 года Управление исполнения наказаний по Оренбургской области обратилось в администрацию г. Оренбурга с заявлением о предоставлении земельных участков в (адрес) в количестве 20 штук для сотрудников подразделений Уголовно – исполнительной системы МЮ РФ по Оренбургской области без конкурсной основы как военнослужащим (л. д. ).

Распоряжением главы г. Оренбурга от (дата) 2004 года утвержден акт от (дата) 2004 года выбора земельного участка для строительства индивидуальных жилых домов в (адрес) для ЦИТО УИН МЮ РФ по Оренбургской области (л. д. ).

(дата) 2004 года Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации г. Оренбурга утверждено архитектурно – планировочное задание на разработку проекта 20 индивидуальных жилых домов в (адрес) (л. д. ).

Постановлением главы г. Оренбурга от (дата) 2006 года утверждены границы и сформирован земельный участок площадью *** кв. метров в (адрес) для предоставления в аренду и разрешении строительства застройки жилого квартала ФГУ «ЦИТО УФСИН России по Оренбургской области» (л. д. ).

Постановлением главы г. Оренбурга от (дата) 2011 года в вышеназванное постановление внесены изменения в части предоставления указанного земельного участка ФГУ «ЦИТО УФСИН России по Оренбургской области» не в аренду, а в постоянное (бессрочное) пользование (л. д. ).

(дата) 2012 года Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга вынесено распоряжение об образовании земельного участка площадью *** кв. метров из земель, находящихся в государственной собственности, на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, утвержденной главным архитектором г. Оренбурга (дата) 2012 года, с местоположением: (адрес), разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки, строительство индивидуальных жилых домов, категория земель: земли населенных пунктов (л. д. ).

Распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от (дата) 2014 года земельный участок с кадастровым в (адрес) разделен на 20 земельных участков, в числе которых земельный участок с кадастровым площадью *** кв. метров с местоположением: (адрес), разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, индивидуальное жилищное строительство, категория земель: земли населенных пунктов (л. д. ).

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФКУ «ЦИТО» УФСИН по Оренбургской области с (дата) 2014 года, в собственности Российской Федерации с (дата) 2016 года (л. д.

На основании статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: 1) которые признаны таковыми федеральными законами, 2) право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и 3) которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

До 01 июля 2006 разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 года №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (далее - Федеральный закон № 101-ФЗ).

Федеральным законом от 17 апреля 2006 года №53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» изменен порядок разграничения государственной собственности на землю.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ), в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Изданные Правительством Российской Федерации до (дата) 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки (пункт 5 указанной статьи).

На дату предоставления администрацией г. Оренбурга земельного массива в аренду ((дата) 2006 года) для размещения домов малоэтажной жилой застройки, индивидуального жилищного строительства, а затем в постоянное бессрочное пользование ((дата) 2011 года) для тех же целей, ФКУ «ЦИТО» УФСИН по Оренбургской области не являлось федеральным казенным предприятием, государственным унитарным предприятием или некоммерческой организацией, созданной федеральными органами государственной власти, спорный земельный участок не был занят зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, в связи с чем, по состоянию на указанные даты не относился к федеральной собственности по пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В силу части 1 статьи 3.3 названного Федерального закона распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Таким образом, орган местного самоуправления городского поселения в силу закона вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского поселения, до даты разграничения федеральной собственности.

Материалами дела подтверждается, что до даты регистрации федеральной собственности на земельный участок с кадастровым ((дата) 2016 года) Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга (дата) 2015 года Симоновой Е.А. было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома площадью застройки *** кв. метров на указанном земельном участке (л. д. ).

Строительство жилого дома Симоновой Е.А. было окончено и за ней (дата) 2015 года зарегистрировано право собственности на жилой дом с кадастровым , расположенный по адресу: (адрес)

Разрешенным использованием земельного участка с кадастровым является размещение индивидуального жилого дома с кадастровым

На дату рассмотрения административным ответчиком заявления Симоновой Е.А. о предоставлении земельного участка с кадастровым в собственность без проведения торгов разрешение на строительство, выданное органом местного самоуправления, а также право собственности Симоновой Е.А. на жилой дом не были признаны недействительными (отсутствующими), принадлежащий заявителю жилой дом не был признан в установленном порядке самовольной постройкой.

При таких обстоятельствах у административного ответчика не имелось оснований для отказа в предоставлении Симоновой Е.А., как собственнику жилого дома, в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым по тому основанию, что указанный земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФКУ ЦИТО УФСИН России по Оренбургской области. С учетом вышеприведенных норм закона право Симоновой Е.А., как собственника жилого дома, на приватизацию земельного участка, на котором расположен принадлежащий ей объект недвижимости, и необходимого для его использования, является первоочередным для реализации по отношению к праву постоянного (бессрочного) пользования ФКУ ЦИТО УФСИН России по Оренбургской области.

Данная правовая позиция отражена в пункте 31 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации №3 за 2018 год.

Других оснований для отказа Симоновой Е.А. в предоставлении земельного участка административный ответчик в ответе от 12 мая 2020 года не указал.

Вместе с тем, Симонова Е.А., как собственник жилого дома, вправе приобрести из федеральной собственности земельный участок, на котором размещен принадлежащий ей объект недвижимости и необходимый для его использования.

Из материалов дела следует, что площадь жилого дома составляет *** кв. метров, площадь земельного участка с кадастровым *** кв. метров.

Вопрос о том, какой площади земельный участок необходим Симоновой Е.А. для размещения принадлежащего ей жилого дома и его использования, а также может ли земельный участок быть разделен, уполномоченным органом при рассмотрении обращения административного истца не разрешался.

Суд полномочием по разрешению заявления Симоновой Е.А. о предоставлении ей земельного участка в собственность без проведения торгов в определенной площади не наделен.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене, административные исковые требования Симоновой Е.А. надлежит удовлетворить частично, признав незаконным решение административного ответчика от 12 мая 2020 года об отказе в предоставлении земельного участка и обязать ТУ Росимущества в Оренбургской области повторно рассмотреть заявление Симоновой Е.А. о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Оснований для возложения на административного ответчика обязанности заключить с административным истцом договор купли – продажи земельного участка с кадастровым на дату рассмотрения настоящего дела судебная коллегия не усматривает, поскольку уполномоченным органом по заявлению Симоновой Е.А. не разрешался вопрос о том, какой площади земельный участок необходим для размещения принадлежащего ей жилого дома и его эксплуатации.

Нарушение права истца в данном случае подлежит устранению путем повторного рассмотрения уполномоченным органом заявления о предоставлении земельного участка.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 09 сентября 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Симоновой Е.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области от 12 мая 2020 года об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности.

Обязать Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области рассмотреть заявление Симоновой Е.А. о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, повторно.

Председательствующий

Судьи