ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3174/19 от 03.03.2020 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Волкова Т.В.

Дело № 2а-3174/2019

№ 33а-292/2020

город Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего Лобыкина С.Н.,

судей Адаркина И.А., Кречетова А.А.,

при секретаре Родионовой Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Правительству Магаданской области о признании действий незаконными

по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3, на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 3 декабря 2019 года.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Адаркина И.А., пояснения представителя истцов ФИО4, представителя ответчика ФИО5 судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда

у с т а н о в и л а :

ФИО1, ФИО2, ФИО3, действуя через представителя ФИО4, обратились в Магаданский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Магаданской области о признании действий незаконными, указав в обоснование, что являются собственниками помещений, расположенных в <адрес>. Данный дом 1971 года постройки, с момента его постройки капитальный ремонт не проводился.

Квартиры административных истцов расположены на пятом этаже данного дома. На протяжении длительного времени имеют место заливы жилых помещений истцов и других квартир в доме.

Согласно ответу созданного в указанном доме ТСЖ «Согласие» от 21 мая 2019 года капитальный ремонт многоквартирного дома был запланирован на февраль 2018 года.

На обращение ТСЖ «Согласие» НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» 27 февраля 2018 года сообщил, что капитальный ремонт запланирован на 2022 год.

Однако решение о переносе срока капитального ремонта общего имущества <адрес> на более поздний срок собственниками помещений не принималось и не рассматривалось. В 2019 году заливы жилых помещений продолжились.

Согласно ответу прокуратуры Магаданской области от 25 апреля 2018 года срок проведения капитального ремонта дома перенесен на более поздний срок постановлением Правительства Магаданской области от 28 июня 2017 года № 605-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Магаданской области от 29 мая 2014 года № 455-пп» (далее - постановлением Правительства № 605-пп от 28 июня 2017 года).

Просили признать незаконными действия Правительства Магаданской области, выразившиеся в переносе сроков проведения капитального ремонта дома <адрес> с 2018 на 2022 год постановлением № 605-пп от 28 июня 2017 года.

Определением Магаданского городского суда от 6 ноября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области.

Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 3 декабря 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с постановленным судом решением, истцы по делу, действуя через представителя, подали апелляционную жалобу, в которой ставят вопрос о его отмене и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы указывают на несоответствие обстоятельствам дела вывода суда о недоказанности нарушения прав и законных интересов административных истцов действиями административного ответчика.

Считают, что, несмотря на изменение ответчиком постановлением от 3 августа 2018 года № 527-пп периода проведения капитального ремонта дома <адрес> вновь на 2018 год, ремонт в 2018 году, не произведен, как не произведен и до настоящего времени.

Полагают, что принимая решение о проведении капитального ремонта кровли дома <адрес> в 2018 году административный ответчик знал о том, что региональный оператор с момента принятия данного постановления, а именно с 3 августа 2018 года, не сможет исполнить требования действующего законодательства и обеспечить выполнение капитального ремонта дома в 2018 году.

По мнению автора жалобы, имеются все условия, предусмотренные статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания незаконными действий административного ответчика, выразившихся в переносе сроков проведения капитального ремонта дома <адрес> с 2018 на 2022 год постановлением Правительства Магаданской области от 28 июня 2017 год № 605-пп.

В возражениях на апелляционную жалобу Правительство Магаданской области полагает ее не подлежащей удовлетворению, также указывает на пропуск при подаче иска по настоящему делу срока обращения в суд.

Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела по жалобе не ходатайствовали.

На основании положений статьи 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со статьей 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, заслушав представителя административных истцов, представителя ответчика, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что многоквартирный дом <адрес>, собственниками квартир в котором являются истцы, был признан требующим капитального ремонта общего имущества в части капитального ремонта крыши в более ранние сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой. Данный дом включен в краткосрочный план реализации региональной программы «Капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Магаданской области» на период по 2044 год» на 2018-2020 годы, подлежит капитальному ремонту крыши в 2018 году.

Постановлением Правительства Магаданской области от 29 мая 2014 года утверждена региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Магаданской области» на период по 2044 год.

<адрес> включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту и подлежащих ремонту в 2018 год.

Постановлением Правительства Магаданской области от 28 июня 2017 года № 605-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Магаданской области от 29 мая 2014 года № 455-пп» изменен период проведения капитального ремонта указанного многоквартирного дома с 2018 на 2022 год.

При этом обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, для внесения изменений в региональную программу в отношении дома <адрес>, судом не установлено.Общим собранием собственников помещений в указанном многоквартирном доме решение о переносе срока капитального ремонта на более поздний срок не принималось.

При таком положении суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для изменения периода проведения капитального ремонта кровли в доме <адрес> не имелось.

Вместе с тем, при рассмотрении дела судом первой инстанции ответчиком по делу заявлено о пропуске истцами срока обращения в суд, однако какой-либо оценки в обжалуемом решении данное обстоятельство не получило.

При этом согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), если указанным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В целях уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, суд назначает предварительное судебное заседание, в котором выясняет причины пропуска административным истцом установленного законом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу (пункт 1 части 1, часть 5 статьи 139 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 62 постановление губернатора Магаданской области от 25.12.2013 № 183-п «О регламенте Правительства Магаданской области» официальным опубликованием актов Правительства Магаданской области и губернатора Магаданской области считается первая публикация его полного текста в областной газете «Магаданская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Официальным опубликованием актов исполнительных органов государственной власти Магаданской области считается первая публикация его полного текста в сетевом издании областного государственного автономного учреждения «Издательский дом «Магаданская правда» (https://magadanpravda.ru/).

Из материалов административного дела усматривается, что с требованием о признании незаконными действий Правительства Магаданской области, выразившихся в переносе сроков проведения капитального ремонта дома <адрес> с 2018 на 2022 год постановлением № 605-пп от 28 июня 2017 года, ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в Магаданский городской суд лишь 14 октября 2019 года (по истечении более двух лет с момента его издания).

Постановление № 605-пп от 28 июня 2017 года (вместе с «Перечнем многоквартирных домов, расположенных на территории Магаданской области») опубликовано в официальном издании Приложении к газете «Магаданская правда», № 46(20698), 10 июня 2014 года.

Таким образом, после официального опубликования постановления № 605-пп от 28 июня 2017 года оно было доведено до сведения неопределенного круга лиц и любое заинтересованное лицо имело возможность ознакомиться с ним, никаких обстоятельств, затрудняющих получение информации о нем и оспаривание его в судебном порядке, не имелось.

КАС РФ допускает восстановление пропущенного срока на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании незаконных решений, если срок пропущен вследствие несвоевременного рассмотрения или нерассмотрения жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом или по иной уважительной причине (части 6, 7 статьи 219 КАС РФ). Названные обстоятельства в административном исковом заявлении не приведены.

Доводы, приводимые представителем о том, что истцы узнали о нарушении своих прав в связи с изданием постановления № 605-пп от 28 июня 2017 года после получения ответа ТСЖ «Согласие» ФИО1 и ФИО3 29 мая 2019 года, а ФИО6 3 июня 2019 года, не свидетельствуют об уважительности причин пропуска установленного законом срока обращения в суд.

С учетом изложенного, поскольку обжалуемые по настоящему делу действия ответчика непосредственно связаны с изданием постановления № 605-пп от 28 июня 2017 года, истцами без уважительной причины пропущен срок обращения в суд, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Вместе с тем, неустановление судом первой инстанции пропуска срока обращения в суд не привело к принятию неправильного по существу решения, которое в соответствии с частью 5 статьи 310 КАС РФ не может быть отменено по формальным основаниям.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда

о п р е д е л и л а :

решение Магаданского городского суда Магаданской области от 3 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи