Судья Идрисова М.А.
УИД 16RS0046-01-2022-006011-82
в суде первой инстанции дело № 2а-3181/2022
в суде апелляционной инстанции дело № 33а-13520/2022
Учет №012а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 сентября 2022 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Сибгатуллиной Л.И.,
судей Шарифуллина В.Р., Давлетшиной А.Ф.,
с участием прокурора Галимова Б.Р.,
при секретаре судебного заседания Вандер Ю.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шарифуллина В.Р. дело по апелляционной жалобе представителя Красноярцева Дениса Александровича – Кабирова Рушана Рафисовича на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 29 июня 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Красноярцева Дениса Александровича к исполнительному комитету муниципального образования города Казани, руководителю исполнительного комитета муниципального образования города Казани Калинкину Д.Г. о признании недействующим пункта 2.5.4 «Правил пользования муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани, и размещения на них транспортных средств», утвержденных Постановлением исполнительного комитета от 30 декабря 2014 года №7660 «О создании муниципальных парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани» в редакции Постановления исполнительного комитета г. Казани от 22 июня 2018 года №3657 как противоречащего федеральному законодательству, содержащего правовую неопределенность, принятого за пределами полномочий исполнительного комитета г. Казани, отказать.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного ответчика - исполнительного комитета муниципального образования города Казани Трашковой Л.Р., представителя заинтересованного лица - муниципального казенного учреждения «Комитет по транспорту» Зарифянова А.М., высказавшихся против доводов апелляционной жалобы и полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу – подлежащей оставлению без удовлетворения, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Республики Татарстан – Галимова Б.Р., полагавшего административный иск подлежащим частичному удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Красноярцев Д.А. обратился в суд с административным иском к исполнительному комитету муниципального образования города Казани и руководителю исполнительного комитета муниципального образования города Казани Калинкину Д.Г. об оспаривании нормативно-правового акта муниципального органа.
В обосновании требований указано, что в соответствии Постановлением исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30 декабря 2014 года № 7660 «О создании муниципальных парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани» в редакции Постановления исполнительного комитета г. Казани от 22 июня 2018 года № 3657 были изданы «Правила пользования муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани, и размещения на них транспортных средств» (далее – Правила пользования муниципальными парковками).
Данный нормативный правовой акт официально опубликован 30 декабря 2014 года, в редакции Постановления исполнительного комитета г. Казани от 22 июня 2018 года № 3657 опубликован 22 июня 2018 года на портале муниципальных правовых актов по в сети Интернет.
Согласно пункта 2.5.4 данных Правил пользования муниципальными парковками, на муниципальных парковках запрещается оставлять транспортное средство с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, без государственных регистрационных знаков, а равно без установленных на предусмотренных для этого местах транспортного средства государственных регистрационных знаков, а также с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию.
Административный истец указал, что закрепленный в пункте 2.5.4 Правил пользования муниципальными парковками императивный запрет повлек нарушение его прав, свобод и законных интересов, ограничил конституционное право Красноярцева Д.А. на свободное передвижение, право на владение и распоряжение автомобилем.
В обоснование указанного довода административный истец привел те обстоятельства, что 14 января 2022 года, примерно в 13 часов 00 минут, по адресу: на общедоступной парковке административный истец припарковал свой автомобиль с государственным регистрационным знаком ..... Государственные регистрационные знаки с автомобиля были им сняты, так как административный истец опасался их кражи, а парковка была оплачена.
Административный истец не смог воспользоваться своим автомобилем, так как оказалось заблокированным левое переднее колесо его автомобиля. Блокиратор колеса был снят 14 января 2022 года в 19 часов 30 минут.
Кроме того, Красноярцев Д.А. постановлением административной комиссии Вахитовского, Приволжского и Советского районов города Казани № 85100002220311007480 от 11 марта 2022 года был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.2.6 КоАП Республики Татарстан и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей, поскольку допустил нарушение п. 2.5.4 Правил пользования муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани и размещения на них транспортных средств, разместив свой автомобиль на муниципальной парковке без регистрационных знаков.
Также административный истец посчитал, что оспариваемый муниципальный нормативный акт противоречит федеральному законодательству, поскольку устанавливает запреты, не предусмотренные законодательством, принят за пределами компетенции административного ответчика, на его основании административный истец привлечен к ответственности.
В связи с изложенным Красноярцев Д.А. просил признать недействующим пункт 2.5.4 Правил пользования муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани, и размещения на них транспортных средств, утвержденных Постановлением исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30 декабря 2014 года № 7660 «О создании муниципальных парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани», в редакции Постановления исполнительного комитета г. Казани от 22 июня 2018 года № 3657.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены руководитель исполнительного комитета муниципального образования города Казани - Гафаров Р.Г., Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, административная комиссия г. Казани, муниципальное казенное учреждение «Комитет по транспорту», Управление административной технической инспекции.
6 сентября 2022 года судом принято решение об отказе в удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.
Представитель Красноярцева Д.А. – Кабиров Р.Р. подал апелляционную жалобу на решение суда от 6 сентября 2022 года, в которой поставлен вопрос о его отмене по мотиву незаконности и необоснованности. По мнению заявителя апелляционной жалобы, решение суда принято при неправильном применении норм материального права. Указывается, что правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», который устанавливает, что в ведении Российской Федерации находится формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения (статья 6 названного Федерального закона). В соответствии с пунктом 4 статьи 22 названного Федерального закона единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Порядок размещения транспортных средств, в том числе остановки и стоянки, также движения в жилых зонах (включая дворовые территории) регламентирован разделами 12 и 17 Правил дорожного движения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090. Таким образом, вопросы, связанные с размещением транспортных средств, с остановкой и стоянкой транспортных средств, урегулированы на федеральном уровне федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочий у регионального законодателя и муниципальных органов по изменению установленного порядка, а также и по его регулированию, не имеется. По мнению заявителя апелляционной жалобы суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки тому, что пункт 2.5.4 обжалуемых Правил противоречит федеральному законодательству, вводит запреты для автомобилистов, которые не предусмотрены федеральным законодательством, а также приняты исполнительным комитетом муниципального образования города Казани за пределами своих полномочий.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Административный истец Красноярцев Д.А., административный ответчик руководитель исполнительного комитета муниципального образования города Казани Калинкин Д.Г., заинтересованные лица руководитель исполнительного комитета муниципального образования города Казани Гафаров Р.Г., в суд не явились.
Заинтересованные лица Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, административная комиссия г. Казани, Управление административной технической инспекции своих представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит частичной отмене.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов (устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу части 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Конституции РФ, положениями статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» законы или иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Из материалов дела следует, что Постановление исполкома муниципального образования г. Казани № 7660 «О создании муниципальных парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани» было принято 30 декабря 2014 года и официально опубликовано 22 января 2015 года в издании «Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани», № 2 (283).
Постановление исполкома муниципального образования г. Казани от 22 июня 2018 года № 3657 «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г. Казани от 30 декабря 2014 года № 7660» опубликовано 16 августа 2018 года в издании «Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани», №31 (463).
Постановление принято в целях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Татарстан от 3 августа 2009 года № 43-ЗРТ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Республики Татарстан», создания и обеспечения функционирования единого парковочного пространства на территории г. Казани, повышения безопасности дорожного движения, в соответствии с Постановлением исполнительного комитета г. Казани от 18 апреля 2014 года № 2096 «О порядке создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) в г. Казани», с учетом распоряжения первого заместителя Руководителя исполнительного комитета г. Казани от 19 сентября 2014 года № 2504р «Об утверждении схем организации дорожного движения».
Утвержденные указанным постановлением Правила пользования муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани, и размещения на них транспортных средств, определяют порядок пользования муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани, и обязательны к выполнению всеми лицами, находящимися на территории муниципальной парковки.
Согласно пункта 2.5.4 Правил пользования муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани, и размещения на них транспортных средств, на муниципальных парковках запрещается оставлять транспортное средство с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, без государственных регистрационных знаков, а равно без установленных на предусмотренных для этого местах транспортного средства государственных регистрационных знаков, а также с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию.
Разрешая требование административного истца об оспаривании нормативного правового акта, суд первой инстанции исходил из наличия полномочий муниципального органа на принятие оспариваемых Правил пользования муниципальными парковками, принял во внимание, что исполнительный комитет муниципального образования города Казани не вводит самостоятельной административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных указанными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за нарушение утвержденных Правил пользования муниципальными парковками, а потому пришел к выводу об отсутствии совокупности правовых оснований для признания недействующим оспариваемого пункта 2.5.4 «Правил пользования муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани, и размещения на них транспортных средств».
При этом суд оставил без внимания следующие обстоятельства.
Как разъяснено судам в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как установлено пунктом 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно пунктам 3.1 - 3.3 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования; установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что по вопросам местного значения органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В силу требований части 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
При этом, устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования, определяя в силу пункта 5 части 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 17 указанного закона по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
Таким образом, исполнительный комитет муниципального образования города Казани, принимая постановление № 7660 «О создании муниципальных парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани» от 30 декабря 2014 года и постановление от 22 июня 2018 года № 3657 «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г. Казани от 30 декабря 2014 года № 7660», действовал в пределах полномочий органа местного самоуправления, к исключительной компетенции которого отнесено решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест).
В указанной части суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемого положения Правил пользования муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани, и размещения на них транспортных средств требованиям федерального законодательства и законодательства Республики Татарстан и о принятии его в пределах компетенции муниципального органа.
Вместе с тем, согласно части 7 статьи 213 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Указанное положение закона не было принято во внимание судом первой инстанции.
Устанавливая императивный запрет на оставление на муниципальных парковках транспортного средства без государственных регистрационных знаков, пункт 2.5.4 Правил пользования муниципальными парковками фактически препятствует пользованию общественными парковками владельцами тех транспортных средств, которые не поставлены на государственный регистрационный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 17 декабря 1996 года № 20-П, от 31 мая 2005 года № 6-П и определениях от 7 декабря 2006 года №, от 1 октября 2008 года № 670-О-О, от 26 января 2010 года № 124-О-О указал в том числе, что государственная регистрация транспортных средств направлена на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями Госавтоинспекции, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.
Между тем, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года, на транспортные средства, со дня приобретения прав владельца которых не прошло десяти дней, а также на транспортные средства (в том числе на базовые транспортные средства и шасси транспортных средств), перегоняемые в связи с их вывозом за пределы территории Российской Федерации либо перегоняемые к местам продажи или к конечным производителям и являющиеся товарами, реализуемыми юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность.
Из анализа приведенных норм следует, что транспортное средство, не состоящее на государственном учете и участвующее в международном движении или ввозимое на территорию Российской Федерации на срок не более одного года, а также транспортное средство, со дня приобретения прав владельца которого не прошло десяти дней, не может быть размещено на муниципальной парковке города Казани без нарушения установленного запрета, в силу пункта 2.5.4 Правил пользования муниципальными парковками.
Таким образом, оспариваемый административным истцом пункт 2.5.4 Правил пользования муниципальными парковками принят муниципальным органом без учета указанных выше положений, что создает правовую неопределенность в регулировании отношений по пользованию муниципальными парковками владельцев транспортных средств, не поставленных на государственный регистрационный учет ввиду их приобретения, создания или ввоза на территорию Российской Федерации в установленные законом сроки.
Согласно пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
В силу подпунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска Красноярцева Д.А. о признании недействующим пункта 2.5.4 Правил пользования муниципальными парковками были сделаны без учета требований пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и подпункта 1 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене судом апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требования о признании недействующим пункта 2.5.4 Правил пользования муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани, и размещения на них транспортных средств, а именно запрета на оставление на муниципальных парковках транспортных средств, не поставленных на государственный регистрационный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации, в связи с чем не имеющих государственных регистрационных знаков.
Ввиду того, что пункт 2.5.4 Правил пользования муниципальными парковками принят муниципальным органом без учета особенностей эксплуатации транспортных средств, указанных в пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и подпункте 1 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения административного иска и признания недействующим со дня вступления настоящего апелляционного определения в законную силу пункта 2.5.4 Правил пользования муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани, и размещения на них транспортных средств, утвержденных Постановлением исполнительного комитета от 30 декабря 2014 года № 7660 «О создании муниципальных парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани» в редакции Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 22 июня 2018 года № 3657 в части запрета на оставление на муниципальных парковках транспортных средств, не поставленных на государственный регистрационный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации, в связи с чем не имеющих государственных регистрационных знаков.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 29 июня 2022 года по данному административному делу отменить в части отказа в удовлетворении административного иска Красноярцева Дениса Александровича к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, руководителю Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Калинкину Д.Г. о признании недействующим пункта 2.5.4 «Правил пользования муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани, и размещения на них транспортных средств», утвержденных Постановлением Исполнительного комитета от 30 декабря 2014 года № 7660 «О создании муниципальных парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани» в редакции Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 22 июня 2018 года № 3657 в части запрета на оставление на муниципальных парковках транспортных средств, не поставленных на государственный регистрационный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации, в связи с чем не имеющих государственных регистрационных знаков, и принять в указанной части новое решение.
Признать недействующим со дня вступления настоящего апелляционного определения в законную силу пункт 2.5.4 Правил пользования муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани, и размещения на них транспортных средств, утвержденных Постановлением исполнительного комитета от 30 декабря 2014 года № 7660 «О создании муниципальных парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани» в редакции Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 22 июня 2018 года № 3657 в части запрета на оставление на муниципальных парковках транспортных средств, не поставленных на государственный регистрационный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации, в связи с чем не имеющих государственных регистрационных знаков.
В остальной части решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 29 июня 2022 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Красноярцева Дениса Александровича – Кабирова Рушана Рафисовича – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 сентября 2022 года.
Определение21.09.2022