ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3183/2023 от 11.10.2023 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД 34RS0011-01-2023-003792-12 № 2а-3183/2023

Судья Милованова Ю.В. № 33а-11294/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 11 октября 2023 г.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Тертышной В.В.,

судей Сукачева Д.Ю., Еромасова С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Милохиной Е.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ростовской таможни к Скурту Виталию о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пени,

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Скурту В. – Божескова А.А.,

на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 20 июля 2023 г., которым постановлено:

административные исковые требования Ростовской таможни к Скурту Виталию о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пени удовлетворить;

взыскать со Скурту Виталия в пользу Ростовской таможни задолженность по уплате таможенных платежей в размере 458914 рублей 68 копеек и пени в размере 198641 рубля 21 копейки;

взыскать со Скурту Виталия государственную пошлину в доход бюджета городского округа – город Волжский Волгоградской области в сумме 9775 рублей.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сукачева Д.Ю., судебная коллегия

установила:

Ростовская таможня обратилась в суд с административным иском к Скурту В. о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пени, в обоснование требований указав, что 2 июня 2019 г. через таможенный пост МАПП Донецк Миллеровской таможни (правопреемник – Ростовская таможня) Скурту В. по ПТД № <...> было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС для личного пользования транспортное средство – автомобиль марки MAZDA 626, 1997 года выпуска, VIN № <...>, объем двигателя 1800 куб. Срок временного ввоза вышеуказанного транспортного средства по ПТД был установлен до 30 сентября 2021 г., по истечении которого транспортное средство с таможенной территории ЕАЭС вывезено не было. По факту невывоза с территории ЕАЭС в установленный срок транспортного средства таможенным постом МАПП Донецк Ростовской таможни вынесено решение по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования № <...>. 11 марта 2022 г. Ростовской таможней Скурту В. было направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационной помощи, процентов и пеней № <...>. Задолженность по уплате доначисленных таможенных платежей и пени Скурту В. до настоящего времени не погашена. Ростовская таможня просила суд взыскать со Скурту В. в свою пользу задолженность по уплате таможенных платежей в размере 458914 рублей 68 копеек и пени в размере 198641 рубля 21 копейки.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Скурту В. – Божесков А.А. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его необоснованности, вынесенным с нарушениями норм права, просит судебный акт отменить, принять по делу новое решение.

Относительно доводов апелляционной жалобы возражения не поступали.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного ответчика Скурту В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, данным Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования через таможенную границу Евразийского экономического союза на момент ввоза автомобиля регулировался главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и Соглашением Правительств Российской Федерации, Беларуси и Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение).

С 1 января 2018 г. вступил в силу Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).

Согласно пункту 5 статьи 71 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 статьи 76 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 6 статьи 71 данного Закона меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Кодекса Союза, частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 настоящего Федерального закона такое уведомление не направляется, а также если плательщиком является таможенный орган.

Пунктом 21 статьи 455 ТК ЕАЭС установлено, что если товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, изготовленные полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, вывозятся с территорий указанных СЭЗ на остальную часть таможенной адрес физическими лицами в качестве товаров для личного пользования с превышением стоимостных, весовых и (или) количественных норм, установленных в отношении товаров для личного пользования, в пределах которых: они ввозятся на таможенную адрес без уплаты таможенных пошлин, налогов, действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении таких товаров завершается выпуском в свободное обращение в соответствии с главой 37 ТК ЕАЭС с уплатой таможенных пошлин, налогов по единым ставкам, установленным в отношении товаров для личного пользования. При этом в соответствии с пунктом 22 статьи 455 ТК ЕАЭС товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на адрес Российской Федерации, пределы которой полностью совпадают с участками таможенной границы Союза, могут быть временно вывезены с территории такой СЭЗ без завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, если такие товары являются транспортными средствами, зарегистрированными на территории единицы административно-территориального устройства, на территории которой создана такая СЭЗ, и вывозятся с территории такой СЭЗ физическим лицом в качестве транспортных средств для личного пользования на остальную часть таможенной адрес - на срок не более 2 месяцев с возможностью продления данного срока не более чем на 2 месяца.

В силу пункта 35 статьи 455 ТК ЕАЭС в случае, если ранее вывезенные транспортные средства для личного пользования не ввозятся до истечения установленного срока обратно на территорию такой СЭЗ физическими лицами, осуществившими фактический вывоз транспортных средств для личного пользования, в отношении таких транспортных средств таможенные пошлины, налоги взимаются таможенным органом места убытия в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске в свободное обращение таких транспортных средств, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства для личного пользования были временно вывезены с территории такой СЭЗ для ввоза на остальную часть таможенной адрес, за исключением случаев уничтожения транспортных средств для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы, а также помещения их под иную таможенную процедуру или выпуска в свободное обращение.

При нарушении указанных в пункте 35 настоящей статьи условий вывоза с территорий СЭЗ, указанных в пункте 25 настоящей статьи, на остальную часть таможенной территории Союза физическим лицом транспортного средства для личного пользования, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, - первый день нарушения таких условий, а если этот день не установлен, - день выявления факта такого нарушения (подпункт 2 пункта 39 статьи 455 ТК ЕАЭС).

Согласно пункту 1 статьи 457 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования и припасов, таможенное декларирование и (или) выпуск которых осуществлены без помещения под таможенные процедуры до вступления настоящего Кодекса в силу и которые находятся под таможенным контролем на дату вступления настоящего Кодекса в силу, с даты вступления в силу настоящего Кодекса подлежат соблюдению условия, установленные для использования таких категорий товаров, предусмотренные настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 266 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную адрес, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные тишины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа. При этом единые ставки таможенных пошлин, налогов в зависимости от категорий товаров для личного пользования, стоимостных, весовых и (или) количественных норм и способа ввоза товаров для личного пользования на таможенную адрес, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат плате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определяются Комиссией.

Пунктом 5 статьи 268 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 статьи 268 ТК ЕАЭС.

Из пункта 6 статьи 268 ТК ЕАЭС следует, что в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза, день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, считается сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств.

В соответствии со статьей 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения; обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

Из вышеприведенных норм следует, что прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов происходит при невывозе транспортного средства физическим лицом, осуществленном в пределах срока временного ввоза.

В соответствии с частью 1 статьи 150 Федерального закона от 27 ноября 2010г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 311-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

Частью 2 статьи 150 Закона № 311-ФЗ было предусмотрено, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 названного Закона.

До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 упомянутого Закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 названного Закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган (часть 3 статьи 150 Закона № 311-ФЗ).

Кроме того, пунктом 4 статьи 91 ТК ТС определено, что при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный срок таможенных пошлин, налогов уплачивается пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней установлен статьей 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (законодательство, действующее на момент возникновения спорных правоотношений).

Пенями признаются установленные настоящей статьей 151 Закона № 311-ФЗ денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии с частью 2 статьи 151 Закона № 311-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Как следует из материалов административного дела, 2 июня 2019 г. через таможенный пост МАПП Донецк Миллеровской таможни (правопреемник – Ростовская таможня) Скурту В. по ПТД № <...> было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС для личного пользования транспортное средство – автомобиль марки MAZDA 626, 1997 года выпуска, VIN № <...>, объем двигателя 1800 куб.

Срок временного ввоза вышеуказанного транспортного средства по ПТД был установлен до 30 сентября 2021 г., по истечении которого транспортное средство с таможенной территории ЕАЭС вывезено не было.

По факту невывоза с территории ЕАЭС в установленный срок транспортного средства таможенным постом МАПП Донецк Ростовской таможни вынесено решение по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования № <...>.

11 марта 2022 г. Ростовской таможней Скурту В. было направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационной помощи, процентов и пеней № <...>

Задолженность по уплате доначисленных таможенных платежей и пени Скурту В. до настоящего времени не погашена.

Ростовская таможня обратилось к мировому судье судебного участка № 65 судебного района города Волжского Волгоградской области с заявление о вынесении судебного приказа о взыскании со Скурту В. указанной задолженности.

22 июля 2022 г. мировым судьей судебного участка № 65 судебного района города Волжского Волгоградской области был выдан судебный приказ № 2а-65-4941/2022 о взыскании со Скурту В. задолженности.

Определением мирового судьи судебного участка № 70 судебного района города Волжского судьей судебного участка № 65 судебного района города Волжского Волгоградской области от 21 февраля 2023 г. судебный приказ № 2а-65-4941/2022 от 22 июля 2022 г. о взыскании со Скурту В. задолженности был отменен, основанием для отмены послужили возражения ответчика относительно судебного приказа.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Ростовской таможни в суд с настоящим административным исковым заявлением о взыскании со Скурту В. вышеуказанной задолженности, поскольку должником обязанность по ее уплате до настоящего времени не исполнены.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что Скурту В. не обеспечил своевременное выполнение требований таможенного законодательства и не вывез транспортное средство в установленный срок с территории Таможенного союза. Административным истцом соблюден порядок взыскания таможенных платежей, расчет задолженности по таможенным платежам и пеням соответствует закону.

Фактические обстоятельства дела судом установлены и исследованы в полном объеме, всем конкретным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда являются верными, в решении мотивированными, в апелляционной жалобе по существу не опровергнутыми.

Судом отмечено, что установленный статьей 48 НК РФ срок для обращения в суд не пропущен.

Судебная коллегия выводы суда находит правомерными и не усматривает оснований не согласиться с ними, полагая, что они сделаны с учетом нормативных положений главы 32 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статьи 62, 289 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что согласно разъяснениям, данным в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26ноября 2019 г. № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» при разрешении споров, связанных с уплатой таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных на таможенную территорию Союза транспортных средств для личного пользования в связи с невывозом с таможенной территории Союза в день истечения срока, в период которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 Таможенного кодекса, судам следует учитывать положения подпункта 7 пункта 2 статьи 268 Таможенного кодекса, предусматривающие возможность прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, если до наступления срока уплаты названных платежей имели место такие факты, как уничтожение и (или) безвозвратная утрата транспортного средства вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Оценивая обоснованность отказа таможенного органа в признании таких фактов, судам необходимо исходить из того, что о прекращении существования транспортного средства (его конструктивной гибели) могут свидетельствовать невозможность проведения восстановительного ремонта поврежденного имущества, либо превышение стоимости ремонта по отношению к стоимости данного транспортного средства на момент аварии, либо равенство этих стоимостей.

При этом в материалы административного дела не представлено доказательств того, что Скурту В. обращался в таможенный орган с заявлением об утрате автомобиля в связи с его физическим уничтожением, как и не представлено доказательств, подтверждающих конструктивную гибель либо уничтожение автомобиля, отсутствие возможности его вывоза, а также акта приема-передачи на утилизацию, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в данной части не могут быть приняты во внимание.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Размер подлежащей взысканию с административного ответчика государственной пошлины определен судом в соответствии с положениями статьи 114 КАС РФ, статьи 333.19 НК РФ.

При таких обстоятельствах по делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского городского суда Волгоградской области от 20 июля 2023г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Скурту В. – Божескова А.А. – без удовлетворения.

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы в порядке, установленном главой 35 КАС РФ, через суд первой инстанции.

Председательствующий судья подпись

Судьи подпись

КОПИЯ ВЕРНА

подпись судьи ___________Д.Ю. Сукачев

помощник судьи

(должность сотрудника аппарата суда)

Милохина Е.Р.

(Ф.И.О., подпись)

«11» октября 2023 г.