Дело №2а-31/2016 Председательствующий - судья Бабин М.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33а-2686/2016
гор. Брянск 30 июня 2016 г.
Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Т.И.,
судей Алейниковой С.А., Катасоновой С.В.,
при секретаре Евдокимовой Т.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Центральной акцизной таможни Креуличевой Ю.В. на решение Трубчевского районного суда Брянской области от 25 января 2016 г. по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Брянскому акцизному таможенному посту и Центральной акцизной таможне о признании незаконным решения об отказе в выдаче паспорта транспортного средства и регистрации автомобиля на территории РФ и возложении обязанности по регистрации автомобиля на территории РФ с выдачей паспорта транспортного средства.
Заслушав доклад судьи Катасоновой С.В., объяснения представителя ответчика Центральной акцизной таможни Романовой Д.С., возражения представителя истцаСеменцова П.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением в котором просила признать незаконным отказ административных ответчиков в выдаче ей паспорта транспортного средства и регистрации автомобиля на территории РФ незаконным; приостановить указанное решение административных ответчиков до рассмотрения дела по существу. В обоснование заявленных требований, указала, что она является членом семьи участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, в связи с чем освобождена от уплаты таможенных платежей, утилизационного сбора. Истцу на праве собственности принадлежит автомобиль ВАЗ-<данные изъяты> 2006 года выпуска. По приезду в РФ ФИО1 обратилась к административным ответчикам с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства, в чем ей было отказано (письмо №41-11/00275 от 14 сентября 2015), в связи с тем, что она не освобождена от требований к экологическому классу и уплаты утилизационного сбора.
Определением Трубчевского районного суда Брянской областиот 1 декабря 2015 года в удовлетворении заявления ФИО1 о приостановлении решения административных ответчиков отказано.
С учетом уточнений исковых требований административный истец просил суд признать незаконным решение административных ответчиков об отказе в выдаче паспорта транспортного средства и регистрации автомобиля на территории РФ и возложении обязанности по регистрации автомобиля на территории РФ с выдачей паспорта транспортного средства.
Решением Трубчевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление ФИО1 к Брянскому акцизному таможенному посту и Центральной акцизной таможне о признании незаконным решения об отказе в выдаче паспорта транспортного средства и регистрации автомобиля на территории РФ удовлетворено частично.
Судом постановлено:Решение Центральной акцизной таможни об отказе в выдаче паспорта транспортного средства ФИО1 - признать незаконным.
Обязать Центральнуюакцизную таможню выдать ФИО1 паспорт транспортного средства на автомобиль марки ВАЗ-<данные изъяты> номер кузова №.
В удовлетворении требований ФИО1 к Брянскому акцизному таможенному посту о признании незаконным решения об отказе в выдаче паспорта транспортного средства и регистрации автомобиля на территории РФ и к Центральной акцизной таможне о возложении обязанности по регистрации автомобиля - отказать.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Центральной акцизной таможни Креуличева Ю.В. просит отменить решение суда в части признания незаконным решения Центральной акцизной таможни об отказе в выдаче ПТС и обязании выдать паспорт транспортного средства. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что ответчик не оспаривает право ФИО1 на освобождение от требований к экологическому классу, при этом считает, что освобождение от уплаты утилизационного сбора распространяется только на участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанным в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.ФИО1, являясь членом семьи участника Государственной программы, не относится к данной категории, в связи с чем, на неё возложена обязанность по уплате утилизационного сбора. Непредставление документов, подтверждающих уплату утилизационного сбора, является основанием для отказа в выдаче ПТС, в связи с чем, вывод суда в части признания незаконным решения об отказе в выдаче ПТС является незаконным и необоснованным, основанным на ошибочном толковании норм материального права. Вывод суда о том, что спорный автомобиль является совместно нажитым имуществом считает несостоятельным. Участник Государственной программы и члены семьи участника программы имеют различный правовой статус, права и обязанности.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1, считая доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представитель административного ответчика Брянского акцизного таможенного поста не явился, извещен о заседании надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Центральной акцизной таможни Романовой Д.С., возражения представителя истцаСеменцова П.Л., судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления ч.1 ст.308 КАС РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является членом семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, имеет разрешение на временное проживание в РФ до 22 декабря 2017 г. и зарегистрирована по адресу: пос. <адрес>, что подтверждаются свидетельством участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (л.д. 42-43).свидетельством о заключении брака (л.д. 31), данными паспорта ФИО1 (л.д. 8-12); данными паспорта ФИО 2 (л.д. 35-38).
В связи с переселением семьи ФИО1 на территорию РФ, был ввезен автомобиль марки ВАЗ-21104-125-51 номер кузова ХТА21104061001404, 2006 года выпуска, принадлежащий на праве собственности ФИО1, что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства (л.д. 13-14).
11 сентября 2015 года и 25 сентября 2015 года ФИО1 обращалась с заявлением в Брянский акцизный таможенный пост о выдаче ей паспорта транспортного средства на указанный автомобиль.
Письмами Центральной акцизной таможни №41- 11/00307 от 5 октября 2015 года и №41-11/00275 от 14 сентября 2015 годаФИО1 отказано в выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль, поскольку она не является участником Государственной программы, а является членом семьи участника указанной программы, а в соответствии с требованиями законодательства право на ввоз автомобиля без соблюдения требований к экологическому классу и уплаты утилизационного сбора предоставлено только лицу, являющемуся непосредственным участником Государственной программы. В связи с чем для получения ПТС при ввозе автомобиля ФИО1 необходимо соблюдение вышеуказанных ограничений.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь положениями п.44 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22 июня 2006 года №637 (далее - Государственная программа), п.п. 4, 57, 59 70, 71 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным приказом Министерства внутренних дел РФ.Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 июня 2005 года №496/192/134 (далее - Положение), п.6 ст.24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления», исходил из того, что понятие участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих рубежом, является более широким и включаетв себя как непосредственно указанных в этой Программе ее участников, так и членов их семей, переселяющихся совместно с ними на постоянное место жительства в РФ на определенных в указанной Программе условиях и, в связи с этим, также принимающих участие в названной Государственной программе, и наделенных такими же правами, как и участники Программы, в связи с чем, пришел к выводу, что ФИО1 имеет право на освобождение от требований по экологическому классу при выдаче ПТС, а также на освобождение от уплаты утилизационного сбора, и как следствие о незаконности решения Центральной акцизной таможни об отказе в выдаче ПТС.
Также суд указал, что автомобиль марки ВАЗ-<данные изъяты> зарегистрированный за ФИО1 приобретен в период брака с ФИО 2, являющимся участником Государственной программы, т.е. является их совместной собственностью, в связи с чем отказ таможни в выдаче паспорта транспортного средства в отношении данного автомобиля нарушает права собственности не только ФИО1, но и сособственника указанного автомобиля ФИО 2
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу
таможенного союза товаров и транспортных средств для личного пользования регулируется главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском 18 июня 2010 г. (далее – Соглашение), Инструкцией о порядке совершения таможенныйопераций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 311 (далее - Инструкция), а также главой 45Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).
В соответствии с п. 24 Приложения № 3 Соглашения автомобиль и прицеп, находящиеся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающих (переселяющихся) в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительства, при перемещении через таможенную границу Таможенного союза освобождаются от уплаты таможенных платежей.
Данное освобождение от уплаты таможенных платежей предоставляется в отношении не более одного автомобиля и одного прицепа при одновременном выполнении следующих условий: - их ввоз на таможенную территорию таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член таможенного союза; -такие автомобиль и прицеп должны находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированы на таких лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства.
В целях содействия в реализации права соотечественников, постоянно проживающих в иностранных государствах, на возвращение в Российскую Федерацию, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа).
В соответствии с подпунктом «а» п. 19 Государственной программы участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
При этом Государственной программой предусмотрены права, как участника Государственной программы, так и членов его семьи.
Законодателем определены две категории лиц - участник Государственной программы и члены семьи участника Государственной программы, которые имеют различный правовой статус и, соответственно права и обязанности, как участника Государственной программы, так и членов его семьи.
Таким образом, при соблюдении условий, установленных п. 24 приложения 3 к Соглашению, льготы по уплате таможенных платежей предоставляются как участникам Государственной программы, так и членам их семьи.
Порядок выдачи ПТС определен Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23 июня 2005 года № 496/192/134 (далее - Положение).
При этом функция по выдаче таможенными органами ПТС не относится к области таможенного дела.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» на таможенныеорганы возложена дополнительная функция по выдаче паспортов транспортных средств.
Пунктом 57 Положения предусмотрено, что паспорта выдаются таможенными органами, в том числе, после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Согласно п. 4 Положения ПТС выдаются собственникам транспортных средств либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами на законных основаниях.
В соответствии с п. 70 Положения в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609, паспорта не выдаются.
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2015 № 109 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации».
С 01 января 2015г. на территории Российской Федерации применяется технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее - Технический регламент).
С 1 января 2016 г. требования к экологическому классу применяются в соответствии с приложениями №№ 2, 4 к Техническому регламенту.
Однако данные требования не распространяются на автомобильную технику, ввозимую на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы, а также принадлежащую физическим лицам, переселяющимся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в соответствии с международными соглашениями о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев.
Следовательно, исходя из системного толкования норм права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, с учетом изменений, внесенных в Положение, освобождение от требований к экологическому классу предоставляется участнику Государственной программы и членам его семьи.
Таким образом, ФИО1 являясь членом семьи участника Государственной программы, освобождается от требований к экологическому классу, в связи с чем, выводы суда первой инстанции в этой части являются правильными и Центральной акцизной таможней в апелляционной жалобе не оспариваются.
В соответствии с п. 59 Положения выдача паспортов осуществляется после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет.
Порядок исчисления и уплаты утилизационного сбора установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Случаи освобождения от уплаты утилизационного сбора определены п. 6 ст. 24.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ). Утилизационный сбор не уплачивается, в том числе в отношении транспортных средств, ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программыпо оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.
В соответствии с законодательными и нормативнымиправовыми актами, регулирующими соблюдение требований по уплате утилизационного сбора, участники Государственной программы выделены из общего числа лиц, переселяющихся на постоянное место жительства, в отдельную категорию, обладающую более широким объемом освобождений от требований, предъявляемых таможенными органами при выдаче паспортов на транспортные средства.
Следовательно, исходя из положений Федерального закона №89-ФЗ, освобождение от требований к уплате утилизационного сбора предоставляется исключительно участнику Государственной программы, исходя из буквального толкования приведенных норм, член семьи участника Государственной программы от уплаты утилизационного сбора, не освобожден.
Таким образом, данное освобождение, не распространяется на административного истца ФИО1
Исходя из вышеизложенного, ФИО1 освобождена от требований к экологическому классу при выдаче ПТС, при условии уплаты утилизационного сбора. Непредставление документов, подтверждающих уплату утилизационного сбора, является основанием для отказа в выдаче ПТС.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Центральной акцизной таможни об отказев выдаче транспортного средства по мотиву неуплаты утилизационного сбора, по своему содержанию соответствует перечисленным законоположениям, а потому оснований признавать его незаконным, у суда первой инстанции не имелось.
В свою очередь, нахождение автомобиля в совместной собственности участника программы и его супруги, при обращении последней с заявлением о выдаче ПТС, также не давало оснований для её освобождения (члена семьи) от исполнения предусмотренных Законом обязанностей по уплате утилизационного сбора.
Собственником автомобиля является ФИО1, раздел совместно нажитого имущества не произведен, кроме того, автомобиль является неделимым имуществом, его собственником может быть только одно лицо (при разделе совместно нажитого имущества с выплатой компенсации доли другому собственнику).
Согласно п. 1,2 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 3 ст. 2 ГК РФ установлено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Изложенное свидетельствует о неправильном истолковании норм материального права, что в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 310 КАС РФ является основанием для отмены судебного акта.
Судебная коллегия, учитывая перечисленное выше, принимая во внимание то, что оспариваемое решение об отказе в выдаче ПТС и регистрации автомобиля на территории РФ принято Центральной акцизной таможней в пределах своих полномочий, без нарушения процедуры его принятия, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В свою очередь, выводы суда первой инстанции в части признания необоснованными требований ФИО1 к Брянскому акцизному таможенному посту о признании незаконным решения об отказе в выдаче паспорта транспортного средства и регистрации автомобиля на территории РФ являются правомерными и обоснованными.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования ФИО1 о возложении на административного ответчика обязанности по регистрации автомобиля удовлетворению не подлежат, поскольку указанная функция на Центральную акцизную таможню действующим законодательством не возложена.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 308, статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Трубчевского районного суда Брянской области от 25 января 2016 г. по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Брянскому акцизному таможенному посту и Центральной акцизной таможне о признании незаконным решения об отказе в выдаче паспорта транспортного средства и регистрации автомобиля на территории РФ и возложении обязанности по регистрации автомобиля на территории РФ с выдачей паспорта транспортного средства отменить.
Административное исковое заявление ФИО1 к Брянскому акцизному таможенному посту и Центральной акцизной таможне о признании незаконным решения об отказе в выдаче паспорта транспортного средства и регистрации автомобиля на территории РФ и возложении обязанности по регистрации автомобиля на территории РФ с выдачей паспорта транспортного средства оставить без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. Зубкова
Судьи С.А. Алейникова
С.В. Катасонова