Дело № 11а-4843/2022 Судья Шевякова Ю.С.
Дело № 2а-320/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 мая 2022 года г. Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Смолина А.А.,
судей Андрусенко И.Д., Кокоевой О.А.,
при секретаре Кузнецовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению администрации Златоустовского городского округа Челябинской области к Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным акта проверки.
Заслушав доклад судьи Андрусенко И.Д. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Златоустовского городского округа (далее – администрация ЗГО) обратилась в суд с административным иском к Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Уральское управление Ростехнадзора) о признании незаконным акта проверки № ПР-330-558-о от ДД.ММ.ГГГГ готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов муниципального образования Златоустовский городской округ (л.д. 5-9).
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду, утвержденной руководителем Уральского управления Ростехнадзора, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка готовности муниципального образования Златоустовский городской округ к отопительному периоду 2021-2022 годов. ДД.ММ.ГГГГ комиссией, образованной Приказом Уральского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №ПР-330-558-о, по итогам проведенной проверки был составлен акт № ПР-330-558-о, согласно которому муниципальное образование не готово к отопительному периоду 2021-2022 годов. С выводами, изложенными в акте № ПР-330-558-о от ДД.ММ.ГГГГ, администрация ЗГО не согласна. В ходе проведения оценки готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов комиссией выявлены следующие нарушения: 1) акт б/н от ДД.ММ.ГГГГ и паспорт готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов ООО «ЗЭМЗ-Энерго» с выводами комиссии о готовности выдан неправомерно ввиду наличия нарушений требований Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№, ст. 46.1 Федерального закона № 35-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, п. 2 и п. 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (пункт 4.1 Акта); 2) акты неготовности к прохождению отопительного периода 13 потребителей тепловой энергии, в отношении которых проведены проверки готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов (п. 4.2 Акта); 3) пояснительная записка по вопросу подготовки многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ управления, к отопительному периоду 2021-2022 годов (п. 4.3 Акта). Исходя из действующего правового регулирования, выполнение требований Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№, по оценке готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии действительно подлежит проверке уполномоченным органом в целях оценки готовности муниципального образования к отопительному сезону. Вместе с тем наличие паспортов готовности всех потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период к обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт о неготовности к отопительному периоду, действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не отнесено. Муниципальным образованием Златоустовский городской округ проведены мероприятия по проверке готовности потребителей тепловой энергии, потребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, к отопительному периоду 2021-2022 годов. Акты проверки и паспорта готовности подтверждают исполнение муниципальным образованием Златоустовский городской округ требований действующего законодательства Российской Федерации в части проверки теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии, выполнение требований Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№. Ни Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ни Правила оценки готовности к отопительному периоду не содержат норм о том, что отсутствие паспортов готовности к отопительному периоду всех потребителей тепловой энергии является основанием для невыдачи паспорта готовности к отопительному периоду муниципального образования. У органа местного самоуправления отсутствуют реальные рычаги воздействия на потребителей тепловой энергии, в связи с чем признание муниципального образования не готовым к отопительному периоду с целью устранения выявленных замечаний у потребителей не влечет достижения целей соответствующего правового регулирования.
Протокольным определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «ЗЭМЗ-Энерго» и АО «ЗЭМЗ» (л.д. 39, 136).
Решением суда административные исковые требования администрации ЗГО удовлетворены. Указанным судебным актом постановлено признать незаконным акт проверки № ПР-330-558-о от ДД.ММ.ГГГГ Уральского управления Ростехнадзора о неготовности муниципального образования Златоустовский городской округ к отопительному периоду 2021-2022 годов, обязать Уральское управление Ростехнадзора устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов административного истца в установленном действующим законодательством порядке.
Не согласившись с постановленным по делу решением, представитель Уральского управления Ростехнадзора обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований административного истца отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда не соответствуют изложенным в решении обстоятельствам административного дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права. Автор жалобы настаивает на том, что отсутствие у теплоснабжающих организаций на территории муниципального образования нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии в случае аварий, инцидентов, свидетельствует о неготовности муниципального образования к работе в отопительный период и, как следствие, о ненадежности теплоснабжения населения. Из материалов дела следует, что муниципальным образованием ЗГО Челябинской области был составлен акт о готовности к отопительному периоду 2021 - 2022 теплоснабжающей организацией ООО «ЗЭМЗ-Энерго». Однако в нарушение пп.4 п. 13 Главы III Правил указанной теплоснабжающей организацией не выполнено требование по обеспечению нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии. Документы, подтверждающие выполнение указанного требования, у муниципального образования ЗГО отсутствуют, следовательно, выводы о готовности к работе в отопительный период сделаны необоснованно. Оборудование резервного топлива и его запасы у ООО «ЗЭМЗ-Энерго» как эксплуатирующей организации, осуществляющей теплоснабжение района Металлургического завода г. Златоуста, отсутствует. Резервное топливо, то есть топливо, предназначенное для использования при ограничении или прекращении подачи газа у АО «ЗЭМЗ-Энерго», осуществляющей эксплуатацию котельной по адресу: <адрес>, отсутствует. Таким образом, требование к готовности теплоснабжающей организации к работе в отопительный период, установленное пп. 4 п. 13 Главы III Порядка, не выполнено. Факт отсутствия нормативного запаса резервного топлива в котельной по адресу: <адрес>, эксплуатируемой АО «ЗЭМЗ-Энерго», установлен определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора г.Златоуста. Для решения о готовности муниципального образования к работе в отопительный период не имеет правового значения, кем этот нормативный запас восполнен, собственником котельной либо теплоснабжающей организацией (эксплуатирующей), поскольку выполнение пп. 4 п. 13 Главы III Порядка в части обеспечения нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии возложено законодательством именно на эксплуатирующую организацию, осуществляющую теплоснабжение населения. В свою очередь, невыполнение указанного требования со стороны теплоснабжающей организации свидетельствует о ее неготовности и, как следствие, неготовности муниципального образования к работе в отопительный период. Кроме того, указывает, что Федеральный закон «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относит организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (статья 6). Указанный вывод подтверждается судебной практикой, в том числе изложен в определении Верховного Суда РФ (Дело № АКПИ20-583). В связи с тем, что требования по оценке готовности, установленные главами 111-V Порядка, а также требования, установленные Федеральным законом № 35-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации (постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ), муниципальным образованием ЗГО не соблюдены, административным ответчиком в установленном порядке в акте проверки сделан вывод о невыполнении указанных требований и, как следствие, о неготовности муниципального образования к работе в отопительный период. Податель жалобы считает, что в решении суда первой инстанции усматривается неправильное применение норм материального права в части вывода о том, что единственным основанием для вывода о неготовности муниципального образования к работе в отопительный период и выдачи соответствующих замечаний, является отсутствие системы электронного моделирования аварийных ситуаций, что, по мнению автора жалобы, является неверным истолкованием требований, установленных п.п. 6, 8, 18 Правил оценки готовности к отопительному периоду, а также выражают несогласие с выводом суда о том, что обязанность по созданию резервного топливного хозяйства в котельной, расположенной по адресу: <адрес>, не исполнена АО «ЗЭМЗ», по не зависящим от административного истца обстоятельствам, что также является неверным истолкованием требований, установленных ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ, пп. 4 п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, п. 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации.
Представителем административного истца администрации ЗГО Красновой А.Д. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых она просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Уральского управления Ростехнадзора.
Представитель административного ответчика Уральского управления Ростехнадзора по доверенности Сафонова Е.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
Представитель административного истца администрации ЗГО по доверенности Краснова А.Д. в суде апелляционной инстанции возражала относительно доводов апелляционной жалобы, поддержала письменные возражения, полагала решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в полном объеме на основании части 1 статьи 308 КАС РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в сфере теплоснабжения к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон «О теплоснабжении») к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
В силу статьи 20 названного Федерального закона Проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения (часть 1).
Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (часть 2)
Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 данной статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей (часть 3).
Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей (часть 5).
Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (часть 6).
Пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона «О теплоснабжении» к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, отнесено утверждение правил оценки готовности к отопительному периоду.
Приказом Министерства энергетики Российской федерации от 12 марта 2013 № 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду» (далее – Правила, Правила оценки готовности к отопительному периоду).
Пунктом 2 названных Правил предусмотрено, что проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее – уполномоченные органы).
Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее – комиссия) (пункт 5 Правил).
При проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III – V приведенных Правил (далее – требования по готовности). Проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных данными Правилами, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости – проводят осмотр объектов проверки (пункт 6 Правил).
Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее – акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению № к указанным Правилам. В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки: объект проверки готов к отопительному периоду; объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией; объект проверки не готов к отопительному периоду (пункт 7 Правил).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с приказом Уральского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-330-558-о комиссией в период с 25 по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка готовности муниципального образования Златоустовский городской округ Челябинской области к работе в отопительный период 2021 – 2022 годов, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки готовности к отопительному периоду, содержащий вывод о неготовности объекта проверки к отопительному периоду (л.д. 61-62, 63-70).
Согласно акту в ходе проведения проверки готовности к отопительному периоду комиссия установила, что не выполнено требование Правил о наличии актов проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности всех теплоснабжающих организаций к работе в отопительный период, а именно: акт б/н от ДД.ММ.ГГГГ и паспорт готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов ООО «ЗЭМЗ-Энерго» с выводами комиссии о готовности выдан неправомерно ввиду наличия нарушений требований Правил оценки готовности к отопительному периоду, ст. 46.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ, п. 2 и 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№; на ТЭЦ ООО «ЗЭМЗ-Энерго» отсутствует оборудование резервного топливного хозяйства и запасы резервного топлива.
Кроме того, не выполнено требование Правил о наличии актов проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период, так как 13 потребителям тепловой энергии, в отношении которых проведены проверки готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов, выданы акты неготовности к прохождению отопительного периода.
К акту проверки готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов приложен перечень замечаний, подписанный председателем и членами комиссии, в котором указано, что на ТЭЦ ООО «ЗЭМЗ-Энерго» отсутствует оборудование резервного топливного хозяйства и запасы резервного топлива; не подписаны паспорта готовности и выданы акты о неготовности к прохождению отопительного периода 13 потребителей тепловой энергии, в отношении которых проведены проверки готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов (л.д. 70).
Удовлетворяя требования и признавая незаконным акт проверки № ПР-330-558-о от ДД.ММ.ГГГГ Уральского управления Ростехнадзора о неготовности муниципального образования Златоустовский городской округ к отопительному периоду 2021-2022 годов, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие у теплоснабжающей организации оборудования резервного топливного хозяйства и запасов резервного топлива, равно как и отсутствие паспортов готовности всех потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период к обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с обязательствами по срокам устранения замечаний, действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не отнесено.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции не может согласиться в силу следующего.
В соответствии с пунктом 18 Правил оценки готовности к отопительному периоду в целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены: наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций; наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения; наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения; выполнение требований данных Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.
Требования по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также для потребителей тепловой энергии установлены в разделах III – IV Правил.
Так, согласно подпункту 4 пункта 13 Правил в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.
Согласно подпунктам 8, 13 пункта 16 Правил в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии; наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов.
В целях осуществления проверки готовности муниципальных образований к отопительному периоду на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Методические рекомендации по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду (далее – Методические рекомендации).
В разделе III Методических рекомендаций приведен порядок работы комиссий по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду, в соответствии с пунктом 10 которого при проверке комиссиями проверяется выполнение требований, указанных в разделах III – V Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – требования по готовности).
Пунктом 23.4 Методических рекомендаций так же предусмотрено, что при оценке готовности муниципальных образований к отопительному периоду проверяется выполнение требований Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии (разделы VII и VIII поименованных Методических рекомендаций): наличие актов проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности всех теплоснабжающих организаций к работе в отопительный период (пункт 23.4.1.); наличие актов проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности всех теплосетевых организаций к работе в отопительный период (пункт 23.4.2.); наличие актов проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период (пункт 23.4.3.).
Таким образом, из приведенного правового регулирования следует, что одним из условий готовности муниципального образования к отопительному периоду является выполнение требований Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.
Между тем, материалами дела установлено и не оспаривалось административным истцом, что муниципальным образованием составлен акт о готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов теплоснабжающей организацией ООО «ЗЭМЗ-Энерго», однако у муниципального образования документы, подтверждающие выполнение указанной организацией требования по обеспечению нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии, отсутствуют. Оборудование резервного топлива и его запасы у ООО «ЗЭМЗ-Энерго» как эксплуатирующей организации, осуществляющей теплоснабжение района Металлургического завода <адрес>, отсутствует. Факт отсутствия нормативного запаса резервного топлива в котельной по адресу: <адрес>, эксплуатируемой АО «ЗЭМЗ-Энерго», подтвержден апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71-72, 73, 125-128).
В ходе проверки муниципальным образованием потребителей тепловой энергии установлена неготовность 13 потребителей к работе в отопительный период 2021-2022 годов с составлением соответствующих актов (л.д. 75-115).
Акты о неготовности указанных потребителей тепловой энергии составлены комиссией муниципального образования Златоустовского городского округа по причине невыполнения требований по наличию и работоспособности приборов учета, работоспособности автоматических регуляторов при их наличии, а также отсутствие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов.
При таких установленных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что у Уральского управления Ростехнадзора имелись основания для оформления по результатам проверки акта проверки готовности к отопительному периоду муниципального образования Златоустовский городской округ Челябинской области, в котором содержится вывод о неготовности муниципального образования к отопительному периоду.
Выводы суда первой инстанции о том, что акт проверки № ПР-330-558-о от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, поскольку отсутствие у теплоснабжающей организации оборудования резервного топливного хозяйства и запасов резервного топлива, равно как и отсутствие паспортов готовности всех потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период к обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с обязательствами по срокам устранения замечаний, действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не отнесено, а несоблюдение муниципальным образованием требований по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанного в подпункте 1 пункта 18 Правил оценки готовности к отопительному периоду, административным ответчиком при проведении проверки не установлено, по мнению судебной коллегии, основаны на неправильном применении норм материального права.
Действительно, в соответствии с пунктом 19 названных Правил к обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанного в подпункте 1 пункта 18 данных Правил.
Вместе с тем из содержания приведенного пункта Правил оценки готовности к отопительному периоду не следует, что несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанного в подпункте 1 пункта 18 данных Правил является единственным основанием для вывода комиссии по итогам проверки о неготовности объекта (в данном случае муниципального образования) к отопительному периоду и составления соответствующего акта.
Напротив, из содержания пункта 18 Правил следует, что требования указанные в данном пункте, являются обязательными для выполнения муниципальными образованиями в целях получения ими паспорта готовности к отопительному периоду.
Согласно положениям части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии совокупности указанных условий суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
По рассматриваемому делу совокупность таких условий не установлена, в связи с чем требования административного истца о признании незаконным акта проверки готовности муниципального образования к отопительному периоду 2021-2022 годов № ПР-330-558-о от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат. В силу п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Златоустовского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований администрации Златоустовского городского округа Челябинской области к Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным акта проверки готовности муниципального образования к отопительному периоду 2021-2022 годов №ПР-330-558-о от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: