ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3233/2022 от 20.09.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Мальцева О.А. Дело № 33а-7260/2022

УИД: 22RS0068-01-2022-002640-52

№ 2а-3233/2022 (в суде 1 инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 сентября 2022 года г.Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Пасынковой О.М.,

судей Скляр А.А., Соболевой С.Л.

при секретаре Хабаровой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Г на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 15 июня 2022 года по административному делу по административному иску Г к федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний, начальнику федерального казенного учреждения Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю С, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действий.

Заслушав доклад судьи Скляр А.А., судебная коллегия

установила:

Г обратился в суд с административным иском к федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (далее – ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю), в обоснование которого с учетом уточнения указал, что 28 марта 2022 года его сестре Г отказали в предоставлении длительного свидания с ним, предоставив краткосрочное свидание через стеклянную перегородку. Общение проходило через прослушивающее устройство в присутствии должностных лиц следственного изолятора, при этом, у Г был изъят сотовый телефон.

В тот же день в присутствии истца сотрудниками следственного изолятора были досмотрены шоколадки, поступившие в его адрес в заказном письме. Досмотр продуктов питания происходил неаккуратно, плитки шоколада были изломаны, на его замечания сотрудники не реагировали.

29 марта 2022 года в ходе водворения в штрафной изолятор Г удерживали свыше одного часа в коридоре, пока сотрудниками следственного изолятора осуществлялся осмотр и опись его вещей перед помещением на склад. Истец отказывался принимать участие в описи вещей, вместе с тем, был вынужден стоять в коридоре, что, по его мнению, являлось пыткой.

29 марта 2022 года при водворении Г в штрафной изолятор ему были выданы два комплекта нательного белья, которые не соответствовали описанию, указанному в пункте 1.8 Приложения № 4 к приказу Минюста России от 3 декабря 2013 года № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», кофты и штаны не подходили ему по размеру, в связи с чем, были удлинены, сделаны вставки из другого материала.

Полагает, что действиями сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю нарушены его права, гарантированные статьей 21 Конституции Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьей 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также международными нормами.

На основании изложенного, административный истец просил признать вышеуказанные действия (бездействия) административного ответчика незаконными, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере 15 000 евро, переведя в рубли.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю С, УФСИН России по Алтайскому краю, ФСИН России.

Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 15 июня 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Г просит решение отменить, дело вернуть в районный суд на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что судом допущена необъективная оценка доказательств, приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295, по его мнению, не имеет отношения к делу.

Административный истец Г, участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, грубо нарушал порядок в судебном заседании, в том числе после объявления замечания, в связи с чем, был удален из зала судебного заседания на все время судебного заседания, тем самым распорядился правом на участие в судебном заседании по своему усмотрению.

Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю П, представитель административных ответчиков УФСИН России по Алтайскому краю, ФСИН России Попов К.О. в суде апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение районного суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, об отложении заседания не ходатайствовали, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителей административных ответчиков, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

При разрешении настоящего административного спора суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, характер спорных правоотношений и материальный закон, их регулирующий.

Так, судом было установлено, что 22 марта 2016 года Г, обвиняемому в совершении совокупности особо тяжких преступлений, направленных против собственности, здоровья человека, общественной безопасности, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. С 29 марта 2016 года по настоящее время Г содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю.

Приговором Центрального районного суда г.Барнаула от 12 апреля 2021 года с учетом апелляционного постановления Алтайского краевого суда от 2 июля 2021 Г признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных части 2 статьи 321 и статьи 319 Уголовного кодекса Российской Федерации, назначено наказание на основании части 2 статьи 69, части 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде 1 года 8 месяцев 20 дней лишения свободы.

Таким образом, в период с 29 марта 2016 года до 2 июля 2021 года Г являлся обвиняемым в совершении преступления, содержащимся под стражей, а после вступления в законную силу приговора Центрального районного суда г.Барнаула от 12 апреля 2021 года Г приобрел статус лица, осужденного к отбыванию наказания в виде лишения свободы

Согласно частям 1 и 2 статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений на основании мотивированного постановления уполномоченных должностных лиц.

При необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы (часть 2).

В части 3 статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что в случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.

В силу части 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 декабря 2020 года № 50-П «По делу о проверке конституционности статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статей 17 и 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и пунктов 139 - 143 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы в связи с жалобой гражданина Е.В. Парамонова», правовое положение лиц, подозреваемых или обвиняемых в преступлении и заключенных под стражу, значительно отличается от правового положения осужденных к лишению свободы, оставленных в следственном изоляторе или переведенных туда для участия в следственных действиях или в судебном разбирательстве по решению следователя, дознавателя или суда, вынесение которого не требует наличия предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации условий и оснований, необходимых для избрания и продления меры пресечения в виде заключения под стражу. Поскольку оставление в следственном изоляторе или перевод туда в порядке статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не предполагают в качестве обязательного условия избрания осужденным этой меры пресечения, они и не должны влечь дополнительных ограничений прав осужденных.

Данные положения действующего законодательства были в полной мере учтены районным судом.

Согласно части 1 статьи 89 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения.

В соответствии с частью 3 статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации право осужденного, привлекаемого в качестве подозреваемого (обвиняемого), на свидания осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Статьей 18 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ) предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое.

Свидания с родственниками и иными лицами осуществляются под контролем сотрудников мест содержания под стражей и в случае попытки передачи подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания либо сведений, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, прерываются досрочно.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года № 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее – Правила внутреннего распорядка СИЗО), которыми установлен порядок проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона, за исключением свиданий с защитником.

В соответствии с пунктом 139 Правил внутреннего распорядка СИЗО подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое.

Свидания предоставляются в порядке общей очереди. Перед началом свидания лица, прибывшие на него, информируются о правилах поведения во время свидания и предупреждаются о прекращении свидания в случае нарушения установленных правил (пункт 141 Правил внутреннего распорядка СИЗО).

Согласно пункту 143 Правил внутреннего распорядка СИЗО свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами проводятся под контролем сотрудников СИЗО в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению. Переговоры подозреваемых или обвиняемых с лицами, прибывшими на свидание, осуществляются через переговорное устройство и могут прослушиваться сотрудниками СИЗО.

При этом пунктом 146 Правил внутреннего распорядка СИЗО установлено, что родственникам и иным лицам, получившим письменные разрешения на свидания с подозреваемыми или обвиняемыми в порядке, установленном частью третьей статьи 18 Федерального закона, запрещено проносить в СИЗО и пользоваться во время свидания техническими средствами связи, компьютерами, кино-, фото-, аудио-, видео- и множительной аппаратурой.

В случае временного прекращения свиданий с подозреваемыми и обвиняемыми (в связи с карантином, введением режима особых условий) начальник СИЗО либо лицо, его замещающее, извещает об этом прокурора, осуществляющего надзор за соблюдением законов в СИЗО, соответствующие судебные и следственные органы, в приемной для посетителей вывешивается объявление (пункт 149 Правил внутреннего распорядка СИЗО).

Постановлением филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России от 4 марта 2022 года № 48 «Об отдельных мерах по предупреждению возникновения и распространения острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVTD-19)» установлены правила и порядок проведения длительных свиданий с родственниками.

Пунктом 3.2 указанного постановления определено, что допуск граждан для проведения длительных свидания осуществлять при предъявлении ими результата отрицательного ПЦР-теста на наличие возбудителя коронавирусной инфекции, полученного не позднее, чем за 48 часов до даты посещения; справки об отсутствии инфекционных заболеваний, а также контакта с инфекционными больными, в том числе новой коронавирусной инфекцией в течение 21 дня, выданной медицинской организацией по месту жительства не ранее чем за 3 дня до даты предоставления длительного свидания; средств индивидуальной защиты органов дыхания. При условии использования одноразовых масок необходимо иметь запас не менее трех штук на одни сутки пребывания на длительном свидании. При условии использования многоразовых масок иметь запас не менее двух штук.

Указанное постановление введено в действие в учреждениях уголовно-исполнительной системы Алтайского края с 9 марта 2022 года и до особого распоряжения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28 марта 2022 года в ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Алтайскому краю поступило заявление Г о предоставление длительного свидания с братом Г

Поскольку Г не представила результат отрицательного ПЦР-теста на наличие возбудителя коронавирусной инфекции, полученный не позднее, чем за 48 часов до даты посещения, справка об отсутствии инфекционных заболеваний, а также контакта с инфекционными больными, в том числе новой коронавирусной инфекцией в течение 21 дня, выданная медицинской организацией по месту жительства, не ранее чем за 3 дня до даты предоставления длительного свидания, начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю С заявителю было отказано в предоставлении длительного свидания, что подтверждается резолюцией на заявлении от 28 июня 2022 года.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Из части 1 статьи 29 указанного Федерального закона следует, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (статья 11, часть 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ, пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных Постановлением врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года № 65).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715.

Постановлением Правительства Алтайского края от 18 марта 2020 года № 120 на территории Алтайского края введен режим повышенной готовности в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19).

В соответствии с пунктом 2 Положения об организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста Российской Федерации от 6 июня 2006 года № 205, организацию госсанэпиднадзора в уголовно-исполнительной системе осуществляет главный государственный санитарный врач ФСИН России, являющийся по своим функциональным обязанностям заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 50 Федерального закона № 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, могут выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.

В данном случае главный государственный санитарный врач - начальник филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России Колпаков Д.А., выполняя возложенные на него федеральным законом обязанности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, издал Постановление от 4 марта 022 года № 48, которым установлены дополнительные требования к предоставлению длительных свиданий с родственниками в целях предупреждения возникновения и распространения острых респираторных вирусных инфекций, в том числе, новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

По состоянию на 28 марта 2022 года ограничительные меры, установленные вышеуказанным постановлением, не были отменены, в связи с чем, являлись обязательными для исполнения как сотрудниками следственного изолятора, входящим в уголовно-исполнительную систему Алтайского края, так и гражданами.

Информация о порядке предоставления краткосрочных и длительных свиданий, личных приемов была размещена на официальном сайте УФСИН России по Алтайскому краю, а также на информационных стендах комнат ожиданий учреждений уголовно-исполнительной системы Алтайского края, что подтверждается справкой начальника филиала ЦГСЭП ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России майора внутренней службы Колпакова Д.А., скриншотами с официального сайта УФСИН России по Алтайскому краю, фотоматериалами.

Таким образом, прибывшие на свидание лица были осведомлены о введенных ограничениях.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа Г в предоставлении длительного свидания.

Кроме того, следует принять во внимание, что Г 28 марта 2022 года было предоставлено краткосрочное свидание с сестрой, тем самым обеспечена реализация права на общение с родственниками.

То обстоятельство, что краткосрочное свидание осуществлялось в специально оборудованном помещении через разделительную перегородку с использованием переговорного устройства и возможностью прослушивания переговоров сотрудниками учреждения прав административного истца не нарушает, поскольку соответствует вышеприведенным положениям пункта 143 Правил.

Является обоснованным и вывод суда о законности запрета администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю проносить на территорию учреждения и использовать при свиданиях технические средства связи, что соответствует требованиям пункта 146 Правил.

Также отсутствуют основания не согласиться с выводом суда об отказе в удовлетворении требований о признании незаконными действий сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю по досмотру продуктов питания, поступивших в заказном письме Г

Согласно статье 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения, за исключением случаев, указанных в части четвертой статьи 15 настоящего Кодекса. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а в случае, если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке, - не более семи рабочих дней.

В соответствии с частью 1 статьи 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденным к лишению свободы, водворенным в штрафной изолятор, запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей.

Как усматривается из материалов дела, постановлением начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю С от 11 марта 2022 года Г был выдворен в штрафной изолятор за нарушение порядка отбывания наказания, где находился в период с 13 по 28 марта 2022 года.

23 марта 2022 года на имя Г поступили три заказных письма от Г, при вскрытии которых сотрудниками следственного изолятора было установлено наличие шоколадных батончиков в количестве 4 штук: «Твикс» – 1 шт., «Сникерс» – 1 шт., шоколад «Российский» - 2 шт.

Согласно актам от 23, 28 марта 2022 года шоколадные батончики в день поступления были убраны в холодильное оборудование и по освобождению Г из штрафного изолятора 28 марта 2022 год вручены ему.

При этом поступившие продукты питания были подвергнуты сотрудниками учреждения досмотру, что, как верно установлено судом первой инстанции, соответствует пункту 40.9 Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 года № 204дсп (далее – Инструкция).

При получении шоколада Г в акте от 28 марта 2022 года указал, что он изломан.

Вместе с тем данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности действий сотрудников учреждения, поскольку шоколад был изломан при его досмотре с целью установления наличия или отсутствия запрещенных предметов и веществ, что не нарушило его свойств и не исключало возможности употребления по назначению.

Что касается требований истца о незаконности действий сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю по удержанию его в коридоре при осуществлении осмотра и описи его вещей перед помещением на склад, судебная коллегия отмечает следующее.

Согласно пунктам 152-155, 159 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295 осужденным запрещается брать с собой в ШИЗО имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, мыла, зубной щетки, зубной пасты (зубного порошка), туалетной бумаги, средств личной гигиены, тапочек, письменных и почтовых принадлежностей, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения. Индивидуальные средства гигиены, одноразовые бритвы и посуда для приема пищи (за исключением кружек) хранятся в специально отведенном месте и выдаются осужденным младшим инспектором по надзору за осужденными в ШИЗО только на определенное распорядком дня время. Осужденным, водворенным в ШИЗО, разрешается пользоваться печатными изданиями из библиотеки ИУ в личное время в соответствии с распорядком дня ШИЗО. Письменные и почтовые принадлежности, имеющиеся у осужденных, хранятся у младшего инспектора по надзору за осужденными в ШИЗО и выдаются им на время написания писем, почтовых карточек и телеграмм. Продукты питания сдаются на склад и выдаются осужденным после отбытия ими меры взыскания. При приеме осужденных в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры проводится обыск осужденных, санитарная обработка, также включающая в себя помывку, после чего осужденные переодеваются в одежду, закрепленную за этими помещениями.

Согласно пункту 5 Порядка проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 марта 2015 года № 64-дсп, при водворении в ШИЗО осужденные подвергаются полному обыску. При обыске проводится обследование осужденных, вещей (трактуется как досмотр), хранящихся при осужденном, а также объектов их проживания, размещения и трудоиспользования с привлечением специальных сил и средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с пунктом 40.7 Инструкции досмотр вещей осужденных производится в их присутствии при поступлении в СИЗО (тюрьму), перед отправкой за его пределы, при переводе в другую камеру, медицинский стационар или водворении в карцер (штрафной изолятор).

Таким образом, при водворении осужденного в штрафной изолятор действующим правовым регулированием закреплен порядок, в соответствии с которым осужденный подвергается личному обыску, а его вещи перемещаются на склад учреждения с целью обеспечения их сохранности.

Как следует из материалов дела, 29 марта 2022 года Г водворен штрафной изолятор на срок 15 суток. Перед исполнением дисциплинарного взыскания личные вещи истца были подвергнуты досмотру, сверке, описаны и помещены на склад учреждения, что подтверждается актами на прием личных вещей, продуктов питания от 29 марта 2022 года. Указанные действия осуществлялись в присутствии Г с целью обеспечения сохранности вещей и защиты прав собственника. Длительность проведения описи (около часа) связана с количеством вещей административного истца.

Согласно показаниям допрошенного в судебном заседании суда первой инстанции в качестве свидетеля сотрудника учреждения Г им осуществлялось принятие на хранение личных вещей Г, который присутствовал при их описи, при этом каких-либо жалоб на состояние здоровья либо возражений относительно своего участия в указанном действии не высказывал, находился у помещения вещевого склада учреждения на посту № 3 режимного корпуса №3.

Учитывая, что присутствие Г при проведении сверки имело целью соблюдения прав административного истца путем учета количественных и качественных характеристик его имущества, участие истца в проведении данного действия права последнего не нарушает, ожидание в течение одного часа не свидетельствует об унижении человеческого достоинства или бесчеловечном отношении.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильном выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований исковых требований в указанной части.

Также судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда об отказе в признании незаконными действий сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю по выдаче Г нательного белья.

Как усматривается из материалов дела, 29 марта 2022 года в ходе проведения сверки личных вещей Г установлено отсутствие у последнего нательного белья. В связи с этим в тот же день ему было выдано два комплекта нательного белья максимального размера (рост 188 см). Учитывая, что рост осужденного составляет 193 см, штанины и рукава белья были дошиты, удлинены.

Согласно показаниям свидетеля Г нательное белье было подшито профессиональной швеей, тканью этого же состава и цвета, выглядело опрятно и аккуратно. При получении белья Г видел, что белье подшито, расписался в ведомости о его получении, возражений относительно размера белья не высказывал, выдать другое белье не просил.

Ведомостью № 1 от 29 марта 2022 года подтверждается, что нательное белье было получено Г, каких-либо претензий к его качеству, размеру осужденным не указано. В судебном заседании суда первой инстанции административный истец подтвердил, что белье им использовалось по назначению, носка в пределах установленного срока осуществлялась без каких-либо ограничений.

При таких обстоятельствах обязанность ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по предоставлению вещевого довольствия исполнена.

Г не представил каких-либо убедительных доводов о том, что представленное ему нательное белье нарушало его права и законные интересы.

В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Доводы жалобы об обратном безосновательны, ввиду чего во внимание не принимаются.

Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, установлены и проверены с достаточной полнотой все обстоятельства по административному делу, исследованы представленные доказательства, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, не допущено.

При установленных по делу обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Барнаула от 15 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи