ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3235-2019 от 12.02.2020 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Мильшин С.А.

№ 33а-399-2020

№ 2а-3235-2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

12 февраля 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

Науменко Н.А.

ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области о ликвидации Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния»

по апелляционной жалобе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области на решение Первомайского районного суда г. Мурманска от 30 октября 2019 г., которым постановлено:

«административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Благотворительному фонду помощи животным «Дворянская губерния» о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Науменко Н.А., объяснения представителей Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области ФИО4 и ФИО5, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

у с т а н о в и л а:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области обратилось в суд с иском к Благотворительному фонду помощи животным «Дворянская губерния» (далее – БФПЖ «Дворянская губерния», Фонд) о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований указано, что 24 сентября 2015 г. Управлением зарегистрирован Благотворительный фонд помощи животным «Дворянская губерния».

В адрес Фонда неоднократно были вынесены предупреждения о нарушении законодательства Российской Федерации в связи с не представлением с 2015 года в нарушение статьи 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и статьи 32 Федеральногозакона «О некоммерческих организациях» отчетов о своей деятельности, в том числе сведений о финансово-хозяйственной деятельности, ее содержании и результатах, в орган, принявший решение о его регистрации.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области установлено, что исполнительный орган Благотворительного фонда по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, не располагается.

Ссылаясь на пункт 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», административный истец просил суд ликвидировать Благотворительный фонд помощи животным «Дворянская губерния» и исключить сведения о данной некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц, взыскать с административного ответчика государственную пошлину.

Определением от 30 сентября 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены учредители Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния» ФИО6 и ФИО7

В судебном заседании представители административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области ФИО5 и ФИО8 заявленные требования поддержали.

Представитель административного ответчика Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния» ФИО9 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель административного ответчика Благотворительный фонд помощи животным «Дворянская губерния» ФИО6, являющаяся также учредителем Фонда и привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска.

Заинтересованное лицо ФИО7 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области ФИО10, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы приводит обстоятельства, явившиеся основаниями для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Ссылаясь на пункты 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», полагает несостоятельной ссылку суда на то, что указанные административным истцом нарушения не носят грубый или неустранимый характер, не повлекли за собой каких-либо существенных последствий.

Обращает внимание, что БФПЖ «Дворянская губерния» на протяжении 4-х лет с момента государственной регистрации не публиковал отчеты об использовании своего имущества. В представленных в Управление заявлениях от 6 июня 2018 г. о размещении отчетности на странице социальной сети за 2016 и 2017 гг. содержится недостоверная информация.

Указывает, что представленная информация с заголовком «отчет о благотворительной деятельности за 2016, 2017 гг.» не соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к отчету о благотворительной деятельности, следовательно, не может рассматриваться в качестве исполненной обязанности по сдаче отчетности.

Ссылается на то, что 5 сентября 2019 г. в адрес Управления поступило постановление об окончании исполнительного производство в отношении Фонда в связи с невозможностью установить местонахождение имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях. Полагает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Фондом на протяжении 4-х лет ежегодный обязательный аудит не проводился. Отмечает, что в судебном заседании 30 октября 2019 г. указанное обстоятельство было подтверждено объяснениями представителя БФПЖ «Дворянская губерния» ФИО9 и заинтересованного лица ФИО6

Отмечает, что до настоящего времени сведения о достоверном адресе места нахождения юридического лица в Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области не представлены, неоднократные требования уполномоченного органа в данной части ответчиком надлежащим образом не исполнены. В связи с бездействием Фонда, в нарушение требований подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ, а кроме того и в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления содержатся недостоверные сведения в отношении юридического адреса БФПЖ «Дворянская губерния», которые будут предоставляться, в случае необходимости, в адрес третьих лиц.

Выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств по делу. Полагает, что при принятии решения суд руководствовался исключительно устными объяснениями представителей БФПЖ «Дворянская губерния», однако административным ответчиком в судебном заседании не представлены документальные подтверждения устранения нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных уполномоченным органом при осуществлении контрольных (надзорных) функций. В то время как со стороны административного истца представлены исчерпывающие доказательства, подтверждающие неоднократные и грубые нарушения БФПЖ «Дворянская губерния» законодательства Российской Федерации.

Отмечает, что судом не был принят во внимание тот факт, что с момента государственной регистрации в отношении БФПЖ «Дворянская губерния» Управлением вынесено 4 предупреждения о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации, а также составлено 4 протокола об административном правонарушении. Кроме того, постановлениями мировых судей Фонд 4 раза был признан виновным в совершении административных правонарушений. Однако каких-либо мер по устранению нарушений ответчиком принято не было, отчетность не представлена, меры реагирования Управления на допущенные нарушения законодательства БФПЖ «Дворянская губерния» не обжаловались, ходатайств о продление сроков устранения нарушений не поступало.

Ссылку суда на то, что ответчик является действующей некоммерческой организацией, полагает несостоятельной.

Отмечает, что неисполнение административным ответчиком требований законодательства делает невозможным выполнение уполномоченным органом его функций по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Ссылаясь на характер допущенных административным ответчиком нарушений, их продолжительность, непринятие мер к устранению допущенных нарушений, настаивает на том, что имеются основания для ликвидации Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния».

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель административного ответчика Благотворительный фонд помощи животным «Дворянская губерния», заинтересованные лица ФИО6, ФИО7, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

На основании части 2 статьи 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их явка не признана обязательной, о причинах неявки указанные лица суду не сообщили. Препятствий для рассмотрения административного дела не имеется.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, достаточно исследовал их и к установленным правоотношениям применил надлежащий закон.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Пунктами 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме социальных, благотворительных и иных фондов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

- финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

- персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

- составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

- содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

- нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Согласно пунктам 3-3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.

Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

В силу подпункта «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» утверждены формы отчетности о деятельности некоммерческих организаций.

В соответствии с указанным Приказом некоммерческие организации предоставляют в уполномоченный орган отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам ОН0001 и ОН0002 или сообщение о продолжении деятельности.

До 16 сентября 2018 г. действовал приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчётности некоммерческих организаций», содержащий аналогичные положения и формы отчетности для некоммерческих организаций.

В соответствии с указанным Приказом некоммерческие организации предоставляют в уполномоченный орган отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам ОН0001 и ОН0002 или сообщение о продолжении деятельности.

Приведенные нормы законов и иных нормативно-правовых документов призваны обеспечивать прозрачность (открытость) и публичность деятельности некоммерческих организаций, соблюдение право граждан, в том числе право на достоверную информацию о деятельности организации.

Пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» законодателем определены последствия неоднократного непредставления некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей. Указанное может служить основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Уполномоченным органом по контролю за деятельностью некоммерческих организаций на территории Мурманской области является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области (далее – Управление) 16 сентября 2015 г. принято решение о государственной регистрации некоммерческой организации Благотворительный фонд помощи животным «Дворянская губерния» (т 1 л.д. 24).

24 сентября 2015 г. Управлением зарегистрирован Благотворительный фонд за основным государственным регистрационным номером * (т. 1 л.д. 25).

Запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 24 сентября 2015 г. (т. 1 л.д. 19-23).

Судом также установлено, что 30 сентября 2015 г., а затем 16 марта 2016 г. уполномоченному лицу Благотворительного фонда вручена памятка о необходимости предоставления ежегодной отчетности в установленный законодательством срок (т. 1 л.д. 38, 39).

6 июня 2018 г. в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области поступили отчеты о благотворительной деятельности в 2016, 2017 гг. (т. 1 л.д. 72,73).

По результатам рассмотрения отчетов Управлением установлено, что в нарушении пункта 2 статьи 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» представленные отчеты не содержат сведений о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающих соблюдение требований указанного Федерального закона по пользованию имущества и расходованию средств благотворительной организации.

Кроме того, информация, представленная в отчете за 2017 г., содержит недостоверные сведения о проведенных публичных мероприятиях.

Так, согласно отчету, 27 мая 2017 г. Фондом был проведен митинг. Однако согласно информации, имеющейся у административного истца, 27 мая 2017 г. мероприятие, целью которого была профилактика жестокого обращения с бездомными и домашними животными, популяризация соблюдения законодательства содержания владельческих животных, проводилось группой граждан, а не Благотворительным фондом помощи животным «Дворянская губерния». Иных мероприятий, согласованных с органами власти, 27 мая 2017 г. на территории Мурманской области не проводилось.

Также согласно отчету 17 сентября 2017 г. Фондом был проведен митинг в поддержку Всероссийской акции «Закон нужен сейчас», однако данное мероприятие также проводилось группой граждан, а не Благотворительным фондом помощи животным «Дворянская губерния». Иных мероприятий, согласованных с органами власти, 17 сентября 2017 г. на территории Мурманской области не проводилось.

Согласно заявлениям за 2016 и 2017 гг. указанная информация размещена по электронному адресу https://vk.com/bfpzh_dg, вместе с тем, при мониторинге указанной ссылки на электронный ресурс установлено, что указанная информация не достоверна, отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган, на указанном Интернет-ресурсе не размещен (т.1 л.д. 42-43).

Более того, за непредставление отчетности о благотворительной деятельности за 2015 г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в отношении Фонда 26 апреля 2016 г. составлен протокол об административных правонарушениях (т.1 л.д.99-102).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Первомайского судебного района г. Мурманска от 4 июня 2016 г. Благотворительный фонд привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде предупреждения (т. 1 л.д. 103-104).

26 июля 2016 г. в связи с невыполнением требований закона в адрес административного ответчика вынесены предупреждения о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации с требованием о предоставлении в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области отчетности о благотворительной деятельности за 2015 г. (т. 1 л.д. 46-49).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Первомайского судебного района города Мурманска от 14 ноября 2016 г. Благотворительный фонд помощи животным «Дворянская губерния» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Штраф оплачен частично 28 марта 2017 г. в размере 2050 рублей (т. 1 л.д. 111-113).

Благотворительным фондом помощи животным «Дворянская губерния» не представлен в Управление до настоящего времени отчет о благотворительной деятельности за 2015 г.

19 апреля 2017 г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в отношении Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния» вынесено предупреждение о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации (т. 1 л.д. 52-56).

В ответ на указанное требование административным ответчиком в адрес Управления представлен отчет о благотворительной деятельности за 2016 год.

7 июня 2018 г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в отношении Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния» за нарушение сроков представления ежегодной отчетности о благотворительной деятельности составлен протокол об административном правонарушении по ст.19.7 КоАП РФ (т. 1 л.д. 118).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Первомайского судебного района города Мурманска от 26 июня 2018 г. благотворительный фонд признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде предупреждения (т. 1 л.д. 119-121).

Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц адрес (место нахождение) Благотворительного фонда: <...> (т. 1 л.д. 19). Однако корреспонденция, направленная в адрес Фонда, возвращается Управлению с отметкой отделения почтовой связи «истек срок хранения».

На основании акта выезда комиссии Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области от 12 июля 2018 г. исполнительный орган Благотворительного фонда по вышеуказанному адресу не располагался (т. 1 л.д. 78).

3 июля 2018 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в адрес Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния» вынесено предупреждение с требованием устранить в срок до 1 октября 2018 г. нарушения законодательства Российской Федерации, а именно: представить информацию об осуществлении деятельности по формированию имущества, изысканию финансовых средств, о реализации программ благотворительной деятельности, информацию об опубликовании в средствах массовой информации или размещении в сети Интернет сообщений о продолжении деятельности в 2016 г. и 2017 г. в объеме сведений, предоставляемых в уполномоченных орган, со ссылкой на электронный ресурс или средство массовой информации; отчет о благотворительной деятельности за 2015 г., пакет документов для внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ в части сведений об адресе (месте нахождения) некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с юридическим лицом (л.д. 57-62).

В связи с неустранением нарушений законодательства 2 октября 2018 г. в отношении Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (т. 1 л.д. 86-92).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Первомайского судебного района города Мурманска от 1 ноября 2018 г. Благотворительный фонд помощи животным «Дворянская губерния» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Однако нарушения не устранены до настоящего времени, штраф не оплачен (л.д. 93-96).

17 января 2019 г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в адрес Фонда вновь было вынесено предупреждение, с требованием устранить в срок до 19 февраля 2019 г. нарушения законодательства. До настоящего времени требование не исполнено (т. 1 д.д. 66-71).

Разрешая заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил представленные сторонами по административному делу доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащим образом применил нормы права, регулирующие спорные правоотношения, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для отмены постановленного решения.

Согласно подпункту 3 пункта 3 части 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 постановления от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснил, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, такая мера как ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции, руководствуясь правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 27 декабря 2016 г. № 64, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.

В данном случае, нарушений в деятельности Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния» обязательных требований, установленных законом, которые носили бы грубый характер, являясь неустранимыми, либо повлекли неустранимые последствий для общества и государства, судом установлено не было.

Собранными по делу доказательствами подтверждены доводы стороны административного истца о допущенных некоммерческой организацией нарушениях законодательства. Данные обстоятельства стороной административного ответчика не оспорены.

Между тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований о ликвидации Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния», суд правомерно принял во внимание тот факт, что деятельность некоммерческой организации фактически не прекращалась на протяжении всего заявленного административным истцом периода времени, что подтверждается представленными доказательствами.

Как установлено судом первой инстанции, Благотворительный фонд представлял отчеты о благотворительной деятельности за 2016 и 2017 гг., а также в настоящее время фактически осуществляет деятельность, отвечающую уставным целям деятельности организации. В частности, фондом принимаются меры к устройству животных, оказывается помощь гражданам в составлении и направлении в правоохранительные органы заявлений по фактам жестокого обращения с животными, ведется деятельность, направленная на внесение изменений в закон Мурманской области «О содержании животных».

Проанализировав установленные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу, что привлечение Фонда к административной ответственности является адекватной и достаточной мерой реагирования на нарушение юридическим лицом требований закона.

Допущенные некоммерческой организацией нарушения носят устранимый характер, а их неоднократность сама по себе не позволяет считать их исключительными и столь существенными, достаточными для ликвидации юридического лица в качестве единственной меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц, принимая во внимание юридический статус и уставные цели создания и деятельности Благотворительного фонда, учитывая социальную значимость деятельности организации.

Кроме того, в качестве обстоятельства, свидетельствующего о нарушении ответчиком действующего законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, истец ссылался на отсутствие Фонда по юридическому адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.

Обсуждая правомерность указанных доводов, судебная коллегия исходит из того, что в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации; наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.

В силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом, содержатся в едином государственном реестре юридических лиц.

На основании пунктов 7, 10 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Из материалов дела усматривается, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, место нахождение Фонда: № 1.

Вместе с тем, судом также с достоверностью установлено, что в указанный период Фонд представлял в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области заявление о направлении корреспонденции по иному адресу: № 2.

Оценив изложенные обстоятельства, представленные сторонами доказательства, суд обоснованно указал на наличие в деятельности Благотворительного фонда помощи животным «Дворянская губерния» определенных нарушений обязательных требований, установленных законом, выразившихся в непредставлении в регистрирующий орган в установленной форме необходимых сведений о месте нахождения (изменении места нахождения) некоммерческой организации, неполучении в связи с этим направляемой истцом в адрес ответчика корреспонденции.

Однако при этом суд верно принял во внимание тот факт, что в настоящее время ответчиком безвозмездно используется нежилое помещение для размещения зоогостиницы, расположенное по адресу: № 1.

Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым отметить, что административный ответчик не освобождается от обязанности исполнять требования статьи 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и пунктов 7, 10 статьи 7 Федерального закона, статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и нарушение указанных обязанностей в будущем может служить основанием для обращения Управления в суд с соответствующим иском.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что неисполнение административным ответчиком требований законодательства о предоставлении отчетности о деятельности организаций делает невозможным выполнение уполномоченным органом его функций по федеральному государственному надзору, поводом к отмене постановленного решения не является, поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения в рамках рассматриваемого административного дела.

Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверялись судом, получили правильную оценку в решении и по существу сводятся к переоценке выводов суда, к чему оснований не имеется.

В целом доводы жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить поводом для отмены решения суда.

Нарушений норм процессуального права судом при разрешении данного дела не допущено.

При таком положении судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для его отмены, в том числе по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Первомайского районного суда г. Мурманска от 30 октября 2019 г.оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: