КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Медведева Е.Ю. Дело №2а-3276/2021
№33а-3084/2022
УИД39RS0004-01-2021-005137-71
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июля 2022 года г.Калининград
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Поникаровской Н.В.
судей Теплинской Т.В., Харитоненко Н.О.
при помощнике судьи Журавлевой М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе МИ ФНС №8 по г.Калининграду на решение Московского районного суда г.Калининграда от 22 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Теплинской Т.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России № 7 по Калининградской области обратилась в суд с административным иском к Керимову Э.Б., указав, что ответчик зарегистрирован в качестве адвоката и в силу закона является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет ПФ РФ. Ссылаясь на то, что обязанность по уплате указанных страховых взносов за 2017 года им была исполнена несвоевременно, ему была начислена пени в сумме 4 857,76 рублей и направлено требование № от 11.09.2020 об уплате недоимки по пени, которое в установленный срок не было исполнено. В этой связи налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа. Мировым судьей 12.02.2021 был вынесен судебный приказ о взыскании с Керимова Э.Б. указанной суммы пени, который в связи с поступлением возражений 09.03.2021 был отменен.
С учетом изложенного, истец просил взыскать с Керимова Э.Б. недоимку по пени за период с 10.01.2018 по 10.09.2020 в размере 4 857,76 рублей.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена МИ ФНС №8 по г.Калининграду.
Рассмотрев дело, суд постановил решение, которым исковые требования Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе МИ ФНС №8 по г.Калининграду просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Указывает, что инспекция не уполномочена выносить решения о возврате страховых взносов, уплаченных за периоды до 01.01.2017 и самостоятельно осуществлять возврат без решения ПФ РФ. Также отсутствует техническая возможность осуществления зачетов страховых взносов ПФ РФ между счетами по КБК до 01.01.2017 и после 01.01.2017. Кроме того, судом не дана оценка тому обстоятельству, что ранее уплаченные суммы были возвращен ответчику из бюджета, в связи с чем не имеется оснований полагать, что обязанность по уплате страховых взносов за 2020 год была исполнена своевременно. Также указывает, что заявление на уточнение спорного платежа в МИ ФНС №8 от ответчика не поступало.
На апелляционную жалобу Керимовым Э.Б. принесены письменные возражения, в которых выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 7 по Калининградской области, Межрайонной ИФНС России № 8 по Калининградской области, Керимов Э.Б. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, заявлений об отложении судебного заседания не поступало, с учетом положений статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия определила возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Керимов Э.Б. имеет статус адвоката и в силу норм действующего законодательства является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год составил 23 400 рублей.
В соответствии со ст.432 НК РФ сумма страховых взносов за расчетный период должна быть уплачена не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
С 1 января 2017 года полномочия по администрированию платежей по уплате страховых взносов переданы из ПФ РФ в ФНС РФ и вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов с указанной даты регулируются гл.34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно представленному ответчиком чеку-ордеру от 12.12.2017 Керимов Э.Б. произвел оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 23 400 рублей, при этом в связи с неверным указанием в платежном документе кода бюджетной классификации эти денежные средства были учтены, как платеж за расчетный период, истекший до 01.01.2017, администратором которых является ПФ РФ.
В тоже время, в платежном документе был указан период, за который уплачиваются взносы, а именно 2017 год и указан получатель платежа МРИ ФНС №10 по Калининградской области, однако налоговым органом, как уполномоченным по администрированию платежей по уплате страховых взносов после 01.01.2017, каких-либо действий по уточнению поступивших от ответчика денежных средств предпринято не было.
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
В силу приведенной ранее статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетной классификацией является группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней.
С учетом того, что налоговое законодательство не относит указание кода бюджетной классификации к обязательным реквизитам, свидетельствующим об уплате или неуплате того или иного налога, неправильное указание кода бюджетной классификации в платежном поручении не является основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной.
В соответствии с ч.7 ст.45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.
На основании заявления об уточнении платежа налогоплательщика налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.
При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Федеральная налоговая службы и Пенсионный Фонд Российской Федерации в рамках организации работы по передаче налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов в письме N ЗН-4-22/10626а/ N НП-30-26/8158 от 06.06.2017 разъяснили порядок взаимодействия в случае обнаружения плательщиками ошибок при заполнении расчетных документов по уплате страховых взносов и необходимости уточнения в них реквизитов.
Установив, что ответчиком были предприняты меры к исправлению допущенной ошибки путем обращения в Межрайонную ИФНС России №10, в которой он состоял на учете на момент оплаты страховых взносов, с заявлением об уточнении кода бюджетной классификации и зачислении спорного платежа в уплату страховых взносов за 2017 год, что подтверждается имеющимся в материалах дела письмом от 15.09.2020, в результате чего ответчику 11.12.2020 был осуществлен возврат указанной суммы, а 12.12.2020 эта сумма была зачтена в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика пени, поскольку денежные средства в виде страховых взносов в бюджет своевременно поступили, и потерь государственная казна не понесла.
Само по себе неверное указание КБК при наличии иных правильных данных, позволяющих идентифицировать платеж, при реальном поступлении страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда не может считаться неуплатой страховых взносов. Каких-либо недобросовестных действий со стороны Керимова Э.Б. не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено, в связи с чем решение суда является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Московского районного суда г.Калининграда от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: