ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-329/20 от 28.10.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS0006-01-2020-000262-50

Дело № 2а-329/2020, № 33а-3706/2020 судья – Некрасов Р.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 октября 2020 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Васильевой Т.Н.и Пержуковой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Османовой Т.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Пержуковой Л.В.

административное дело по апелляционной жалобе Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области на решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 27.05.2020 по административному делу по административному исковому заявлению Вышневолоцкого межрайонного прокурора в защиту интересов Колосовой О.И. к Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду, и приспособлению данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида, возложении обязанности по организации работ по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду, и приспособлению данного жилого помещения общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида, которым постановлено:

«административный иск Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданный в защиту интересов Колосовой О.И., к Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду и приспособления данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме и возложении обязанности по организации работ по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду и приспособлению данного жилого помещения общего имущества в многоквартирном доме удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Вышневолоцкого городского округа, выразившееся в непринятии мер по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду Колосовой О.И. и приспособлению данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в целях устранения выявленного при осмотре 15 октября 2018 г. несоответствия указанного жилого помещения требованиям подп. «а», «б», «г» п.25, подп. «а», «б», «в» п.26, п.27, п.28, подп. «а», «в», «д», «е», «з» п. 29, п.34, п.35, п.37 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016г. № 649.

Обязать администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать выполнение работ по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду Колосовой О.И. и приспособлению данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в целях устранения выявленного при осмотре 15 октября 2018 г. несоответствия указанного жилого помещения требованиям подп. «а», «б», «г» п.25, подп. «а», «б», «в» п.26, п.27, п.28, подп. «а», «в», «д», «е», «з» п. 29, п.34, п.35, п.37 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016г. № 649.

В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.».

Судебная коллегия

установила:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор, действуя в защиту прав Колосовой О.И., обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Вышневолоцкого городского округа о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии мер по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду Колосовой О.И., приспособлению данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> с учетом потребностей инвалида в целях устранения выявленного при осмотре 15.10.2018 несоответствия указанного жилого помещения требованиям пунктов 25, 26, 27, 28, 29, 34, 35, 37 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 (далее – Правила № 649); возложении на административного ответчика обязанностей в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда организовать выполнение работ по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду Колосовой О.И., приспособлению данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в целях устранения выявленного при осмотре 15.10.2018 несоответствия указанного жилого помещения требованиям пунктов 25, 26, 27, 28, 29, 34, 35, 37 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649.

В обоснование требований указано, что Колосовой О.И. на праве общей долевой собственности (доля в праве – 3/4) принадлежит жилое помещение (квартира) по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное на первом этаже многоквартирного дома.

С Колосовой О.И. в указанном жилом помещении проживает инвалид <данные изъяты> группы ФИО1

Колосова О.И. и ФИО1 неоднократно обращались в Администрацию пос. Борисовский Вышневолоцкого района по вопросу обеспечения условий доступности для инвалидов в занимаемом ими жилом помещении и общем имуществе многоквартирного дома.

15.10.2018 комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов при администрации Борисовского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области проведено обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, по результатам которого составлен акт от 15.10.2018 о несоответствии указанного жилого помещения инвалида требованиям п.п. 25, 26, 27, 28, 29, 34, 35, 37 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649, сделаны выводы о необходимости приспособления жилого помещения и общего имущества жилого помещения с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности, наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида, а также установлен перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида с учетом его потребностей, а именно: обустройство крыльца, лестницы крыльца, пандуса крыльца, навеса крыльца, двери для входа в дом, внутриквартирных дверей и дверных коробок, санитарного узла.

22.01.2019 комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов вынесено заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме по указанному выше адресу с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Постановлением главы Администрации Борисовского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области от 01.07.2019 утвержден план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на 2019 год.

Постановлением главы Администрации Борисовского сельского поселения от 01.07.2019 утверждена муниципальная программа «Обеспечение социальной поддержки инвалидов на 2019-2021 годы», предусматривающая выполнение мероприятий, направленных на приспособление жилых помещений инвалидов с учетом их потребностей. Согласно приложению к муниципальной программе «Обеспечение социальной поддержки инвалидов на 2019-2021 годы» объем её финансирования на выполнение программных мероприятий в 2019 году составляет 310 тыс. руб.

По состоянию на 20.01.2020 работы по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду Колосовой О.И., и приспособлению данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в целях устранения выявленных при осмотре 15.10.2018 несоответствий указанного жилого помещения требованиям п.п. 25, 26, 27, 28, 29, 34, 35, 37 Правил не проведены, что нарушает права проживающей в нем Колосовой О.И.

Определением суда от 03.03.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство социальной защиты населения Тверской области.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Дмитриева Ю.В. административный иск поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Административный истец Колосова О.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания была извещена надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области Голубева Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. В переданных суду письменных возражениях указала, что ни акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалидов от 15.10.2018, ни постановление Администрации Борисовского сельского поселения от 01.07.2019 не содержат перечня мероприятий, указанных в п. 14 Правил.

К тому же согласно п. 3 указанных Правил координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов обеспечивает в отношении иных жилых помещений инвалидов орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, каковым Постановлением Правительства Тверской области от 31.12.2017 № 516-пп «Об уполномоченном органе, обеспечивающем координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» определено Министерство социальной защиты населения Тверской области.

Прокурор ссылается на нарушение административным ответчиком ч. 2 ст. 179, ч. 2 ст. 83 БК РФ, а именно, на невнесение соответствующих изменений в решение о бюджете муниципального образования «Борисовское сельское поселение» Вышневолоцкого района Тверской области на 2019 год.

Между тем, у Администрации Вышневолоцкого городского округа отсутствовали полномочия по внесению каких-либо изменений в решение о бюджете и исполнению бюджета муниципального образования «Борисовское сельское поселение» Вышневолоцкого района Тверской области в 2019 году, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 17 Закона Тверской области от 02.04.2019 № 13-ЗО «О преобразовании муниципальных образований Тверской области путем объединения поселений, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Вышневолоцкий район» с городским округом город Вышний Волочек Тверской области и внесении изменений в отдельные законы Тверской области» полномочия, связанные с исполнением бюджетов муниципальных образований, утративших статус, до 01.01.2020 осуществляли администрации преобразуемых поселений по соответствующему муниципальному образованию.

Представитель заинтересованного лица Министерства социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, письменно просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

В отзыве на административный иск указал, что в акте от 15.10.2018 содержатся мероприятия по приспособлению жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалидов, с четким указанием на подпункты и пункты Правил № 649.

В соответствии с Правилами № 649 комиссией вынесено заключение от 22.01.2019 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечений условий их доступности для инвалида.

Постановлением главы Администрации Борисовского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области от 01.07.2019 утвержден план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на 2019 год.

При этом Министерство полагает, что Колосова О.И. преследует другую цель в отношении своего жилого помещения, а именно не ремонт, а предоставление ей нового жилого помещения.

В судебное заседание заинтересованное лицо Колосов С.И. не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Судом принято решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе Администрацией Вышневолоцкого городского округа Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения, противоположного содержания.

В её обоснование жалобы приведены доводы по своему содержанию, аналогичные ранее поданным возражениям на иск.

Кроме того, указано, что перечень муниципальных программ муниципального образования Вышневолоцкого городского округа Тверской области, утвержденный постановлением Главы города Вышний Волочек от 25.11.2019 , не содержит муниципальной программы, направленной на обеспечение социальной поддержки инвалидов, в части приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Автор жалобы считает, что при принятии решения судом не учтено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не является муниципальной собственностью муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области, а находится в долевой собственности Колосовой О.И. и Колосова С.И.

Решение суда не содержит указание на закон, устанавливающий обязанность органа местного самоуправления - Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области за счет средств бюджета муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области организовывать выполнение всех работ по обеспечению доступности жилого помещения.

Старшим помощником Вышневолоцкого межрайонного прокурора поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых указано, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Согласно п. 2 Правил № 649 данные Правила применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения, что учтено судом при принятии решения.

Выводы суда о том, что административный ответчик является правопреемником Администрации Борисовского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области вопреки доводам апелляционной жалобы основаны на Законе Тверской области от 02.04.2019 № 13-30 «О преобразовании муниципальных образований Тверской области путем объединения поселений, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Вышневолоцкий район», с городским округом город Вышний Волочек Тверской области и внесении изменений в отдельные законы Тверской области», которым преобразованы муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории муниципального образования Тверской области «Вышневолоцкий район», в том числе Борисовское сельское поселение, путем их объединения с городским округом город Вышний Волочек Тверской области.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор против удовлетворения жалобы возражал по доводам, указанным в поданных на неё возражениях.

Представитель административного ответчика Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что поддерживает апелляционную жалобу и письменные объяснения, поступившие после ознакомления с возражениями прокурора на апелляционную жалобу. В объяснениях помимо доводов, изложенных в возражениях на иск и в апелляционной жалобе, указано, финансирование минимального и оптимального перечней мероприятий осуществляется за счет соответствующих средств бюджета в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В решениях о бюджете Совета депутатов Борисовского сельского поселения, Думы Вышневолоцкого городского округа не было предусмотрено финансирование минимального и оптимального перечней мероприятий в рамках муниципальных программ, направленных на обеспечение социальной поддержки инвалидов. К вопросам местного значения городского округа вопросы участия органов местного самоуправления в осуществлении социальной поддержки инвалидов, в том числе за счет средств муниципального образования не отнесены.

Остальные участвующие в деле лица, их представители в судебное заседание не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрении дела надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

При таких обстоятельствах судебная коллегия в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступившие на неё возражения, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Материалами дела подтверждено, что Колосова О.И., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, являющаяся с ДД.ММ.ГГГГ инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.

Указанное жилое помещение (квартира) принадлежит Колосовой О.И. на праве общей долевой собственности (доля в праве – 3/4).

По данным ЕГРН и кадастрового паспорта данной квартиры, расположенной на первом этаже двухквартирного одноэтажного дома, её площадь составляет <данные изъяты> кв.м.

Материалами дела подтверждено, что Колосовой О.И. выдана ИПРА инвалида к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от ДД.ММ.ГГГГ бессрочно (т. 1 л.д. 37-38).

Согласно п. 16 ИПРА Колосова О.И. имеет ограничение способности к самообслуживанию, степень ограничения – 3; ограничение способности к передвижению, степень ограничения – 3; ограничение способности к трудовой деятельности, степень ограничения – 3.

Конституция Российской Федерации (статья7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181), согласно которому её целью является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (пункты 2, 6, 8 статья 2).

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В соответствии с абзацем 8 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

В силу пункта 2 статьи 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов устанавливают Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учётом потребностей инвалидов».

В соответствии с пунктом 2 Правил № 649 доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Из положений пункта 3 Правил № 649 следует, что координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в отношении жилых помещений инвалидов, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Тверской области от 31.12.2017 № 516-пп «Об уполномоченном органе, обеспечивающем координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» таковым органом определено Министерство социальной защиты населения Тверской области.

В соответствии с пунктом 11 Положения о Министерстве социальной защиты населения Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 N 71-пп, одной из основных задач Министерства является обеспечение организации и координации мер по созданию и устойчивому развитию доступной для инвалидов среды и равных возможностей.

Приказом Министерства социальной защиты населения Тверской области от 22.03.2018 № 54-нп утверждено Положение о порядке образования и работы муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории муниципальных образований Тверской области.

Материалами дела подтверждено, что на основании Правил № 649 и указанного Положения созданная постановлением главы Администрации Борисовского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области от 25.07.2018 комиссия на территории Борисовского сельского поселения Вышневолоцкого района по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (далее – муниципальная комиссия) 15.10.2018 провела обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, по результатам которого составлен акт о несоответствии указанного жилого помещения инвалида требованиям пунктов 25-29, 34, 35, 37 Правил № 649, наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида.

Кроме того, данным актом был определен перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а именно: обустройство крыльца в соответствии с п.п. «а», «б», «г» п. 25 Правил № 649, обустройство лестницы в соответствии с п.п. «а», «б», «в» п. 26 Правил № 649, обустройство пандуса крыльца в соответствии с п. 27 Правил № 649, обустройство навеса крыльца в соответствии с п. 28 Правил № 649, обустройство двери для входа в многоквартирный дом в соответствии с п.п. «а», «в», «д», «е» и «з» п. 29 Правил № 649, приведение в соответствие с п. 34 Правил № 649 входных, внутренних квартирных дверей, приведение в соответствие с п. 35 Правил № 649 дверных коробок входных дверей, обустройство санузла в соответствии с п.п. «а» п. 37 Правил № 649.

Указанные мероприятия вопреки доводам жалобы в соответствии с п.п. «а» и «б» п. 14 Правил № 649 относятся к минимальному перечню мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов (в результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил); и оптимальному перечню мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов (в результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил).

22.01.2019 уполномоченной на то муниципальной комиссией в порядке, предусмотренном Правилами № 649, вынесено заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (т. 1 л.д. 89-91).

Постановлением главы Администрации Борисовского сельского поселения от 01.07.2019 был утвержден план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на 2019 год (т. 1 л.д. 117).

Согласно данному плану запланирована организация выполнения работ по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирном доме, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, срок исполнения данного мероприятия – в течение года, ответственный исполнитель – Администрация Борисовского сельского поселения.

Данный план реализован не был, что не оспаривалось участвующими в деле лицами.

Для правильного разрешения настоящего спора суду надлежало установить, соответствует ли указанное прокурором бездействие, допущенное административным ответчиком, закону и нарушает ли оно права административного истца. При этом для признания оспариваемого бездействия незаконным необходима одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого бездействия требованиям закона и нарушение оспариваемым бездействием прав Колосовой О.И., в защиту которых предъявлен административный иск.

Судом установлено и не оспаривалось участвующими в деле лицами, что выполнение работ по приспособлению жилого помещения инвалида Колосовой О.И. и общего имущества в многоквартирном доме, в котором она проживает, не организовано до настоящего времени, что свидетельствует о нарушении её права на обеспечение условий доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с её потребностями как инвалида.

Согласно статье 1 Закона Тверской области от 02.04.2019 N 13-ЗО "О преобразовании муниципальных образований Тверской области путем объединения поселений, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области "Вышневолоцкий район", с городским округом город Вышний Волочек Тверской области и внесении изменений в отдельные законы Тверской области" муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории муниципального образования Тверской области "Вышневолоцкий район", в том числе Борисовское сельское поселение преобразованы путем их объединения с городским округом город Вышний Волочек Тверской области.

Из пункта 4 статьи 1 Устава Вышневолоцкого городского округа Тверской области, принятого решением Думы Вышневолоцкого городского округа от 28.11.2019 , следует, что органы местного самоуправления Вышневолоцкого городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Борисовского сельского поселения.

Таким образом, органом местного самоуправления, к компетенции которого отнесено создание условий для осуществления Колосовой О.И. права на жилище, в том числе, обеспечение ей как инвалиду доступности принадлежащего ей жилого посещения и общего имущества многоквартирного дома, в котором оно расположено, в настоящее время является Администрация Вышневолоцкого городского округа Тверской области, и ею допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего Колосовой О.И. и приспособлению данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> с учетом потребностей инвалида, поскольку данные жилое помещение и общее имущество многоквартирного дома не соответствуют требованиям п.п. «а», «б», «г» п. 25, п.п. «а», «б», «в» п. 26, п. 27, п. 28, п.п. «а», «в», «д», «е» и «з» п. 29, п. 34, п. 35 и п.п. «а» п. 37 Правил № 649.

Доказательств обратного суду не представлено.

В абзаце 3 пункта 3 Определения от 13.05.2010N689-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа "Город Зеленогорск" Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Конституционный Суд РФ указал, что финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, пункт"ж" части1 статьи72, статья133 Конституции Российской Федерации, часть2 статьи18 Федерального закона от 06.10.2003N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, частьтретья статьи15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Отсутствие муниципальной программы муниципального образования Вышневолоцкого городского округа Тверской области, направленной на обеспечение социальной поддержки инвалидов, в части приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида не опровергает выводов суда об имеющемся незаконном бездействии административного ответчика.

Апелляционная жалоба по своей сути повторяет доводы административного ответчика, приводимые им в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, которые были предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, основаны на переоценке собранных по делу доказательств и неправильном применении и толковании норм действующего законодательства, что не может послужить основанием для отмены принятого судом решения.

Судом все обстоятельства дела были проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.

С учетом изложенного апелляционная жалоба Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 27.05.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи