ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-32/2022 от 15.06.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS0019-01-2021-000117-06

Дело №2а-32/2022, 33а-2082/2022 судья Москалев Ю.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Тверь 15 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе:

председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Васильевой Т.Н. и Иванова Д.А.

при секретаре Антоновой П.Э.

по докладу судьи Иванова Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Максатихинского района Тверской области об оспаривании бездействия администрации Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области, выразившегося в непринятии в муниципальную собственность насосной станции,

по апелляционной жалобе администрации Максатихинского района Тверской области на решение Максатихинского межрайонного суда Тверской области от 25 февраля 2022 года об отказе в удовлетворении административного иска.

Судебная коллегия

установила:

7 апреля 2021 года администрация Максатихинского района Тверской области (далее – администрация района) подала в Максатихинский межрайонный суд Тверской области административное исковое заявление к администрации Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области (далее – администрация сельского поселения).

Из административного искового заявления следует, что в 2017 году Максатихинский район передал Заволжскому сельскому поселению насосную станцию. Администрация сельского поселения не приняла данное имущество в муниципальную собственность, нарушив требования закона и права административного истца. В качестве способа восстановления права административный истец просил суд обязать административного ответчика принять насосную станцию в муниципальную собственность в течение месяца после вступления решения суда в законную силу (т. 1 л.д. 8-10, 21).

Помимо администрации сельского поселения, к участию в деле в качестве административного ответчика был привлечён Совет депутатов Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области, который принял решение об отказе в принятии насосной станции в муниципальную собственность сельского поселения (далее – Совет депутатов сельского поселения (т. 1 л.д. 95).

Администрация сельского поселения направила письменные возражения, указала, что насосная станция обслуживает школу и детский сад, которые являются муниципальной собственностью Максатихинского района. Многоквартирный жилой дом к ней был подключен с согласия администрации района. В связи с этим основания для принятия насосной станции в муниципальную собственность сельского поселения отсутствовали. Совет депутатов сельского поселения в рамках своих полномочий принял решение об отказе в принятии насосной станции в муниципальную собственность. Данное решение было направлено административному истцу (т. 1 л.д. 25-28, 91-94).

В суде первой инстанции представитель административного истца ФИО5 поддержала административный иск. Представитель администрации сельского поселения ФИО6 возражала против его удовлетворения. Совет депутатов сельского поселения представителя в суд не направил, своего отношения к административному иску не выразил (т. 1 л.д. 164-167).

25 февраля 2022 года Максатихинский межрайонный суд Тверской области вынес решение об отказе в удовлетворении административного иска. Суд установил, что насосная станция предназначалась для обслуживания объектов, которые использовались для решения вопросов местного значения муниципального района. При разработке проекта и получении согласия административного истца на подключение многоквартирного жилого дома вопрос о передаче насосной станции в муниципальную собственность сельского поселения не ставился. Совет депутатов сельского поселения не согласился с передачей насосной станции в муниципальную собственность сельского поселения, выразив таким образом волеизъявление населения муниципального образования (т. 1 л.д. 168-171).

Администрация района подала апелляционную жалобу, просила отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению административного истца, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, пришёл к выводам, которые не соответствуют обстоятельствам административного дела, неправильно применил нормы материального и процессуального права, чем нарушил права администрации района. Судом не учтено, что насосная станция находится на территории Зареченского сельского поселения и необходима для реализации полномочий административного ответчика в сфере обеспечения водоснабжения населения. Исходя из Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении), в случае возникновения у муниципального образования права собственности на имущество, которое не предназначено для решения вопросов местного значения, указанное имущество подлежит перепрофилированию либо отчуждению (т. 1 л.д. 176-178).

Администрация сельского поселения направила письменные возражения, просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, повторив доводы, приведённые в суде первой инстанции (т. 1 л.д. 196-203).

В суде апелляционной инстанции представитель администрации района ФИО5 поддержала апелляционную жалобу. По её мнению, насосная станция не может находиться в муниципальной собственности Максатихинского района, так как находится на территории Зареченского сельского поселения и используется для водоснабжения местного населения. При таких обстоятельствах в соответствии с Законом о местном самоуправлении администрация сельского поселения обязана принять насосную станцию в муниципальную собственность Зареченского сельского поселения. Представитель администрации сельского поселения ФИО6 просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. Совет депутатов сельского поселения представителя в суд не направил, своего отношения к апелляционной жалобе не выразил.

Проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав участников судебного заседания, судебная коллегия установила, что в 2005 году по адресу: <адрес> построены здания насосной станции, Ривзаводской общеобразовательной школы и котельной. Право муниципальной собственности Максатихинского района на эти объекты зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН): на здание школы - 24 апреля 2016 года, на здание насосной станции - 30 октября 2017 года, на здание котельной – 22 октября 2021 года. Учредителем школы являлась администрация района (т. 1 л.д. 44-46, 114-119, 224-234).

В 2016 году построен многоквартирный дом по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 120-139, т. 2 л.д. 3-7).

Водоснабжение данных объектов недвижимости осуществлялось при помощи насосной станции.

9 ноября 2017 года Собрание депутатов Максатихинского района вынесло Решение №301 «Об утверждении перечня имущества муниципального образования «Максатихинский район» Тверской области, предлагаемого к безвозмездной передаче в муниципальную собственность Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области». Согласно приложению к данному Решению (п. 1) передать предлагалось здание насосной станции с оборудованием (т. 1 л.д. 13-14).

4 июня 2018 года Совет депутатов сельского поселения проголосовал против принятия насосной станции в муниципальную собственность сельского поселения. 10 ноября 2020 года Совет депутатов сельского поселения повторно рассмотрел данный вопрос и принял решение не принимать задание насосной станции в собственность Зареченского сельского поселения. 20 ноября 2020 года соответствующая выписка из протокола заседания Совета депутатов сельского поселения направлена в администрацию района (т. 1 л.д. 15-19).

В 2020 году построен детский сад по адресу<адрес> 23 ноября 2020 года в ЕГРН на здание детского сада зарегистрировано право муниципальной собственности Максатихинского района, а 27 ноября 2020 года – право оперативного управления Ривзаводской общеобразовательной школы (т. 1 л.д. 235-249). Его водоснабжение также осуществлялось при помощи насосной станции.

Эти сведения подтверждаются доказательствами, которые являются относимыми, допустимыми, достоверными, в своей совокупности и взаимосвязи достаточными для того, чтобы установить фактические обстоятельства дела.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8). В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12). Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130). Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 132).

В соответствии с Законом о местном самоуправлении к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями может закрепляться также организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 3, 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 14). К вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (п. 3, 11 ч. 1 ст. 15). Полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается (п. 3 ст. 17).

В структуру органов местного самоуправления входят представительный орган муниципального образования, местная администрация (ч. 1 ст. 34). В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (п. 5 ч. 10 ст. 35). Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 37).

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований (ч. 1 ст. 49). В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения. В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее этим требованиям, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению (п. 1 ч. 1 и ч. 5 ст. 50). Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ч. 1 и 2 ст. 51).

Согласно Уставу Максатихинского района Тверской области к вопросам местного значения Максатихинского района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Максатихинского района, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (п. 3, 10 ст. 7).

В соответствии с Уставом Зареченского сельского поселения к вопросам местного значения Зареченского сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Зареченского сельского поселения, организация в границах Зареченского сельского поселения водоснабжения населения (п. 3, 4 ст. 7). Администрация сельского поселения вправе распоряжаться объектами муниципальной собственности и совершать сделки в соответствии с порядком, утверждённым Советом депутатов сельского поселения (ч. 2 ст. 43).

Исходя из обстоятельств дела и приведённых правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял правильное решение об отказе в удовлетворении административного иска. Насосная станция находится в муниципальной собственности Максатихинского района, используется не только для решения вопросов местного значения Зареченского сельского поселения (организации водоснабжения населения), но и для решения вопросов местного значения Максатихинского района (организации общедоступного образования, создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях). Таким образом, нахождение насосной станции в муниципальной собственности Максатихинского района не противоречит ч. 5 ст. 50 Закона о местном самоуправлении и Уставу Максатихинского района.

Вопреки доводам представителя административного истца, совершение сделок с имуществом, и в частности принятие в муниципальную собственность недвижимого имущества, переданного другим муниципальным образованием, является правом муниципального образования, которому передаётся недвижимое имущество. Законом о местном самоуправлении не предусмотрена обязанность принимать такое имущество. Напротив, данный закон и Конституция Российской Федерации устанавливают, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы, связанные с муниципальной собственностью. Решение Собрания депутатов Максатихинского района о передаче собственности не является обязательным для Зареченского сельского поселения. Органы местного самоуправления данного муниципального образования не находятся в подчинении органов местного самоуправления Максатихинского района и являются самостоятельными.

В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Закона о местном самоуправлении и ч. 2 ст. 43 Устава Зареченского сельского поселения вопрос принятия насосной станции в муниципальную собственность сельского поселения относится к компетенции Совета депутатов сельского поселения, а не администрации сельского поселения. Совет депутатов сельского поселения решил этот вопрос отрицательно, поэтому у администрации сельского поселения не имеется полномочий по принятию насосной станции в муниципальную собственность сельского поселения. Решение Совета депутатов сельского поселения административным истцом не оспаривается.

Таким образом, судом первой инстанции полно и верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, не допущено нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену принятого решения.

Руководствуясь ст. 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Максатихинского межрайонного суда Тверской области от 25 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Максатихинского района Тверской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи