ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-32/2023 от 13.07.2023 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

Судья суда 1 инстанции Дело № 33а-135/2023

Скороходова Е.Ю. № 2а-32/2023

УИД 87RS0004-01-2023-000009-28

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Анадырь 13 июля 2023 года

Судебная коллегия по административным делам суда Чукотского автономного округа в составе

председательствующего Зиновьева А.С.,

судей Новиковой Е.С., Малова Д.В.,

при помощнике судьи Федотовой И.А.,

с участием прокурора Талаевой О.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению помощника прокурора Билибинского района Буркута Я.В. и дополнительному апелляционному представлению прокурора Билибинского района на решение Билибинского районного суда от 3 марта 2023 года, которым постановлено:

«Отказать прокурору Билибинского района Чукотского автономного округа в удовлетворении заявленных требований, поданных в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район (ИНН 8703001436) о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, выразившегося в неразработке технического задания на разработку инвестиционной программы г.п. Билибино; о возложении обязанности разработать техническое задание на разработку инвестиционной программы в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу».

Заслушав доклад судьи Зиновьева А.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Билибинского района обратился в Билибинский районный суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением (с учетом уточненных требований) к Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район (далее - Администрации МО БМР, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неразработке технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации по приведению качества питьевой и горячей воды в городском поселении (далее - г.п.) Билибино Чукотского автономного округа (далее - Чукотский АО) в соответствие установленным требованиям; обязать Администрацию разработать техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации по приведению качества питьевой и горячей воды в г.п. Билибино Чукотского АО в соответствии с установленными требованиями в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения. Начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чукотскому АО в адрес Главы Администрации МО БМР направлено уведомление о несоответствии нормативам качества питьевой и горячей воды, в том числе в г.п. Билибино. Учитывая, что средние уровни показателей проб питьевой воды не соответствуют нормативам качества, Администрация была обязана разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы по приведению качества питьевой воды в г.п. Билибино Чукотского АО в соответствие установленным требованиям. Однако техническое задание не разработано, надлежащие меры к его разработке не принимаются, чем нарушены положения статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 2, 6, 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении»).

Судом первой инстанции постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционном представлении участвующий в деле прокурор Буркут Я.В., указывая на неправильное применение судом норм материального права, в виде неприменения закона, подлежащего применению, на нарушение судом норм процессуального права, просит обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований прокурора в полном объеме.

В дополнительном апелляционном представлении прокурор Билибинского района, указывая на процессуальное нарушение, выразившееся в непривлечении к участию в деле заинтересованного лица, просит решение отменить и вернуть дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В возражениях на апелляционное представление прокурора Администрация просит оставить его без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик Администрация МО БМР, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечила, об отложении судебного разбирательства по делу ходатайств не заявляла.

В адресованном в суд ходатайстве и.о. Главы Администрации ГВВ просит провести судебное заседание без их участия.

В суде апелляционной инстанции прокурор Талаева О.И. поддержала дополнительное апелляционное представление прокурора, просила решение суда первой инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в Билибинский районный суд.

Судебная коллегия, руководствуясь частью 1 статьи 307, частью 2 статьи 150 КАС РФ, признавая, что участие административного ответчика Администрации при рассмотрении настоящего дела в суде апелляционной инстанции не является обязательным, провела судебное разбирательство в его отсутствие.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив решение суда первой инстанции в соответствии со статьёй 308 КАС РФ в полном объёме, судебная коллегия установила, что при рассмотрении данного дела судом первой инстанции допущено нарушение процессуальных норм, являющееся безусловным основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Так, из материалов дела усматривается, что в целях сохранения устойчивого функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства Чукотского АО, развития водохозяйственного комплекса для повышения уровня и качества жизни населения Чукотки постановлением Правительства Чукотского АО от 10 сентября 2013 года № 359 утверждена Государственная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и водохозяйственного комплекса Чукотского автономного округа», одной из задач которой является модернизация коммунальной инфраструктуры в муниципальном Билибинском районе.

В приоритетах указанной программы значится обеспечение, в том числе потребителей города Билибино, качественными и бесперебойными коммунальными услугами теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения за счет подключения жилищного фонда к построенным (модернизированным) инженерным сетям теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, в связи с чем запланировано выполнение научно-исследовательских работ по теме «Разработка проекта программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры городского поселения Билибино», предусматривающих полную реконструкцию сетей водоснабжения в городе Билибино, в связи с чем разработана методика расчета показателей подпрограммы «Реализация мероприятий по развитию коммунальной инфраструктуры» государственной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и водохозяйственного комплекса Чукотского автономного округа».

При реализации указанных мероприятий определена общая стоимость объектов при реконструкции сетей водоснабжения в г.п. Билибино, которые предусмотрены в рамках подпрограммы «Реализация мероприятий по развитию коммунальной инфраструктуры», приведен прогноз динамики достижения целевых показателей федерального проекта «Чистая вода» при реализации подпрограммы «Чистая вода», приведено обоснование необходимости и достаточности перечня объектов, включенных в Подпрограмму «Чистая вода», указаны этапы реализации указанной подпрограммы, в которую включено, в том числе мероприятие по реконструкции сетей водоснабжения в городе Билибино: подготовка проектной документации по объекту – до августа 2022 года, выполнение строительно-монтажных работ по объекту – до декабря 2023 года, реконструкция источников централизованного питьевого водоснабжения; оборудование в подземных источниках водозабора станции обезжелезивания воды до подачи воды в распределительные сети, для обеспечения населения качественной питьевой водой, поступающей с водозаборов, - оборудование станции очистки воды; в населенных пунктах с привозной водой, где отсутствует система централизованного водоснабжения, - установка фильтровальных станций (подвоз воды автоцистернами (водовозками) с наполнением питьевой воды в резервуары для хранения воды (заливка в водовозку - фильтровальная станция - резервуар - насос - заливка в водовозку), установка модульных водоочистительных станций (комбинированный - водоочистительные станции и водовозки); рассчитан прогноз тарифных последствий реализации мероприятий подпрограммы «Чистая вода», ресурсное обеспечение указанной государственной программы, а также указана организация, эксплуатирующая указанные объекты коммунальной инфраструктуры, - муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района (далее - МП ЖКХ БМР).

Исполнителем муниципальной программы в сфере развития жилищно-коммунального хозяйства и гарантирующей организацией, обеспечивающей население Билибинского района, в том числе жителей г.п. Билибино холодным и горячим водоснабжением и водоотведением, также является МП ЖКХ БМР.

Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее также - инвестиционная программа), - программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления.

Пунктом 6 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 641, предусмотрено, что проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации. Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа).

Таким образом, по настоящему административному делу административным ответчиком является Администрация, на которую прокурор просит возложить обязанность разработать техническое задание на разработку инвестиционной программы, а МП ЖКХ БМР выступает непосредственным исполнителем разработки инвестиционной программы на основании этого технического задания.

В силу пункта 3 части 3 статьи 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика.

В силу части 2 статьи 37 КАС РФ лицами, участвующими в деле, являются, в том числе, заинтересованные лица.

Под заинтересованным лицом в соответствии с частью 1 статьи 47 КАС РФ понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела, если судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.

Из изложенного следует, что решение суда по рассматриваемому административному делу непосредственно касается МП ЖКХ БМР, затрагивая его права и обязанности, и, следовательно, привлечение данного лица к участию в административном деле является обязательным.

В нарушение указанных требований закона суд первой инстанции не привлёк к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица МП ЖКХ БМР, рассмотрев дело в его отсутствие.

В силу пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Согласно пункту 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Руководствуясь статьёй 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Билибинского районного суда от 3 марта 2023 года по настоящему административному делу отменить.

Административное дело по административному исковому заявлению прокурора Билибинского района, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район о признании незаконным бездействия, выразившегося в неразработке технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации по приведению качества питьевой и горячей воды в городском поселении Билибино Чукотского автономного округа в соответствие с установленными требованиями; о возложении обязанности разработать техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации по приведению качества питьевой и горячей воды в городском поселении Билибино Чукотского автономного округа в соответствие с установленными требованиями в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Билибинский районный суд на новое рассмотрение.

Апелляционное представление прокурора Билибинского района удовлетворить.

Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Билибинский районный суд.

Председательствующий А.С. Зиновьев

Судьи Е.С. Новикова

Д.В. Малов

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 13 июля 2023 года.