Судья Рогачева Ю.А. Дело № 2А-3319/2020
№ 33А-993/2021
43RS0003-01-2020-005177-82
Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Киров 16 марта 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи | Стёксова В.И., |
судей | Елсукова А.Л., |
Сметаниной О.Н., | |
при секретаре | Ермаковой К.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому Радивиловой М.И. к администрации г.Кирова о признании незаконными постановлений, возложении обязанностей
по апелляционной жалобе Радивиловой М.И.
на решение Первомайского районного суда г.Кирова от 16 декабря 2020г., которым постановлено об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Сметаниной О.Н., судебная коллегия
установила:
Радивилова М.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Кирова о признании незаконными постановлений, возложении обязанностей. В обоснование требований указала, что является собственником жилого помещения квартиры № 3 в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, который в 2017г. признан аварийным и подлежащим сносу. 21 апреля 2020г. административным ответчиком вынесено постановление №828-П о предъявлении к собственникам жилых помещений требования о сносе данного дома в срок до 31 октября 2025г. Полагала указанный срок неразумным, постановление, направленным на затягивание процедуры изъятия жилого помещения путем выкупа, в связи с чем нарушающим права административного истца, в том числе на приобретение другого жилого помещения взамен непригодного для проживания. Также оспаривала постановление администрации г.Кирова от 02 июня 2017г. №1834-П о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, считая, что оно не содержит информации о сроках сноса дома и сроках отселения физических и юридических лиц. Просила: признать незаконным постановление администрации г.Кирова от 02 июня 2017г. №1834-П, в части отсутствия сроков отселения физических и юридических лиц - собственников помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, обязать администрацию г.Кирова внести изменение в указанное постановление, указав срок отселения до 01 мая 2021г.; признать незаконным постановление администрации г.Кирова от 21 апреля 2020г. № 828-П, в части установления срока сноса многоквартирного жилого дома до 31 октября 2025г., обязать администрацию г.Кирова внести изменение в указанное постановление, указав срок сноса до 01 мая 2021г.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Радивилова М.И. просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Считает вывод суда об отсутствии нарушения жилищных прав административного истца оспариваемым постановлением от 21 апреля 2020г. № 828-П противоречащим фактическим обстоятельствам дела. Судом не исследованы разумность срока сноса дома, возможность проживания в нем до 2026г., фактически необходимый срок для сноса дома. Правомерность постановления от 21 апреля 2020г. № 828-П, в части разумности срока сноса, администрацией г.Кирова не доказана. Административным ответчиком с момента вынесения постановления от 02 июня 2017г. №1834-П о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу не предпринимается мер для восстановления жилищных прав административного истца. Проживание административного истца в аварийном доме, износ которого составляет 66 %, имеются деформации и разрушения, значительное повреждение крыши, создает опасность для ее жизни и здоровья. Административным ответчиком не представлено доказательств возможности отселения Радивиловой М.И. в жилое помещение маневренного фонда. Предоставление помещения указанного фонда прав административного истца на достойные жилищные условия не восстановит.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассматривает административное дело в полном объеме и не связана основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, возражениях.
Заслушав в судебном заседании Радивилову М.И., поддержавшую доводы жалобы, представителя администрации г.Кирова Аронсон М.И., возражавшего в удовлетворении жалобы, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, 26 июня 2014г. Радивиловой М.И. по договору купли-продажи приобретена квартира № 3 в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> В указанной квартире административный истец зарегистрирована и проживает.
Согласно заключению назначенной постановлением администрации г.Кирова межведомственной комиссии от 15 мая 2017г. № 54 комиссия приняла решение о выявлении оснований для признания данного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г.Кирова от 02 июня 2017г. №1834-П многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 постановления определен срок для обеспечения отселения зарегистрированных проживающих граждан из жилых помещений данного дома, для которых жилые помещения в данном доме являются единственными, в жилые помещения маневренного фонда, находящиеся в ведении территориального управления администрации г.Кирова по Октябрьскому району, до 31 августа 2017г.
Постановлением администрации г.Кирова от 21 апреля 2020г. № 828-П собственникам жилых помещений жилого дома по адресу: г<адрес>, предписано осуществить снос дома в срок до 31 октября 2025г. (пункт 1).
Постановлением администрации г.Кирова от 27 января 2020г. № 150-П также утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «Город Киров» в 2020 - 2026 г.г.» (далее – Программа).
Очередность расселения многоквартирных домов, включенных в Программу, установлена с учетом дат признания домов аварийными.
Многоквартирный дом по адресу: <адрес> включен в указанную Программу. Расселение проживающих в данном доме граждан запланировано на 2025г. за счет средств бюджета муниципального образования «Город Киров».
В силу статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, относятся осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Анализ вышеприведенных правовых норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Действующим законодательством не установлены требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов такого дома и его снос собственниками помещений.
Оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом в соответствии с установленной вышеуказанными нормативными правовыми актами и частью 6 статьи 29 Устава муниципального образования «Город Киров» компетенцией.
Доводы апелляционной жалобы о том, что установленный администрацией города Кирова срок сноса дома является не разумным, судебной коллегией отклоняются.
Обоснованность установленного в оспариваемом постановлении срока сноса дома подтверждается вышеуказанной утвержденной административным ответчиком Программой. Данная Программа свидетельствует о системном подходе органа местного самоуправления к решению на территории муниципального образования проблемы по обеспечению благоустроенным жильем граждан, проживающих в жилищном фонде, признанном аварийным. Именно программный метод обеспечивает увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также эффективное управление направленными на финансирование программных мероприятий бюджетными средствами.
Таким образом, постановление от 21 апреля 2020г. № 828-П не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных определение срока сноса дома, с учетом чего не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы административного истца.
Кроме того, указанный в постановлении предельный срок, до которого необходимо осуществить снос дома, не препятствует собственникам в сносе дома в более ранние сроки.
В силу статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания, предоставляются жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания.
Указанным правом, также предусмотренным постановлением от 02 июня 2017г. №1834-П, административный истец не воспользовалась. Доказательств обращения Радивиловой М.В. в территориальное управление администрации г.Кирова по Октябрьскому району по вопросу предоставления жилого помещения маневренного фонда не имеется. При этом Радивилова М.И. не лишена в последующем права на такое обращение в орган местного самоуправления.
Таким образом, административному истцу оспариваемыми постановлениями не создано препятствий к реализации прав на предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживании. С учетом установленных муниципальной программой и постановлениями сроков отселения граждан и сноса дома не имеется правовой неопределенности во времени реализации прав. В удовлетворении заявленных административных исковых требований судом первой инстанции отказано обосновано.
В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г.Кирова от 16 декабря 2020г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Радивиловой Марины Ивановны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: | Судьи: |