Дело № 33а - 4015/2021 (II инстанция) Докладчик Самылов Ю.В.
Дело № 2а-331/2021 ( I инстанция) Судья Забавнова О.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
Председательствующего Самылова Ю.В.
и судей Семенова А.В. и Емельяновой О.И.,
при секретаре Гольцовой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 25 ноября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Владимирской области к ФИО1 о взыскании задолженности по пени по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Юрьев-Польского районного суда Владимирской области от 6 августа 2021года, которым постановлено: административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Владимирской области к ФИО1 удовлетворить. Взыскать с ФИО1 в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Владимирской области:
пени по транспортному налогу с физических лиц за период с 24.12.2019 по 24.06.2020 в сумме 610 руб.16 коп. (****, код по ****), пени по налогу имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за период с 24.12.2019 по 24.06.2020 в сумме **** (****, код по ****), пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за период с 24.12.2019 по 24.06.2020 в сумме ****. (****, код по ****), всего ****
Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., судебная коллегия
установила :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Владимирской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании пени по транспортному налогу с физических лиц за период с 24.12.2019 по 24.06.2020 в сумме ****. (****, код по ****), пени по налогу имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за период с 24.12.2019 по 24.06.2020 в сумме ****. (**** код по ****), пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за период с 24.12.2019 по 24.06.2020 в сумме ****. (****, код по ****).
В обоснование административного иска указано, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ административный ответчик обязан уплачивать транспортный налог как собственник транспортных средств, налог на имущество физических лиц как собственник недвижимого имущества, земельный налог как собственник земельных участков. ФИО1 начислены и взысканы решением суда по делу № 2а-20/2021 налоги, которые не оплачены в установленный законом срок. Начислены пени. Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате начисленных пени, которое также оставлено без ответа и удовлетворения.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 города Юрьев-Польский и Юрьев-Польского района Владимирской области от 03.03.2021 судебный приказ от 01.02.2021 по делу № 2а-151/2021 о взыскании с ФИО1 в пользу МИФНС России № 3 по Владимирской области пени за указанные периоды, отменен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил взыскать с ФИО1 в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Владимирской области указанную в иске сумму задолженности по пени. Дело просил рассмотреть в отсутствие его представителя.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, надлежащим образом что подтверждается почтовым уведомлением.
Суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Апелляционное рассмотрение дела проведено без участия представителя административного истца - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Владимирской области, что в силу ст. 307 КАС РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в его отсутствие.
Апелляционное рассмотрение дела проведено также без участия административного ответчика ФИО1, умершего после подачи им 04 сентября 2021года апелляционной жалобы и до рассмотрения дела по ней судом апелляционной инстанции.
**** ФИО1 умер, что подтверждается копией записи акта о смерти от 28.09.2021, полученной по запросу суда из отдела ЗАГС администрации г.Владимира.
6 октября 2021года административное дело 2а-331/2021 по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Юрьев-Польского районного суда Владимирской области от 6 августа 2021года принято к производству Владимирского областного суда.
Разрешая вопрос о возможности прекращения производства по делу, судебная коллегия руководствуется разъяснениями, содержащимися в ответе на вопрос 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 03.07.2013, и приходит к следующим выводам.
Право подачи апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции, которым в соответствии со ст. 295 КАС РФ обладают стороны и другие лица, участвующие в деле, прокурор, а также лица, не привлеченные к участию в деле, но вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом, является одним из способов реализации гарантированного Конституцией Российской Федерации права на судебную защиту и осуществляется посредством волеизъявления указанных лиц.
В случае, если поступившая апелляционная жалоба, представление поданы в установленный срок и с соблюдением требований, предъявляемых к ним ст.299 КАС РФ, суд апелляционной инстанции принимает апелляционные жалобу, представление к производству суда апелляционной инстанции и проводит подготовку дела к судебному разбирательству (ст.306 КАС РФ).
Применительно к задачам административного судопроизводства, сформулированным в пунктах 3, 4 ст. 3 КАС РФ, которыми являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел, а также защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, суд апелляционной инстанции, реализуя положения ст. 3 КАС РФ на стадии апелляционного пересмотра судебных постановлений, являющейся составной частью административного судопроизводства, выполняет указанные задачи посредством осуществления проверки законности и обоснованности не вступивших в законную силу решений, определений судов общей юрисдикции, принятых ими по первой инстанции, а также оценки доводов апелляционной жалобы в рамках тех требований, которые уже являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции с целью проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и устранения допущенных нарушений.
Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ. При этом наследникам вменяется обязанность погашать задолженность умершего лица либо лица, объявленного умершим, только по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество физических лиц в порядке, установленном гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя (пп. 3 п. 3 ст. 44, п. 3 ст. 14, п. п. 1, 2 ст. 15 Налогового кодекса РФ). Возможность правопреемства в отношении иных налогов, а также различных сборов, включая государственную пошлину, не предусмотрена (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»). Это касается правопреемства и в отношении пени, которая налогом не является.
Следовательно, характер правоотношения, возникшего на основании не вступившего в законную силу решения Юрьев-Польского районного суда Владимирской области от 6 августа 2021года, которым с ФИО1 в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Владимирской области взысканы пени по транспортному налогу в сумме 610 руб.16 коп., пени по налогу имущество физических лиц в сумме ****, пени по земельному налогу в сумме ****., всего ****. не допускает правопреемства.
КАС РФ не содержит нормы, которая регулировала бы отношения, возникающие в случае смерти лица, в отношении которого постановлено решение суда первой инстанции, при обжаловании им решения, умершего после подачи им апелляционной жалобы до рассмотрения дела по ней судом апелляционной инстанции, когда характер спорного правоотношения не допускает правопреемства.
С учётом назначения суда второй инстанции поступление в суд апелляционной инстанции ко времени рассмотрения дела сведений о смерти лица, в отношении которого состоялось судебное постановление, вынесенное в порядке административного судопроизводства, в том числе и в случае, когда характер спорного правоотношения не допускает правопреемства, не освобождает суд апелляционной инстанции от обязанности рассмотреть апелляционную жалобу и вынести апелляционное определение в пределах полномочий, установленных ст. 309 КАС РФ, поскольку иное не соответствовало бы общим целям и задачам административного судопроизводства, на достижение которых должна быть направлена каждая из составляющих его стадий.
Следовательно, дело по апелляционной жалобе ФИО1, подлежит рассмотрению судом апелляционной инстанции, основания для прекращения производства по делу отсутствуют.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с п. 1 ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В мировой суд за выдачей судебного приказа обращение налогового органа последовало 25.01.2021, то есть, в установленный законом срок. 01.02.2021 вынесен судебный приказ и определением от 03.03.2021 он был отменен.
В суд с иском налоговый орган обратился 23.06.2021, то есть в установленный законом срок. Возражений ответчиком не заявлено.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно (пункт 3).
Пеня за каждый календарный день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
По смыслу положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени неразрывно следуют за неуплаченной суммой налога, обязанность по уплате пени производна от основного налогового обязательства и является несамостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, следовательно, дополнительное обязательство в виде пени не может существовать отдельно от главного.
Решением Юрьев-Польского районного суда от 03.02.2021 по делу № 2а-20/2021, вступившим в законную силу, с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Владимирской области взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2018 год, в суме 17 504 руб., пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за период с 03.12.2019 по 23.12.2019 в сумме 78 руб. 47 коп., недоимка по транспортному налогу за 2018 год в сумме 16 894 руб., пени по транспортному налогу за 2018 год в период с 03.12.2019 по 23.12.2019 в сумме 75 руб. 74 коп., недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2018 год в сумме 59 896 руб., пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2018 год за период с 03.12.2019 по 23.12.2019 в сумме 268 руб. 52 коп., а всего 94 716 руб. 73 коп.
Истец ссылается на неуплату данных налогов до настоящего времени и начисляет пени с 24.12.2019, поскольку до 23.12.2019 пени взысканы решением суда.
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Данное решение суда имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора. Обстоятельства, которые установлены в ходе разбирательства по делу № 2а-20/2021, не устанавливаются вновь.
В связи с тем, что в сроки уплаты, установленные законодательством о налогах и сборах, налогоплательщик не уплатил указанные в налоговых уведомлениях суммы налогов, инспекцией в порядке, предусмотренном положениями ст. 75 НК РФ, исчислена и включена в сумму исковых требований пени в общей сумме 3405,61 руб.
С 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату (Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России»).
Сумма пени по транспортному налогу с физических лиц (код по ****), включенная в требование об уплате налога, пени от 25.06.2020 № 21173 в размере **** рассчитана следующим образом.
Задолженность по транспортному налогу по состоянию на 24.12.2019 составляет 6015,00 руб. Указанная недоимка по транспортному налогу за 2018 год взыскана с ответчика решением суда, но им не оплачена.
Размер ключевой ставки с 16 декабря 2019 года по 09 февраля 2020 года составлял 6,25 % (Информационное сообщение Банка России от 13.12.2019 «Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 25 б.п., до 6,25% годовых»).
Таким образом, сумма пени исчисляется: с 24.12.2019 по 09.02.2020 (48 дней) 16 894 руб. х 6,25 % / 300 х 48 дней = 168,94 руб.
Размер ключевой ставки с 10 февраля 2020 года по 26 апреля 2020 года составлял 6,00 % (Информационное сообщение Банка России от 07.02.2020 «Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 25 б.п., до 6,00% годовых»). Таким образом, сумма пени исчисляется: с 10.02.2020 по 26.04.2020 (77 дней) 16 894 руб. х 6,00 % / 300 х 77 дней = 260,17 руб.
Размер ключевой ставки с 27 апреля 2020 года по 21 июня 2020 года составлял 5,50 % (Информационное сообщение Банка России от 24.04.2020 «Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 50 б.п., до 5,50% годовых»). Таким образом, сумма пени исчисляется: с 27.04.2020 по 21.06.2020 (56 дней)16 894 руб. х 5,50 % / 300 х 56 дней = 173,45 руб.
Размер ключевой ставки с 22 июня 2020 года по 26 июля 2020 года составлял 4,50 % (Информационное сообщение Банка России от 19.06.2020 «Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 100 б.п., до 4,50% годовых»). Таким образом, сумма пени исчисляется: с 22.06.2020 по 24.06.2020 (3 дня) 16 894 руб. х 4,50 % / 300 х 3 дня = 7,60 руб.
Таким образом, общая сумма пени за период с 24.12.2019 по 24.06.2020 по транспортному налогу, включенная в требование об уплате налога, пени от 25.06.2020 № 21173 составляет 610,16 руб.
Задолженность по налогу на имущество физических лиц для расчета пени по состоянию на 24.12.2019 составляет 17504,00 руб.
Указанная недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 год взыскана решением суда с ответчика, но им не погашена.
Соответственно, сумма пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, включенная в требование об уплате налога, пени от 25.06.2020 № 21173 в размере 632,19 руб. рассчитывается следующим образом.С 24.12.2019 по 09.02.2020 (48 дней)
17 504 руб. х 6,25 % / 300 х 48 дней = 175,04 руб. С 10.02.2020 по 26.04.2020 (77 дней) 17 504 руб. х 6,00 % / 300 х 77 дней = 269,56 руб. С 27.04.2020 по 21.06.2020 (56 дней) 17 504 руб. х 5,50 % / 300 х 56 дней = 179,71 руб.
С 22.06.2020 по 324.06.2020 (3 дня) 17 504 руб. х4,50 % / 300 х 3 дня = 7,88 руб.
Таким образом, общая сумма пени за период с 24.12.2019 по 24.06.2020 по налогу на имущество, включенная в требование об уплате налога, пени от 25.06.2020 № 21173 составляет 632,19 руб.
Задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, для расчета пени по состоянию на 24.12.2019 составляет 59896,00 руб. (налог за 2018 год в сумме 53881,00 руб. + перерасчет (дополнительно начислен налог) за 2016 год в сумме 6015,00 руб.). Указанная недоимка по земельному налогу за 2018 год с учетом перерасчета за 2016 год взыскана с ответчика решением суда, но им не оплачена.
Соответственно, сумма пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, включенная в требование об уплате налога, пени от 25.06.2020 № 21173 в размере 2163,26 руб. рассчитывается следующим образом.
С 24.12.2019 по 09.02.2020 (48 дней)59 896 руб. х 6,25 % / 300 х48 дней = 598,96 руб. С 10.02.2020 по 26.04.2020 (77 дней) 59 896 руб. х 6,00 % / 300 х 77 дней = 922,40 руб. С 27.04.2020 по 21.06.2020 (56 дней) 59 896 руб. х 5,50 % / 300 х 56 дней = 614,94 руб. С 22.06.2020 по 24.06.2020 (3 дня) 59 896 руб. х 4,50 % / 300 х 3 дня = 26,96 руб.
Таким образом, общая сумма пени за период с 24.12.2019 по 24.06.2020 по земельному налогу, включенная в требование об уплате налога, пени от 25.06.2020 № 21173 составляет 2163,26 руб.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Руководствуясь абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ, а также положениями статей 69, 70 НК РФ, налоговый орган выставил и направил в адрес налогоплательщика требование об уплате сумм налогов и пеней от 25.06.2020 № 21173 в сумме 3416,93 руб. со сроком исполнения до 25.11.2020, в котором сообщалось о наличии у него задолженности.
Однако налогоплательщик в установленные сроки не исполнил вышеуказанные требования налогового органа. До настоящего времени ни сумма налога, на который начислены пени, ни сами суммы пени, ответчиком не оплачены, доказательств обратного не представлено.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворил их в полном объеме.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции, приведенные в оспариваемом решении, обоснованными и мотивированными, основанными на анализе и оценке фактических обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательствах, получивших оценку в соответствии с законом, верном применении судом норм материального и процессуального права.
Поданная апелляционная жалоба не содержит каких-либо юридически значимых обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение правильность принятого судом решения, направлена на иную оценку доказательств по делу, что само по себе не может свидетельствовать о незаконности принятого судом решения.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Юрьев-Польского районного суда Владимирской области от 6 августа 2021 года, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
На данное апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Ю.В. Самылов
Судьи: О.И. Емельянова
А.В. Семенов