ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3339/2021 от 22.03.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Никитина С.Н. адм. дело № 33а-3047/2022

Дело № 2а-3339/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 марта 2022 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Хлыстовой Е.В.,

судей Лёшиной Т.Е., Роменской В.Н.,

при секретаре Нугайбековой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Мошковой Ольги Александровны на решение Советского районного суда города Самары от 20.12.2021 года по административному иску МИФНС России № 22 по Самарской области к Мошковой Ольге Александровне о взыскании обязательных платежей и санкций,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Административный истец МИФНС России № 22 по Самарской области

обратился в суд с административным иском к Мошковой Ольге Александровне о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

В обоснование требований указав, что Мошкова О.А. состоит на налоговом учете в качестве плательщика страховых взносов, с ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрирована в качестве адвоката. Налоговым органом в отношении должника выставлено требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ года. Факт направления уведомления подтверждается сведениями из информационного ресурса «Личный кабинет налогоплательщика», размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В связи с неуплатой налогоплательщиком страховых взносов, налоговым орган обратился к мировому судье судебного участка № 56 Советского судебного района города Самары с заявлением о выдаче судебного приказа. Срок для обращения к мировому судье, установленный статьей 49 НК РФ, налоговым органом не пропущен. ДД.ММ.ГГГГ года мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-1024/2021 о взыскании с Мошковой О.А. недоимки по страховым взносам, который отменен ДД.ММ.ГГГГ года в связи с поступившими от административного ответчика возражениями. До настоящего времени задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование административным ответчиком не погашена.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд взыскать с Мошковой О.А. недоимку по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ год на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемом в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 32448 рублей, пени, начисленные на недоимку по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ год на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемом в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 78 рублей 15 копеек (л.д. 3-5).

Решением Советского районного суда города Самары от 20.12.2021 года административные исковые требования МИФНС России № 22 по Самарской области удовлетворены (л.д. 73-81).

В апелляционной жалобе Мошкова О.А. просит решение суда от 20.12.2021 года отменить (л.д. 86-90).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик Мошкова О.А. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда от 20.12.2021 года отменить.

Представитель административного истца МИФНС России № 22 по Самарской области Юсубов Ю.Э. по доверенности в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 250-ФЗ вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование с 01 января 2017 года регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что адвокаты являются плательщиками страховых взносов.

В соответствии с частью 1 статьи 430 НК РФ (в редакции от 23.11.2020 года) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 5 названной статьи пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом первой инстанции установлено и из материалов административного дела следует, что Мошкова О.А. с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время состоит на учете в качестве адвоката, в связи с чем является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (л.д. 16).

За период ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом Мошковой О.А. начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в размере 32448 рублей.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

За несвоевременную уплату страховых взносов Мошковой О.А. начислены пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в размере 78,15 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).

ДД.ММ.ГГГГ года Мошковой О.А. направлено требование об уплате обязательных страховых взносов на пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ год и начисленных пени, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет налогоплательщика (л.д. 11-13).

Указанное требование оставлено Мошковой О.А. без исполнения.

ДД.ММ.ГГГГ года мировым судьей судебного участка № 56 Советского судебного района города Самары Самарской области по заявлению налогового органа выдан судебный приказ о взыскании с Мошковой О.А., в том числе, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ год в указанном выше размере.

ДД.ММ.ГГГГ года данный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника, после чего, в срок, предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, МИФНС России № 22 по Самарской области обратилась в суд с настоящим иском для взыскания указанной недоимки и пени.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, принимая во внимание выше приведенные нормы права, пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с административного ответчика недоимки по страховым взносам и пени в заявленном налоговым органом размере.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку представленными документами подтверждено наличие задолженности за период ДД.ММ.ГГГГ года, которая в добровольном порядке административным ответчиком не погашена, при этом порядок и срок взыскания налога и пени соблюдены.

Доводы апелляционной жалобы Мошковой О.А. о том, что она как военный пенсионер, занимающийся адвокатской деятельность, не обязана была уплачивать указанные страховые взносы в ДД.ММ.ГГГГ году, поскольку Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" внесены изменения, исключившие из числа страхователей адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения, которые вступили в силу 10 января 2021 года и не содержат положений, предусматривающих их обратную связь, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана правовая оценка, не согласиться с которой оснований у судебной коллегии не имеется.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 г. N 5-П подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22 и пункт 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признаны не соответствующими статьям 7 (часть 1), 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

При этом в силу пункта 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 г. N 5-П федеральному законодателю надлежит незамедлительно принять меры по устранению неопределенности в данном вопросе применительно к объему, а также условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров.

Вступившим в силу 10 января 2021 г. Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" статьи 6 и 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" дополнены положениями в части исключения из числа страхователей и застрахованных лиц адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Таким образом, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 г. N 5-П оспариваемые положения законов признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. В то же время Конституционный Суд Российской Федерации признал неконституционными отдельные нормы вышеуказанных законов в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Федеральному законодателю предписывалось, исходя из требований Конституции Российской Федерации, незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания вышеназванных норм законодательства применительно к объему, а также условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в данном постановлении.

При разрешении спора суд первой инстанции правомерно указал на то, что в период, за который выставлено требование об уплате Мошковой О.А. страховых взносов, в законодательство не были внесены изменения, исключающие из числа плательщиков страховых взносов категории лиц, к которым относится административный истец, следовательно, неисполненная в установленном порядке обязанность плательщика по уплате страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ гг., сохранилась и у налогового органа отсутствовали основания для неисполнения вытекающей из этого обязанности направить требование об уплате сумм страховых взносов.

В Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. N 502-ФЗ, вступившем в силу 10 января 2021 г. и которым в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" внесены соответствующие изменения, нет указания на распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие, а в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 г. N 5-П, на которое ссылался заявитель, нормы законодательства признаны противоречащими Конституции Российской Федерации лишь в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания по объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, при этом конкретный результат законотворческой деятельности в виде исключения соответствующей категории лиц из числа плательщиков страховых взносов в этом постановлении не был предопределен.

Доводы апелляционной жалобы, подразумевающие, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 г. N 5-П нормы, обязывающие адвокатов из числа военных пенсионеров в обязательном порядке отчислять взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, признаны неконституционными, не соответствуют действительности и не влекут отмены обжалуемого судебного акта, поскольку судом первой инстанции нормы Конституции Российской Федерации применены верно, правовые положения названного Постановления Конституционного Суда названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации не нарушены.

Судебной коллегией не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы в части нарушения судом первой инстанции норм процессуального права в связи с не привлечением в качестве заинтересованного лица Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку обжалуемый судебный акт не может повлиять на права или обязанности указанного лица по отношению к одной из сторон административного дела, тогда как в соответствии с частью 2 статьи 47 КАС РФ это является необходимым условием для привлечения к участию в административном деле заинтересованного лица.

С 01.01.2017 вступили в силу изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации и в законодательство о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

В соответствии с изменениями, с 01.01.2017 функции администратора страховых взносов в части контроля за исчислением и уплатой, взысканием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) перешли к ФНС России.

Пунктом 3 письма ФНС России от 26.01.2017 N БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П "По вопросу организации работы по администрированию страховых взносов" определено, что передача сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам, а также сведений о задолженности по страховым взносам в соответствии с Порядками взаимодействия отделений ПФР и ФСС РФ с управлениями ФНС России по субъектам РФ (от 22.07.2016 N ММВ-23-1/12@/3И и N ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П) сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам, а также задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 должно быть передано по утвержденным форматам в электронной форме (от 03.11.2016 N 3Н-4-1/20983@/5И и N 3Н-4-1/20997@/02-11-02/06-4803П) в управление ФНС России по субъекту РФ от территориальных органов ПФР и ФСС РФ в срок до 01.02.2017.

Расчеты по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, начиная с отчетности за I квартал 2017 года, представляются плательщиками страховых взносов в налоговые органы по месту их учета по форме и формату, утвержденным приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ (зарегистрирован в Минюсте России 26.10.2016, регистрационный номер 44141).

Иных доводов, которые ставили бы под сомнение выводы суда либо свидетельствовали о нарушении судом при принятии решения норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.

Вопреки доводам жалобы, суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда города Самары от 20.12.2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мошковой Ольги Александровны - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи: