ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3340/19 от 02.01.2019 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Кудряшов А.В. № 33-676

№ 2а-3340/2019

67RS0002-01-2019-003613-40

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 марта 2020 года г.Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ивановой О.А.,

судей Туникене М.В., Штейнле А.Л.,

с участием прокурора Павленко Н.В.,

при секретаре Гуляевой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению Жукова Н.И. к Администрации г. Смоленска о признании недействующим в части постановления Администрации г. Смоленска от 21 марта 2019 г. № 772-адм «О внесении изменений в постановление Администрации г.Смоленска от 5 декабря 2014г. №2122-адм «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Смоленска», с апелляционной жалобой Администрации г. Смоленска на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 27 ноября 2019 г.

Заслушав доклад судьи Туникене М.В., объяснения представителя Администрации г. Смоленска Иванцовой О.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения административного истца Жукова Н.И. и его представителя Струковой И.Ю., объяснения представителя ГУ МЧС России по Смоленской области Носова А.Г., полагавшегося на усмотрение суда, заключение прокурора Павленко Н.В. полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

установила:

Жуков Н.И. обратился в суд с административным иском о признании недействующим постановления Администрации г.Смоленска от 21.03.2019 №772-адм «О внесении изменений в постановление Администрации города Смоленска от 05.12.2014 №2122-адм «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов па территории города Смоленска» в части исключения из раздела «Заднепровский район» названной схемы п. 178, под которым был указан принадлежащий административному истцу торговый павильон, расположенный с 2002 года на земельном участке с кадастровым номером .

Указал, что оспариваемое постановление принято с нарушением части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", правомерность размещения нестационарного торгового объекта не связана с наличием либо отсутствием договора аренды участка, эксплуатация которого была начата до утверждения схемы.

В суде административный истец Жуков Н.И. и его представитель Струкова И.Ю. заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представители административного ответчика Администрации г.Смоленска Кутейников Е.Э. и Иванцова О.С. возражали против удовлетворения административного иска, сославшись на законность оспариваемого постановления.

Представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по Смоленской области – Рябченков А.А. и Носов А.Г. указали на необоснованность административного иска, отметив, что торговый павильон Жукова Н.И. размещен в настоящее время с нарушением требований пожарной безопасности, устранение которых возможно.

Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 27.11.2019 исковые требования административного истца Жукова Н.И. удовлетворены.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней Администрация г.Смоленска просит отменить оспариваемое решение и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает, что договор аренды земельного участка под торговым павильоном от 01.04.2004г. №3029 прекращен, в судебном порядке оспорен не был, в связи с чем права и законные интересы Жукова оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены. ИП Жуков прекратил деятельность 11.09.2017г., в соответствии с ГК РФ не может осуществлять торговую деятельность, не является хозяйствующим субъектом и субъектом отношений, регулируемых Законом №381-ФЗ

Проверив законность и обоснованность решения суда, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу пп.15 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Аналогичные положения содержатся в п. 15 ч. 1 ст. 10 Устава города Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 №164, который относит разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, к компетенции Администрации г.Смоленска (п. 17.2 ч.1 ст.41).

Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (ч.3 ст.3 Федерального закона от 28.12.2009 №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Как предусмотрено п.1 ст.39.36 ЗК РФ, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Постановлением Администрации г. Смоленска от 08.09.2017 №2448-адм утверждено Положение о требованиях к размещению нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, п.п.1.2-1.4 которого предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, с учетом требований законодательства Российской Федерации. Договоры на размещение нестационарного торгового объекта, за исключением случаев, указанных в п. 1.4 данного Положения, заключаются по итогам открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов. Право на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона предоставляется, в частности, в случае наличия у заявителя на момент обращения законного права на использование места размещения для размещения нестационарного торгового объекта, возникшего на основании актов государственных органов или органов местного самоуправления, до вступления в силу настоящего Положения.

При разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Смоленска в числе прочего должны учитываться требования Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», земельного, градостроительного законодательства, законодательства о пожарной безопасности, а также размещение существующих нестационарных торговых объектов (п. 1.6 указанного Положения, п. 10 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 27.01.2011 №38).

Материалами дела установлено, что постановлением Главы Администрации г.Смоленска от 11.06.1999 №901 Жукову Н.И., утратившему 11.09.2017 статус индивидуального предпринимателя, разрешены проектирование и установка торгового павильона на ...

Торговый павильон, площадью 53, кв.м, расположен на расстоянии 13,5 кв.м от здания детского сада г.Смоленска.

Место расположения данного павильона было согласовано с Администрацией г.Смоленска, Управлением торговли и бытового обслуживания Администрации г.Смоленска, МУП «Градостроительный кадастровый центр», МП «Горводоканал», АО «Смолоблгаз».

01.08.2002 Главным архитектором г.Смоленска утвержден паспорт проекта павильона.

(дата) между Жуковым Н.И. и Комитетом по управлению имуществом г.Смоленска заключен договор аренды предоставленного Жукову Н.И. земельного участка с кадастровым номером площадью 54 кв.м. для размещения торгового павильона по ...

01.04.2004 договор аренды участка был перезаключен, и возобновлен на неопределенный срок.

Данный павильон соответствовал требованиям ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» и СП 2.3.6.1066-01, сдан в эксплуатацию в установленном законом порядке и внесен в реестр объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории г.Смоленска. Однако место его размещения не было включено в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Смоленска, утвержденную постановлением Администрации г.Смоленска от 25.12.2012 №2317-адм, а впоследствии и в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Смоленска, утвержденную постановлением Администрации г.Смоленска от 05.12.2014 №2122-адм (опубликовано в официальном издании Администрации г.Смоленска «Смоленские городские известия», 24.12.2014, №23).

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 04.12.2015, вступившим в законную силу, признано незаконным решение Администрации г.Смоленска от 05.07.2013 №16/02-776, об отказе во включении указанного торгового объекта ИП Жукова Н.И. в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Смоленска с возложением на Администрацию г.Смоленска обязанности по включению в действующую на момент исполнения решения суда упомянутую схему соответствующего торгового места (торгового объекта) по ... (участок с кадастровым номером ).

Постановлением Администрации г.Смоленска от 09.03.2017 №621-адм «О внесении изменений в постановление Администрации города Смоленска от 05.12.2014 №2122-адм «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска» (опубликовано в официальном издании Администрации г.Смоленска «Смоленские городские известия», 17.03.2017, №7), в названную схему внесены изменения, согласно которым раздел «Заднепровский район» дополнен пунктом 178, предусматривающим размещение торгового павильона (допустимая товарная специализация - общественное питание) у дома по ... на земельном участке с кадастровым номером площадью, 54 кв.м.

На основании распоряжения главного государственного инспектора г.Смоленска по пожарному надзору от 04.07.2018 №108 в период с 06.07.2018 по 02.08.2018 отделом надзорной деятельности и профилактической работы г.Смоленска Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Смоленской области была проведена проверка, в ходе которой установлено, что в нарушении п. 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. №390 №4) временное строение (Ларек «<данные изъяты>» расположено на расстоянии 13,5м. от здания детского сада г.Смоленска.

В адрес Администрации г.Смоленска выдано предписание от (дата) об устранении в срок до 20.05.2019 выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Письмом Главы г.Смоленска от 28.02.2019г. №24/2771-исх Жуков Н.И. уведомлен об одностороннем отказе от договора аренды от 01.04.2004г. (прекращении его по истечении 3-х месяцев со дня получения уведомления) и необходимости передачи арендуемого земельного участка органу местного самоуправления. Данное письмо административный истец получил в тот же день.

Постановлением Администрации г.Смоленска от 21.03.2019 №772-адм «О внесении изменений в постановление Администрации города Смоленска от 05.12.2014 №2122-адм «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска» внесены изменения в названную схему, согласно которым в разделе схемы «Заднепровский район» исключен п.178, о чем в адрес административного истца 22.04.2019г. Управлением имущественных и земельных отношений Администрации г.Смоленска направлено сообщение №24/5559-исх.

Данное постановление опубликовано в официальном издании Администрации г.Смоленска «Смоленские городские известия» 22.03.2019г. №14 и на официальном сайте Администрации г.Смоленска в сети Интернет.

При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Администрации г.Смоленска с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Оценив представленные доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным ответчиком не доказана обоснованность исключения нестационарного торгового объекта из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Смоленска.

Судом учтено, что на момент принятия оспариваемого постановления договор аренды с административным истцом свое действие не прекратил, отсутствуют доказательства того, что указанный земельный участок, на котором находится спорный нестационарный торговый объект, подлежал изъятию для государственных или муниципальных нужд.

Судебная коллегия с указанным выводом соглашается.

В соответствии с ч.1 и 6 ст.10 Федерального закона «Об основах государственного торгового регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

При рассмотрении и разрешении административного дела судом первой инстанции достоверно установлено, что торговое место, включенное в п. 178 схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Смоленска, было ранее выделено административному истцу согласно постановлению Главы Администрации г.Смоленска от 11.06.1999 №901, Жукову Н.И. были разрешены проектирование и установка торгового павильона по данному адресу, эксплуатация торгового павильона начата до утверждения названной схемы и в настоящее время продолжается.

Административным истцом представлены суду доказательства возможности устранения выявленных нарушений п.74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. №390, путем возведения противопожарной стены либо уменьшения размера последнего путем демонтажа части его конструкций с целью увеличения расстояния до здания детского сада (экспертное заключение ООО «Агентство оценки Ковалевой т Компании» № 30-ТО-19 СМК АОК 04).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, ссылаясь на приведенные выше нормативные правовые акты, в том числе главу V.6 Земельного кодекса РФ, введенную в действие Федеральным законом от 23.06.2014г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», пришел к правильному выводу о том, что административный ответчик не имел право исключать названный торговый объект из схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Жуков Н.И. не является субъектом правоотношений, регулируемых Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», поскольку утратил статус индивидуального предпринимателя, не принимаются, как основанные на неправильном толковании норм материального права, в частности п.3 ч.1 ст.128, ч.1 ст.208 КАС РФ. Они были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отвергнуты с приведением соответствующих мотивов. Оснований для переоценки указанных доводов у судебной коллегии не имеется.

Доводы жалобы о неправильном определении судом первой инстанции предмета спора, поскольку оспариваемым постановлением из схемы было исключено торговое место, а не павильон, также подлежат отклонению как ошибочные, противоречащие имеющимся в деле доказательствам: решению Арбитражного суда Смоленской области от 04.12.2015, которым на Администрацию г.Смоленска были возложены обязанности включить в схему размещения нестационарных объектов торговое место (торговый объект), расположенный по ... на земельном участке с кадастровым номером .

Иные доводы жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции.

Постановленное по настоящему делу решение отвечает требованиям КАС РФ о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для его отмены или изменения.

Руководствуясь ст.ст. 309 КАС РФ судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 27 ноября 2019г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г.Смоленска – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: