ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3345/19 от 28.01.2020 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33а-444/2020

№ 2а-3345/2019

Строка 027а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 января 2020 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего - судьи Ясинской И.И.,

судей Дёминой О.В., Кобзевой И.В.,

при секретаре Жуковской И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Комаровой Светланы Валериевны, Берга Дмитрия Олеговича, Берга Олега Викторовича к администрации городского округа город Воронеж, главе городского округа город Воронеж Кстенину Вадиму Юрьевичу о признании незаконными действий по разделу земельного участка и передаче земельных участков в безвозмездное пользование,

по апелляционной жалобе Комаровой Светланы Валериевны, Берга Дмитрия Олеговича, Берга Олега Викторовича на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 июля 2019 года.

(судья районного суда Яковлев А.С.)

Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Кобзевой И.В., объяснения Берга О.В., представителя Управления строительной политики администрации городского округа город Воронеж по доверенности Воробьевой Ж.А., представителя администрации городского округа город Воронеж по доверенности Смирновой Ю.Ю., судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда

У С Т А Н О В И Л А :

Комарова С.В., Берг Д.О., Берг О.В. обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.

В обоснование требований истцы указывали, что администрацией городского округа город Воронеж были проведены торги по продаже права аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. <адрес> с кадастровым номером , по результатам которых был заключен договор аренды земельного участка № 171-14-09/мс от 10 июня 2014 года с Комаровой С.В. Согласно пункту 1.1. договора аренды установлен вид разрешенного использования земельного участка – для проектирования и строительства детского сада.

На неоднократные обращения административных истцов о выдаче разрешения на строительство детского сада, ответчик отказывал со ссылкой на то, что согласно Муниципальной программе «Развитие образования» на этом земельном участке строить можно детский садик только на 160 мест. Считая такие отказы незаконными, арендатор начал строительство, а после строительства фундамента и площадок объект незавершенного строительства был поставлен на кадастровый учет.

По иску административного ответчика решением Арбитражного суда Воронежской области от 07 декабря 2016 года по делу № А14-13511/2016 договор аренды земельного участка был расторгнут, по основанию законности отказов в выдаче разрешения на строительство.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14 июля 2017 года по делу № А14-13605/2016 был признан незаконным отказ от 12 сентября 2016 года в выдаче разрешения на строительство детского сада на 30 мест на земельном участке по ул. <адрес>. Суд округа установил незаконность отказа в выдаче разрешения на строительство от 12 сентября 2016 года и нарушение им прав заявителя, однако, сделал вывод о том, что эти права не могут быть восстановлены по причине расторжения договора аренды земельного участка решением суда по делу № А14-13511/2016, вступившим в законную силу 30 марта 2017 года.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22 ноября 2017 года по делу № А14-13511/2016 решение от 07 декабря 2016 года о расторжении договора было отменено, в связи с чем, договор аренды был восстановлен в силе.

Однако ответчик разделил исходный земельный участок с кадастровым номером , площадь которого составляла 10 386 кв.м., на два земельных участка с кадастровыми номерами площадью 7993 кв.м. и площадью 2393 кв.м.

Затем администрация городского округа город Воронеж сообщила административным истцам о том, что земельный участок с кадастровым номером был предоставлен в безвозмездное пользование по договору от 13 марта 2019 года № 27-19/БП, что подтверждается копией ответа от 22 марта 2019 года, копией постановления от 22 марта 2019года № 203.

Кроме того, на обращение истца от 25 января 2019 года № 39-ЮВ администрация городского округа город Воронеж сообщила, что предоставила в безвозмездное пользование земельный участок с кадастровым номером муниципальному бюджетному учреждению, что подтверждается копией ответа от 28 марта 2019 года и копией постановления от 27 марта 2019 года № 231.

Административные истцы, указывая на незаконность действий ответчиков, со ссылкой на положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» просили суд признать незаконными действия администрации городского округа город Воронеж по разделу земельного участка, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул. <адрес> с кадастровым номером площадью 10 386 кв.м. на два земельных участка с кадастровым номером и с кадастровым номером ; признать незаконными действия администрации городского округа город Воронеж по передаче земельного участка по адресу: г. Воронеж, ул. <адрес> с кадастровым номером в безвозмездное пользование по договору от 13 марта 2019 года № 27-19/БП; признать незаконными действия администрации городского округа г. Воронеж по передаче земельного участка по адресу: г. Воронеж, ул. <адрес>/1 с кадастровым номером в безвозмездное пользование муниципальному бюджетному учреждению.

Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 июля 2019 года в удовлетворении заявленных Комаровой С.В., Бергом Д.О., Бергом О.В. требований отказано (л.д. 237,238-254).

В апелляционной жалобе, с учетом дополнений к ней, Комаровой С.В., Бергом Д.О., Бергом О.В. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований (л.д.256-257).

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации городского округа город Воронеж от 27 сентября 2013 года № 890 утверждена схема расположения земельного участка для проектирования и строительства детского сада по ул. <адрес>, г.Воронежа, площадью 10 386 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером , разрешенное использование - «для проектирования и строительства детского сада».

Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 23 декабря 2013 года № 1250 утверждена муниципальная программа городского округа город Воронеж «Развитие образования», которая предполагает строительство объекта дошкольного образования (детский сад на 160 мест) на вышеуказанном земельном участке.

Муниципальной программой «Развитие образования» предусмотрено строительство за счет средств строительных организаций с последующим приобретением в муниципальную собственность детского сада по ул. <адрес> г. Воронежа на 160 мест.

На основании постановления Администрации городского округа город Воронеж от 04 марта 2014 года № 151 «О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. <адрес>», 23 мая 2014 года проведен открытый по составу участников и форме подачи предложений о размере годовой арендной платы аукцион на право заключения договора аренды земельного участка площадью 10 386 кв.м., кадастровый номер , расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. <адрес>, разрешенное использование - для проектирования и строительства детского сада.

По итогам торгов 10 июня 2014 года между Комаровой С.В. (арендатор), как физическим лицом, и администрацией городского округа город Воронеж (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка № 171-14-09/мс с разрешенным использованием «для проектирования и строительства детского сада», по условиям которого Комаровой С.В. передан в аренду сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером площадью 10386 кв.м., расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. <адрес>. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области. Запись государственной регистрации от 25 июня 2014 года № 36-36-01/029/2014-254 (л.д.10-12).

На момент принятия участия в аукционе на право заключения договора аренды спорного земельного участка уже существовало постановление администрации от 23 декабря 2013 года № 1250, и объект «Детский сад на 160 мест в гмкр. Репное, ул. <адрес> а» был внесен в муниципальную программу «Развитие образования» в целях обеспечения в услугах дошкольного образования населения Железнодорожного административного района, в том числе населения мкр. Репное и мкр. «Больница «Электроника», количество мест в планируемом образовательном учреждении определено на основании регионального норматива градостроительного проектирования в редакции, утвержденной приказом департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 24 декабря 2010 года № 440 «О внесении изменений в приказ управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 17 апреля 2008 года № 9-п «Об утверждении регионального норматива градостроительного проектирования».

В дальнейшем на основании заявления Комаровой С.В. от 28 июля 2014 года был подготовлен и 05 августа 2014 года утвержден приказом заместителя главы администрации городской округ город Воронеж по градостроительству градостроительный план указанного земельного участка № RU36302000-0000000000005822 от 04 августа 2014 года.

На обращение Комаровой С.В. и Берга О.В. о внесении изменений в указанный градостроительный план земельного участка по ул. Егоровская, д.53а, Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж ответило отказом от 23 октября 2014 года № 2814339, указав на отсутствие оснований для внесения изменений в ранее выданный градостроительный план земельного участка.

Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 01 декабря 2014 года, вступившим в законную силу 07 апреля 2015 года, отказано в удовлетворении требований Комаровой С.В. о признании незаконным, недействительным градостроительного плана № RU36302000-0000000000005822 от 04 августа 2014 года на земельный участок по адресу: г.Воронеж ул. <адрес> (л.д.152-154).

25 июня 2015 года Комарова С.В. обратилась в администрацию городского округа город Воронеж с заявлением о выдаче разрешения на строительство детского сада, в чем было отказано 22 июля 2015 года.

Комарова С.В., Москалева Е.В. обратились в Центральный районный суд г. Воронежа с заявлением о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство детского сада от 22 июля 2015 года № 3976722, возложении обязанности устранить допущенное нарушение права.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 07 сентября 2015 года, вступившим в законную силу 16 февраля 2016 года, в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство детского сада от 22 июля 2015 года № 3976722 было отказано.

09 сентября 2016 года Комарова С.В. обратилась в Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж с заявлением о внесении изменений в градостроительный план спорного земельного участка, указывая, что для поселка Репное требуется значительно меньше мест в детском саду, чем предусмотрено.

По аналогичным основаниям Комарова С.В. обратилась в Управление образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж с заявлением о пересмотре численности 160 мест согласно Муниципальной программе «Развитие образования», и осуществления действий по внесению в администрацию городского округа город Воронеж предложения исключить детский сад по ул. <адрес> из Муниципальной программы «Развитие образования».

Администрация городского округа город Воронеж, Управление главного архитектора в письмах от 19 сентября 2016 года № 6254940 и № 6296278 со ссылкой на решение Ленинского районного суда города Воронежа от 01 декабря 2014 года, в соответствии с которым градостроительный план земельного участка № 36302000-0000000000005822 признан законным, в том числе, и по спорным показателям, отказала заявителю во внесении изменений.

Управление образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж в письме от 03 ноября 2016 года № 6486754 также отказало заявителю во внесении изменений в Муниципальную программу «Развитие образования».

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 24 марта 2017 года, вступившим в законную силу, в удовлетворении требований Комаровой С.В. к администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным отказа Управления образования и молодежной политики на заявление от 09 сентября 2016 года о пересмотре численности 160 мест согласно Муниципальной программе «Развитие образования» и отказа во внесении в администрацию городского округа город Воронеж предложения исключить детский сад по ул. <адрес>, из Муниципальной программы «Развитие образования»; о признании незаконным отказа администрации городского округа город Воронеж № 6296278 от 19 сентября 2016 года в части отказа исключить из градостроительного плана земельного участка по ул. <адрес> ссылку на Муниципальную программу «Развитие образования» и ссылки на численность в детском саду 160 мест, обязании исключить из градостроительного плана ссылку на Муниципальную программу «Развитие образования» и исключить из градостроительного плана земельного участка ссылку на численность 160 мест или скорректировать эту численность коэффициентом от 1% до 10%, установленным Федеральной программой «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 295 от 15 апреля 2014 года, отказано.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07 декабря 2016 года постановлено: взыскать с Комаровой С.В. в пользу администрации городского округа город Воронеж 3 326 288,58 рублей задолженности, 627 867,50 рублей пени; расторгнуть договор аренды № 171-14-09/мс от 10 июня 2014 года.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 04 апреля 2017 года по делу № А14-13511/2016 решение Арбитражного суда Воронежской области от 07 декабря 2016 года, вынесенное по делу № А14-13511/2016, оставлено без изменения.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22 ноября 2017 года, вынесенным в рамках дела № А14-13511/2017, заявление Комаровой С.В. о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда Воронежской области от 07 декабря 2016 года по делу № А14-13511/2016 удовлетворено, отменено решение Арбитражного суда Воронежской области от 07 декабря 2016 года по делу № А14-13511/2016 по иску администрации городского округа город Воронеж к Комаровой С.В. о расторжении договора и взыскании денежных средств.

В ходе рассмотрения Арбитражным судом Воронежской области дела № А14-13511/2016 по заявлению Комаровой С.В. о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда Воронежской области от 07 декабря 2016 года по делу № А14-13511/2016, определением от 24 января 2018 года суд объединил в одно производство для совместного рассмотрения дела № А14-10564/2017 и № А14-13511/2016, присвоив объединенному делу № А14-13511/2016. При этом из текста процессуального документа усматривается, что имело место оспаривание Комаровой С.В. в судебном порядке отказа администрации в выдаче разрешения на строительство на спорном земельном участке. Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27 января 2017 года по делу № А14-13605/2016 Комаровой С.В. отказано в удовлетворении заявления к администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным отказа от 12 сентября 2016 года № 6255022 в выдаче решения на строительство на земельном участке, расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. <адрес>, и обязании администрацию выдать разрешение на строительство детского сада на указанном земельном участке. Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2017 года указанное решение арбитражного суда первой инстанции было оставлено без изменения, апелляционная жалоба Комаровой С.В. – без удовлетворения.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14 июля 2017 года решение Арбитражного суда Воронежской области от 27 января 2017 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2017 года по делу № А14-13605/2016 отменены в части отказа в признании незаконным отказа администрации от 12 сентября 2016 года № 6255022 в выдаче разрешения на строительство, в остальной части решение Арбитражного суда Воронежской области от 27 января 2017 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2017 года по делу № А14-13605/2016 оставлены без изменения, а кассационная жалоба Комаровой С.В. – без удовлетворения. При этом суд кассационной инстанции отметил, что поскольку договор аренды земельного участка от 10 июня 2014 года № 171-14-09/мс расторгнут согласно решению Арбитражного суда Воронежской области от 07 декабря 2016 года по делу № А14-13511/2016, права заявителя (Комаровой С.В.) не могли быть восстановлены через обязание, так как в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок заявитель не вправе осуществлять строительство; вместе с тем, как указал Арбитражный суд Центрального округа, изложенное не является основанием для отказа в признании незаконными решений или действий (бездействий), повлекших их нарушение; правовосстановительная функция судебного акта в этом случае заключается в констатации незаконности актов, решений, действий, бездействия.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13 декабря 2018 года, вступившим в законную силу, с Комаровой С.В. в пользу администрации городского округа город Воронеж взыскана задолженность по арендной плате, пени; расторгнут договор аренды земельного участка № 171-14-09/мс от 10 июня 2014 года.

В соответствии с муниципальной программой городского округа город Воронеж «Развитие образования», утвержденной постановлением администрации от 23 декабря 2013 года № 1250, на земельном участке по ул. <адрес>, было запланировано строительство детского сада на 160 мест.

В соответствии с нормативами, предусмотренными СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденными приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года № 1034/пр, нормативная площадь земельного участка для детского сада на 160 мест составляет 6080 кв.м.

В связи с вступлением в законную силу впоследствии отмененного по вновь открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда Воронежской области от 07 декабря 2016 года постановлением Администрации от 12 июля 2017 года № 369 был осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером площадью 10386 кв.м. и образованы земельные участки площадью 7 993 кв.м. и 2 393 кв.м.

С учетом нормативной площади земельного участка, необходимой для
размещения детского сада на 160 мест, требований статей 11.9, 11.3, 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Постановлением администрации от 12 июля 2017 года № 369 «Об утверждении схем расположения земельных участков для проектирования и строительства детского сада по ул. <адрес>, ул. <адрес>/1, на кадастровом плане территории 36:34:0107010», на основании заявления Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж, свидетельства о государственной регистрации права собственности от 30 декабря 2013 года 36-АД 270835, в результате раздела земельного участка с кадастровым номером были образованы земельные участки с разрешенным использованием «для проектирования и строительства детского сада»: с кадастровым номером площадью 7993 кв.м. по ул. <адрес>; с кадастровым номером площадью 2393 кв.м. по ул. <адрес>/1.

Утверждены схемы расположения земельных участков категории «земли населённых пунктов», территориальная зона О5 (объекты дошкольного и школьного образования), находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с постановлением администрации от 01 сентября 2017 года № 489 «Об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка по ул. <адрес>/1 (кадастровый номер ) классификатору видов разрешенного использования земельных участков» установлено, что разрешенное использование «физкультурно - оздоровительные сооружения: стадионы с комплексом площадок и устройств различного спортивного назначения, спортивно - оздоровительные комплексы, спортивные площадки, катки, хоккейные площадки, плавательные бассейны, аквапарки, спортивные, тренажерные залы, теннисные корты» земельного участка площадью 2393 кв.м., кадастровый номер , расположенного по ул. <адрес>/1 в территориальной зоне О5 «Зона объектов дошкольного и школьного образования» соответствует разрешенному использованию земельного участка «спорт» (код-5.1) согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков.

В собственности муниципального образования городской округ город Воронеж находятся следующие земельные участки:

земельный участок, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. <адрес>, площадью 7 993 кв. м., кадастровый номер , разрешенное использование: для проектирования и строительства детского сада;

земельный участок, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. <адрес>/1, площадью 2 393 кв. м., кадастровый номер , разрешенное использование: спорт.

На основании заявления Управления строительной политики администрации городского округа город Воронеж от 27 февраля 2019 года № 11548041 «о предоставлении земельного участка без проведения торгов» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. <адрес>, площадью 7993 кв.м., кадастровый номер , с разрешённым использованием – проектирование и строительство детского сада, был заключен договор безвозмездного пользования земельным участком от 13 марта 2019 года № 27-19/БП для строительства детского сада на 160 мест.

Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 23 марта 2019 года № 220 на основании заявления муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж «Городской физкультурно-спортивный центр», последнему в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов площадью 2393 кв. м., кадастровый номер , разрешенное использование - спорт, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. <адрес>/1. Вынесенное постановление являлось основанием для внесения соответствующих регистрационных записей Управлением Росреестра по Воронежской области.

Согласно кадастровому паспорту от 28 декабря 2015 года, выданному филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области, в Государственный кадастр недвижимости ранее были внесены сведения об объекте незавершенного строительства степенью готовности 15% (сооружение детский сад (сложная вещь)) с кадастровым номером 36:34:0107010:53, расположенном на земельном участке с кадастровым номером , площадью 10 386 кв.м. по ул. Егоровской, д. 53а.

Запись об объекте незавершённого строительства (сооружение детский сад (сложная вещь), погашена 04 июля 2016 года, объект снят с кадастрового учета, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, составленной на 13 марта 2019 года (л.д.96-97).

Разрешая заявленные Комаровой С.В., Бергом Д.О., Бергом О.В. требования о признании незаконными действий администрации городского округа город Воронеж по разделу земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. <адрес> кадастровый номер , на два земельных участка и по передаче земельных участков в безвозмездное пользование и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, проанализировав все имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что административный ответчик, как орган местного самоуправления, и Управление строительной политики администрации городского округа город Воронеж, как структурное подразделение, совершив оспариваемые действия по разделу земельного участка и передаче вновь образованных земельных участков муниципальным бюджетным учреждениям, реализовали свои административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов при управлении и распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Кроме того, судом первой инстанции указано, что Управление строительной политики администрации городского округа город Воронеж в соответствии с положением, утверждённым решением Воронежской городской думы от 26 сентября 2012 года № 907-III «О наделении правами юридического лица Управления строительной политики Администрации городского округа город Воронеж», выступает муниципальным заказчиком по строительству детского сада на 160 мест в микрорайоне Репное, по адресу: г.Воронеж, ул. <адрес>. Таким образом, нарушение положений действующего законодательства в данном конкретном случае судом установлено не было, как и нарушения прав административных истцов, поскольку земельный участок на момент совершения в отношении него распорядительных действий был свободен от прав третьих лиц на него и обременений, о чем свидетельствуют выписки из Единого государственного реестра недвижимости и об объекте недвижимости (сведения о характеристиках объекта недвижимости).

Также районный суд указал, что никаким исключительным правом на приобретение спорного земельного участка в аренду административные истцы не обладают. Запись об аренде земельного участка по адресу: г. Воронеж, ул. <адрес>, площадью 10 386 кв.м, внесенная на основании договора, заключенного 10 июня 2014 года, в ЕГРН погашена, а также погашена запись об объекте незавершённого строительства, объект снят с кадастрового учета

При таких обстоятельствах отсутствует совокупность условий, установленных Земельным Кодексом Российской Федерации, для заключения с истцами нового договора аренды земельного участка без проведения торгов.

Судебная коллегия с указанными выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств, которым суд дал надлежащую правовую оценку при верном применении норм материального и процессуального права.

Согласно статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса. Положения настоящей главы применяются к отношениям, связанным с предоставлением в аренду, безвозмездное пользование земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В силу подпункта 10 пункта 2, подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта его собственнику в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление участка в аренду без аукциона в соответствии с названным подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

В силу положений статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях, если образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.

Согласно пункту 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков.

Статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что право аренды на земельные участки, возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (пункт 1).

На основании части 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.

В силу части 1 статьи 30.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

При изложенных обстоятельствах с учетом анализа приведенных норм закона административные истцы не являются ни собственниками недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, по адресу: г.Воронеж, ул. <адрес>, ни арендаторами земельного участка, ввиду расторжения договора аренды земельного участка № 171-14-09/мс от 10 июня 2014 года, таким образом, в рамках заявленного спора их права, свободы и законные интересы не нарушены, действия и решения административного ответчика соответствуют требованиям действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

По смыслу указанной нормы закона для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца.

Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, оспариваемые действия совершены и решение принято в соответствии с действующим законодательством в пределах предоставленных полномочий в установленном законом порядке. Каких-либо доказательств нарушения прав заявителей, ни в суд первой инстанции, ни при апелляционном рассмотрении дела представлено не было, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным.

Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям.

С учетом изложенного, оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, основания, предусмотренные статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания действий (бездействия) незаконными, отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комаровой Светланы Валериевны, Берга Дмитрия Олеговича, Берга Олега Викторовича - без удовлетворения.

Председательствующий:

судьи коллегии: