Судья Подгайная Н.В.
№ 2а-3350/2020
Дело № 33а-9337/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего судьи Никитиной Т.А.
судей Котельниковой Е.Р., Чулатаевой С.Г.,
при секретаре Греховой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 02 ноября 2020 года административное дело по апелляционной жалобе Чебунина Сергея Прокопьевича на решение Ленинского районного суда г.Перми от 24 июля 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления Чебунина Сергея Прокопьевича к Департаменту имущественных отношений администрации города Перми о признании незаконным бездействия выразившегося в не исключении из реестра муниципального имущества нежилого помещения (пожарный выход) площадью 10,1 кв.м., расположенный на 1-м этаже многоквартирного дома по адресу г**** – отказать.»
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Котельниковой Е.Р., объяснения представителя административного истца Капустиной М.В., представителя административного ответчика Минасян К.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чебунин С.П. обратился в суд с административным иском к Департаменту имущественных отношений администрации города Перми о признании незаконным бездействия выразившегося в не исключении из реестра муниципального имущества нежилого помещения (пожарный выход) площадью 10,1 кв.м., расположенного на 1-м этаже многоквартирного дома по адресу г. Пермь ул. ****, возложении обязанности по исключению из реестра муниципального имущества нежилого помещения (пожарный выход) площадью 10,1 кв.м., расположенный на 1-м этаже многоквартирного дома по адресу г. Пермь ул. ****.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Чебунин С.П. Указывает, что оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что между сторонами отсутствует спор о праве, который подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом, с соблюдением положений ст. 30 ГПК РФ. Указывает, что право собственности на спорное помещение зарегистрировано за ним в установленном законном порядке на основании договора купли-продажи от 14.04.2005, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.06.2005. В связи с этим спор о праве отсутствует.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела следует, что Чебунин С.П. и Б. на основании договора купли продажи от 14.04.2015, заключенного с П., являются собственниками по 1/2 доли каждый на встроенное нежилое помещение общей площадью 99,3 кв.м., расположенное на 1-м этаже многоквартирного дома по адресу ****.
Согласно данным технического паспорта указанного нежилого помещения от 09.02.2001, оно состоит из: склада - 18 кв.м., тамбура - 0,6 кв.м., коридора - 12 кв.м., кабинета - 8,7 кв.м., умывальника - 1,2 кв.м., туалета - 1,3 кв.м., торгового зала - 42 кв.м., моечной - 2,7 кв.м., тамбура - 1,8 кв.м., склада - 11 кв.м. Общая площадь 99,3 кв.м.
В соответствии с информацией, предоставленной Управлением Росреестра по Пермскому краю, изначально данные помещения принадлежали муниципальному предприятию Фонд имущества в г.Перми.
На основании договора купли-продажи указанного объекта №** от 09.02.1996 право собственности перешло ТОО «***».
Впоследствии, на основании договора купли-продажи от 10.09.1997 право собственности от ТОО «***» перешло к Н.
На основании договора купли-продажи от 30.03.2001 нежилое помещение у Н. приобрел П.
В соответствии с договором купли-продажи от 14.04.2005 зарегистрирован переход права на указанное встроенное помещение общей площадью 99.3 кв.м за Б. и Чебуниным С.П.
Вместе с тем, согласно выписке из реестра муниципального имущества г.Перми от 01.08.2019, нежилое помещение (пожарный выход) общей площадью 10,1 кв.м, расположенное на первом этаже жилого дома по адресу: г.Пермь ул. ****, включено в реестр муниципального имущества г.Перми на основании постановления администрации г.Перми №1627 от 10.08.1995, реестровый номер **.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходя из утверждений административного истца – именно он является собственником нежилого помещения (пожарный выход) площадью 10,1 кв.м., расположенного на 1-м этаже многоквартирного дома по адресу г. Пермь ул. ****, и административного ответчика – что нежилое помещение (пожарный выход) площадью 10,1 кв.м., расположенное на 1-м этаже многоквартирного дома по адресу: г. Пермь ул. ****, находится в муниципальной собственности, суд пришел к выводу о том, что между сторонами имеется спор о праве, который подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом, с соблюдением положений ст. 30 ГПК РФ.
Оснований не согласиться с указанным выводом судебная коллегия не усматривает.
Доводы жалобы основаны на ином толковании материального закона.
В соответствии со ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
В соответствии с разъяснениями содержащимися в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, рассматриваются судами в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, а также иными федеральными законами.
В соответствии с положениями ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться:
1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных- полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальный служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;
5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1.2 Регламента взаимодействия департамента имущественных отношений администрации города Перми и функциональных, территориальных органов администрации города Перми, муниципальных предприятий, муниципальных учреждений города Перми при ведении реестра муниципального имущества города Перми (далее - Регламент), утвержденного постановлением администрации города Перми от 29.11.2013 № 1107, реестр муниципального имущества г. Перми - информационная система данных об имуществе, находящемся в собственности муниципального образования город Пермь.
Пунктом 1.2 Регламента установлено, что объект учета - находящееся в муниципальной собственности недвижимое, движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество, особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и (или) бюджетными муниципальными учреждениями, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальному образованию город Пермь, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование г. Пермь.
Пунктом 1. ст. 215 ГК РФ установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с ч. 3 от. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество -- юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу ч. 1.2 ст. 69 Закона о регистрации недвижимости права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Материалами дела установлено, что согласно выписке из реестра муниципального имущества г. Перми от 01.08.2019 № 19-28-1772 нежилое помещение - пожарный выход площадью 10,1 кв.м., на 1-м этаже дома по ул.**** г.Перми, включено и числится в реестре муниципального имущества г. Перми как объект собственности муниципального образования г. Пермь на основании постановления администрации города Перми № 1627 от 10.08.1995, реестровый номер 17398. Нежилое помещение учитывается в реестре муниципального имущества г. Перми по инвентарному плану технического паспорта от 08.10.1998 и является помещением № 10 на поэтажном плане.
Жилой дом с нежилым помещением по ул. **** принят в муниципальную собственность города Перми на основании постановления администрации города Перми от 10.08.1995 № 1627.
Департамент является участником гражданских правоотношений. как лицо, осуществляющее полномочия собственника муниципального имущества. Правоотношения лиц (административного истца и административного ответчика) основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности. Данный спор не вытекает из осуществления государственных или иных публично-властных полномочий.
Как следует из первого договора №** купли-продажи, заключенного 09.02.1996 МП Фонд имущества г.Перми с ТОО «***», предметом договора является нежилое помещение общей площадью 94,5 кв.м. При этом, в договоре не указано, из каких конкретно помещений оно состоит. Право собственности Чебунина С.П., Б. зарегистрировано на нежилое помещение общей площадью 99,3 кв.м.
Учитывая изложенное, спор о правах на нежилое помещение между Чебуниным С.П. и Департаментом не может быть рассмотрен в порядке административного судопроизводства, поскольку вытекает из гражданских правоотношений, связанным с правом собственности.
Согласно разъяснениям п.п. 52-56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» способами защиты прав на недвижимость являются требования, направленные на оспаривание зарегистрированных прав на недвижимость. Следовательно, иск о признании права собственности есть надлежащий способ защиты реестрового собственника.
При установленных по делу обстоятельствах доводы апелляционной жалобы ответчика по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 24 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чебунина Сергея Прокопьевича – без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи -