ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3359/19 от 12.11.2019 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 33а-4588/2019 Докладчик Семёнов А.В.

Дело № 2а-3359/2019 (суд 1-й инстанции) Судья Веселова А.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Астровко Е.П.

и судей Семёнова А.В. и Кирюшиной О.А.

при секретаре Дороховой В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 12 ноября 2019 года апелляционную жалобу Груданова Виталия Игоревича на решение Октябрьского районного суда города Владимира от 06 августа 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Груданова В.И. к ФГБУК «Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» о признании незаконным взимания входной платы в Успенский собор г.Владимира

Заслушав доклад судьи Семёнова А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Груданов В.И. обратился в суд с иском о признании незаконным факта взимания входной платы Государственным Владимиро-Суздальским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником с посещающих Успенский кафедральный собор города Владимира граждан, желающих поклониться его христианским святыням или совершить религиозный обряд частной молитвы, полагая требование обязательного приобретения входного билета для посещения Успенского собора ограничивающим право граждан на свободу совести и вероисповедания, гарантированное статьей 28 Конституции РФ и частью 2 статьи 16 Федерального закона №125-ФЗ, просил обязать ответчика внести изменения в приказ музея-заповедника №215 от 17.04.2019 в части отмены входной платы для посетителей Успенского собора.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, указав, что факт взимания платы является препятствием к совершению религиозных обрядов в помещении культового сооружения.

Представитель административного ответчика Филиппова И.В. против требований возражала, пояснив, что учреждение культуры самостоятельно в установлении цен на платные услуги по основным видам деятельности, а использование памятника истории и культуры осуществляется на основании договора между музеем и Владимирской Епархией Русской Православной Церкви №1 от 29.08.2006, согласно которому свободный вход в собор осуществляется только во время богослужений, в остальное время ежедневно с 13-00 до 16-45, кроме понедельника, в собор допускаются организованные группы для экскурсионного показа в сопровождении экскурсоводов музея, а также одиночные посетители, оплатившие входной билет билетному кассиру музея.

Заинтересованное лицо Религиозная организация Владимирская Епархия Русской Православной Церкви представила письменный отзыв, в котором просила в удовлетворении иска отказать, поскольку Успенский кафедральный собор ХII века находится в совместном использовании Владимирской Епархии и ФГБУК «Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» согласно договору о совместном использовании №1 от 29.08.2006. Разделом 2 договора определен порядок и режим использования собора, а также «богослужебные» и «музейные» часы. Согласно п.2.2.2 договора, с учетом дополнительного соглашения №1 от 02.05.2007 свободный вход в собор разрешен только во время богослужений, для этого установлены богослужебные дни согласно церковному календарю. В остальное время ежедневно с 13-00 до 16-45 кроме понедельника в собор допускаются организованные группы и одиночные посетители, оплатившие входной билет билетному кассиру учреждения. В часы, когда в соборе установлено «музейное» время, для бесплатного посещения открыт Георгиевский придел, входящий в ансамбль сооружений Успенского кафедрального собора, переданный в безвозмездное пользование Владимирской Епархии Русской Православной церкви Министерством культуры РФ согласно Распоряжению от 01.09.1999 №22/1208-р.

Заинтересованное лицо Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях просило о рассмотрении дела без участия своего представителя, оставив разрешение спора на усмотрение суда.

Решением Октябрьского районного суда города Владимира от 06.08.2019 в удовлетворении требований Груданова В.И. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и удовлетворить его требования. Ссылается на неправильное применение норм материального права, поскольку суд не применил положения ст.28 Конституции Российской Федерации и части 2 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» предполагающих беспрепятственное осуществление богослужения и других религиозных обрядов и церемоний в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также в местах паломничества. Выводы суда об отсутствии нарушения прав верующих немотивированны. Судом не дана надлежащая правовая оценка договору между Владимирской Епархией и ФГБУК «Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» о совместном использовании №1 от 29.08.2006, который, по мнению административного истца, противоречит действующему законодательству.

Возражения на жалобу представлены административным ответчиком и заинтересованными лицами.

Жалоба рассмотрена в отсутствие административного истца Груданова В.И., заинтересованных лиц Религиозной организации Владимирская Епархия Русской Православной Церкви и Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях.

Судебной коллегией отклонено ходатайство Груданова В.И. об отложении судебного заседания и привлечении к участию в деле Министерства Культуры Российской Федерации и Религиозной организации Русская Православная Церковь, поскольку в соответствии со статьей 47 КАС РФ заинтересованные лица привлекаются к участию в деле до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции.

Выслушав объяснения представителей административного ответчика Филипповой И.В. и Николаевой Е.С., возражавших против доводов жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционной инстанции предусмотрены статьей 310 КАС РФ.

В данном случае решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, руководствуясь нормами действующего законодательства, суд пришел к выводу о том, что основания, предусмотренные статьей 227 КАС РФ для удовлетворения заявленных требований, отсутствуют.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела и соответствуют действующему законодательству.

В соответствии со статьями 62, 226 КАС РФ административный истец по делам об обжаловании решений, действий, бездействия органов и лиц, наделенных публичными властными полномочиями, должен доказать нарушение своих прав, представив доказательства, подтверждающие его доводы.

В нарушение указанных требований, таких доказательств не представлено.

Обращаясь в суд от собственного имени, административный истец указывает, что оспариваемые действия и акты нарушают права граждан на свободу вероисповедания, факт взимания входной платы с граждан, желающих посетить собор для частной молитвы или поклонения его святыням, препятствует совершению религиозных обрядов в помещениях культового сооружения.

При этом административный истец не указал, какое отношение имеют эти обстоятельства к нему лично, и создали ли они ему лично препятствия для осуществления его прав, и в чем именно это проявилось.Кроме того суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что с учетом статуса Успенского собора в г.Владимире, являющегося как православным храмом, так и памятником истории и культуры, взимание административным ответчиком входной платы в «музейное время» закону не противоречит, принято в пределах полномочий административного ответчика и не нарушает права верующих, гарантированные статьей 28 Конституцией РФ.

Не умаляя значения прав верующих, гарантированных статьей 28 Конституции Российской Федерации, в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации указанные права могут быть ограничены федеральным законом в конституционно значимых целях, в том числе в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, Успенский кафедральный собор, расположенный по адресу: **** является объектом культурного наследия народов РФ (памятником истории и культуры федерального значения) ****, что подтверждается приказом Министерства культуры РФ №182-р от 20.05.2015, включен в реестр федерального имущества и находится в оперативном управлении у ФГБУК «Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок передачи и особенности использования религиозной организацией переданного ей имущества религиозного назначения регулируется Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

В соответствии со статьей 5 данного закона при передаче объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации религиозного назначения в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации она принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект или права пользования данным объектом и указываемые в оформляемом в установленном порядке охранном обязательстве собственника данного объекта или пользователя данным объектом обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

В силу положений статьи 10 указанного закона религиозная организация обязана использовать переданное имущество религиозного назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации и целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом.

При этом владение, пользование, распоряжение объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 47.4 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» условия доступа к объекту культурного наследия, включенному в реестр (периодичность, длительность и иные характеристики доступа), устанавливаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца такого объекта, а также с учетом вида объекта культурного наследия, включенного в реестр, категории его историко-культурного значения, предмета охраны, физического состояния объекта культурного наследия, требований к его сохранению, характера современного использования данного объекта культурного наследия, включенного в реестр.

Обеспечение сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия и доступа к ним граждан, осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов является одной из целей создания музеев-заповедников в Российской Федерации, что следует из положений статьи 27 Федерального закона от 26.05.1996 №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

Согласно статье 35 Федерального закона от 26.05.1996 №54-ФЗ музеи организовывают и обеспечивают доступ граждан к музейным предметам и музейным коллекциям в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном положением о Музейном фонде и иными нормативными актами федерального органа исполнительной власти в сфере культуры. Порядок и условия доступа к музейным предметам и музейным коллекциям доводятся музеями до сведения граждан.

В соответствии с Приказом Минкультуры России от 15.01.2019 №17 «Об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации» (пункт 9.3.) доступ граждан к музейным предметам, находящимся в экспозициях и на выставках государственных и негосударственных музеев, осуществляется в часы работы музеев с учетом соблюдения ограничений, направленных на обеспечение сохранности и безопасности музейных предметов.

Право учреждений культуры на предоставление платных услуг, включая продажу билетов на организуемые ими выставки и экспозиции, предусмотрено Основами законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденными Верховным Советом Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1.

Таким образом, в целях сохранения объектов культурного наследия, являющихся имуществом религиозного назначения, федеральным законодательством установлены особенности использования такого имущества, в том числе требования к условиям доступа к нему граждан, включая верующих, а также предусмотрена возможность взимания платы за доступ к таким объектам, представляющим культурную ценность.

В данном случае в соответствии с распоряжением ТУ Росимущества во Владимирской области №654 от 29.08.2006 «О согласовании договоров о совместном использовании памятников истории и культуры религиозной организацией и учреждением культуры» между музеем-заповедником, Владимирской Епархией Русской Православной Церкви и ТУ Росимущества во Владимирской области заключен договор безвозмездного пользования объектом недвижимого имущества – Успенский кафедральный собор №1 от 29.08.2006.

Разделом 2 договора определен порядок и режим использования Собора, в том числе установлены «богослужебные» и «музейные» часы.

Пунктом 2.2.2 договора, с учетом дополнительного соглашения, предусмотрен свободный вход в собор во время богослужений (в дни особо чтимых праздников согласно церковному календарю), в остальное время, ежедневно с 13-00 до 16-45, кроме понедельника, в Собор допускаются организованные группы для экскурсионного показа в сопровождении экскурсоводов Учреждения, а также одиночные посетители, оплатившие входной билет билетному кассиру Учреждения.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, в том числе по доводам жалобы, судебной коллегией не установлено.

Вопреки доводам административного истца состав лиц, участвующих в деле, определен судом первой инстанции правильно.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда города Владимира от 06 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Груданова Виталия Игоревича – без удовлетворения.

Председательствующий Е.П. Астровко

Судьи: А.В. Семёнов

О.А. Кирюшина