ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3377/2022 от 27.09.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Дорошенко О.Л. дело № 2а-3377/22

УИД 39RS0001-01-2022-003101-49

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 сентября 2022 года №33а-4190/2022

город Калининград

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Михальчик С.А.,

судей Шкуратовой А.В, Никифоровой Ю.С.,

при секретаре Юдиной Т.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» и Министерства социальной политики Калининградской области на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 17 июня 2022 года по делу по административному иску Хлопушина ФИО12 к ОГКУ «Центр социальной поддержки населения», заинтересованное лицо Министерство социальной политики Правительства Калининградской области о признании незаконным отказа в приеме документов для рассмотрения и направления в Министерство социальной политики Калининградской области для решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда».

Заслушав объяснения представителя ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» - Алпатовой А.В., представителя Министерства социальной политики Калининградской области – Антоновой М.А., поддержавших доводы апелляционных жалоб, Хлопушина С.Н., возражавшего против их удовлетворения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Хлопушин С.Н. обратился в суд административным иском, в котором просил признать незаконным отказ ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» № 4492 от 28 апреля 2022 года в приеме документов для рассмотрения и направления в Министерство социальной политики Калининградской области для решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда», мотивированный непредставлением документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства на территории Калининградской области, возложить обязанность направить документы в Министерство социальной политики Калининградской области.

Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 17 июня 2022 года административный иск Хлопушина С.Н. удовлетворен: признан незаконным отказ ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» в приеме документов для рассмотрения и направления в Министерство социальной политики Калининградской области для решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» от 28 апреля 2022 года; ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» обязано повторно рассмотреть заявление Хлопушина С.Н.

В апелляционной жалобе административный ответчик ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать; приводит доводы о том, что регистрация по месту пребывания в г. Калининграде не подтверждает проживание в данном регионе заявителя, имеющего регистрацию по месту жительства в г. Москве; настаивает на законности отказа в приеме документов в связи с непредоставлением доказательств регистрации заявителя по месту жительства в Калининградской области.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Министерство социальной политики Калининградской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на соответствие отказа в принятии документов Хлопушина С.Н. требованиям утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года №129 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда»; полагает, что свидетельство о регистрации по месту пребывания не подтверждает место жительства Хлопушина С.Н. на территории Калининградской области при наличии постоянной регистрации в г. Москве.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Как установлено судом первой инстанции, 27 апреля 2022 года Хлопушин С.Н. подал в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» заявление, в котором просил принять документы для направления в Министерство социальной политики Калининградской области для решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда», приложив к заявлению в подтверждение проживания на территории Калининградской области свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>

Материалами дела подтверждено, что Хлопушин С.Н. имеет на срок с 7 апреля 2021 года по 7 апреля 2026 года регистрацию по месту пребывания в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении по адресу: <адрес>, а также регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>

28 апреля 2022 года ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» направило Хлопушину С.Н. уведомление № 4492 об отказе в приеме документов для рассмотрения и направления в Министерство социальной политики Калининградской области для решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на пункт 7 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», поскольку заявителем не представлены документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства на территории Калининградской области.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года №129 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», представляет в областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по месту жительства заявление о присвоении звания «Ветеран труда».

К заявлению прилагаются документы: 1) удостоверяющие личность, принадлежность к гражданству Российской Федерации и место жительства на территории Калининградской области; 2) документ о награждении орденом или медалью СССР или Российской Федерации, либо о присвоении почетного звания СССР или Российской Федерации, либо о награждении почетной грамотой Президента Российской Федерации или об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, либо о награждении ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики); 3) документ о награждении ведомственным знаком отличия в труде, учрежденным согласно законодательству СССР, РСФСР или Российской Федерации, выданный уполномоченным органом, лицом, организацией в порядке, установленном соответствующим положением о ведомственном знаке отличия в труде, принятом в соответствии с законодательством (в случае обращения граждан, указанных в пункте 2 настоящих порядка и условий); 4) подтверждающие наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, и копии данных документов; 5) фотография 3 x 4 см.

ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» в течение 10 календарных дней с даты получения документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящих порядка и условий, осуществляет их проверку (пункт 6).

ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» в случаях неполного представления заявителем документов, указанных в пунктах 3, 4 настоящих порядка и условий, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов в Центре направляет заявителю мотивированное уведомление об отказе в их приеме и возвращает представленные заявителем документы (пункт 7).

ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» ежемесячно в срок до первого числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Министерство с сопроводительным письмом списки заявителей в электронном виде и на бумажных носителях с приложением копий документов, указанных в подпунктах 2-4 пункта 3 и в подпунктах 2, 3 пункта 4 настоящих порядка и условий (пункт 8).

Министерство социальной политики Калининградской области не позднее 10 рабочих дней после дня поступления из ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» списков заявителей и копий документов, указанных в пункте 8 настоящих порядка и условий, осуществляет дополнительную проверку на соответствие действующему законодательству (пункт 9).

Решение о присвоении либо об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» принимается Министерством социальной политики Калининградской области в течение 15 рабочих дней со дня получения списка и документов, указанных в пункте 8 настоящих порядка и условий (пункт 10).

В соответствии с пунктом 9 приложения к Постановлению Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года №129 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» Министерством социальной политики Калининградской области утверждено Положение о порядке принятия решений о присвоении (отказе в присвоении) звания «Ветеран труда» гражданам Российской Федерации, проживающим в Калининградской области, согласно приложению.

Приложением к Приказу Министерства социальной политики Калининградской области от 26 декабря 2017 года №811 является порядок устанавливающий процедуру принятия Министерством социальной политики Калининградской области решения о присвоении (отказе в присвоении) звания «Ветеран труда» в соответствии с порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда».

Решения о присвоении (отказе в присвоении) звания «Ветеран труда» принимаются в отношении граждан, включенных в списки претендентов на присвоение указанного звания ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», направленные в Министерство социальной политики Калининградской области в электронном виде и на бумажных носителях с приложением копий документов, указанных в подпунктах 2-4 пункта 3 и в подпунктах 2, 3 пункта 4 Порядка (пункт 2 Порядка).

После поступления в Министерство социальной политики Калининградской области из ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» списков претендентов на присвоение указанного звания и документов данные документы в течение 10 дней проверяются отделом социальной поддержки ветеранов Министерства социальной политики Калининградской области на соответствие действующему законодательству (пункт 3 Порядка).

По итогам проверки поступивших в Министерство социальной политики Калининградской области документов отделом социальной поддержки ветеранов готовятся заключения, которые подписываются начальником отдела социальной поддержки ветеранов и исполнителем. На основании указанных заключений готовятся проекты приказов Министерства социальной политики Калининградской области о присвоении (отказе в присвоении) звания «Ветеран труда» (пункт 5 Порядка).

Признавая незаконным отказ ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» в приеме документов для рассмотрения и направления в Министерство социальной политики Калининградской области для решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» от 28 апреля 2022 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Хлопушин С.Н. совместно с заявлением подал все необходимые документы (включая, документ о месте его жительства на территории Калининградской области), предусмотренные Порядком присвоения звания «Ветеран труда», в связи с чем оснований для отказа в их принятии и возвращении заявителю у административного ответчика не имелось.

Судебная коллегия считает решение суда законным, оснований для его отмены не усматривает.

Правоотношения, связанные с присвоением звания «Ветеран труда», урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

Пунктом 4 статьи 7 указанного Федерального закона установлено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 31 Закона Калининградской области от 07 октября 2019 года №318 «Социальный кодекс Калининградской области», вступившего в силу с 01 января 2020 года, определено, что звание «Ветеран труда» присваивается в порядке, установленном Правительством Калининградской области.

Ранее действовавшим Законом Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» также было предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяет Правительство Калининградской области (пункт 3 статьи 4).

Постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года №129 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» определены порядок присвоения гражданам Российской Федерации, проживающим в Калининградской области, звания «Ветеран труда».

Вопреки доводам стороны административного ответчика из содержания пункта 3 названного Порядка, предусматривающего приложение к заявлению о присвоении звания «Ветеран труда» документа, подтверждающего место жительства заявителя на территории Калининградской области, не следует, что данное положение предусматривает регистрацию по месту жительства в качестве обязательного условия для подачи документов.

В этой связи является верным вывод суда первой инстанции о том, что Хлопушин С.Н. формально исполнил требование пункта 3 Порядка, приложив к заявлению о присвоении звания «Ветеран труда» в подтверждение проживания на территории Калининградской области копию свидетельства №2612 о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес> а, соответственно, у ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» отсутствовали основания для приема документов и направления в Министерство социальной политики Калининградской области для решения вопроса о присвоении заявителю звания «Ветеран труда».

Судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о незаконности на стадии приема документов решения ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» об отказе в их принятии, лишившего административного истца права на разрешение по существу его заявления о присвоении звания «Ветеран труда» и предоставления доказательств, подтверждающих его проживание на территории Калининградской области.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.

В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 1, 2 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается место (жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение), где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Место пребывания - это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Государством и обществом регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (статьи 2 - 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I).

Изложенное согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О и от 6 октября 2008 года N 619-О-П) и подлежащими обязательному учету в нормотворческой и правоприменительной практике, о том, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов (например, подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д.).

При таком положении судебная коллегия считает доводы апелляционных жалоб основанными на ошибочном толковании норм материального закона и не влекущими отмену решения суда первой инстанции.

По изложенным выше мотивам решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 17 июня 2022 года закону соответствует и подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинградского районного суда города Калининграда от 17 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 03.10.2022 года.

Председательствующий:

Судьи: