ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3388/2022 от 29.08.2022 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Евлогиева Т.Н. Апелляционное дело № 33а-3823/2022

Судья Порфирьева А.В. Административное дело №2а-3388/2022

УИД 21RS0023-01-2022-004932-48

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 августа 2022 года город Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Евлогиевой Т.Н.,

судей Лушниковой Е.В., Фоминой Н.Э.,

при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.,

с участием прокурора Афанасьевой Е.Г.,

представителя административного истца Васянка В.М.,

представителя регионального отделения социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Чувашской Республике Офаринова Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Леонтьевой Татьяны Владимировны к Ленинской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии об отмене решения № 22/03 от 10.08.2022, поступившее по апелляционной жалобе Леонтьевой Т.В. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 августа 2022 года.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21 июня 2022 года № 811 назначены дополнительные выборы депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов по одномандатным избирательным округам №№ 4, 9, 17.

Решением Ленинской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 4 августа 2022 года № 18/04 в качестве кандидата в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 зарегистрирована Леонтьева Т.В., выдвинутая Чувашским республиканским отделением политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (л.д.73).

Решением Ленинской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2022 года № 22/03 в качестве кандидата в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 зарегистрирован Волков В.И., выдвинутый Региональным отделением Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Чувашской Республике (л.д.68).

Административный истец Леонтьева Т.В. 18 августа 2022 года обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила, с учетом уточнений административных исковых требований (л.д.28), отменить решение Ленинской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии №22/3 от 10 августа 2022 год о регистрации Волкова В.И. кандидатом в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 9.

Со ссылкой на положения пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» административный истец в обоснование требований указала, что при выдвижении списка кандидатов в депутаты Чебоксарского городского собрания депутатов седьмого созыва на дополнительных выборах, назначенных на 11.09.2022, региональным отделением Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Чувашской Республике были нарушены положения ст. 27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Устава Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ», поскольку Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Чувашской Республике уведомило организующую выборы Ленинскую районную г. Чебоксары территориальную избирательную комиссию только о заседании мероприятия, проводимого Региональным отделением партии, при этом о проведении заседания Президиума Центрального совета партии по вопросу предварительного согласования кандидатур для выдвижения в депутаты Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Чувашской Республике не уведомляло ни избирательную комиссию, ни Министерство юстиции.

Административный истец Леонтьева Т.В. в судебном заседании суда первой инстанции участие не принимала, обеспечила участие своего представителя.

Представитель административного истца Васянка В.М. в судебном заседании суда первой инстанции административные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Ленинской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии Иванов Р.Г. в судебном заседании суда первой инстанции административные исковые требования не признал.

Представитель заинтересованного лица регионального отделения Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Чувашской Республике Офаринов Л.В. в судебном заседании суда первой инстанции поддержал позицию представителя административного ответчика.

Заинтересованное лицо Волков В.И. в судебном заседании суда первой инстанции участие не принимал, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении требований Леонтьевой Т.В.

Заинтересованное лицо Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание суда первой инстанции, не обеспечило.

Прокурором Афанасьевой Е.Г. дано заключение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 22 августа 2022 года постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления Леонтьевой Татьяны Владимировны, зарегистрированного кандидата в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 9, к Ленинской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии об отмене решения Ленинского районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2022 года № 22/03 «О регистрации Волкова В.И., кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 9, выдвинутого Региональным отделением социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Чувашской Республике, – отказать».

Не согласившись с данным решением, административный истец Леонтьева Т.В. подала апелляционную жалобу, в которой поставлено требование об отмене решения и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы административный истец указала, что административным ответчиком и заинтересованными лицами не оспаривалось, что Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Чувашской Республике не уведомляло Ленинскую районную г. Чебоксары территориальную комиссию и территориальный орган Министерства юстиции о проведении 13 июля 2022 года заседания Президиума Центрального совета партии, на котором рассматривался вопрос о согласовании кандидатур для выдвижения в составе списка кандидатов в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов по одномандатным избирательным округам №№ 4, 9, 17. Учитывая, что в соответствии с п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 33 Устава Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» Конференция (Общее собрание) регионального отделения Партии может выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты исключительно по предварительному согласованию с Президиумом Центрального совета Партии, уведомление об этом мероприятии было обязательно в силу ст. 27 Федерального закона «О политических партиях». Административный истец указывал, что избирательное объединение нарушило установленное требование об обязанности извещать уполномоченный орган (Министерство юстиции) и избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятия, связанных с выдвижениям кандидатов (списков кандидатов) в депутаты, чем нарушило требования к выдвижению кандидата, предусмотренные Федеральным законом «О политических партиях». Однако это обстоятельство не получило оценки суда первой инстанции. Несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях» является самостоятельным основанием как для отказа в заверении списка кандидата, так и для отказа в регистрации кандидата. Податель жалобы также указывает, что суд необоснованно отклонил ходатайство, заявленное стороной административного истца об истребовании и приобщении к материалам дела письменных доказательств - заверенных копий всех документов, представленных кандидатом Волковым В.И. и выдвинувшим его избирательным объединением в территориальную избирательную комиссию для выдвижения и регистрации его кандидатом в депутаты Чебоксарского городского собрания депутатов седьмого созыва. Данные материалы были представлены суду административным ответчиком, но не приобщены к делу. Также в апелляционной жалобе приведены доводы о необоснованном привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, тогда как полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления муниципального образования «город Чебоксары» решением ЦИК Чувашской Республики от 11.04.2022 № 9/52-7 возложены на Ленинскую районную г. Чебоксары территориальную избирательную комиссию.

Административный истец Леонтьева Т.В., извещенная о дате и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, обеспечив участие в судебном заседание своего представителя.

Представитель административного истца Васянка В.М., участвуя в судебном заседании суда апелляционной инстанции, доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель административного ответчика Ленинской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом – телефонограммой, о причинах неявки не сообщил.

Представитель заинтересованного лица - регионального отделения Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Чувашской Республике Офаринов Л.В. в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.

Заинтересованное лицо Волков В.И., извещенный о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился; о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом – телефонограммой, о причинах неявки не сообщил.

Заинтересованное лицо Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции, не обеспечило.

Прокурор Афанасьева Е.Г. в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагала, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, заключение прокурора, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проверив законность и обоснованность судебного решения судебная коллегия приходит к следующему.

Так, из взаимосвязанных положений статей 84 и 227 КАС РФ следует, что суд принимает решение по административному делу на основании оценки представленных сторонами и истребованных по своей инициативе доказательств.

В силу части 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации новые доказательства могут быть приняты судом апелляционной инстанции в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» следует, что суд апелляционной инстанции вправе отказать лицу, участвующему в деле, в удовлетворении ходатайства о приобщении или об истребовании дополнительных доказательств, только если судом установлено, что непредставление этих доказательств в суд первой инстанции было направлено на затягивание рассмотрения дела или представляло собой иное злоупотребление процессуальными правами.

В случае, если доказательства были необходимы для принятия законного и обоснованного решения и в связи с этим подлежали истребованию судом первой инстанции по своей инициативе независимо от волеизъявления участников спора (часть 3 статьи 62, часть 1 статьи 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), при решении на стадии производства по делу в суде апелляционной инстанции вопроса об их приобщении или истребовании не имеет значения, могли ли эти доказательства быть представлены лицами, участвующими в деле, в суд первой инстанции.

Вопрос о принятии доказательств решается судом апелляционной инстанции с учетом мнений лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 307, часть 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). При этом лица, участвующие в деле, вправе возражать относительно принятия доказательств, ссылаясь на их неотносимость и (или) недопустимость (статьи 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), злоупотребление процессуальными правами и др.

Как следует из материалов административного дела, в обоснование заявленных административных исковых требований об оспаривании решения Ленинской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата административный истец Леонтьева Т.В. указывает на нарушение региональным отделением политической партии порядка уведомления организующую выборы территориальную избирательную комиссию о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списка кандидатов) в депутаты.

Административный ответчик и заинтересованное лицо Региональное отделение Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Чувашской Республике, возражая против заявленных административных исковых требований утверждали о соблюдении региональным отделением политической партии порядка уведомления организующей выборы территориальной избирательной комиссии и Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списка кандидатов) в депутаты, и в подтверждение указанных доводов представили уведомление Ленинской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии о таком мероприятии извещением от 8 июля 2022 года (л.д.64), однако копию такого извещения, направленного в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике не представили.

Поскольку указанное извещение, направленное региональным отделением политической партии в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике являлось необходимым для правильного разрешения настоящего публично-правового спора, судебная коллегия в судебном заседании поставила вопрос о приобщении копии данного извещения от 11 июля 2022 года к материалам настоящего административного дела, и с учетом мнения присутствующих в деле лиц, участвующих в деле, в том числе возражавшего представителя административного истца, приобщила данное извещение к материалам настоящего административного дела (л.д.145).

Согласно ч. 2 ст. 239 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Поскольку административный истец Леонтьева Т.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по тому же одномандатному избирательному округу, что и Волков В.И., то на основании части 10 статьи 239, части 4 статьи 240 КАС РФ она вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального Закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

На территории Чувашской Республики гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, порядок назначения, подготовки, проведения этих выборов устанавливаются указанным выше Федеральным законом, а также Законом Чувашской Республики от 25 ноября 2003 № 41 «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике".

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно ч.9 ст.10 Закона Чувашской Республики от 25.11.2003 N 41 (ред. от 26.05.2022) "О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике" (принят ГС ЧР 11.11.2003) решение избирательной комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан Российской Федерации, осуществляется в порядке и сроки, установленные Федеральным законом (ст.52 Закона Чувашской Республики от 25.11.2003 N 41 "О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике").

На основании п. "в" ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны: извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

Согласно подпункту "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", является основанием для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 указанного федерального закона, иных требований, предусмотренных названным федеральным законом, иным законом.

Центральной избирательной комиссией даны рекомендации (Постановление ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6 «О методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления»), в том числе и в части извещения, указанного в п. "в" ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях».

Так, согласно п. 3.1.1 Методических рекомендаций: извещать избирательную комиссию о проведении мероприятий целесообразно в письменной форме. В соответствующем извещении избирательного объединения необходимо указывать дату, время и место проведения мероприятия, наименование органа избирательного объединения, уполномоченного в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения (далее - устав избирательного объединения) принимать решение о выдвижении кандидатов, списка кандидатов, контактный телефон и контактное лицо. Рекомендуемая форма извещения содержится в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Указанное извещение в адрес избирательной комиссии может быть доставлено представителем избирательного объединения лично, нарочным (с выдачей расписки в получении), передано с помощью электронной почты, а также посредством факсимильной связи либо направлено заблаговременно по почте в срок, достаточный для избирательной комиссии, организующей выборы, для направления своего представителя для участия в указанном мероприятии, в исключительных случаях - телефонограммой. Представителям избирательного объединения рекомендуется убедиться по телефону или иным способом в том, что избирательная комиссия получила соответствующее извещение о проведении мероприятия.

Как было указано выше, решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21 июня 2022 года № 811 на 11 сентября 2022 года назначены дополнительные выборы депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатным избирательным округам №№ 4, 9, 17.

Полномочия избирательной комиссии по выборам депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатным избирательным округам №№ 4, 9, 17 возложены на Ленинскую районную г.Чебоксары территориальную избирательную комиссию решением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики № 9/52-7 от 11 апреля 2022 года (л.д.56).

Зарегистрированный кандидат Волков В.И. выдвинут Региональным отделением Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Чувашской Республике.

Избирательное объединение Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Чувашской Республике проводило мероприятие – Ш этап Конференции по вопросу выдвижения списка кандидатов в депутаты на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов по одномандатным избирательным округам №№ 4, 9, 17.

Сообщение о назначении мероприятия на 16 июля 2022 года на 11.00 час поступило в Ленинскую районную г. Чебоксары территориальную избирательную комиссию 9 июля 2022 года (л.д.64).

Сообщение о назначении указанного мероприятия на указанную дату поступило в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике 11 июля 2022 года (л.д.145).

Факт поступления в Ленинскую районную г.Чебоксары территориальную избирательную комиссию и в Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике вышеуказанных извещений подтверждается имеющимися в материалах дела копиями извещений, на которых имеются штампы о поступлении входящей корреспонденции с указанием даты принятия извещения.

16 июля 2022 года состоялся Ш этап Конференции Регионального отделения Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Чувашской Республике по вопросу выдвижения списка кандидатов в депутаты на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва.

Согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях». Указанным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ предусмотрено, что решение по вопросу о выдвижении списков кандидатов в депутаты принимается в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на конференции регионального отделения партии делегатов, участников общего собрания регионального отделения тайным голосованием (п. п. 1, 4, 6 ст. 25).

Как следует из справки о проведении конференции 16 июля 2022 года, в работе конференции приняли участие 33 делегата.

Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

Кроме того, факт проведения Ш этапа Конференции по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты муниципальных округов подтвержден сведениями, находящимися в общем доступе, опубликованными на официальном сайте депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Аксакова А.

Решением Конференции Регионального отделения Социалистической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Чувашской Республике от 16 июля 2022 года подтверждается выдвижение списка кандидатов в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов по одномандатным избирательным округам на выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике; в приложенном списке по одномандатному избирательному округу N 9 указан Волков В.И.

Данное решение принято делегатами единогласно; из 33 присутствовавших на Конференции делегатов за принятое решение проголосовали 33 делегата. (л.д.60).

Согласно части 10 ст. 32 Устава решения Конференции (Общего собрания) регионального отделения партии оформляются ее (его) протоколом, который подписывает председательствующий и секретарь Конференции (Общего собрания) регионального отделения. При необходимости и в случаях, предусмотренных законодательством, отдельные решения Конференции (Общего собрания) регионального отделения могут оформляться выписками из протокола, которые заверяет Председатель Совета регионального отделения, а в период его отсутствия – его заместитель, которая в обязательном порядке должна быть направлена в Президиум (ч.10 ст. 32 Устава). Решение Конференции (Общего собрания) регионального отделения могут быть отменены Съездом, Президиумом (пункт 11 ст. 32 Устава).

Представленное в территориальную избирательную комиссию решение Конференции от 16 июля 2022 года в виде выписки из протокола от 16 июля 2022 года отражает действительную дату его принятия делегатами Конференции. Выписка из решения заверена заместителем председателя регионального отделения. При этом указанная выписка не ставит под сомнение достоверность изложенных в решении обстоятельств, в связи с чем основания для отказа в регистрации списка кандидатов у территориальной избирательной комиссии отсутствовали (л.д.60).

То обстоятельство, что данная выписка озаглавлена в виде справки, не опровергает главного - что данный документ представляет собой выписку из решения Конференции (Общего собрания) регионального отделения партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Чувашской Республике от 16 июля 2022 года.

Решением Ленинской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии «О заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Чувашской Республике от 22 июля 2022 года № 11/02 заверен список кандидатов по одномандатным избирательным округам на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва, выдвинутый Региональным отделением Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Чувашской Республике (л.д.65-67).

В списке кандидатов указан Волков Виктор Иванович – кандидат от Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» по одномандатному избирательному округу № 9 (л.д. 67).

Указанное решение Ленинской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 22 июля 2022 года № 11/02 административным истцом не оспорено и срок для обращения в суд с заявлением об отмене указанного решения, установленный ч.4 ст. 240 и ст. 93 КАС РФ, истек.

В последующем, оспариваемым решением Ленинской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2022 года № 22/03 в качестве кандидата в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 зарегистрирован Волков В.И., выдвинутый Региональным отделением Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Чувашской Республике (л.д.68).

Разрешая заявленные требования Леонтьевой Т.В. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, пришел к правомерному выводу о том, что не имеется оснований для признания незаконным решения Ленинской районной г.Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2022 года № 22/03 о регистрации кандидата в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва Волкова В.И. по одномандатному избирательному округу № 9.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.

Согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

В соответствии с п. 1, пп. "и" п. 2 ст. 21 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.

Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что полномочиями принятия решения о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) в депутаты представительного органа местного самоуправления на уровне регионального отделения политической партии обладает конференция или общее собрание такого отделения, а при выдвижении списка кандидатов иными структурными подразделениями партии - общее собрание или иной орган подразделения, предусмотренный уставом политической партии.

Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» на территории Чувашской Республики имеет региональное отделение, которое зарегистрировано в установленном законом порядке и включено в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д.9).

В соответствии с Уставом Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» высшим руководящим органом регионального отделения Партии является Конференция (Общее собрание) (статья 32 Устава).

К компетенции Конференции (Общего собрания) регионального отделения относится, в том числе, выдвижение тайным голосованием, в том числе на повторных и дополнительных выборах, в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах кандидатов на должность главы и иные выборные должности муниципальных образований, кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты (члены) представительных органов муниципальных образований (на должность главы и представительные органы муниципального образования, являющегося областным, краевым, окружным и республиканским центром- по предварительному согласованию с Президиумом), если выдвижение не осуществлено Конференцией (Общим собранием) либо Советом соответствующего местного отделения Партии ( п. «в» ч. 2 ст. 33 Устава).

Поскольку федеральным законодательством предусмотрена возможность выдвижения кандидатов (списков в кандидаты) в депутаты на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии, а уставом Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» вопрос о выдвижении, в тои числе на повторных и дополнительных выборах, кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты (члены) представительных органов муниципальных образований находится в компетенции Конференции (общего собрания) регионального отделения, то данный коллегиальный орган обладает соответствующими полномочиями по выдвижению кандидатов (списка кандидатов) в депутаты органов местного самоуправления.

Избирательное объединение на основании подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях» обязано извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

Согласно имеющимся в материалах дела извещениям Совет регионального отделения Партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Чувашской Республике известил Ленинскую районную г.Чебоксары территориальную избирательную комиссию и Минюст РФ по Чувашской Республике о проведении III этапа Конференции по вопросу выдвижения списка кандидатов в депутаты на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва.

Президиумом Центрального Совета Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» 13 июля 2022 согласованы кандидатуры для выдвижения в составе списка кандидатов в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов по одномандатным избирательным округам на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов по одномандатным избирательным округам №№ 4, 9, 17, назначенных на 11.09.2022, в том числе кандидатуры Волкова В.И. по одномандатному избирательному округу № 9 (л.д. 61, 62).

Таким образом, выдвижение Волкова В.И. кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов по одномандатному избирательному округу № 9 региональным отделением партии в Чувашской Республике соответствует требованиям Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» и Уставу Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ».

По вышеизложенным основаниям доводы административного истца о том, что Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Чувашской Республике не уведомляло о мероприятии по выдвижению списка кандидатов в депутаты на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва ни избирательную комиссию, ни Управление Министерства юстиции, отклоняются. При этом установленный пунктом «в» части 2 ст. 33 Устава порядок предварительного согласования выдвижения на дополнительных выборах кандидатов в составе списка кандидатов в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов по одномандатным избирательным округам на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов по одномандатным избирательным округам №№ 4, 9, 17 с Президиумом Центрального Совета политической партии соблюден.

Требование подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» о заблаговременном извещении избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов (списков кандидатов) в депутаты, направлено на создание возможности присутствия представителя избирательной комиссии на таком мероприятии, а именно при разрешении вопроса о выдвижении кандидатов в депутаты и такая цель направлением надлежащего извещения была достигнута. При этом Закон не предписывает извещение Президиумом Центрального Совета Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» о согласовании кандидатур для выдвижения кандидатами в депутаты избирательную комиссию соответствующего уровня и Управление Минюста России по Чувашской Республики о проведении такого мероприятия.

Как указано выше, в соответствии с часть 2 ст. 32 Устава вопрос выдвижения кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты представительных органов муниципального образования находится в компетенции не Президиума, а Конференции (Общего собрания) регионального отделения, являющейся высшим руководящим коллегиальным органом регионального отделения, правомочным принимать решения по всем вопросам деятельности регионального отделения, что согласуется с положениями пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях», согласно которой решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.

Тайное голосование и решение о выдвижении списка кандидатов делегатами Конференции проведено и принято 16 июля 2022 года.

О проводимом 16 июля 2022 года Конференцией мероприятии о выдвижении региональным отделением кандидатов (списков кандидатов), на котором состоялось выдвижение списка кандидатов в депутаты на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва, территориальная избирательная комиссия и Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республики региональным отделением были уведомлены своевременно – 8 и 11 июля, соответственно, и, таким образом, порядок уведомления названных органов, предусмотренный ст. 27 Федерального закона «О политических партиях» соблюден.

Таким образом, административный истец, не привел обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты в соответствии с подпунктом «а» пункта 7 ст.76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Следовательно, доводы и требования административного истца Леонтьевой Т.В. об отмене решения Ленинской районной г.Чебоксары избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Волкова В.И. на основании подпункта «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002г., т.е. вследствие несоблюдения требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», неосновательны и основанием к отмене решения суда первой инстанции не являются.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права при рассмотрении дела, выразившиеся в том, что в нарушение требований ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ суд необоснованно отклонил ходатайство о приобщении к материалам дела заверенных копий всех иных документов представленных для регистрации кандидата Волкова В.И. не влекут отмену решения суда, поскольку настоящий публично-правовой спор разрешен судом исходя из предмета и оснований заявленных административных исковых требований.

Как следует из протокола судебного заседания, судом не были нарушены нормы процессуального права при разрешении ходатайств о приобщении к материалам дела письменных доказательств.

Привлечение судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики на существо принятого судом решения не влияет, в связи с чем несогласие подателя апелляционной жалобы с привлечением данного лица к участию в деле основанием для отмены решения суда не является.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование действующего законодательства, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, надлежащая оценка им дана, в силу чего не могут служить основанием для отмены решения суда.

Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного решения.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 22 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Леонтьевой Т.В. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий Т.Н.Евлогиева

Судьи Н.Э.Фомина

Е.В.Лушникова

Определение06.09.2022