ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-338/20 от 28.08.2020 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Бурченков К.К.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Псковского областного суда в составе:

Председательствующего: Адаева И.А.,

судей: Русаковой О.С., Анашкиной М.М.,

при секретаре: Бошковой А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Себежского районного суда Псковской области от 14 августа 2020 г.,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии Себежского района, принятого в форме Постановления от 03 августа 2020 г. № 143/523 «О регистрации кандидатом на должность Главы Себежского района ФИО1».

В обоснование требований указал, что 19 июня 2020 г. решением Собрания депутатов Себежского района № 177 на 13 сентября 2020 г. назначены выборы Главы Себежского района.

ФИО2 является зарегистрированным кандидатом на должность Главы Себежского района на основании Постановления Территориальной избирательной комиссии Себежского района от 29 июля 2020 г. № 140/511.

ФИО1 является зарегистрированным кандидатом на должность Главы Себежского района, выдвинутым в порядке самовыдвижения, на основании Постановления Территориальной избирательной комиссии Себежского района от 03 августа 2020 г. № 143/523.

Пакет документов, представленный ФИО1 в территориальную избирательную комиссию Себежского района, как кандидатом на должность Главы Себежского района, не соответствует требованиям закона.

В частности, графа «Содержание обязательства» раздела 4 «Обязательства имущественного характера» Справки о принадлежности кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, не заполнена, сведения об отсутствии обязательств путем проставления слова «отсутствует» в указанную графу не внесены, как в отношении себя, так и в отношении своей супруги ФИО3, то есть в представленных ФИО1 в избирательную комиссию документах отсутствуют обязательные, предусмотренные законом сведения.

Полагая, что решение избирательной комиссии подлежит признанию незаконным в порядке статей 239-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), как принятое с нарушением требований, предусмотренных подпунктом «в.1», «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее ФЗ № 67-ФЗ), подпунктом «в.1», «в.2» пункта 8 статьи 36 Закона Псковской области от 01 августа 2003 г. № 295-оз «Избирательный кодекс Псковской области» (далее Оз № 295-оз), обратился в суд с настоящим иском.

ФИО4 при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, воспользовался правом ведения дела через представителя.

Представитель ФИО4 – ФИО5 в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Себежского района в лице председателя комиссии ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Обратила внимание, что ФИО1 представлено уведомление об отсутствии счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, о невладении и неиспользовании иностранных финансовых инструментов. При этом члены избирательной комиссии посчитали, что раз ФИО1 указал на отсутствие какого-либо имущества за границей, то заполнять графу об обязательствах имущественного характера не имелось необходимости.

ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Полагал, что действующее законодательство и разъяснения не обязывают кандидата проставлять слово «отсутствует» в графе 4 «Обязательства имущественного характера», если таких обязательств не имеется. Кроме того, не заполнение указанной графы не приводит к нарушению чьих-либо активных или пассивных избирательных прав.

Прокурор Баев Ю.А. в заключении указал, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Избирательная комиссия Псковской области, проинформированная о рассмотрении настоящего административного иска, представителя для участия в судебном заседании не направила.

Решением Себежского районного суда Псковской области от 14 августа 2020 г. административное исковое заявление ФИО2 удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление территориальной избирательной комиссии Себежского района от 03 августа 2020 г. № 143/523 «О регистрации кандидатом на должность Главы Себежского района ФИО1»».

ФИО1 обратился с апелляционной жалобой, полагает его принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Полагает, что суд первой инстанции не применил материальный закон, подлежащий применению.

Указывает, что графа «Содержание обязательства» раздела 4 «Обязательства имущественного характера» заполнена им в соответствии с требованием примечаний 6 и 12 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 546 и правилами заполнения, приведенными в положении № 6 к Постановлению ТИК Себежского района от 24 июня 2020 г. № 130/455 «О перечне и формах документов, предоставляемых кандидатами и избирательными объединениями в территориальную избирательную комиссию Себежского района при проведении выборов Главы Себежского района», что не было принято во внимание судом при разрешении дела.

Ссылаясь на положения статьи 11 Гражданского кодекса РФ и 14 КАС РФ, указывает на злоупотребление административным истцом правом и нарушение состязательности и равноправия сторон.

В судебное заседание апелляционной инстанции не явились административный истец ФИО2 и представитель административного ответчика - ТИК Себежского района ФИО6, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Представитель административного ответчика представил письменное заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.

Судебная коллегия не видит препятствий для рассмотрения апелляционной жалобы при данной явке.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 КАС РФ).

В суде апелляционной инстанции ФИО1 и его представитель ФИО7 поддержали доводы апелляционной жалобы, указали на несущественность допущенного нарушения, применение при подготовке документов методических рекомендаций ТИК Себежского района и обязанность последней проверять представленные кандидатом документы. Сослались на судебную практику в части возможности исправить выявление ТИК недостатки в документах, полагали действия ФИО2, направленные на снятие кандидатов с выборов главы района, недобросовестными.

Представитель ФИО2 – ФИО5 указал на законность и обоснованность оспариваемого судебного решения.

Прокурор Гусакова Л.В. в заключении полагала, что оснований для вмешательства в постановленное судом первой инстанции решение не имеется.

Выслушав доклад судьи Анашкиной М.М., проверив материалы административного дела, с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, пояснений лиц, участвующих в рассмотрении апелляционной жалобы, заключения прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее ФЗ № 67-ФЗ).

Кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы (часть 2 статьи 239 КАС РФ).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Собрания депутатов Себежского района Псковской области от 19 июня 2020 г. № 177 на 13 сентября 2020 г. назначены выборы Главы Себежского района.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Себежского района от 29 июля 2020 г. № 140/511 зарегистрирован кандидат на должность Главы Себежского района ФИО2, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение в Псковской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА».

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Себежского района от 03 августа 2020 г. № 143/523 зарегистрирован кандидат на должность Главы Себежского района ФИО1, выдвинутый в порядке самовыдвижения.

Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, иным законом (пункт 6 статьи 76 ФЗ № 67-ФЗ).

Пунктом 6 статьи 67 Закона Псковской области от 01 августа 2003 г. № 295-оз «Избирательный кодекс Псковской области» (далее Избирательный кодекс) предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 8 - 10 статьи 36 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом.

В соответствии с подпунктом «в.2» пункта 24 статьи 38 ФЗ № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 Федерального закона, иным законом.

Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата при проведении выборов на должность глав муниципального района содержится в подпункте в.2) пункта 8 статьи 36 Избирательного кодекса Псковской области.

Согласно подпункту а) пункта 3.1) статьи 33 ФЗ № 67-ФЗ при проведении выборов глав муниципальных районов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей.

Подпункт а) пункта 7.1 статьи 30 Избирательного кодекса предусматривает, что при проведении выборов глав муниципальных районов кандидат также представляет в избирательную комиссию по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей.

Форма справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов утверждена Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 г. № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» (далее Указ Президента РФ № 546).

Пунктом 3 Указа Президента № 546 установлено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным настоящим Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.

Исходя из содержания указанных выше норм, кандидат на должность главы муниципального района обязан предоставить справку о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации в установленной форме, и заполнить графы такой справки в соответствии с требованиями Указа Президента РФ № 546.

25 июля 2020 г. ФИО1 предоставил в территориальную избирательную комиссии Себежского района документы, необходимые для регистрации кандидата на должность, среди которых находились две справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, оформленные в отношение себя и своей супруги.

Однако раздел 4 «Обязательства имущественного характера» данных справок не заполнен, что указывает на отсутствие в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, необходимых сведений в отношении себя и супруги, и, соответственно, оснований, предусмотренных подпунктом «в.2» пункта 24 статьи 38 ФЗ № 67-ФЗ и подпунктом в.2) пункта 8 статьи 36 Избирательного кодекса, для отказа в регистрации кандидата на должность Главы Себежского района Псковской области.

В связи с изложенным, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что ФИО1 для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата не представил предусмотренные законом сведения об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации в отношении себя и своей супруги, следовательно, регистрация кандидатом на должность Главы Себежского района ФИО8 осуществлена с нарушением требований закона, предъявляемых к оформлению документов и объему содержащихся в них сведений.

Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ФИО1 и представителя ТИК Себежского района о том, что в сносках к форме справок в отношении раздела 4 не содержится требования об обязательном проставлении записи «отсутствует».

Аналогичный довод содержится в апелляционной жалобе ФИО1

Требование об обязательном проставлении в указанной справке записи «отсутствует» предусмотрено пунктом 3 Указа Президента РФ № 546, а наличие уведомления от ФИО1 об отсутствии счетов (вкладов) наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами РФ от 16 июля 2020 г., не освобождает его от обязанности заполнения формы справки в соответствии с требованиями Указа Президента РФ № 546.

Более того, понятие «обязательства имущественного характера» по своему значению шире понятий «счет (вклад), наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, иностранные финансовые инструменты».

При этом суд первой инстанции верно отметил, что ФИО1 в соответствующих графах раздела 2 справок - «сведения об имуществе» проставил запись - «отсутствует», что свидетельствует об осведомленности кандидата об установленных действующим законодательством требованиях к оформлению им данных избирательных документов.

Разрешая заявленные требования, судом первой инстанции принято во внимание, что избирательная комиссия в порядке пункта 1.1 статьи 38 ФЗ № 67-ФЗ не известила ФИО1 об имеющихся недостатках в представленных им документах, однако неисполнение избирательной комиссией предписаний федерального законодательства об извещении кандидата о недостатках в представленных им документах не освобождает кандидата от обязанности соблюдать установленные законом правила выдвижения и регистрации, иное нарушало бы принцип равенства прав и обязанностей всех кандидатов, закрепленный пунктом 1 статьи 39 ФЗ № 67-ФЗ.

Позиция суда первой инстанции согласуется с позицией, изложенной в пункте 2.2. Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2017 г., согласно которому в случае отсутствия недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок. Отсутствие такой записи свидетельствует о непредставлении указанных сведений.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает оспариваемое судебное решение законным и обоснованным, оснований для вмешательства в него не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права.

Документы, предоставляемые для регистрации кандидата, должны соответствовать пункту 3 Указа Президента № 546, поэтому доводы апеллянта в части того, что он использовал для подготовки документов методические рекомендации ТИК Себежского района, сведения, содержащиеся в примечаниях 6 и 12 к форме справки, утвержденной данном Указом Президента РФ, не могут быть приняты во внимание.

Ссылка на судебную практику необоснованна, поскольку не относится к предмету настоящего спора.

Аргументы апеллянта о злоупотреблении ФИО2 правом и нарушении равноправия и состязательности сторон при разрешении дела, судебная коллегия находит несостоятельными в ввиду отсутствия в материалах дела соответствующих доказательств.

Обращения кандидата в суд с исками, имеющими цель снять с выборов иных кандидатов, не может расцениваться как злоупотребление правом. Право обращения кандидата в суд гарантировано законом.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для вмешательства в постановленное судом решение.

Доводы, приводимые в апелляционной жалобе, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, не могут повлечь отмену законного и обоснованного судебного решения.

Руководствуясь статьями 307, 309 -311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Себежского районного суда Псковской области от 14 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

На решение суда первой инстанции и (или) апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции общей юрисдикции.

Председательствующий И.А. Адаев

Судьи: О.С. Русакова

М.М. Анашкина