Судья Галикеева Р.С. № дела суда 1 инст. 2а-342/2020
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33а-12175/2020
г. Уфа 17 августа 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей Портновой Л.В.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Романовой А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО3 к администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения об исключении из списка и обязании восстановить семью в списках молодых семей – получателей социальных выплат в рамках Государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 № 686, взыскании судебных расходов, по апелляционной жалобе ФИО2, ФИО3 на решение Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 09 июня 2020 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО2, ФИО3 к администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения об исключении из списка и обязании восстановить семью в списках молодых семей – получателей социальных выплат в рамках Государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 № 686, взыскании судебных расходов отказать.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации МР Чекмагушевский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения об исключении из списка и обязании восстановить семью в списках молодых семей – получателей социальных выплат в рамках Государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года № 686, взыскании судебных расходов. Требования мотивированы тем, что 29 января 2020 года в адрес истцов поступило уведомление за исх. № б/н от 29 января 2020 года, которым Администрация сообщила о том, что жилищной комиссией принято решение не включать семью истцов в заявку на предоставление в 2020 году социальных выплат, и об исключении из списка молодых семей-получателей социальных выплат при рождении детей в связи с утратой оснований, дающих право на получение социальной выплаты. При этом сам протокол заседания жилищной комиссии и ее решение в их адрес не направлялись. Свое решение Администрация мотивировала тем, что п. 1.1. и 1.2. Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям при рождении ребенка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан, не предусматривает возможность социальной выплаты для погашения части кредита, предоставленного в целях рефинансирования (перекредитования) ранее полученного кредита на приобретение жилого помещения. Социальная выплата предоставляется молодой семье на погашение основной суммы долга и уплату процентов по договору об улучшении жилищных условий, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному договору. Договор <***> от 23 мая 2018 года, заключенной между истцами и ПАО «Сбербанк России», является кредитным договором и соответствует всем требованиям § 2 главы 42 ГК РФ. Более того, исполнение кредитных обязательств обеспечиваются договором ипотеки № б/н от 23 мая 2018 года, что позволяет отнести кредитный договор <***> от 23 мая 2020 года к ипотечному в силу взаимосвязанных положений Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». В рассматриваемом случае, объект недвижимости так и остался в залоге, поменялся залогодержатель. Кредитный договор <***> от 23 мая 2018 года заключен с ПАО «Сбербанк России» с единственной целью - снизить долговую нагрузку семьи истца. Так, кредит «Сбербанком» выдан под 11,5 процентов годовых на 120 месяцев, тогда как ранее выданный банком «УРАЛСИБ» кредит выдавался под 16,5 процентов годовых сроком на 240 месяцев.
Просят признать незаконным решение администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан, выраженное в письме за исх. № 264 от 29 января 2020 года, об исключении семьи И-вых из списка молодых семей—получателей социальных выплат в рамках Государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 № 686; обязать администрацию муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан восстановить семью И-вых в списке молодых семей — получателей социальных выплат в рамках Государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 № 686; взыскать с администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда ФИО2, ФИО3 в апелляционной жалобе просят решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что денежные средства, полученные ими в ПАО «Сбербанк России» 23 мая 2018 года по кредитному договору <***> направлены на улучшение жилищных условий. При этом кредит в ОАО «Банк УралСиб» от 14 октября 2014 года погашен досрочно с целью снижения финансовой нагрузки путем заключения договора с другим банком на условиях рефинансирования долга. По обоим договорам предметом ипотеки является одна и та же квартира, на который оформлен залог. Запрет рефинансирования долга Порядком и иными нормативными правовыми актами не установлен.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) признает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО2 и ФИО3, поддержавших доводы жалобы, пояснивших, что они фактически просили признать незаконным решение жилищной комиссии от 28 января 2020 года, оформленного протоколом № 2, о чем сообщили им уведомлением от 29 января 2020 года, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В силу пунктов 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 07 октября 2013 года ФИО2 и ФИО3 обратились в администрацию муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы семьи истцов в составе их и дочери - ФИО4, дата года рождения.
В ответ Комитет по делам молодежи Администрации сообщил об удовлетворении данного заявления и включении нашей семьи в список участников республиканской программы поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
14 октября 2014 года И-вы заключили с ОАО «БАНК УРАЛСИБ» кредитный ипотечный договор <***> на приобретение квартиры площадью 58,8 кв.м., расположенной по адресу: адрес, стоимостью 2 850 000 рублей на сумму 1 995 000 рублей с процентной ставкой - 16,25% годовых сроком кредитования 240 месяцев.
Исполнение обязательства обеспечена залогом указанной квартиры.
29 декабря 2015 года ФИО2 обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении социальной выплаты в рамках республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2015-2020 годы, в объеме стоимости 12 кв.м, жилья на снижение основной суммы долга и уплаты процентов по вышеуказанному кредитному договору в связи с рождением второго ребенка - ФИО5, дата года рождения.
23 мая 2018 года административные истцы заключили с ПАО «Сбербанк России» кредитный договор <***> на погашение кредита, предоставленного ОАО «Банк Уралсиб» на приобретение объекта недвижимости. Процентная ставка на момент заключения данного кредитного договора составила 11,5 процентов годовых. Вид кредита в договоре - рефинансирование под залог недвижимости. Сумма кредита составила 1328447,21 рублей, срок кредитования - 120 месяцев.
В целях обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору <***> от 23 мая 2020 года административными истцами заключен с ПАО «Сбербанк России» договор ипотеки с залогом объекта недвижимости, расположенного по адресу: адрес
25 мая 2018 года обязательства по кредитному договору <***> от 14 октября 2014 года И-выми исполнены, кредит полностью погашен, что подтверждается справкой банка и сторонами не оспаривается.
Уведомлением администрации муниципального района Чекмагушевского района Республики Башкортостан № 264 от 29 января 2020 года сообщено, что 28 января 2020 года жилищной комиссией рассматривался вопрос о включении семьи ФИО2 в заявку на предоставление в 2020 году социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка (детей) молодым семьям, которые изъявили желание получить социальные выплаты в рамках Государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 № 686, и принято решение не включать семью И-вых в заявку на предоставление в 2020 году социальных выплат, её семья исключена из списка молодых семей-получателей социальных выплат.
Указано, что согласно п. 1.1, 1.2 Порядка социальная выплата предоставляется молодым семьям, дети в которых родились до 31 декабря 2015 года включительно, в форме погашения невыплаченной стоимости приобретенного жилого помещения, строящихся жилого помещения или индивидуального жилого дома либо основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному (ипотечному) договору (договору займа) на приобретение жилого помещения, строящегося жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, то есть Порядком определено целевое назначение социальной выплаты в, виде погашения части ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение (строительство) жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства. Порядок не предусматривает возможность получения молодыми семьями социальной выплаты для погашения части кредита, предоставленного в целях рефинансирования (перекредитования) ранее полученного кредита на приобретение (строительство) жилого помещения.
Решение жилищной комиссии Администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан подтверждается выпиской из протокола № 2 от 28 января 2020 года, согласно которому семья ФИО2 исключена из списка в связи с утратой оснований для получения социальной выплаты (л.д. 98-99).
Разрешая заявленные административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей) по Государственной программе «Развитие строительного комплекса и архитектуре Республике Башкортостан», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года № 686 не предусматривает получения молодыми семьями социальной выплаты для погашения части кредита, предоставленного в целях рефинансирования (перекредитования) ранее полученного кредита на приобретение (строительство) жилого помещения, а потому правовых оснований для признания семьи И-вых участником программы и оставления её на учете для участия в программе у органа местного самоуправления отсутствовали.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку находит их основанными на неправильном применении норм материального права.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»).
В силу подпунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу положений подпункта «е» пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Пунктом 42 названных Правил в случае использования социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом «е» пункта 2 Правил, распорядитель счета представляет в банк следующие документы: а) договор банковского счета; б) кредитный договор (договор займа); в) выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на приобретенное жилое помещение или документы на строительство - при незавершенном строительстве жилого дома; г) справку кредитора (заимодавца) об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
Согласно Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей), введенного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 марта 2016 года № 73, для получения социальной выплаты молодая семья в течение года после рождения (усыновления) ребенка (детей) представляет в администрацию муниципального образования Республики Башкортостан по месту постоянного жительства документы, установленные пунктом 2.3.
Согласно пункта 1.2 Порядка, социальная выплата при рождении (усыновлении) ребенка (детей) предоставляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан в форме погашения невыплаченной стоимости приобретенного жилого помещения, строящегося жилого помещения или строящегося индивидуального жилого дома либо основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному (ипотечному) договору (договору займа) на приобретение жилого помещения, строящегося жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее договоры об улучшении жилищных условий). Социальные выплаты предоставляются на погашение основной суммы долга и уплату процентов по договорам об улучшении жилищных условий, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным договорам.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка право на получение социальной выплаты имеет молодая семья, отвечающая следующим требованиям: а) признанная в установленном порядке нуждающейся в жилых помещениях на момент заключения договора об улучшении жилищных условий; б) имеющая непогашенный остаток по договору об улучшении жилищных условий на момент рождения (усыновления) ребенка (детей); в) возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье на момент рождения (усыновления) ребенка (детей) не превышал 35 лет; г) ребенок (дети) в такой семье рожден (рождены) (усыновлен (усыновлены)) до 31 декабря 2015 года включительно.
Согласно пункту 2.3 Порядка, для получения социальной выплаты молодая семья в течение года после рождения (усыновления) ребенка (детей) представляет в администрацию муниципального образования Республики Башкортостан по месту постоянного жительства копию кредитного (ипотечного) договора (договора займа) и справку об остатке задолженности по данному договору.
Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что основанием для отказа молодой семье в получении социальной выплаты является несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 2.1 Порядка.
Таким образом, целевое назначение социальной выплаты, предоставляемой молодой семье - погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение (строительство) жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства.
Исходя из целей, указанных в подпункте «е» пункта 2 вышеозначенных Правил, согласно которым социальные выплаты на приобретение жилья используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, с учетом того, что у семьи И-вых имеется непогашенный остаток по кредитному договору <***> от 23 мая 2018 года в ПАО «Сбербанк России» в сумме 1 099 688,41 рублей – основной долг и проценты в сумме 7 998,52 рублей (л.д. 53), который соответствует требованиям Порядка, направлен на погашение ранее предоставленного молодой семье ипотечного кредита на приобретение жилья, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности и необоснованности выводов суда первой инстанции.
Как следует из условий кредитного договора <***> от 14 октября 2014 года с ОАО «БАНК УРАЛСИБ», так и из условий кредитного договора <***> от 23 мая 2018 года с ПАО «Сбербанк России», целевое назначение первоначального кредита и рефинансируемого кредита - приобретение квартиры, расположенной по адресу: адрес
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления И-вых о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации муниципального района Чекмагушевский район РБ от 28 января 2020 года (протокол № 2) об исключении семьи ФИО2 из списка молодых семей-получателей социальных выплат при рождении ребенка, с обязанием администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан устранить допущенное нарушение путем рассмотрения вопроса о включении семьи ФИО2 в список молодых семей – получателей социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка (детей), изъявивших желание получить социальные выплаты в рамках Государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утверждённой постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года № 686.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ с Администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан в пользу ФИО2 подлежат взысканию её расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей при обращении с административным иском в суд.
Руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 09 июня 2020 года отменить.
Принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований ФИО2, ФИО3
Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации муниципального района Чекмагушевский район РБ от 28 января 2020 года (протокол № 2) об исключении семьи ФИО2 из списка молодых семей-получателей социальных выплат при рождении ребенка.
Обязать Администрацию муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан рассмотреть вопрос о включении семьи ФИО2 в список молодых семей – получателей социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка (детей), изъявивших желание получить социальные выплаты в рамках Государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утверждённой постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года № 686.
Взыскать с Администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан в пользу ФИО2 государственную пошлину в размере 300 рублей.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Л.В. Портнова
ФИО1